Страницы

30.03.2019

Осенью 1942 г. из города Ховд вышел караван верблюдов. Караван был необычным. Во-первых, он был самым большим в истории Великого шелкового пути и насчитывал 1200 верблюдов. Во-вторых, он вез очень нужные для воюющей Красной Армии вещи. Заботливо пошитые монгольскими женщинами 5 тысяч фуфаек и 10 тысяч полушубков, 22 тысячи пар носков и варежек из верблюжьей шерсти, семь тонн сушеного мяса, средства для постройки танка «Т-34» — все это было собрано кочевниками степной страны для красноармейцев. Каравану предстояло пройти очень тяжелый путь — почти тысячу километров через полупустыню, горы, преодолевая Чуйский тракт. Конечным пунктом назначения каравана был г. Бийск. Караван возглавлял 19-летний Б. Лувсан — командир отряда комсомольцев, которому поручили сопровождать грузы. В ноябре 1942 г. караван вышел из Ховда. На перевале Чике-Таман в пропасть сорвалось несколько десятков верблюдов. До Бийска шли почти три месяца, лишь изредка встречая кочевья местных жителей — ойратов, которые помогали путникам продовольствием, выхаживали замерзших и заболевших проводников каравана. Лишь в феврале 1943 г. караван добрался до пункта назначения. Обратно он отправился через 10 дней. Несмотря на войну, благодарные советские граждане снарядили его мукой, пшеницей, растительным маслом — теми товарами, которые в Монголии были дефицитом и в которых очень нуждались кочевники. Б. Лувсан получил за руководство этим чрезвычайно опасным переходом высокое звание Героя Монгольской народной республики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий