Страницы

09.01.2020

Стройка века. Канал из Индийского океана в Каспийское море

Российские попытки получить контроль за проливами Босфор и Дарданеллы, так ни к чему и не привели. Даже поражение Турции в войне 1878 года и выход русских войск к Константинополю (Стамбулу), то есть на берега Босфора, не позволили России овладеть водными артериями, которые дают выход в Средиземное море, и далее, в океанские просторы. Этому помешала солидарная позиция Англии, Франции и Германии.
Вот тогда, в Российской Империи и задумались над альтернативным маршрутом. В 1889-1892 годах, русские инженеры разработали проект судоходного канала из Каспийского моря в Персидский залив. Он проходил по территории Ирана и обеспечивал российским судам кратчайший выход в Индийский океан. Босфор и Дарданеллы становились ненужными.
Если учесть широкую сеть водных транспортных артерий на европейской части России и то, что большинство из этих путей упирается в Волгу, проект "Транс Иранского" канала, становился стратегически важным.
После долгих переговоров и согласований, в 1904 году была создана российско-иранская комиссия и начались предварительные работы по строительству канала.
Но война с Японией, Первая Мировая, череда революций, затем Гражданская - заставили отложить перспективный проект в долгий ящик. А последующая нормализация отношений с Турцией, и вовсе позволяла не думать об этом. В обмен на поддержку в противостоянии с Грецией и странами Антанты, в 1924 году Анкара обещала полное содействие в использовании "проливов". Актуальность альтернативы, на какое-то время отпала. Но со смертью Кемаля Ататюрка, в 1938 году, антироссийская ( в то время антисоветская) направленность турецкой политики вернулась.
Советские суда, под разными предлогами, не пропускались через проливы. Турция встала на сторону Германии и во Второй Мировой. Интерес к "Транс Иранскому каналу", снова стал актуален. Переговоры на высшем уровне по этому поводу, вел Сталин и Иранский шах Пехлеви в 1943 году, в Тегеране. Но под влиянием, американских "союзников" - безрезультатно.
К проекту возвращались ещё несколько раз, но по разным причинам его осуществление откладывали. Пока Иран дружил с Америкой, серьезно говорить о строительстве канала не приходилось. Вашингтон всячески этому мешал, а Тегеран особо и не настаивал, ведь 70% иранского экспорта нефти приходилось на Соединенные Штаты.
Сегодня, когда геополитическая обстановка в мире резко изменилась, "Транс Иранский" канал становится для Тегерана приоритетным. Находясь под жесткими американскими санкциями, Ирану уже терять нечего. А вот новый транзитный маршрут из Европы в Азию, может принести немалые доходы. Этот путь вдвое короче, чем через Турцию.
Канал должен пройти по фарватерам иранских рек и имеет протяженность около 700 километров. Затраты на строительство оцениваются в 10 миллиардов долларов. Уже на четвертый год эксплуатации, транзитные доходы Ирана и России должны достигнуть трех миллиардов долларов в год. То есть, примерно за семь лет, канал должен выйти на самоокупаемость.
Интерес к инвестированию в проект уже выразили многие западные компании. Но, как всегда, Вашингтон и здесь подсуетился. С 1997 года в отношении канала Персидский залив - Каспийское море, введены санкции. Государства и компании, оказывающие содействие Ирану в реализации этого проекта, будут наказаны Америкой.
Те не менее, в Иране продолжается подготовка к строительству. Когда "стройка века" начнет воплощаться в жизнь пока не известно. Это зависит от решения большого количества экономических и политических вопросов вокруг магистрали Каспий - Персидский залив. /zen.yandex.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий