Страницы

06.02.2022

Русофобия в образовательной системе Азербайджана


Умные люди говорят, что история не математика, но неточной она быть не может. Это если говорить о настоящей истории. В ней нужно скрупулёзно изучать комплекс исторических источников, взвешивать и сопоставлять аргументы всех участвовавших в событиях сторон, выявляя как неизбежные случайные ошибки, так и сознательные искажения и фальсификация. Но есть и история другая, для воспитательных целей и формирования приемлемого с точки зрения государственной политики восприятия прошедших событий и соседей у подрастающих поколений своих граждан. Как говорил Геббельс: «Отними у народа историю — и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом».
В этой связи учебники истории государств постсоветского пространства очень занимательны. Много писалось и пишется о том, как история России преподносится молодым украинцам, причём не только после 2014 г., а и до этого. Но интересно посмотреть, как Россию и русских, а так же вообще, нашу совместную историю рассматривают в стране, представители которой заявляют у нас о своей готовности к расширению сотрудничества, а так же дружеским и партнёрским отношениям. Я имею в виду страну, в которой родился и живу — Республику Азербайджан. И в данной статье, я намерен разобрать проводимые министерством образования Азербайджана — исторические фальсификации.
Рассмотрим достаточно свежий учебник для вузов «История Азербайджана (с древнейших времён до первых десятилетий XXI века)», который является официальным курсом истории, поскольку имеет гриф «рекомендован к изданию приказом министра образования Азербайджанской Республики № 241 от 26.02.2014». Здесь отражена официальная оценка исторических событий и отношение соответствующих властей Азербайджана к упоминаемым в учебнике государствам и народам. Учебник вышел в издательстве Baku Universiteti 2016 г., под научной редакцией заведующего кафедрой «История Азербайджана», доцента Мехмана Абдуллаева. Коллектив авторов достаточно солидный, например зав. кафедрой, доцент Мехман Гахраман оглы Абдуллаев, заслуженный деятель науки, проф. Сулейман Сардар оглы Алиярлы, проф. Севда Юнис гызы Сулейманова, проф. Забил Хасрат оглы Байрамов, проф. Хаганн Мамед оглы Мамедов и т.д., желающие могут легко найти данный учебник, размещённый в интернет. Разбираемый учебник: «История Азербайджана (с древнейших времён до первых десятилетий XXI века)».
Не вижу веских оснований считать Азербайджан демократическим государством, где в изданиях такого уровня может отражаться чьё-то личное мнение. Это официальное издание, задача которого формировать отношение к историческим событиям и мировоззрение у будущей элиты Азербайджана.
В этой статье приводятся цитаты с указанием страниц учебника и желающие могут свободно перепроверить достоверность данных цитат. Этот фактор нельзя не учитывать, рассматривая политику Азербайджана какой именно образ России специально создаётся в Азербайджане. Следовательно, каким реально формируется отношение у азербайджанской молодёжи к российскому государству. Русским нужно задуматься об этих основах взаимоотношений с данным государством и сделать свои выводы, поскольку если в стране воспитывается такое отношение к России, то она не может считаться не только дружественным, но и просто лояльным государством.
Итак, как-же формируется это мировоззрение? Уже в предисловии учебника акцентируется внимание на том, что «большое внимание уделено национально-освободительной борьбе нашего народа против российского колониализма в конце ХIХ-начале XX века» стр. 6. Общая сентенция авторов учебника состоит в том, что «значительное сокращение географии распространения азербайджанских тюрков в период Российской Империи и Советского Союза нанесло непоправимый ущерб социально-экономическому развитию нашего народа и негативно отразилось на демографической ситуации в регионе» стр. 62.
Влияние России представлено исключительно в негативном свете, но пока еще есть уточнение, что речь идёт о Российской Империи и Советском Союзе. Как будет видно дальше, появится интересное смещение акцентов с Российской Империи и СССР, т.е. уже не существующих государств с имперско-династической или идеологически ориентированной политикой просто на Россию и русских, что уже представляет ярко-выраженную русофобию.
В контексте рассматриваемого вопроса можно выделить несколько системообразующих тематических линий воспитания исторического сознания азербайджанской элиты:
1) Мягко говоря, резко негативное отношение к армянам и Армении, которым отказывается буквально во всей истории их народа;
2) Резко негативное отношение ко всем аспектам совместной истории в составе Российской Империи и СССР, причём в демонстративно оскорбительном для России тоне и формулировках, которые специально переносятся на современные понятия России и русского;
3) Демонстрация верноподданнического отношения к Османской Империи, а затем к Турции, что меня лично всегда раздражало и раздражает.
Указанные выше темы развиваются достаточно системно и взаимно дополняют друг друга. Обращает внимание, попытка авторов азербайджанского учебника представить Россию в качестве исторического врага вообще для всех народов Кавказа и в целом Ислама. Тем самым формировать соответствующее враждебное отношение у этих народов к нашей стране. Приведём в качестве примере следующую цитату из учебника «большую часть народов Кавказа с Османской империей связывали этническая и религиозная общность. Поэтому это государство традиционно имело авторитет и влияние в регионе. Что касается России, то её политика была по сути антитюркской и антимусульманской и носила агрессивный захватнический характер» стр. 171. Этот тезис будет повторяется в учебнике и в дальнейшем.
Читаем далее, «основная угроза для Южного Кавказа, в том числе и Азербайджана, исходила от России. стр. 202». Тут мы уже видим открытое проявление русофобии и ненависти к России. Или так, «азербайджанская армия во главе с Аббасом Мирзой, была основной силой, ведущей борьбу на наших северных землях против российского завоевания» стр. 203.
Дальше идёт такой текст: «колониальный режим и система открытого грабежа, установленная Россией в мусульманских провинциях, спустя некоторое время после завоевания привела к восстаниям против колониального гнёта» стр. 214., «российское самодержавие в Северном Азербайджане во всех сферах жизни общества проводило политику национальной и религиозной дискриминации» стр. 240.
Смотрим далее: «российское самодержавие в Северном Азербайджане во всех сферах жизни общества проводило политику национальной и религиозной дискриминации. В связи с нарушением территориальной целостности нашей страны внутри Российской империи административно-территориальное понятие «Азербайджан» не использовалось ни в одном документе. Представители азербайджанского высшего сословия были лишены политических прав и не допускались к высоким государственным постам. На азербайджанскую молодежь, которой власти не доверяли оружие, не распространялась воинская повинность» стр. 240.
Этому бы очень удивились генералы и офицеры Русской Императорской Армии, например Мустафа Хан Талышинский, Эмир Казим Мирза, Калбали Хан Нахичеванский, Гусейн Хан Нахичеванский, многочисленные офицеры собственного его императорского величества конвоя. Не мене были бы удивлены многочисленные деятели науки и культуры, которые смогли реализовать свой творческий потенциал именно в Российской Империи, не говоря уже о советском периоде нашей совместной истории. Здесь заметно явное передёргивание исторических фактов со стороны авторов в целях создания отрицательного отношения к российской государственности.
Теперь посмотрим на оценку более близких к нашему времени событий «в начале XX века проводимая Россией в Северном Азербайджане политика национальной и религиозной дискриминации вызывала недовольство всех слоев населения — крестьян, рабочих, интеллигенции и национальной буржуазии» стр. 255.
В отношении советского периода, можно привести в пример такую цитату: «Советская Россия, опираясь на преданные ей антиазербайджанские силы в Северном Азербайджане, особенно на большевиков и дашнаков, пыталась любыми способами сохранить прежнюю империю. Там же С. 284». Не бред-ли? Забавляет ещё-то, что в затрагиваемых темах идёт постоянное упоминание дашнаков (представителей армянской партии «Дашнакцутюн»), как «подстилок» советской власти. Хотя большевики порвали с ними ещё задолго до революции. Один из бывших дашнаков — Степан Шаумян, в своё время перешёл к большевикам. Ну и конечно-же, как можно обойти и без армянофобии, особенно по отношению к Шаумяну, являвшемуся одним из строителей социалистического фундамента будущего, Советского Азербайджана.
Весь этот бред можно цитировать до бесконечности, но не будем задаваться такой целью. Этот учебник и ему подобные «жемчужины» азербайджанской «исторической науки» можно вполне прочитать на русском языке, для тех, кто особенно глубоко заинтересуется темой вполне реально сделать переводы с азербайджанского.
Выводы, которые можно из всего этого сделать, являются моим личным мнением, как обычного азербайджанского обывателя с русским складом ума. То, как в Азербайджане воспитывается отношение к России и русским, причём представляемым в исторической ретроспективе в качестве традиционного врага, не должно давать России, никаких оснований доверять «дружелюбию» азербайджанской элиты. Уважение к русской истории и культуры, которое азербайджанские политики время от времени показывают в России, это товар исключительно для внешнего употребления и верить в искренность таких слов нельзя. Это слишком явно расходится с тем, что о России и русских говорится в самом Азербайджане, так сказать для внутреннего употребления.
В самом Азербайджане, на страницах учебников истории Россия и русские это агрессоры, завоеватели, притеснители. Обращает на себя внимание систематизированное воспитание ненависти к армянскому народу, причём в контексте истории и роли России. Такая ненависть не может долго оставаться без выхода, и складывается впечатление, что азербайджанская политическая элита это понимает. Хотя она забывает об одном факторе, можно делать воинственные высказывания, основанные на своеобразной интерпретации истории, но другое дело подумать о гарантиях безопасности со стороны России той стране, в отношении которой эта ненависть воспитывается.
В настоящее время, в связи с недавней войной в Карабахе, в ходе которой Азербайджан вернул данную территорию, турецко-азербайджанские позиции были усилены. Как и позиции антирусско-настроенной азербайджанской элиты. И вранье, которое писалось, продолжит своё распространение ещё в больших масштабах. Но неужели я так и останусь единственным обретшим истинное мировоззрение азербайджанцем? Вместе с тем принявшим русскую культуру и испытывающим ненависть к русофобам сверху? Разумеется — нет. Всему своё время и эти противоречия вольются в массовое недовольство среди азербайджанцем, которые к тому времени уже поймут, что их родина — Россия.

Фарид Алмазов

https://telegra.ph/Rusofobiya-v-obrazovatelnoj-sisteme-Azerbajdzhana-02-04

Комментариев нет:

Отправить комментарий