Страницы

27.01.2012

АРМЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Древнеармянская литература. Истоки армянской литературы берут свое начало в традициях устного поэтического слова и мифологии Армянского нагорья и развиваются в тесных взаимосвязях с культурами Малой Азии и Междуречья. Как показали исследования (Э.Бенвениста, Г.Трегера, Х.Смита, Х.Крае и др.), отделение армянского языка, как и мифологии, от праиндоевропейского восходит к концу 3 тыс. до н.э. Армянский пантеон богов имеет параллели с индоиранскими, ассиро-вавилонскими, хурритскими богами (Арамазд – Ахура Мазда, Анаит – Анахита, Ваагн – Веретрагна (перс.), Индра (индийск.), Астхик – Иштар). В памятнике армянской эпической поэзии Песня о Ваагне сохранены древние пласты мифологического мышления: сочетание функций Бога-солнца и Бога-громовника, победителя вишапов – хтонических чудовищ, драконов.


Армянское письменное слово начинается с клинописных надписей (начало 1 тыс. до н.э.), дошедших до нас с эпохи Урарту (по библейскому названию – Араратского царства). Для словесной культуры древней Армении характерно многоязычие. Например, в 1 в. до н.э. в период расцвета в Армении эллинистической культуры в столицах Тигранакерт и Арташат ставились греческие трагедии, а царь Артавазд писал речи и трагедии на греческом языке. Многие философы и писатели, гонимые в Греции и Риме, находили пристанище при дворе армянских царей: Амфикрат Афинский, Методор Скепсийский, Ямвлих и др. Немало армянских риторов и философов получали образование в Афинах, Александрии, Константинополе. В народе широко были распространены гусанские [гусан (арм.) – сказитель] представления на армянском языке, декламации эпических сказаний в сопровождении музыкальных инструментов.

С провозглашением в Армении христианства (в 301) как государственной религии, с одной стороны, внедряются новые ритуалы и обряды, вобравшие отчасти и языческие обычаи, с другой – повсеместно уничтожаются памятники дохристианской культуры.

Во время правления царя Врамшапуха архимандрит Месроп Маштоц (361–440) и католикос Саак Партев начали работу над созданием армянского алфавита. В 405 Маштоц создал алфавит, который сейчас состоит из 39 букв.

С этого времени начинается новый этап развития литературы в Армении. За 5 в., который впоследствии назвали золотым, была переведена Библия с греческого (французский ученый Ла Кроз назвал его «царицей переводов»), большое количество богословских трудов: Ефрема Сирина, Василия Кесарийского, Григория Назианзина, Иоанна Златоуста и др.; античных философов: Аристотеля, Платона, Порфирия и мн. др.; грамматиков: Дионисия Фракийского, Филона Александрийского и др. В 5 в. сформировалась армянская философская школа. Первый армянский философ – Езник Кохбаци, его труд Опровержение ересей отличается риторическим мастерством и образным языком; выдающимся представителем философской мысли был армянский философ-неоплатоник Давид Анахт (Непобедимый). Многие труды античных философов и историков, оригиналы которых утеряны, сохранились только в армянских переводах: Зенона, Евсевия Кесарийского, Аристида, Филона Александрийский, Иоанна Златоуста и многих других, а переводы Аристотеля и Платона на армянский язык считаются наиболее близкими к оригиналу.

Наряду с большим количеством переводов и формированием переводческой школы создавалась оригинальная литература, разрабатывались различные жанры церковной литературы – каноны, послания, речи, виды песнопений – таги, мегеди, шараканы. Выдающиеся произведения агиографической литературы Житие св. Григора Просветителя, Мученичество апостола Фаддея и девы Сандухт, Мученичество Шушаник Вардени характеризуются глубоким драматизмом, мастерством изображения переживаний героев и являются первыми образцами ранней художественной прозы.

Историческая литература 5 в. характеризуется сочетанием высокой научной достоверности с художественной обработкой образов, привлечением народного эпического слова. Труды Агатангехоса (Агафангела), Павстоса Бюзанда, Егише, Казара Парбеци, Мовсеса Хоренаци, написанные ярким образным языком, заключающие в себе пересказы мифов, легенд, сказаний, имели большое значение для развития художественной литературы.

Первым историческим трудом считается Житие Маштоца Корюна. Ученик Маштоца, он после школы продолжил свое образование в Константинополе. Житие (написано прибл. В 443–450) по жанру ближе к античной биографии, чем к житийной литературе. В нем рассказывается о том, как были найдены письмена у епископа Даниила, два года Маштоц учил детей по этому алфавиту, но оказалось, что он недостаточен для выражения «полноты слога и связи языка армянского» (Корюн). Было решено снарядить группу во главе с Маштоцем для создания армянского алфавита. Два года они путешествовали из страны в страну, пытаясь найти древнеармянские, существовавшие ранее письмена, изучали различные другие, но ни одно не подходило фонетическому строю армянского языка. Маштоц создал армянские буквы, полностью соответствующие звучанию армянской речи и, наконец, как пишет Корюн, «Бог заговорил по-армянски». Художественные достоинства – эпитеты, поэтический пафос, лаконичность – ставят его в ряд первых образцов повествовательного жанра.

Особая роль в истории армянского художественного слова принадлежит труду Агатангехоса История Армении, посвященная принятию христианства. В основе лежит житие одного из первых проповедников Армении Григора Лусаворича (Просветителя), легенды (в 5 в. они еще рассказывались в народе) о мученичестве девы Рипсиме и ее подруг. В древности книга пользовалась особой популярностью благодаря живому драматичному рассказу о трудных путях утверждения христианства. В центре повествования – история гонений Григора, заточенного в яму царем Трдатом. Григор провел там тринадцать лет, затем вылечил обезумевшего Трдата, тот уверовал и принял христианство вместе со всем народом. Выразительные образы прекрасных дев Рипсимэ, Гаянэ, Шогакат, непреклонных в испытаниях мучениц за веру, способствовали утверждению христианских ценностей. Уже в 460-е произведение Агатангехоса было переведено на греческий, в 6, 8 вв. – на грузинский и на арабский языки. История эмоционально приподнята, близка к народному слову, в ней много диалогов, она художественно достоверна в изображении исторических событий.

В условиях иноземного порабощения (страна была разделена на две части между Византией и Персией в 451) отличительной чертой исторических сочинений древних, а затем и следующих поколений армянских авторов была патриотическая направленность. Историки и сочинители стремились своим словом укрепить национальное самосознание и дух народа.

«Начиная с Егише, – писал поэт-символист 20 в. Ваан Терьян, – патриотизм красной нитью проходит через всю нашу литературу». В сочинении Егише (410/415– 475/480) О Вардане и войне Армянской (или Вардананк – Война Варданидов) идея служения родине становится центральной. Произведение посвящено важнейшим событиям своего времени – войне против персидского владычества, решающему сражению между армянами и персами –Аварайрской битве 451, возглавляемой спарапетом (главнокомандующим) Варданом Мамиконяном. Егише, ученик Маштоца, после учебы в Александрии, где он совершенствовал свои знания и переводческое мастерство, поступил на службу к Спарапету в качестве секретаря и воина, прошел с ним всю войну. Свое сочинение Вардананк (Война Варданидов) Егише назвал «надеждой для надеющихся, ободрением для доблестных, добровольно идущих на смерть». Автор мастерски сочетал эпическую обрисовку исторически достоверных событий, психологическую трактовку образов (спарапета Вардана, предателя Васака, католикоса Осепа и мн. др.) с лирической проникновенностью (например, изображение женщин, молящихся за победу). Образ автора не нейтрален, его речь эмоциональна, красочными эпитетами и стилистическими фигурами создается настроение, поэтическими описаниями выражается отношение к событиям и лицам (например, антитеза: описание цветущей весны и обагренных кровью полей). Афористичность, глубина мысли выражены в емких характеристиках, ставших крылатыми («Смерть осознанная есть бессмертие»; «Зрение умственное больше, чем телесное» и т.п.).

Перу Егише принадлежат также церковно-теологические и этико-философские произведения: Назидательное слово об отшельниках, Толкование на «Книгу Иисуса Навина» и Книгу судей, О человеческих душах, Толкование на «Книгу Бытия».

К плеяде армянских писателей-историков относится Казар Парбеци (р. 441–443 в с. Парби, область Арагацотн). Он получил образование в Константинополе, участвовал в восстании против персидского господства в 481–484, затем стал настоятелем вагаршапатского монастыря, где по его инициативе была собрана богатейшая библиотека, которая, приумножившись за многие века, впоследствии стала основой для Матенадарана (государственного хранилища рукописей).

Труды Парбеци: История Армении, охватывающая события до конца 5 в., и Послание к Ваану Мамиконяну – образцы высокого риторического искусства, имеют значительную историко-познавательную ценность. В них использованы труды армянских историков, а также устные предания и эпические сказания.

Героический дух народа, готового сражаться за свободу, выразил Павстос Бюзанд в Истории Армении. Книга состоит из двух частей (автобиография в стихах и первые части, посвященные языческому периоду, утеряны). В части, охватывающей 330–337, даются ценные сведения о римско-армянских, армяно-персидских, римско-персидских отношениях, о Закавказье, освещаются события конца 470-х – восстание, свидетелем которого был сам Павстос. Стиль Павстоса близок к эпическому повествованию, изобилует народными преданиями, легендами, гиперболами и олицетворениями.

Вершина армянской литературы 5 в. – творчество Мовсеса Хоренаци (410/415 – нач. 490-х) – «отца армянской истории», «отца поэтов», «отца грамматиков». Ученик Маштоца, Хоренаци получил разностороннее образование в Александрии, по всей вероятности, примыкал к группе неоплатоников Олимпиодора, своего учителя он называл «новым Платоном». На родине, несмотря на гонения, он всю жизнь занимался научным и литературным трудом. Ему приписываются произведения: Послание Сааку Арцруни, История девы Рипсимэ, Толкование к «Грамматике» Дионисия Фракийского, переводы. История Армении Хоренаци, написанная по поручению князя Саака Багратуни (ок. 470–480) – труд, основанный на первоисточниках, с объективным анализом используемого фактического и научного материала. Хоренаци освещает историю Армении с древнейших времен до конца 5 в. Благодаря этому труду сохранились многие памятники эпического и фольклорного наследия армянского народа: легенды о Гайке и Бэле, Араме, Ара и Шамирам, Ваагне. Автор поднимает вопросы создания суверенного государства и укрепления его мощи, философски осмысляет исторический путь своего народа, рассматривая его в контексте мировой истории. Хоренаци показывает характеры, психологию исторических персонажей, причинно-следственные связи событий, его взгляд ученого шире религиозных и национальных предрассудков. Научно-объективное повествование перемежается с голосом автора, оплакивающего свою страну.

В это же время, когда во многих произведениях наметились отчетливо светские тенденции, в церковной литературе продолжалась критика светского искусства. В Речах идеолога церкви и выразителя феодального миропонимания Ована Мандакуни отразились социальные конфликты времени, борьба с халкидонитами (см. также ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР). Его сочинения – блестящие образцы армянского риторического искусства.

После некоторого спада в 6 в., развитие литературы в 7– нач. 8 вв., несмотря на сложные условия существования во время господства Арабского халифата, продолжается во многих направлениях: догматическая литература (сб. Завет веры, составил Ован Майрагомеци по поручению католикоса Комитаса, в него вошли антихалкидонистские произведения); религиозные песни (Месроп Маштоц, Саак Партев, Мовсес Кертог, Анания Ширакаци, Ован Ознеци), многие из которых впоследствии вошли в сборник Шаракноц, выдающиеся образцы духовной поэзии создали католикос Комитас (615–628), Степанос Сюнеци.

В 7 в. творили талантливые историки-писатели, продолжившие традиции 5 в. – труды Себеоса, Мовсеса Кагантваци, Ована Мамиконяна, Гевонда – источники ценных сведений по истории Византии, Персии, Албании, Грузии. История Себеоса повествует о персидских походах византийского императора Ираклия (армянина по происхождению), освобождении Древа Господня и возвращении в Иерусалим, о князьях Смбате Багратуни, Мушеге Мамиконяне, Теодоросе Рштуни (прообразе Кери Тороса в эпосе Давид Сасунский), впервые появляется сюжет о Хосрове и Ширин, ставший впоследствии основой для восточных поэм (Низами, Навои).

История страны агванов Мовсеса Каганкатваци – единственный источник по истории кавказских албанцев. Она примечательна и тем, что в нее включен единственный дошедший до нас памятник светской литературы этого периода: элегия Плач на смерть великого князя Джеваншира (написана в виде акростиха из 36 строф – по числу букв армянского алфавита) Давтага Кертога, «сведущего в науках, искусного изобретателя», поэта-ритора при дворе агванского царя.

История Тарона Ована Мамиконяна изобилует эпическими сказаниями, легендами, отличается эпическим стилем повествования о борьбе против персидского ига, о подвигах Мушега и Ваана Мамиконянов. Интерес вызывает сказание о трех братьях, основавших город Куару, перекликающееся с известной легендой из Повести Временных лет. В 8 в. была написана История халифов Гевонда, о борьбе армян против арабского нашествия – ценнейший источник по истории Востока.

Для развития научной прозы, языка, категориального аппарата науки и, более того, всей армянской художественной культуры огромное значение имеет творчество первых армянских философов и ученых Езника Кохбаци (5 в.), Давида Анахта(5–6 вв.), Анания Ширакаци (7 в.). Езник Кохбаци – автор известной Книги опровержений, с большим риторическим мастерством выступил с резкой критикой маздеизма (см. также ЗОРОАСТРИЗМ).

Армянский философ Давид Анахт получил образование в Александрии, где примыкал к школе Аммониуса-Олимпиодора. Победив в соревнованиях, он получил звание Трижды великого философа, Давида Непобедимого (Анахта – арм.). Труды Давида (Определение философии, Анализ «Введения» Порфирия, Толкование «Категорий» Аристотеля, Толкование «Аналитики» Аристотеля), продолжают традиции античного научного знания. Давид выступал против догматизма и схоластики, развивал светское научное мышление, доказывал возможность познания мира. Его наследие способствовало расширению мировоззрения армянских мыслителей, создало почву для постановки проблем постижения души и мира в художественном творчестве. Его сочинения – образцы высокого риторического искусства.

Представитель естественнонаучной мысли и натурфилософии 7 в. – Анания Ширакаци, оставил большое наследие в различных областях знания: математики, космографии, географии. Его задачник Вопросы и решения – древнейший из дошедших до нас учебников, составитель таблица сложения, вычитания и умножения. Он отстаивал птоломеевскую теорию шарообразности земли, его взгляды на многие явления – отсутствие света у луны, происхождение дня и ночи, природу затмений и т.п., – опередили свое время. География Ширакаци содержит много сведений о соседних странах. Все работы написаны живым образным языком. Писал также религиозные песнопения.

Особое место в истории армянской науки имеют толкования грамматик. В этих трудах, начиная с 5 в., вырабатываются эстетические теории (категории доброго, злого, среднего – «миджак»), теории художественной литературы, искусства риторики. Традиции толкований грамматик были заложены Давидом Кераканом (Грамматиком), продолжены Мовсесом Кертохом, Степаносом Сюнеци, Григором Магистросом, Амамом Аревелци. Иоанном Ерзынкаци, Есаи Нчеци.

Средневековая армянская литература. После освобождения от арабского ига в 10 в. один за другим возникали независимые царства Багратидов со столицей Ани, Арцрунидов в Васпуракане, Рубенидов в Киликиии, позднее – Сюникское царство. Развитие городов, антифеодальные движения (павликиан, тондракийцев) создали предпосылки для развития нового искусства, выходящего за рамки церковного канона. В это время наметились светские тенденции в архитектуре, во фресках храмов появились мотивы из мирской жизни, книжная миниатюра насытилась изысканными орнаментами и более яркой цветовой гаммой. «Для Армении краеугольным камнем национального художественного сознания, – писал Л.Арутюнов, – является беспрецедентный принцип контраста и совмещающихся противоположностей, он сопутствует всему христианскому средневековью – епископы поют гимны любви к женщине, предупреждая европейскую зарю Ренессанса, каменотесы высекают на камнях храмов светские новеллы и притчи, свои собственные, не имеющие ничего общего с религиозным смирением и аскетизмом…».

Творчество первого великого армянского поэта, богослова, музыканта средневековья Григора Нарекаци (10 в.) – одна из вершин национальной литературы. К философско-мистическим откровениям и уникальным для его времени художественным открытиям (аллитерации, внутренние рифмы, композиция, лексика) его поэмы Книга скорбных песнопений обращались последующие поколения армянских поэтов.

Носителями идей армянского Возрождения стали историки-писатели 10 в. католикос Ованес Драсханакертци (История Армении), Товма Арцруни (История дома Арцрунидов), Безымянный Арцруни (История), Степанос Таронеци (Асохик, 11) (Вселенская история).

После затишья, обусловленного нашествиями сельджуков, в литературе 11–12 вв. появилась плеяда разносторонне одаренных и образованных деятелей культуры и науки. Григор Магистрос (990–1059) – ученый, писатель, педагог, военный и государственный деятель, переводил и пропагандировал античную литературу. Известна его поэма Тысяча строк к Мануче – стихотворное изложение Священного писания. В это время в литературе активно разрабатываются новые жанры: Магистрос первый ввел новый для армянской литературы эпистолярный жанр. Его Письма написаны в художественно-публицистическом стиле, автор широко использует мифы и басни.

Аристакес Ластиверци (11 в.) – историк-писатель, продолжил традиции историков 5 в. В сочинении Повествование оставил много сведений по истории Армении, Византии, о нашествии турок-сельджуков, тондракийском движении (еретическое антифеодальное народное движение с центром в селении Тондрак); писал патриотические элегии-плачи, подобные плачу Мовсеса Хоренаци. Ованес Имастасер (1045/50–1129, Иоанн Саркаваг) – поэт, философ, пользовался славой «гениального» ученого (любомудра), дал разработанную систему взглядов на изучение природы, мышления, разума человека, философски осмыслял вопросы эстетики, литературы (поэма Слово о мудрости).

Поэт и богослов, ритор, композитор, католикос Киликии Нерсес Шнорали (1101–1173) придал иное поэтическое качество церковным песнопениям, обогатил их новыми образами, мыслил свет как божественное начало. Оставил несколько больших поэм: Слово о вере, Сын Иисус. Особенную художественную ценность представляет его лиро-эпическая поэма Плач на взятие Эдессы. Этот жанр – исторической поэмы-плача, впервые разработан Шнорали. Сыграл большую роль в развитии армянского стихосложения: до Шнорали в ходу была монорифма, он ввел разнообразные рифмы, впервые использовал прием олицетворения, (впоследствии плодотворно использовавшийся армянскими поэтами), активно применял размеры народной поэзии.

Григор Тга (1133–1198), чье основное произведение – поэма Плач о Иерусалиме, и Нерсес Ламбронаци (1153–1198) – поэт, философ, ученый, музыкант, церковный деятель, продолжили традиции Шнорали, обогатили жанр лиро-эпической поэмы.

В это время в литературе наметилось решительное размежевание художественной и научной компоненты, религиозная и светская литературы приобретали свои специфические черты, последняя сближалась с народной. Развивались новые жанры: басни, оды, рассказа, беседы, биографии. Видным баснописцем был родоначальник армянской авторской басни Мхитар Гош (1130–1213), в его творчестве басня стала самостоятельным жанром художественной словесности. Гош – автор Армянского судебника, свидетельствующего о высоком уровне правового и нравственного сознания, он употреблялся вплоть до 19 в.

Другой армянский баснописец – Вардан Айгекци, создатель множества басен, которые были собраны в сборнике Лисья книга, куда впоследствии вошли многие другие народные и переводные басни (числом до пятисот). Басни, притчи, назидательные истории Айгекци вобрали в себя народный юмор и сатиру, отразили социальные противоречия времени, как правило, они заканчивались длинным назиданием религиозного характера.

В 13–14 вв. в исторически тяжелых условиях (монгольское нашествие), литература обогащалась переводами из арабского, персидского, старофранцузского, латинского, создавались новые дополненные редакции различных сборников: Айсмавурк (Синаскарий), Гандзаран (сб.гандзов – жанр церковных песен), Шаракноц (сб. шараканов существенно дополнился при Нерсесе Шнорали). С 13 в. в литературе вместо отживающего грабара – древнеармянского, начал утверждаться разговорный народный язык – среднеармянский.

Фрик (1230/1240– начало 14 в.) заложил основы поэзии с выраженными социальными мотивами протеста против несправедливого мироустройства. Оставил более пятидесяти стихотворений, написанных в жанрах плача, поучения, жалобы – О Далехе и Бурдже, о хане Аргуне и Буге, Колесо судьбы, Жалобы.

Выдающиеся представители средневековой армянской поэзии 14 в. Ованес Ерзнкаци и Констандин Ерзнкаци наряду с традиционными религиозными темами развивали философско-медитативную лирику, вводили чисто любовные мотивы, утверждали гуманистические идеалы. Темы любви, поклонения женщине, красоте природы, воспевания весны, розы и соловья в поэзии Констандина Ерзнкаци получили новое лирическое звучание. В творчестве Ованеса Тлкуранци (14–15 вв.), поэта-лирика, эти темы уже лишены религиозной аллегоричности. В стихах этих поэтов получила применение форма народного любовного стиха – айрен (пятистопное восьмистишие). В поэзии развивается тема скитальчества (пандухтства), изгнанничества, выражающая тоску по родине; широко распространенная в народной поэзии, она способствовала формированию патриотической поэзии, гражданских идеалов. Эта тема звучала в нескольких айренах Ованеса Ерзнкаци, затем с особой силой в творчестве Мкртыча Нагаша (14–15 вв.), Григора Ахтамарци (16 в.), Нерсеса Мокаци. Представитель светского искусства – лирик Наапет Кучак (16 в.) вносил в поэзию жизнеутверждающие настроения, воспевал женщину, мирские радости. В лаконичной форме народного айрена – армянского сонета, выразил красоту мира и души человека, наивысшим выражением чего является любовь.

В 13–16 вв. развиваются жанры басни, мемуарного рассказа, поэмы, историко-социального плача, которые писали Григор Церенц, Хачатур Кечареци, Аракел Сюнеци, Аракел Багишеци, Симеон Апаранци и др.

Историческая проза 13–16 вв. представлена именами Киракоса Гандзакеци, Вардана Патмича, Смбата Гундестабля, Степаноса Орбеляна, Григора Акнеци, Товма Мецопеци и др. В искусстве особого расцвета достигает книжная миниатюра, создаются шедевры художников Тороса Рослина, Момика, Саргиса Пицака, Тороса Таронаци.

Новая армянская литература. Начиная с 16 в. литература в основном развивается вне пределов исторической Армении, находящейся под османским и персидским игом. Формируются центры образования и книгопечатания в Венеции, Константинополе, Риме, Амстердаме, Мадрасе, Калькутте и др. местах, где существовали армянские колонии. В 18 в. значительную роль в деле сохранения и развития армянской культуры, литературы, книгопечатания, образования и науки сыграла Конгрегация св. отцов мхитаристов на о.св.Лазаря в Венеции. В ней состояли поэты: Мхитар Себастаци – основатель Конгрегации, 17 в.), представитель классицистического направления Арсен Багратуни (18 в.), романтик Гевонд Алишан (19 в.), впервые написавший цикл стихотворений Песни Наапета на новоармянском языке.

В литературу 18 в. Багдасар Дпир, Петрос Кафанци, Нагаш Овнатан, представитель светской лирики, ввели новые реалистические мотивы, утверждая достоинство человека, раскрывая его внутренний мир. Вершина развития средневековой лирики и проявление новых тенденций – творчество поэта-ашуга Саят-Новы, создавшего образцы любовной лирики (писал также на грузинском и тюркском). Он выразил в своих стихах переживания самоотверженной любви, красочными, экспрессивными средствами создал образ возлюбленной. Гуманизм, борение духа за свободу личности, противостоящей косному окружению, красота восточного стиха в сочетании с глубоким проникновением во внутренний мир человека дают основания считать его поэзию уникальным явлением в поэзии позднего средневековья, а автора – предшественником романтизма в армянской и грузинской поэзии.

В литературе 2-й половины 18 – начала 19 вв. главенствующим направлением был классицизм. Его представители – О.Ванандеци, П.Минасян, А.Багратуни, Е.Томачян, Э.Гюрмюзян и др., воссоздавая историю борьбы армянского народа с иноземными поработителями, писали на древнеармянском языке (грабар), недоступном широким кругам читателей. Литературу на понятном народу новоармянском языке – ашхарабаре, представляла народная ашугская поэзия, получившая особое распространение в первой половине 19 в. С 1820-х в творчестве писателей так называемого «переходного периода» (А.М.Аламдарян и М.Д.Тагиадян) стал формироваться новоармянский литературный язык – ашхарабар. В 1840–1850-х поэт Г.Алишан написал цикл стихотворений Песни Наапета на ашхарабаре.

Утверждение романтизма и начало новой армянской литературы связано с именем просветителя-демократа Хачатура Абовяна (1809–1848). Учился в Эчмиадзинской семинарии и Дерптском университете. По словам Исаакяна, «из недр народа должен был появится великий пророк, поэт, просветитель, который бы дал народу мудрые заповеди возрождения, огненным словом воодушевил его, пробудил от спячки, укрепил его волю самоотверженным патриотизмом, осветил перед ним путь к самосознанию, к борьбе, к свободе». Абовян оставил богатое литературное наследие, произведения в различных жанрах: стихотворения, поэмы, рассказы, романы, басни, публицистику, исследования по этнографии и историографии. Писал на ашхарабаре, демократизировал литературу, впервые изобразил человека из народа. Главным произведением в его творчестве является роман Раны Армении (написан в 1940, издан после смерти автора в 1958), посвящен событиям 1826–1828, времени присоединения Восточной Армении к России.

В 1850–1860-х журнал «Юсисапайл» («Северное сияние» издавался в Москве под редакцией С.Назаряна) сыграл значительную роль в формировании новой литературы и языка. В журнале публиковались гражданские стихи С.Шахазиза, публиковался и принимал участие в его работе революционер-демократ, поэт, мыслитель М.Налбандян.

В Западной Армении в 1850–1860-х 19 в. выступили публицисты М.Мамурян, Г.Чилинкирян, С.Воскан и соратник Налбандяна – А.Свачян. Утверждение романтизма в литературе западных армян связано с творчеством Г.Алишана, М.Пешикташляна, чья поэзия отразила пафос национально-освободительного движения. В творчестве лирика П.Дуряна армянский романтизм получил наивысшее развитие.

В 1870–1880-х писал представитель гражданской поэзии Р.Патканян (одно из лучших стихотворений Слезы Аракса). Развитие социально-бытового романа связано с именем П.Прошяна, в творчестве романиста и педагога Газароса Агаяна, автора популярных сказок, выразились просветительские идеи. Г.Сундукян – основоположник армянской драматургии, выступал с позиций критического реализма, отображал нравы и быт старого города. В литературе западных армян сатирик и драматург Акоп Паронян в произведениях 1870–1880-х достиг социально-политических обобщений, подверг осмеянию буржуазное общество, произвол властей.

Выразителями идей национально-освободительного движения 1870–1880-х стали: публицист, редактор газеты «Мшак» («Труженик») Г.Арцруни, романисты Церенц и Раффи, работавшие в жанре армянского исторического романа. Церенц (Овсепа Шишманяна, 1822–1888) – автор романов Торос, сын Левона (1877) – первый образец исторического романа в армянской литературе в классическом понимании жанра, а также В муках рождения (1879), Теодорос Рштуни (1881). Раффи (Акоп Мелик-Акопян, 1835–1888) – автор многочисленных произведений в различных жанрах: стихотворений, публицистики, критических исследований, социально-бытовых романов Искра, Хент (Безумец), Золотой петух, в которых разрабатывались мотивы столкновения нового и старого укладов, социальной справедливости, освободительной войны 19 в. Выдающийся мастер монументальной эпопеи: романы Давид Бек, Паруйр Айказн и шедевр национальной исторической прозы роман Самвел.

В 1880–1890-х ведущим направлением становится критический реализм. Выступает плеяда прозаиков – Нар-Дос (М.З.Ованнисян), Мурацан (Г.Тер-Ованисян), В.Папазян, А.Арпиарян, Г.Зохраб, Т.Камсаракан, романист и драматург А.Ширванзаде (Намус, Из-за чести), в творчестве которых реалистическое отражение процесса утверждения буржуазных отношений сочеталось с критикой извечных пороков человека. И.Иоаннисян (1864–1929), А.Цатурян (1865–1917) обогатили армянскую поэзию социальными и народными мотивами, жанровым и ритмическим многообразием, переводами из европейских и русских поэтов.

Синтезом традиций армянской литературы 19 в. и армянской классической поэзии стало творчество Ованеса Туманяна (1869 –1923), «поэта всех армян». Туманян выполнил ту же функцию в армянской литературе, что Пушкин в русской. Он соединил народное словотворчество с книжным, придав новое качество поэзии и литературному языку. Создал цикл лироэпических поэм (Поэт и Муза, Стенание, Ануш, Маро, Сако Лориец), стихотворений, баллад, в которых запечатлены картины родной природы, образы цельных, духовно прекрасных людей из народа. Туманян обработал эпос Давид Сасунский (1902), народные сказки. Писал философские четверостишия.

Развитие драматургии в западноармянской литературе связано с именем А.Пароняна(1843–1891). Основные произведения – комедии Слуга двух хозяев, Льстец, Восточный дантист, Дядя Багдасар, сатирические очерки Прогулка по кварталам Стамбула.

Г.Сундукян (1825–1912) – основоположник новой армянской реалистической драматургии. Бытовая проблематика в его пьесах поднимается до уровня широких социальных обобщений, вскрываются жизненные противоречия. В его пьесах Хатабала (1967), Пепо (1871), Разоренный очаг (1872) душевная чистота и нравственность трудового человека противопоставляются корысти и беспринципности буржуазии.

Литература 20 века. Армянская литература начала 20 в., в силу разностадиальности развития, обусловленного историческими условиями существования народа, характеризовалась одновременным функционированием нескольких направлений – реализма, романтизма, символизма, авангарда, ознаменовалась расцветом поэзии, особенно лирической поэмы. Поэты конца 19 и первых десятилетий 20 вв. – Аветик Исаакян и Ваан Терьян. Исаакян соединил в своей поэзии ясность народного слова и философские глубины европейской мысли, отразил трагические судьбы армянского народа, конфликт личности и общества (Сб. Песни и раны, поэма Абу Лала Маари). Терян – тонкий лирик, первый поэт-символист в восточноармянской поэзии. Циклы стихотворений Грезы сумерек, Ночь и воспоминания, Золотая сказка, Страна Наири и др. ознаменовали новое качество армянской поэзии, Терян впервые ввел в оборот силлабо-тонические размеры.

Из нового поколения западноармянских поэтов начала 20 в. следует упомянуть Сиаманто (А.Ярчаняна), Д.Варужана, М.Мецаренца, Р.Севака, В.Текеяна, которые в своем творчестве воплотили новые символистские веяния, языческую тематику, обогатили традиции классической армянской литературы.

В творчестве Егише Чаренца (1897–1937) нашли воплощения ведущие поэтические направления: символизм и авангард, ритмизованный (тонический) стих, философические стихи, восточные поэтические формы. Чаренца – реформатор стиха, зачинатель новаторских традиций армянской поэзии 20 в., которые были продолжены следующими поколениями (сборник символистских стихов Радуга, лирические поэмы Синеглазая родина, Дантова легенда, Аттила, Сома, Неистовые толпы, сб. стихов Песенник, Эпический рассвет).

В 1920–1930-е интенсивное развитие получила социально-детермированная литература. Темы труда, социальной справедливости звучали в творчестве А.Акопяна, поэтессы Ш.Кургинян, Г.Сарьяна, М.Арази.

В этот период важнейшими факторами развития армянской литературы стала борьба идей, сочетание традиций классического искусства и новых веяний. Произведения поэтов – О.Туманяна, А.Исаакяна, В.Теряна, И.Иоаннисяна, и прозаиков – А.Ширванзаде, Нар-Доса, Д.Демирчяна – стали вехами в истории литературы.

Заметные явления в поэзии 1920–1930-х – стихи и басни детского писателя А.Хнкояна, лирические стихи Г.Сарьяна, Г.Маари, С.Таронци, Н.Зарьяна. Армянская проза 1920–1930-х характеризуется тематическим и жанрово-стилистическим многообразием. Стефан Зорьян – представитель психологической прозы, исторической эпопеи; принципы реалистического искусства получили своеобразное преломление в лирической прозе Акселя Бакунца. Другим армянским прозаиком был Дереник Демирчян – мастер рассказа и эпического повествования (роман Вардананк). Интересными страницами армянской прозы стали повести и романы В.О.Тотовенца, Г.Г.Маари, З.Есаян, М.Армена, М.Дарбиняна.

В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 звучали публицистика А.Исаакяна, Д.Демирчяна, историка И.А.Орбели, очерки писателя-фронтовика Р.Кочара, героические баллады Г.Сарьяна, патриотическая лирика поэтов-фронтовиков Т.Гурьяна, Г.Боряна, А.Сагияна, Р.Ованесяна, исторические новеллы В.Хечумяна. Послевоенные годы ознаменовались произведениями в жанре исторического романа (Д.Демирчян, С.Зорьян, Н.Зарьян), философической поэзии (О.Шираз), активно разрабатывался жанр социально-бытового романа (Р.Кочара, Г.Севунц, С.Аладжаджян, А.Сирас, Х.Даштенц), приключенческой литературы (В. Ананян). В драматургии пользовались успехом комедии (Н.Зарьян), драмы (Г.Борян).

В 1950–1960-е ведущим жанром становится поэзия. Произведения С.Капутикян, Сармена, Ов.Шираза, А.Сагияна, Р.Ованесяна, В.Давтяна, П.Севака, М.Маркарян, Р.Давояна исполнены гражданственности и лирической проникновенности. Поэма П.Севака Несмолкающая колокольня (1959), лирико-эпическое произведение о геноциде армянского народа – одно из заметных явлений этого периода. Севак внедрил новые формы стиха (безрифменный стих), показал сложный внутренний мир современного человека. Прозаики 1960–1970-х активно разрабатывали историческую тематику – С.Ханзадян, О.Гукасян, З.Дарьян, С.Айвазян; ставили проблемы национальной жизни: города, деревни – Ахавни, А.Саинян, Н.Зарьян, А.Степанян, Б.Овсепян, Р.Кочар, В.Хечумян, Г.Матевосян, З.Халапян, Х.Рачян. В 1970-е рассказ получает новые жанровые разработки (лирическая миниатюра, психологический рассказ) в творчестве Р.Овсепяна, А.Айвазяна, М.Галшояна, В.Петросяна и др. Поэзия продолжает национальные художественные традиции (Г.Сарухан, Ов.Григорян), осваивает модернистские принципы, пространство мировой литературы (Д.Ованес, А.Арутюнян, Э.Эдоян).

С конца 1980-х в литературу входит новое поколение писателей, которые в иных исторических условиях продолжили и углубили поиски своих предшественников, в первую очередь шестидесятников. 1990-е характеризуются оригинальным видением мира, поиском нетрадиционных средств выразительности, документальной реалистичностью отображения действительности, вниманием к внутреннему миру современного человека, скрытым мотивам его поведения. Многие авторы категоричны в своем отмежевании от классических традиций, в применении новейших способов изображения человека и мира. Появляется свой «человек из подполья» – индивид, порвавший с обществом; образ становится более «физиологичным», вскрываются темные стороны человеческой души. Литература как бы старается «пробовать на вкус» все средства литературного арсенала. Исторический фон – война в Карабахе, коренная перестройка общественного устройства – подаются в подчеркнуто не-романтическом тоне. Литература отказывается от роли воспитателя, теряет многих читателей. В поэзии усложняется образная система, появляется характерная для постмодернизма вседозволенность, используются все языковые пласты.

Ведущие авторы этого поколения – прозаики Гурген Ханджян, Левон Хечоян, Варужан Айвазян, Самвел Мкртчян, поэты Виолет Григорян, Марине Петросян и др.

В жанре драматургии работают старые мастера (Агаси Айвазян) и новые, но уже получившие признание (Давид Мурадян, Карине Ходикян). Особое значение приобретает публицистика.

Литературная художественная жизнь армянских колоний за рубежом во второй половине 20 в. представлена именами ряда писателей и поэтов: Г.Аддарян, В.Вагян (Ливан), А.Андреасян, К.Ситал (США), Ш.Шахнур (Франция), Дев (Иран).

В начале 1990-х волна миграций армян в различные страны мира сформировала новую литературно-художественную диаспору.

Зулумян Бурастан
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obra...LITERATURA.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий