Страницы

09.11.2011

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) биография


Биография
Итальянский инженер, техник, ученый, математик, анатом, ботаник, музыкант, живописец, скульптор, архитектор, философ эпохи Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в городке Винчи, недалеко от Флоренции. Отец, сеньор, мессэр Пьеро да Винчи, был богатым нотариусом, так же как и четыре предыдущих поколения его предков. Умер Пьеро да Винчи в 77 лет (в 1504 г.), за свою жизнь имел четырех жен и был отцом десяти сыновей и двух дочерей (последний ребенок родился, когда ему было 75 лет). О матери Леонардо почти ничего не известно: в его биографиях чаще всего упоминается некая "молодая крестьянка" Катерина.
Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1511
Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1511
В эпоху Возрождения к незаконнорожденным часто относились так же, как к детям, рожденным в законном браке. Леонардо сразу был признан своим отцом, но после рождения был отправлен вместе с матерью в деревню Анхиано. В 4 года его забрали в семью отца, где он получил наачльное образование: чтение, письмо, математика, латынь. Одна из особенностей Леонардо да Винчи - его почерк: Леонардо был левша и писал справа налево, переворачивая буквы так, что текст легче было читать с помощью зеркала, но если письмо было адресовано кому-либо, он писал традиционно. Когда Пьеро было за 30, он переехал во Флоренцию и обосновал там свое дело. Чтобы найти работу для сына, отец привез его во Флоренцию. Будучи незаконно рожденным, Леонардо не мог стать юристом или врачом и отец решил сделать из него художника. В то время художники, считавшиеся ремесленниками и не принадлежавшие к элите, стояли чуть выше портных, но во Флоренции испытывали к живописцам гораздо больше почтения, чем в других городах-государствах.


В 1467-1472 Леонардо обучался у Андреа дель Верроккио - одного из ведущих художников того периода - скульптора, бронзолитейщик, ювелира, устроителя праздненств, одного из представителей Тосканской школы живописи. Талант Леонардо-художника был признан учителем и публикой, когда юному художнику едва исполнилось двадцать лет: Верроккьо получил заказ написать картину "Крещение Христа" (Галерея Уффици, Флоренция), второстепенные фигуры должны были писать ученики художника. Для живописи в то время использовались темперные краски - яичный желток, вода, виноградный уксус и цветной пигмент - и в большинстве случаев картины получались тусклыми. Леонардо рискнул писать фигуру своего ангела и пейзаж недавно открытыми масляными красками. По легенде, увидев работу ученика, Верроккио сказал, что "его превзошли и отныне все лица будет писать только Леонардо". Он овладевает несколькими техниками рисунка: итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо.
В 1472 Леонардо был принят в гильдию живописцев - гильдию Святого Луки, но остался жить в доме Верроккио. Собственную мастерскую во Флоренции он открыл между 1476 и 1478 годами. 8 апреля 1476 Леонардо да Винчи по доносу был обвинен в садомее и арестован вместе с тремя друзьями. В то время во Флоренции садомея была преступлением, а высшей мерой было сожжение у столба. Судя по записям того времени, многие сомневались в виновности Леонардо, ни обвинителя, ни свидетелей так и не нашли. Избежать сурового приговора, вероятно, помогло и то, что среди арестованных был сын одного из вельмож Флоренции: был суд, но провинившихся отпустили после небольшой порки. В 1482, получив приглашение ко двору правителя Милана Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи неожиданно уехал из Флоренции. Лодовико Сфорца считался самым ненавистным тираном в Италии, но Леонардо решил, что Сфорца будет для него лучшим покровителем, чем Медичи, правившие во Флоренции и не взлюбившие Леонардо. Первоначально герцог взял его в качестве устроителя придворных праздников, для которых Леонардо придумывал не только маски и костюмы, но и механические "чудеса". Великолепные праздники работали на преумножение славы герцога Лодовико. За жалование меньшее, чем у придворного карлика, в замке герцога Леонардо исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, придворного художника, позднее - архитектора и инженера. Одновременно Леонардо "работал на себя", занимаясь несколькими направлениями науки и техники одновременно, но за большую часть работы ему не платили, так как Сфорца не обращал никакого внимания на его изобретения.
В 1484-1485 годах около 50 тысяч жителей Милана умерло от чумы. Леонардо да Винчи, считавший причиной этого перенаселенность города и грязь, царившую на узких улочках, предложил герцогу построить новый город. По плану Леонардо город должен был состоять из 10 районов по 30 тысяч жителей, в каждом районе должна была быть своя канализация, ширина самых узких улиц должна была равняться средней высоте лошади (через несколько столетий Государственный совет Лондона признал предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдал приказ следовать им при разбивке новых улиц). Проект устройства города, как и многие другие технические идеи Леонардо, герцог отверг. Леонардо да Винчи было поручено основать в Милане академию художеств. Для преподавания он составил трактаты о живописи, свете, тенях, движении, теории и практике, перспективе, движениях человеческого тела, пропорциях человеческого тела. В Милане возникает Ломбардская школа, состоявшая из учеников Леонардо. В 1495 году по просьбе Лодовико Сфорца Леонардо начал рисовать свою «Тайную вечерю» на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. 22 июля 1490 Леонардо поселил в своем доме юного Джакомо Капротти (впоследствии он стал звать мальчика Салай - "Демон"). Что бы ни вытворял юноша, Леонардо прощал ему все. Отношения с Салаем были самыми постоянными в жизни Леонардо да Винчи, не имевшего семьи (ни жены, ни детей он не хотел), а после его смерти Салай унаследовал многие картины Леонардо. После падения Лодовика Сфорца Леонардо да Винчи покинул Милан.
Леонардо да Винчи. Мадонна Лита (Madonna Litta) 1478-1482
«Мадонна Литта» (Madonna Litta, 1478-1482, Эрмитаж, Санкт-Петербург)
В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), во Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Милане (1506, 1507-1513), Риме (1513-1516). В 1516 (1517) принял приглашение Франциска I и уехал в Париж. Леонардо да Винчи не любил долго спать, был вегетарианцем. По некоторым свидетельствам Леонардо да Винчи был прекрасно сложен, обладал огромной физической силой, обладал недурными познаниями в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании. В математике его привлекало только то, что можно увидеть, поэтому для него она прежде всего состояла из геометрии и законов пропорции.
Леонардо да Винчи пытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой, моделированием. К тем областям, которые былиинтересны Леонардо да Винчи относились акустика, анатомия, астрономия, аэронавтика, ботаника, геология, гидравлика, картография, математика, механика, оптика, конструирование оружия, гражданское и военное строительство, планировка городов. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 в замке Клу недалеко от Амбуаза (Турень, Франция).
Среди произведений Леонардо да Винчи - живопись, фрески, рисунки, анатомические рисунки, заложившие основу для появления научной иллюстрации, произведения архитектуры, проекты технических сооружений, записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), «Трактат о живописи» (Леонардо начал писать трактат еще в Милане по просьбе Сфорца, пожелавшего узнать, какое искусство более благородно - скульптура или живопись; окончательный вариант был составлен после смерти Леонардо да Винчи его учеником Ф.Мельци).
Живопись, рисунок:
за свою жизнь Леонардо да Винчи создал всего около двенадцати законченных картин
  • «Крещение Христа» (после 1470; картина Верроккио, Леонардо да Винчи создал фигуру ангела, расположенного в левом углу картины и пейзаж; Галерея Уффици, Флоренция)
  • «Благовещение» (около 1474, картина; Галерея Уффици, Флоренция)
  • «Мадонна с цветком» (картина, Мюнхенский музей)
  • «Мадонна Литта» (картина, Эрмитаж, Санкт-Петербург)
  • «Мадонна Бенуа» (около 1478, картина; Эрмитаж, Санкт-Петербург)
  • «Античный воин» (1475, рисунок, Британский музей)
  • «Поклонение волхвов» (1481-1482, картина не закончена; подмалевок в Уффици)
  • «Святой Иероним» (1481-1482, картина не закончена; с 1845 года - в галерее Ватикана)
  • «Портрет музыканта» (картина не закончена; Амброзиана, Милан)
  • "Мадонна в скалах" (1483-1494, картина; Лувр, Париж; второй вариант - около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон)
  • «Дама с горностаем» (1484; портрет Цецилии Галлерани - возлюбленной Лодовико Сфорцо)
  • «Джоконда» (портрет Моны Лизы, около 1503, Лувр, Париж)
    «Джоконда» (портрет Моны Лизы, 1503, Лувр, Париж)
    «Тайная вечеря» (1495-1497, фреска; трапезная доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие, Милан). Судя по записям самого Леонардо, для образа Христа он нашел двоих натурщиков: «Христос: граф Джованни, который служил при дворе кардинала де Мортаро... Алессандро Кариссимо из Пармы для рук Христа». В результате образ Христа стал обобщенным. Наиболее сложным оказалось создание образа Иуды: предшественники Леонардо зрительно отделяли фигуру Иуды, помещая ее на противоположный край стола от Христа и его одиннадцати учеников; Леонардо да Винчи расположил Иуду среди учеников, выделив его посредством жеста и символов - Иуда сжимает в руке кошелек с деньгами и ставит на стол соль, считавшуюся символом угрожающего или неизбежного зла. Натурщик для написания лица Иуды искался дольше, чем для других персонажей картины: чтобы нарисовать Иуду, Леонардо посещал миланские притоны, куда заглядывали преступники, и приор Санта Мария делле Грацие пожаловался герцогу Сфорца на его «лень». По легенде, Леонардо ответил, что он ищет лицо Иуды, но что если время поджимает, то он может воспользоваться лицом приора, которое очень подходит для этого. Первоначальный внешний вид фреска сохраняла не долго. Леонардо пришлось рисовать на каменной стене, поэтому он решил сперва покрыть ее специальным составом из смолы и мастики, чтобы защитить картину от сырости. В 1500 году случилось сильное наводнение и монастырь, располагавшийся в низине, был частично затоплен. Уникальная фреска начала разрушаться почти сразу после ее создания: краски стали отслаиваться. Кроме того, со временем на извести и на старом кирпиче начали проступать кислоты и соли. Некоторые исследователи утверждают, что одной из причин разрушения фрески стало и экспериментальное применение масла в смеси с темперой. Уже в 1556 году на фреске было почти ничего не видно, кроме пятен. В XVII и XVIII вв. фреска неоднократно реставрировалась, но неудачно. Последняя реставрация проводилась Мауро Пелличиоли между 1946 и 1954 годами, после которой фреске вернули сходство с оригиналом.
  • «Джоконда» (портрет Моны Лизы, около 1503, Лувр, Париж)
  • «Битва при Ангьяри» (1503-1506, фреска, зал Большого Совета в Палаццо Веккьо; не закончена и не сохранилась, известна по копиям с картона и по эскизу, недавно обнаруженному в частном собрании в Японии)
  • "Автопортрет" (около 1510-1513, сангина)
  • «Иоанн Креститель» (около 1513-1517, Лувр, Париж)
  • «Потоп» (около 1514-1516, цикл рисунков; итальянский карандаш, перо; Королевская библиотека, Виндзор).
Архитектура и градостроительство:
варианты «идеального города»; проект двухуровневых городских дорог: верхний уровень - для пешеходов, нижний - для движения экипажей, оба уровня предполагалось соединять винтовыми лестницами с площадками для отдыха; варианты центрально-купольного храма.
Медицина, биология, ботаника:
Витрувианский человек Леонардо да Винчи (канонические пропорции)
Витрувианский человек Леонардо да Винчи (канонические пропорции)
многие считают Леонардо да Винчи основоположником научной ботаники
  • Создание системы анатомических рисунков, использующихся и в современном обучении медиков. Система Леонардо да Винчи включала в себя показ объекта в четырех видах, в том числе изображения органов и тел в поперечном разрезе; все рисунки были настолько ясны и убедительны, что никто больше не мог отрицать значения рисунка в преподавании медицины.
  • Изобретение метода анатомирования глаза
  • Первое описание "законов зрения". Леонардо знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде, и проверил это с помощью изобретенной им камеры-обскуры.
  • Первое описание клапана правого желудочка сердца, носящего его имя
  • Изобретение техники просверливания мелких дыр в черепе умершего и заполнения расплавленным воском полостей мозга в целях получения отливок
  • Изобретение стеклянных моделей внутренних органов
  • Первое описание законов филлотаксии, управляющих расположением листьев на стебле
  • Первое описание законов гелиотропизма и геотропизма, описывающих влияние солнца и гравитации на растения
  • Открытие возможности определения возраста растений с помощью изучения структуры их стеблей, а возраста деревьев - по годовым кольцам
Механика, оптика:
  • Проекты металлургических печей
  • Проекты прокатных станов
  • Проекты печатных машин. Листы бумаги, обычно загружаемые в печатные прессы вручную, загружались туда автоматически
  • Проекты деревообрабатывающих машин
  • Проекты ткацких станков
  • Машина для производства напильников
  • Машина для производства металлических винтов
  • Машина для производства веревки
  • Машина, пробивавшая дыры в заготовках и чеканившая монету
  • Проект подводной лодки
  • Проект "танка" - конструкции, приводимой в движение восемью воинами, находившимися внутри, и снабженной двадцатью пушками
  • Проект парового ружья - архитронито. В ружье происходил быстрый выброс пара, обеспеченный вмонтированным в ствол клапаном. Пар мог посылать пулю на расстояние 800 метров.
  • Проекты летательных аппаратов и парашюта
  • Проекты каналов и ирригационных систем, проект соединения Флоренции и Пизы посредством канала.
  • Проект механического вертела для приготовления мяса. К вертелу было присоединено подобие пропеллера, который должен был вращаться под действием потоков нагретого воздуха, идущих вверх от огня. К ряду приводов длинной веревкой был прикреплен ротор, усилия передавались на вертел с помощью ремней или металлических спиц. Чем сильнее разогревалась печь, тем быстрее вращался вертел, что предохраняло мясо от подгорания.
  • Инструмент для измерения интенсивности света. Фотометр, нарисованный Леонардо, не менее практичен, чем предложенный американским ученым Бенджамином Румфордом три столетия спустя.
  • Проект лыжеподобных башмаков для хождения по воде
  • Перепончатые перчатки для плаванья
  • Вращающийся вытяжной колпак для дымоходов
  • Вращающиеся мельницы для производства тонких, унифицированных листов металла
  • Проект переносных разборных домов
  • Шлифовальные машины
  • Масляная лампа со стеклянной сферой, наполненной водой для усиления яркости света
  • Разрозненные формулировки принципа инерции, который на протяжении многих лет назывался принципом Леонардо (позднее в сформулированном виде - закона инерции - первого закона Ньютона): «Ничто не может двигаться само собой, движение вызвано воздействием чего-то другого. Этим другим является сила», «движение стремится к сохранению, или, скорее, движущиеся тела продолжают двигаться до тех пор, пока в них продолжает действовать сила движителя (начального импульса)»
Великий флорентиец - самый бесспорный гений человечества. Леонардо творил в ХV веке, однако его произведения не просто сохранились до сих пор, чудо в том, что они еще и развиваются как бы сами по себе. Такой живительный импульс вдохнул автор в, казалось бы, неодушевленные предметы! Как?
1. Леонардо многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них "дозреет". Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, да еще и справа налево. Но и этого мало - он все буквы переворачивал в зеркальном изображении. Он говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, обожал составлять ребусы. Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, видимо, немало, поэтому те или иные его детища вдруг обнаруживаются через века. Как было с мадонной Бенуа, которую долгое время в качестве домашней иконы возили с собой странствующие актеры.
2. Леонардо изобрел принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Итальянец советовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды, когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится. Второе чудо Моны Лизы в том, что она "живая". На протяжении веков ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания разных наук, поэтому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг рассеялись (сфумато) по свету и постепенно открываются человечеству.
3. Леонардо предпочитал метод аналогии всем другим. Приблизительность аналогии - это преимущество перед точностью силлогизма, когда из двух умозаключений неизбежно следует третье. Но одно. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее. Взять хоть знаменитую иллюстрацию Мастера, доказывающую пропорциональность человеческого тела. С раскинутыми руками и раздвинутыми ногами фигура человека вписывается в круг. А с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками - в квадрат, при этом образуя крест. Такая "мельница" дала толчок ряду разнообразных мыслей. Флорентиец оказался единственным, от кого пошли проекты церквей, когда алтарь помещается посередине (пуп человека), а молящиеся - равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения - шариковому подшипнику.
4. Леонардо любил использовать правило контрапоста - противопоставления противоположностей. Контрапост создает движение. Делая скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, художник расположил ноги скакуна в контрапосте, что создавало иллюзию особого свободного хода. Все, кто видел статую, невольно меняли свою походку на более раскованную.
5. Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность - обязательное качество жизни. Окончить - значит убить! Медлительность творца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений - "незавершенка". Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. У Мастера был особый состав, с помощью коего он на готовой картине будто специально проделывал "окна незаконченности". Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить.
Изобретения
Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни — колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середие XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат, а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке.
ImageНо, как это часто бывает, признание к гениям приходит спустя века: многие его изобретения были дополнены и модернизированы, а сейчас используются в повседневной жизни.
Например, Леонардо да Винчи создал устройство, способное сжимать воздух и прогонять его по трубам. У этого изобретения очень широкий спектр применения: от разжигания печей до … вентиляции комнат.
Леонардо — не первый ученый, которого заинтересовала возможность человека долгое время оставаться под водой. Например, Леон Баттиста Альберти планировал поднять некоторые римские суда со дна озера Неми. Леонардо же пошел дальше просто планов: он создал проект водолазного костюма, который изготавливался из водонепроницаемой кожи. Он должен был иметь большой нагрудный карман, который заполнялся воздухом для увеличения объема, что облегчало подъем водолаза на поверхность. Водолаз у Леонардо был снабжен гибкой дыхательной трубкой, которая соединяла его шлем с защитным плавучим куполом на поверхности воды (сделанным, предпочтительно, из тростника с кожаными соединениями).
Общеизвестно, что Леонардо да Винчи также разработал чертеж «предка» современного вертолета. Радиус винта должен был составлять 4,8 м. По плану ученого он имел металлическую окантовку и полотняное покрытие. Винт приводился в движение людьми, которые шли вокруг оси и толкали рычаги. «Я думаю, что если этот винтовой механизм добротно сделан, то есть сделан из накрахмаленного полотна (во избежание разрывов) и быстро раскручен, то он найдет себе поддержку в воздухе и взлетит высоко вверх», — писал да Винчи в своих работах.
Одна из самых необходимых вещей для обучения человека плаванию — спасательный круг. Это изобретение Леонардо осталось практически без изменений.
Для ускорения плавания ученый разработал схему перепончатых перчаток, которые со временем превратились в общеизвестные ласты.
копияТрудно поверить, но для облегчения труда рабочих Леонардо придумал… экскаваторы, которые скорее были предназначены для подъема и транспортировки вырытого материала, чем для рытья как такового. Как предполагают ученые, экскаваторы могли быть нужны для проекта отведения реки Арно. Предполагалось вырыть ров шириной 18 м и длиной 6 м. Рисунки изобретателя дают представление о размерах машины и канала, который предстояло выкопать. Подъемный кран со штангами разной длины был интересен тем, что мог использоваться с несколькими противовесами на двух или более уровнях экскавации. Стрелы крана развертывались на 180° и перекрывали всю ширину канала. Экскаватор устанавливался на рельсы и, по мере продвижения работ, передвигался вперед при помощи винтового механизма на центральном рельсе.
Один из самых знаменитых рисунков Леонардо представляет древние разработки автомобиля. Самодвижущаяся телега должна была двигаться с помощью сложного арбалетного механизма, который передавал бы энергию приводам, соединенным с рулем. Задние колеса имели дифференцированные приводы и могли двигаться независимо. Четвертое колесо соединено с рулем, при помощи которого можно управлять телегой. Первоначально это транспортное средство предназначалось для увеселения королевского двора и относилось к тому ряду самодвижущихся машин, которые были созданы другими инженерами средневековья и Возрождения.
Некоторые изобретения ученого человечество отваживается испытать только сейчас: например, в норвежском городке Ас в 2001 году был открыт 100-метровый пешеходный мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Это был первый случай за 500 лет, когда архитектурный проект Мастера, намного опередившего свое время, получил реальное воплощение..
Леонардо да Винчи спроектировал это сооружение для турецкого султана: мост должен был быть перекинут через залив Золотой Рог в Стамбуле. Если бы проект был реализован, этот мост был бы самым длинным мостом своего времени — его длина составляла 346 метров. Однако Леонардо не удалось реализовать свой проект — султан Баязет II отказался от предложений флорентийского художника.
Правда, новый мост уступает своему средневековому прототипу в длине — 100 м вместо 346 — однако он в точности повторяет все конструкторские и эстетические достоинства проекта Леонардо. Этот мост служит в качестве пешеходного перехода, перекинутого на высоте 8 м над автострадой Е-18, в 35 км к югу от Осло. При его строительстве пришлось поступиться только одной задумкой Леонардо да Винчи — в качестве строительного материала было использовано дерево, тогда как 500 лет назад мост планировалось построить из камня.
В 2002 году в Великобритании также было воссоздано одно из изобретений великого Леонардо да Винчи: в небе над графством Суррей был успешно испытан прообраз современного дельтаплана, собранный точно по его чертежам.
Испытательные полеты с холмов Суррея осуществила дважды чемпион мира по дельтапланеризму Джуди Лиден. Ей удалось поднять «протодельтаплан» да Винчи на максимальную высоту в 10 м и продержаться в воздухе 17 секунд. Этого было достаточно, чтобы доказать, что аппарат на самом деле работает.
Полеты были проведены в рамках экспериментального телевизионного проекта. Аппарат воссоздал по знакомым всему миру рисункам 42-летний механик из Бедфордшира Стив Робертс.
Средневековый дельтаплан напоминает сверху скелет птицы. Он сделан из итальянского тополя, тростника, сухожилий животных и льна, обработанного глазурью, полученной на основе выделений жуков.
Сама по себе летательная машина оказалась далека от совершенства. «Управлять ею было почти невозможно. Я летела туда, куда дул ветер, и не могла ничего с этим поделать. Наверное, так же чувствовал себя испытатель первого в истории автомобиля», — рассказала Джуди.
Как считал Леонардо да Винчи, «если у человека есть тент из плотной ткани, каждая из сторон которого составляет 12 длин руки, и высота — 12, то он может прыгнуть, не разбившись, с любой значительной высоты». Испытать этот аппарат ему самому не удалось, тем не менее, в декабре 2000 года британский парашютист Адриан Николас в Южной Африке спустился с высоты 3 тыс. метров с воздушного шара на парашюте, сделанном по эскизу Леонардо да Винчи. Спуск прошел успешно.
Был ли Леонардо да Винчи инопланетянином?
Он родился в 1452-м и умер в 1519 году. Отец будущего гения, Пьеро да Винчи, богатый нотариус и землевладелец, был известнейшим человеком во Флоренции, но мать Катерина - простой крестьянской девушкой, мимолетной прихотью влиятельного сеньора. В официальной семье Пьеро не было детей, поэтому мальчик с 4-5 лет воспитывался при отце с мачехой, тогда как родную его мать, как было принято, поспешили выдать с приданым за крестьянина. Красавец-мальчик, отличавшийся при этом необыкновенным умом и приветливым характером, сразу стал общим баловнем и любимцем в доме отца. Этому отчасти способствовало то обстоятельство, что первые две мачехи Леонардо были бездетны. Третья жена Пьеро, Маргарита, вступила в дом отца Леонардо, когда ее знаменитому пасынку было уже 24 года. От третьей жены сеньор Пьеро имел девять сыновей и двух дочерей, но никто из них не блистал "ни умом, ни мечом".
В 1466 году, в 14-летнем возрасте, Леонардо да Винчи поступил учеником в мастерскую Вероккьо. Удивительно: 20-ти лет от роду он был уже провозглашен мастером. Леонардо брался за многие предметы, но, начав изучать их, скоро бросал. Можно сказать, что больше всего он учился у себя самого. Не обошел, скажем, своим вниманием музыку, в совершенстве овладев игрой на лире.
Современники вспоминают, что он "божественно пел свои импровизации". Однажды даже сам изготовил лютню особой формы, придав ей вид конской головы и богато украсив серебром. Играя на ней, он настолько превзошел всех музыкантов, собравшихся при дворе герцога Людовико Софорца, что "очаровал" властительного сеньора на всю жизнь.
Леонардо, кажется, не был ребенком своих родителей, не был он флорентийцем и итальянцем, да и был ли он земным человеком? Этот супергений начала итальянского Возрождения настолько странен, что вызывает у ученых не просто изумление, а почти благоговение, смешанное с растерянностью. Даже общий обзор его возможностей повергает исследователей в шок: ну не может ЧЕЛОВЕК, имей он хоть семь пядей во лбу, быть сразу гениальным инженером, художником, скульптором, изобретателем, механиком, химиком, филологом, ученым, провидцем, одним из лучших в свое время певцом, пловцом, создателем музыкальных инструментов, кантат, наездником, фехтовальщиком, архитектором, модельером и т.д. Поражают и его внешние данные: Леонардо высок, строен и так прекрасен лицом, что его называли "ангелом", при этом сверхчеловечески силен (правой рукой - будучи левшой! - мог смять подкову). В то же время его менталитет кажется бесконечно далеким не только от уровня сознания современников, но и от человеческого вообще.
Леонардо, например, полностью контролировал свои чувства, практически не проявляя эмоций, характерных для обычных людей, всегда сохранял удивительно ровное настроение. Более того, отличался каким-то странным холодом бесчувствия. Он не любил и не ненавидел, а только понимал, поэтому не только казался, но и был равнодушен к добру и злу в человеческом смысле (помогал, например, завоеваниям чудовищного Чезаре Борджиа), к безобразному и прекрасному которые с одинаковым интересом изучал как нечто данное, внешнее. Наконец, по свидетельству современников, Леонардо был бисексуалом. Сегодня трудно точно судить, почему он сначала "изучал" науку любви с флорентийскими дамами, млевшими от этого красавца и умницы, а затем сосредоточился на гомосексуальных отношениях. Существует документ-донос, в котором именно да Винчи обвиняется в запрещенном тогда гомосексуализме. Аноним обвиняет его и еще трех мужчин в активной содомии над неким Джакопо Салтарелли, 17 лет, братом ювелира.
Им всем грозило наказание - смерть на костре. Первое заседание состоялось 9 апреля 1476 года. Оно ничего не дало: суд требовал доказательств, заявленных свидетелей; их не было. Суд переносится на 7 июля. Новое расследование, и на этот раз окончательный оправдательный приговор. Тем не менее, когда Леонардо стал мастером, он окружил себя писаными, но бездарными красавцами, которых брал в ученики. Фрейд считает, что его любовь к ним была чисто платонической, но эта мысль кажется бесспорной далеко не всем.
Был ли он человеком? Способности и возможности Леонардо являлись, несомненно, сверхъестественными. Скажем, в "Дневниках" да Винчи имеются наброски птиц в полете, для выполнения которых необходимо было располагать по меньшей мере материалами замедленной киносъёмки! Он вёл очень странный дневник, обращаясь в нем к себе самому на "ты", отдавая распоряжения и приказы себе как слуге или рабу: "прикажи показать тебе...", "ты должен показать в своем сочинении...", "прикажи сделать две дорожные сумки..." Складывается впечатление, что в да Винчи жили как бы две личности: одна - всем известная, дружелюбная, не лишенная некоторых человеческих слабостей, и другая - невероятно странная, скрытная, никому не известная, которая командовала им и распоряжалась его поступками.
Ко всему прочему да Винчи обладал способностью предвидеть будущее, которая, по-видимому, даже превосходила пророческий дар Нострадамуса. Его знаменитые "Пророчества" (вначале - серия записей, сделанных в Милане в 1494 году) рисуют устрашающие картины грядущего, многие из которых либо уже были нашим прошлым либо сейчас являются нашим настоящим. Судите сами: "Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать" - речь, несомненно, идёт о телефоне. "Люди будут ходить и не будут двигаться, будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит" - телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука. "Люди... будут собственной особой мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места" - передача телеизображения.
"Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя" - очевидно, прыжки с парашютом. "Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры" - тут, скорее всего, провидец говорит о воронках от авиабомб и снарядов, которые действительно погубили бесчисленные жизни. Леонардо даже предвидит путешествия в космос: "И многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд..." - запуск живых существ в космос. "Многочисленны будут те, у кого будут отняты их маленькие дети, которых будут свежевать и жесточайшим образом четвертовать!" - прозрачное указание на детей, части тела которых используются в банке органов.
Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и... современной нейролингвистике, дабы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики, еще далеко не реализованной и в современном человеке. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет! В эзотерической традиции аналогичные методики известны с незапамятных веков, но они всегда считались настолько секретными, что, как и другие психа- и мнемотехники, никогда не предавались гласности.
Леонардо да Винчи. Проект танка с левонаправленной надписью зеркальноотраженного шрифта
Проект танка с левонаправленной надписью зеркальноотраженного шрифта
Сделанные да Винчи изобретения и открытия охватывают все области знания (их более 50!), полностью предвосхищая основные направления развития современной цивилизации. Расскажем лишь о некоторых из них. В 1499 году Леонардо для встречи в Милане французского короля Людовика XII сконструировал деревянного механического льва, который, сделав несколько шагов, распахивал свою грудную клетку и показывал внутренности, "заполненные лилиями". Ученый является изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов. У него есть рукопись, в которой показывается возможность погружения на большую глубину без скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (секрет которой он сознательно уничтожил). Чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то время! Это он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий (подал идею броненосца!), изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!). Да Винчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты.
Он создаёт чертежи воротов, рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, - механизмы, которых не было в его время. Поразительно, что Леонардо подробно описывает эти машины и механизмы, хотя их и невозможно было сделать в то время из-за того, что тогда не знали шарикоподшипников (но сам Леонардо знал это - сохранился соответствующий рисунок). Иногда кажется, что да Винчи просто хотел узнать как можно больше об этом мире, коллекционируя информацию. Что он с ней делал? Зачем она ему была нужна в таком виде и в таком количестве? Ответа на этот вопрос он не оставил.
Странным образом даже занятия Леонардо живописью кажутся со временем все более и более малозначительными. Не будем говорить о его шедеврах, известных всему миру, скажем только об одном, хранящемся в Виндзоре удивительном рисунке, изображающем какое-то неземное существо. Черты лица этого существа повреждены от времени, но можно угадать их поразительную красоту. В этом рисунке привлекают внимание намеренно огромные и очень широко расставленные глаза. Это не ошибка художника, а сознательный расчет: именно эти глаза производят парализующее впечатление.
Принято считать, что это изображенная художником Беатриче великого поэта Данте, но земные женщины анатомически не бывают такими...
В Королевской библиотеке Турина хранится знаменитый автопортрет Леонардо да Винчи - "Портрет самого себя в преклонном возрасте". Он не датирован, но как полагают эксперты, был написан около 1512 года. Это очень странный портрет: не только зритель в разных ракурсах воспринимает выражение и черты лица Леонардо совершенно по-разному, но и фотографии, сделанные даже с небольшим отклонением камеры, показывают разного человека, который то меланхоличен, то высокомерен, то мудр, то просто нерешителен, то предстает ветхим стариком, измученным жизнью, и т.д.
Хотя большинству людей гений известен как создатель бессмертных художественных шедевров, но его ближайший друг Фра Пиетро делла Новеллара замечает: "Занятия математикой настолько отдалили его от живописи, что один только вид кисти приводит его в бешенство".
И еще он - прекрасный фокусник (современники говорили откровеннее - маг) Леонардо может вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; легко превращает белое вино в красное; одним ударом ломает трость, концы которой положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносит на конец пера немного своей слюны - и надпись на бумаге становится черной. Чудеса, которые показывает Леонардо, настолько впечатляют современников, что его всерьез подозревают в том, будто он служит "черной магии". К тому же возле гения постоянно находятся странные, сомнительной нравственности личности, вроде Томазо Джованни Мазини, известного под псевдонимом Зороастр де Перетола, - хорошего механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук.
До самой смерти да Винчи чрезвычайно активен, много ездит. Так, с 1513 по 1519 год он попеременно живет в Риме, Павии, Болонье, Франции, где и умирает, по преданию, 2 мая 1519 года на руках короля Франциска I, прося прощения у Бога и людей, что "не сделал для искусства всего, что мог бы сделать".
Леонардо да Винчи принято считать одним из гениев итальянского Возрождения, что и отдаленно не соответствует истине. Он уникален: ни до него, ни после в истории не существовало подобного человека, гениального во всем! Кем же он был?..
В этом и состоит наибольшая загадка. Как известно, отвечая на нее, одни современные исследователи считают Леонардо посланием инопланетных цивилизаций, другие - путешественником во времени из отдаленного будущего, третьи - жителем параллельного, более развитого, чем наш, мира. Кажется, последнее предположение наиболее правдоподобно: слишком хорошо знал да Винчи мирские дела и грядущее, которое ждет человечество, которым он сам был мало озабочен...
Афоризмы Леонардо да Винчи
Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.
Мудрость есть дочь опыта.
Счастье достается тому, кто много трудится.
Живописец спорит и соревнуется с природой.
Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат.
Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их.
Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха.
Кто хочет разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года.
Опыт есть истинный учитель.
Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, вступающий на корабль без компаса.
Полюбить можно лишь то, что знаешь.
Лучше быть лишенным уважения, чем устать приносить пользу.
Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.
Противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть.
Кто не ценит жизни, тот не достоин ее.
Где кончается надежда, там возникает пустота.
Загадка Леонардо да Винчи
Загадки Леонардо да Винчи начинаются с момента, когда он появился на свет 15 апреля 1452 года. Например, почти ничего неизвестно о его матери, кроме того, что это была некая крестьянка по имени Катерина.
О своих детских воспоминаниях он пишет так: "Мне приходит в голову как будто очень раннее воспоминание, что, когда я лежал еще в колыбели, прилетел ко мне коршун, открыл мне своим хвостом рот и много раз коснулся хвостом моих губ". Может быть, поэтому впоследствии Леонардо покупал на базаре птиц, а потом уходил за город, чтобы выпустить их на волю.
Еще в юности он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды. В тоже самое время, он был как никто другой искусен в живописи. Когда его учитель Верроккьо, доверивший ему написать голову ангела в своей картине "Крещение Христа", увидел то волшебство, которое сумел сотворить на холсте Леонардо, то он в сердцах сломал свою кисточку, и поклялся больше никогда не прикасаться к краскам.
Леонардо обладал недюжинной силой и мог играючи завязать подкову в узел. Он искусно играл на арфе, пел и был очень обходительным. Он обладал неотразимой внешностью. Современники, взирая на его ниспадающие золотисто-каштановые локоны, восклицали: "ни с чем не сравнимое великолепие его чрезвычайной красоты, дарует безмятежность всякой печальной душе".
Одновременно, он обладал удивительным чувством юмора и даже в зрелом возрасте мог самозабвенно смеяться и шутить. Обосновавшись в Ватикане, во дворце Бельведер, он стал всем рассказывать, что у него дома живет настоящий дракон. Это была ящерица, которой он искусно приделал рога, бороду и крылья. По свидетельству Вазари, его биографа, Леонардо держал ее в особой коробке и показывал друзьям, которые в страхе убегали.
Поражают воображение записные книжки, оставленные маэстро. В них можно найти такой список повседневных дел, который больше похож на поэму: "Показать, как образуются и распадаются облака, и почему одна волна кажется более синей чем другая, описать причины снега и града, и как в воздухе образуются новые очертания и новые листья на деревьях, и сосульки на камнях в холодных местах".
Мало кто понимал истинную причину некоторых поступков да Винчи. Ведь и гусеницу, лежащую на дороге, художник бережно клал в траву, чтоб не растоптали. Действительно было в Леонардо что-то такое, что ставит его за рамки даже общепризнанного человеческого гения. Не случайно Дмитрий Мережковский, написавший роман "Леонардо да Винчи", сравнил его с человеком, который проснулся слишком рано, когда еще все спят.
Сам он, не смотря на свою эпатажность и широкую популярность при дворе Лодовико Сфорци, где устраивал феерические балы - маскарады, был очень скрытным человеком. Писал он справа налево, переворачивая некоторые буквы верх ногами, так что прочитать его записи можно было лишь с помощью зеркала, да и то не всегда.
Тем не менее при созерцании его шедевров, в том числе "Мона Лиза", которая, как считают некоторые исследователи, является автопортретом его женской сущности, захватывает дыхание и сейчас.
Его "Канон пропорций", где изображен человек, вписанный в квадрат, стал общеизвестным символом, а зарисовки цветов, анатомических фрагментов, лошадей, полета птиц и течения воды - остаются и поныне непревзойденными.
Как архитектор он принимал участие в строительстве кафедральных соборов в Милане и Павии, а так же замка французского короля в Блуа. Как изобретатель он разработал чертежи вертолета, бронированного танка, управляемой ракеты, подводной лодки, миномета, парашюта и других чудес.
Им были изобретены - выдвижная лестница (ею пользуются пожарники и сейчас), трехскоростная коробка передач, винторез, велосипед, дыхательная трубка для водолазов, вращающаяся сцена, складная мебель, водяной будильник, лечебное кресло и многое другое. Он разработал бесчисленные устройства, которые экономят ручной труд и заложил основы автоматизации производства. Но, будучи по природе гуманистом, он сознательно вносил небольшие ошибки в свои чертежи, чтобы его изобретениями не воспользовались в злых целях.
Леонардо - ученый практически является основоположником современной анатомии и ботаники. Он был первым, кто зарисовал строение внутренних органов, изучил внутриутробное развитие плода и сделал гипсовые слепки мозга. Его интересовало все - от устройства человеческого зрения до звезд. Кстати, в средневековье, ученые считали, что глаз человека испускает луч света, который, попадая на предметы, позволяет их воспринимать. Леонардо установил, что наоборот, солнечный свет попадает в глаз, и благодаря этому мы видим.
Он предвосхитил эпохальные открытия Коперника, Галилея, Ньютона и Дарвина. На 40 лет раньше Коперника, он записал большими буквами, чтобы подчеркнуть важность своего открытия: "IL SOLE NO SI MUOVE" - "Солнце не движется". Еще до Галилея он предлагал использовать "большое увеличительное стекло", чтобы изучать поверхность небесных тел. За 200 лет до Ньютона он открыл закон всемирного тяготения: "Любая тяжесть имеет свойство падать в направлении центра самым коротким путем. Вся Земля должна быть шарообразной".
Как обычный человек смог все это совершить? Так и хочется сказать: " Да это же просто живой герой романа Стругацких "Трудно быть богом". Существует версия, что он общался с представителями инопланетных цивилизаций, которые передали ему часть своих знаний. По другой теории, он сам был жителем другой планеты, который воплотился на Земле, чтобы дать новый импульс развития землянам.
Некоторые исследователи говорят о существовании на Земле вечных "просветленных" существ, которые обладают способностями первочеловека и всегда сохраняют свою память, так как у обычных людей она стирается. Их скорость мысли несоизмеримо выше, чем у современных людей. Они живут и сейчас в труднодоступных районах Земли и представители их рода периодически воплощаются в обычных людей, чтобы возвышать их сознание. Есть версия, что Леонардо - один из них.
Кажется, что и в правду без помощи инопланетян тут не обошлось. Никто раньше не дерзал думать о том, что сумел сделать Леонардо, но при этом он горестно вопрошал себя в конце жизни: "Было ли что-нибудь вообще сделано?".
Гений эпохи Возрождения
Многие современные исследователи всерьез считают Леонардо да Винчи посланцем инопланетных цивилизаций, путешественником во времени из отдаленного будущего и даже представителем параллельного мира. Причем не только потому, что его технические проекты опережали время на четыре столетия.
Периоды ажиотажного интереса к жизни Леонардо да Винчи сменялись долгими годами забвения его имени. Пожалуй, ни один художник не вызвал столько споров по поводу своего творчества. Великий Микеланжело вообще не считал Леонардо живописцем. Он утверждал, что его служанка понимает в живописи и скульптуре гораздо больше, чем Леонардо. И действительно, наследие да Винчи ограничивается всего лишь дюжиной незаконченных, плохо сохранившихся картин, если не считать около семи тысяч заметок, из которых примерно две тысячи относятся к технике.
В свою очередь, знаменитый итальянский механик Кардано, расхваливая Леонардо как живописца, отказывал ему в праве называться ученым. Ведь, по сути дела, ни один из проектов да Винчи при его жизни так и не был реализован. Но все современники «флорентийского кудесника» сходились на том, что с его именем связана какая-то великая тайна.
«Миланский скрипач»
Леонардо да Винчи родился в 1452 году в селении Винчи близ Флоренции. Он был внебрачным сыном нотариуса и крестьянки. Заметив некоторые способности сына к живописи, отец привез его во Флоренцию и отдал в ученики к известному художнику Андреа Верроккио. Самостоятельно Леонардо стал работать лишь в возрасте двадцати лет. О его ранних картинах нельзя сказать ничего определенного, так как они не сохранились. В 1480 году да Винчи был вызван в Милан ко двору герцога Людовико Сфорцы в качестве… музыканта и импровизатора. Оттого, должно быть, Микеланжело всю жизнь называл его не иначе как «миланским скрипачом». Леонардо действительно был замечательным музыкантом, композитором и поэтом, причем сам блестяще исполнял свои серенады. Кроме того, он был красив и строен, обладал огромной физической силой, демонстрировал замечательные успехи в фехтовании и верховой езде. Но светским повесой его тоже нельзя было назвать, так как он всерьез изучал математику и механику. Один из его друзей вспоминал: «Занятия математикой настолько отдалили Леонардо от живописи, что один только вид кисти приводил его в бешенство». Ко всему прочему да Винчи был сведущ в белой и черной магии, пугая общественность того времени своими фокусами. Он чудесным образом превращал белое вино в красное, одним ударом ломал трость, концы которой положены на два хрустальных фужера, не разбив ни один из них. К тому же среди ближайших приятелей Леонардо были такие темные личности, как Томазо Мазини — механик, ювелир и одновременно адепт тайных наук.
Одним словом, да Винчи менее всего напоминал художника, целиком поглощенного своим творчеством. Однако он предпочитал, чтобы его знали как выдающегося живописца и скульптора. Леонардо, например, принадлежит инициатива создания в Милане академии художеств, для чего он написал свои трактаты о перспективе, об освещенности, о движениях и пропорциях человеческого тела. Понятно, что эти труды должны были использоваться в качестве учебных пособий, а сам Леонардо предстать при этом теоретиком и непревзойденным мастером живописи. Впрочем, вскоре он, кажется, забросил это дело и с помпой приступил к созданию величественной статуи миланского герцога, где тот должен был предстать на коне. На протяжении десяти лет да Винчи демонстрировал всем замечательные эскизы этой статуи, но до ее отливки в бронзе дело так и не дошло. Как с сожалением заметил один из его биографов, «увлекаемый легкостью своего гения и подвижностью своей натуры, Леонардо постоянно изменял своим замыслам и довел до конца очень мало своих произведений». Мало — это еще мягко сказано. На самом деле он не закончил ни одно из своих творений.
Тайна Туринской плащаницы
«Тайная вечеря» (1495-1497, фреска; трапезная доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие, Милан)
«Тайная вечеря» (1495-1497, фреска; трапезная доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие, Милан)
Живя еще во Флоренции, да Винчи не завершил «Поклонение волхвов», так что доделывал это произведение, как установили исследователи, другой художник. Кстати, некоторые современные искусствоведы ломают себе голову над тем, что именно было изображено на тех фрагментах, которые Леонардо оставил своему преемнику. Появился даже термин «окна неопределенности», которые да Винчи якобы сознательно приоткрывал в своих картинах. Удивительно, что в знаменитой «Тайной вечере», которую Леонардо писал в 1497 году по заказу монастыря Санта Мария делле-Грацие, он оставил эти самые «окна» там, где должны были быть изображены лица Христа и Иуды. И вовсе не известно, сам ли Леонардо придал лицу апостола Иоанну женственные черты. Личность художника настолько загадочна, что такой, казалось бы, мелочи посвящены горы литературы, включая книгу Брауна «Код да Винчи». Что касается лика Христа, то в ответ на жалобы монахов да Винчи разводил руками, ссылаясь на то, что не может изобразить красками ту красоту и небесную благость, которые должны быть присущи воплотившемуся божеству. Долгое время считалось, что он просто водил монахов за нос, но спустя пять столетий родилась гипотеза, что Леонардо говорил это всерьез и, более того, был целиком поглощен решением этой, в сущности, неимоверно сложной задачи.
Эта гипотеза появилась после исследования Туринской плащаницы. Вообще-то, сейчас насчитывается несколько десятков покрывал, в которые якобы заворачивали тело Христа после его смерти. Но еще в XIV веке французский епископ Пьер Дарси с горечью писал, что монастыри бесстыдно наживаются на плащаницах, расписанных художниками. Распознать фальшивые покрывала было достаточно просто, но Туринская плащаница казалась всем, кто ее видел, подлинной. Изображение тела проявлялось лишь на расстоянии 4 — 5 метров, причем следы крови анатомически точно соответствовали евангельским рассказам о страданиях и распятии Христа. В 1898 году на международной выставке в Париже, где Туринская плащаница была представлена в качестве плохо сохранившегося произведения религиозного искусства, один фотограф сделал ее снимок и, проявив фотопластину, обомлел — на темном фоне негатива отчетливо проявился неземной лик пророка.
Но в конце 1988 года появилось сенсационное сообщение: по данным радиоуглеродного метода, Туринская плащаница была соткана в 1260 — 1390 годах. Такой вывод сделали три независимые лаборатории Аризоны, Цюриха и Оксфорда. В дополнение к этому микробиолог Уолтер Мак-Крон обнаружил на волокнах следы красителей, которые использовались средневековыми живописцами: красную охру, киноварь, марену, аурипигмент, азурит, желтую охру и др. Подозрение в фальсификации изображения на плащанице сразу пало на Леонардо да Винчи. Первым делом вспомнили о том, что однажды он поразил современников изумительными эскизами драпировок, виртуозно написанными кистью на тончайшем льняном полотне. Кроме того, он превосходно знал анатомию. Леонардо также много экспериментировал с лаками и красками — Туринская плащаница трижды пережила пожар, покрывалась копотью, ее варили в масле и стирали, но изображение сохранилось. Был и еще один косвенный признак того, что да Винчи участвовал в темных делах: как писал его биограф, «не имея, можно сказать, ничего и мало работая, Леонардо всегда держал слуг и лошадей, которых он очень любил предпочтительно перед всеми другими животными». Между прочим, лошадь в те годы в переводе на нынешние деньги стоила свыше $30 тыс., если не считать затрат на ее содержание.
Кому Джоконда корчит рожи?
Леонардо да Винчи. Двуслойный Неизвестный автопортрет (2005) Галерея Чугунного Козьмы
Двуслойный Неизвестный автопортрет (2005) Галерея Чугунного Козьмы
Но главное, почему в интерпретации пятен на плащанице был заподозрен именно Леонардо, заключалось в другом. Совершенно очевидно, что в этом принял участие замечательный мастер, используя при этом фантастическую технику. Такой техникой владел лишь один художник — да Винчи. Именно он изобрел принцип «сфумато» (рассеивания, мерцания). Считается, что этот принцип предполагает всего лишь некоторую размытость деталей, изображенных на полотне, но это не совсем так. На самом деле эта техника в первую очередь учитывала особенности человеческого восприятия — изображение было не фотографически точным, а заведомо искаженным, почему и казалось живым и подвижным. Не исключено, что именно многолетняя кропотливая работа над изображением лика Христа на тончайших волокнах плащаницы позволила Леонардо открыть и освоить эту феноменальную технику, которую он позже во всем блеске продемонстрировал в самой своей знаменитой картине — портрете Моны Лизы, жены флорентийского купца Франческо дель Джокондо. Впрочем, может быть, правы те, кто считает, что эту технику нельзя освоить, что она была врожденной и Леонардо действительно был представителем или отблеском инопланетной цивилизации.
Между прочим, загадочной улыбкой Моны Лизы восхищались и восхищаются далеко не все. Например, известный российский философ Лосев писал о ней: «Стоит всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, а хищная физиономия с холодными глазами и с отчетливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть». Самое интересное заключается в том, что, как выяснили психологи, люди воспринимают Мону Лизу совершенно по-разному даже в зависимости от своего настроения — одним зрителям она явно улыбается, другим корчит рожи, а на третьих вообще не обращает внимания. Иными словами, в этой картине люди видят самих себя — то, какие они есть на самом деле. Точно такой же эффект производит и автопортрет Леонардо да Винчи, с которым связана еще одна тайна. В одной из своих заметок художник привел загадочную фразу: «Живопись превосходит музыку и господствует над ней, ибо она не умирает непосредственно после своего рождения, как несчастная музыка, а наоборот, она остается в бытии». Возможно, в конце концов Леонардо удалось достичь того, о чем позднее Оскар Уайльд написал в романе «Портрет Дориана Грея», — изображение начало жить своей жизнью, отдельной от жизни оригинала. Во всяком случае, современники Леонардо отмечали, что его автопортрет с годами стал выглядеть гораздо старше, чем сам художник. Если это так, то да Винчи вполне заслуживал звания «флорентийского кудесника». Если образ Христа на Туринской плащанице принадлежит именно ему, то можно быть уверенным, что пророк выглядел именно так и никак иначе.
«Меня уносит течение смерти»
Последние годы жизни Леонардо, которые он провел при французском дворе, были омрачены тем, что его многочисленные технические проекты не были востребованы. За исключением разве что подобия современного глубоководного скафандра и прибора, позволяющего дышать под водой. Но это изобретение он сделал еще в Италии на службе у знаменитого полководца и авантюриста Цезаря Борджиа (его отец был римским папой Александром IV). По легенде, герцог использовал предложение да Винчи при захвате небольшого порта Сенигаллия на Адриатике, а два дня спустя казнил всех пленных. Это так поразило Леонардо, что он ушел со службы, а о своем изобретении никогда больше не упоминал «по причине злой природы людей, которые совершали бы смертоубийства на дне морей путем разрушения кораблей со дна и потопления их вместе с находящимися на них людьми».
Между прочим, именно да Винчи предложил османскому султану построить мост через пролив Боспор и даже подготовил проект — настил моста поддерживали три дуги-пролета, упирающиеся в землю. Длина моста составила бы 240 метров. Тогда предложение не было поддержано, и лишь 500 лет спустя этот мост, причем из дерева, был построен в норвежском городке Ас. Правда, его длина всего 100 метров, но только лишь потому, что норвежцы не нашли подходящего фьорда. Удивительно, что в начале ХVI века Леонардо делал наброски парашютов и планеров с подвижными крыльями. На некоторых его рисунках изображены машины, которые очень напоминают современные вертолеты. Кстати, недавно по чертежам да Винчи из допотопных материалов был построен дельтаплан, на котором пилоту удалось подняться на высоту 10 метров и продержаться в воздухе 17 секунд. Так было доказано главное — конструкции Леонардо летали. В отличие от первых самолетов. То, что при жизни конструктора его модели так и не взлетели, возможно, объясняется манерой его письма. Да Винчи писал справа налево, зеркально переворачивая все буквы. Сейчас это по недоразумению считается шифром, но в действительности Леонардо был левшой и писал так, как ему было удобнее. Вот только читать его сочинения можно было только с помощью зеркала.
Умер да Винчи 2 мая 1519 года вдали от своей родины, во Франции. Перед смертью, по свидетельству его первого биографа Вазари, «он попросил позвать священника, с обильными слезами исповедался и покаялся, а также принял святое причастие». Многие современники Леонардо были этим очень удивлены, так как при жизни он не отличался набожностью и придерживался вовсе не монашеского образа жизни. Последними словами «флорентийского кудесника» были: «Я чувствую себя как вода в реке. Меня уносит течение смерти…»

Комментариев нет:

Отправить комментарий