В полном соответствии с исторической логикой период становления предпринимательства сменяется периодом развития. Прошло время романтических одиночек, когда остепенившиеся пираты основывали династии финансистов, а изобретательные дельцы и ловкие торговцы были самыми яркими персонажами эпохи. Сегодняшний бизнес менее индивидуален, и "героями" становятся фирмы, объединения, корпорации. Но — роль личности в истории (в том числе и истории предпринимательства) остается неизменной, что бы там ни говорили по этому поводу классики полузабытых учений века минувшего.
В начале 19 в., во время наполеоновских войн, британское правительство поручило банкирскому дому Ротшильдов перевод денег для армии герцога Веллингтона, «запертого» наполеоновскими войсками в Испании. Братья сумели создать настоящую подпольную сеть, охватившую половину Европы. Натан подтверждал, что это стало самым удачным из всех его предприятий. Сквозь армейские кордоны — под чужими именами, поддельные документы, подкупы, контрабандисты, — романтика! А кроме романтики — остроумие.
Джеймс Ротшильд срочно отправился во Францию. Вскоре на его парижский адрес стали поступать письма. Натан жаловался на английское правительство: отказывают ему в просьбе вывезти золото из Англии в Испанию, ведь утечка драгоценного металла может ослабить государство. Французская тайная полиция перехватила переписку. Правительство императора клюнуло на наживку и — обеспечило все возможное для беспрепятственной доставки золота на Пиренеи. Надо полагать, Наполеон был удивлен и несколько огорчен, когда после российского похода его армия столкнулась с хорошо укомплектованной армией Веллингтона.
К тому же периоду относится замечательный эпизод, когда Натан Ротшильд в буквальном смысле слова «сыграл» на английской бирже, получив миллионную прибыль (cм. МТ №20).
Есть нечто общее между полководцами и бизнесменами. Не зря в психологии появился такой полувоенный термин — личностные стратегии. (Кстати, тем, кто интересуется стратегиями в бизнесе, стоит почитать еще одного из «наших» — американского психолога Абрахама Маслоу.) Примеров стратегического мышления предпринимателей множество.
Джордж Сорос, несколько лет наблюдая за развитием Европейского экономического сообщества, пришел к выводу, что вот-вот разразится грандиозный финансовый кризис в Западной Европе. Сыграв на падении курса фунтов стерлингов, он в течение одного дня (15 сентября 1992 г.) заработал 958 миллионов долларов. Именно эта ставка, одноразовое вложение в расчете на девальвацию Великобританией фунта, принесла Соросу всемирную славу и остается его величайшей удачей в инвестиционном бизнесе. Сорос считал мир финансов нестабильным, даже хаотичным, нужно постичь хаос, и вы разбогатеете. Он был убежден, что не математика правит финансовыми рынками, а психология.
Такие люди, в большей или меньшей мере, обладают целым комплексом черт. Это: яркая индивидуальность, хорошая организация, быстрота реакции, логика и интуиция, и — умение увидеть то, чего не видят другие — то, что буквально у всех на глазах; после кажется, что оно просто «под ногами валялось». И не только увидеть — сделать выводы и действовать. Плюс образованность и чувство юмора (в широком смысле — это способность улавливать отдаленные связи, ассоциации между объектами), даже актерские способности, — это нередко свойственно талантливым предпринимателям, финансистам, промышленникам. Творческий характер предпринимательства наконец признан современными исследователями.
Общим местом стало то, что перечисленные черты в значительной мере присущи еврейскому характеру. И эти же черты служат «компроматом». Образ еврейского предпринимателя на протяжении столетий служит мишенью, в лучшем случае, для иронии, в худшем — для предрассудков и мифов.
В окарикатуренном образе еврейского предпринимателя удачливость объясняется мошенничеством. Ему приписывают жадность, скупость и... расточительность, — такое противоречие очень характерно для расхожих стереотипов в этой области. Знание принципов коммерции и многовековую финансовую культуру мифотворцы называют "еврейскими штучками", впрочем, косвенно указывая этим на признание заслуг евреев в сфере развития этики предпринимательства. (Напомню, что на Алмазной бирже в Антверпене сделка подкрепляется рукопожатием и словом "мазал", и этого достаточно — после того как оно произнесено, расторгнуть сделку может только бесчестный человек.)
"Любопытно обстоит дело, — пишет А.А. Меляховецкий2, — со многими заблуждениями насчет сущности и мотивов многих видов, форм и принципов, пионерами которых были евреи. Ценные бумаги и операции с ними, фондовые биржи, страховые операции, активное продвижение товаров на рынки, включая их рекламу, последовательное и систематическое реагирование на изменения спроса, создание мировых рынков различных товаров, стремление к расширению рынка за счет снижения цен и многие другие капиталистические новшества последних двух-трех столетий в первое время после своего появления неизменно воспринимались как еврейские мошенничества. ... Однако по мере того, как предприниматели-неевреи и государственные деятели понимали смысл таких новшеств и воспринимали их сами, их заблуждения... постепенно исчезали, хотя они сохранились и сохраняются у части общества".
На постсоветском пространстве вообще сложилась печальная ситуация. К сожалению, «невинная» ностальгия по прошлому выражается не только в майках и значках с советской символикой. Извлекаются из сундуков и получают новую жизнь пропахшие нафталином, заветные идеи. И, похоже, к набору качеств, необходимых удачливому предпринимателю, пора присоединить мужество — особенно, если ему повезло родиться евреем.
Рисунки из книги "Энциклопедия заблуждений" |
Почуяв свою нужность, ожил самый популярный большевистский лозунг "отнять и поделить", — поскольку с долгожданной кончиной социализма наконец-то появилось, чтО отнимать и делить. Естественно, проснулась нежно любимая идея о "враге народа", и вакантное место заняли более или менее успешные предприниматели.
Как всегда, находятся желающие подсчитать, сколько среди них евреев и каким капиталом они обладают. При этом статистики-добровольцы почему-то «непатриотично» не подсчитывают, а сколько же предпринимателей — россиян, украинцев и т.д.
Но хочется верить, что если история и склонна к самоповторам, точно плохой писатель, — то хотя бы не к дословным...
Рейтинг: | -6 |
1«Первая посылка», «вторая посылка» и «заключение» — традиционные части силлогизма (логического умозаключения). Хрестоматийный пример: «Все люди смертны» (1 посылка»); «Сократ — человек» (2 посылка); «следовательно, Сократ смертен» (заключение)
2Меляховецкий А.А. «Энциклопедия заблуждений. Евреи». — М.: ЭКСМО, 2004
migdal.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий