Страницы

09.02.2014

Крестьянская жилка

То, что президент все чаще говорит о консерватизме и традиционных ценностях, вызывает насмешки и непонимание космополитичных либералов. Между тем само происхождение Владимира Путина предопределяет его взгляды и убеждения. О роде Путиных рассказывается в только что вышедшей книге, первое обсуждение которой прошло в среду в одном из столичных архивов.
Род Путиных – тверские крестьяне, жившие практически на одном месте как минимум четыре века подряд. А память и традиции рода – не пустые слова для русских людей, независимо от того, какой пост они занимают.
Путину повезло – в том смысле, что его родословную раскопали до начала 17-го века. И вовсе не потому, что он президент России – для потомка непривилегированных родов (то есть не дворянства и не священников), представителя обычной крестьянской семьи сделать это очень сложно.
Люди переезжали в другие концы огромной страны, теряли свои корни, войны и пожары уничтожали архивы, и хорошо, если мы знаем по именам своих прапрадедушек. А отец и мать Путина родились в соседних деревнях, где уже много поколений жили их предки. Повезло и с тем, что сама деревня Поминово Тургиновского района Тверской области, откуда идет род Путиных, не сгорела, не вымерла полностью и не исчезла, как десятки тысяч русских деревень за последние сто лет. Сейчас зимой в ней живет всего 19 человек, но летом приезжают дачники – в основном из Москвы, благо от столицы около 120 километров (если, конечно, получить разрешение на проезд прямо через национальный парк Завидово, на территории которого и находится село), Петербурга и Твери. Но райцентр село Тургиново, где крестили, венчали и отпевали поколения Путиных, жив – и если не процветает, то не может и пожаловаться на отсутствие внимания.
Настоятель Покровского храма отец Андрей (Миляев) говорит, что еще в 2004 году ему звонили из президентской администрации, спрашивая, может ли он подтвердить, что именно в его храме крестили родителей президента. Но проявление самого пристального внимания к Тургиново началось после 2011 года, когда на Рождественскую службу в Покровский храм приехал Владимир Путин. Отец Андрей говорит, что теперь храм расписали, а около него возводят новые строения.
Сейчас интерес к фамилии Путиных понятен – но очень важно, что сами Путины не теряли связи со своей малой родиной. Благодаря интересу одного из них, Александра, и стало возможно восстановить семейное родословное древо – причем заниматься семейной генеалогией он начал тогда, когда о Путиных знали только их родственники и соседи. Впервые Александр Михайлович стал собирать материалы еще в 1986 году, спустя шесть лет направил запрос в тверские архивы, а к концу 90-х местные архивисты по его заказу добрались и до московских хранилищ - Российского государственного архива древних актов (РГАДА).
В результате удалось углубиться на 12 поколений – почти до начала 17-го века. Идти дальше уже невозможно – нет документов. Проникнуть в родословную крестьян раньше Смутного времени практически невозможно – первые сохранившиеся писцовые книги относятся к 30-м годам 17-го века (это касается значительной части тогдашней русской территории), а местные церковные архивы горели вместе с деревянными церквями. Вообще все население России фиксировалась сразу по двум категориям – как налогоплательщики и как православные. Податные сведения заносились в уездные писцовые книги, а церковный учет велся в метрических и исповедных книгах прихода. Для восстановления истории рода Путиных в основном помогли ревизские сказки – пришлось работать как в госудаственном архиве Тверской области.
А в другом столичном архиве, Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) – бывшем Центральном партийном архиве – в минувшую среду Александр Путин представлял свою книгу «Род президента В. В. Путина», материалы для которой собирал больше 20 лет. Это не генеалогическое древо президента, а история одного рода – систематизированны данные по происхождению фамилии, по расселению по территории страны, по краеведению. Издание хорошо иллюстрировано архивными и личными документами, схемами, картами, документальными фотографиями. Приведены подлинные рассказы поколений родителей, дедов, прадедов, а также родовое предание о последствиях чумного 1771 года. Особое значение работе придает то, что генеалогические исследования по крестьянским родам чрезвычайно редки – тем более в таком объеме и глубине погружения в эпоху.
Собственно Путину там посвящено совсем немного страниц – потому что главным для автора было показать преемственность поколений рода, добраться до корней, показать, что даже после разрушений и потерь последних ста лет можно восстановить историю обычной крестьянской семьи. Обрести память о предках – такую, которую можно передать и своим потомкам, и людям показать. Людям – не столько потому, что Путин, а потому что крестьянские рода – это и есть основа нашей цивилизации, то, где тысячелетиями формировались все главные качества и характер русского народа. Многие мечтают знать свою родословную – но далеко не все, как Александр Путин, собирают и в итоге восстанавливают историю своего рода. Стремление узнать о происхождении своих предков у Александра Михайловича появилось после смерти отца и нового брака матери, после которого она поменяла фамилию:
«Я оказался в семье единственным носителем своей фамилии. В школе это не прошло незамеченным. В классном журнале у школьника одна фамилия, а у родителей в конце классного журнала в списке – другая. Это внесло в мою юность некоторую напряженность. В дальнейшем подтолкнуло к своему роду, к людям моей фамилии. Я любил слушать о старинной жизни, многое осталось в памяти. Я принадлежу к тому поколению, которое сохранило в памяти, в воспитании, в языке, в культуре связь с дореволюционной Россией через поколение дедов. Духовная связь внуков с дедами не менее важна, чем с отцами. 
Какова цель жизни человека? Дети, продление и увеличение своего рода. Это биологический в природе и социальный в обществе закон. Это главная задача мужчин, женщин и государства в целом. Люди овладевают профессиональным мастерством и приобретают авторитет, общаются с другими людьми и приобретают уважение. В начале жизненного пути работают на авторитет, на удовлетворение материальных потребностей: доход, жилье, машина. К концу активного периода жизни дети выросли, внуки растут, а удовлетворения нет. Возникает вопрос: а что оставил о себе в этой жизни помимо детей? Какую память о себе? Что внес в мир?
Спиридон Иванович Путин, дед нашего президента, работал поваром. До 1917 года – в престижном ресторане «Астория» в начале Гороховой улицы, рядом с Адмиралтейством. В 1920-40-е годы – в столовых партийных структур, куда не всякого, даже высококвалифицированного специалиста, брали. Казалось бы, жизнь удалась. Но Спиридон Иванович говорил: «Что у меня за работа? Плохая работа. Стараюсь поставить на стол самое лучшее. Придут, все съедят, а мне спасибо не всегда скажут. Что работал, что нет, никакого следа не осталось. Вот Александр Николаевич (это мой дед). Сшил красивый костюм, в нем ходят и много лет с благодарностью вспоминают. Дед работал мастером дамского портного ремесла в ателье на той же Гороховой улице в доме № 58».
Спиридон и Александр были двоюродными братьями. После крестьянской реформы 1861 года для обеспечения выкупных платежей за землю многие крестьяне пошли в отход. Поминовские тоже часто отъезжали на заработки в столицу – в основном в Санкт-Петербург. Но к концу 19-го века порой уезжали уже не на сезон, а долгие годы. Тверское землячество в Петербурге было одним из самых авторитетных и крупных - 11% жителей столицы составляли выходцы из Тверской губернии. Одним из таких «питерщиком» стал Николай Путин, отец Александра – он работал портным в дамском ателье на Гороховой, потом к нему приехал учиться и сын. Подтянулся к дяде и Спиридон, которого устроили работать в «Асторию» – благо он еще ребенком выучился в Твери на ученика повара – где со временем он станет одним из лучших поваров.
Спиридон проработает в легендарном ресторане почти двадцать лет, в Питере родится его сын Владимир (отец президента), но связей с Поминово прерывать не будет – здесь и свадьбу справлял, да и большинство детей родились тут же. Кстати, первый раз фамилия Путин встречается в документах лишь в 1905 году – в записи в метрической книге тургиновского Покровского храма о сочетании первым браком Александра Путина и Наталии Рожковой. До реформы 1861 года фамилии крепостных крестьян не фиксировались в документах – имелись родовые прозвания: «Я Николай, Иванов сын из Поминова. А чьих ты будешь? Мы из Путиных».  
Путин, естественно, происходит от пути. Но путь рода до Смутного времени восстановить невозможно – множество не то что архивов, но и тверских деревень не пережили времен польской интервенции. А в Тургиновской волости вообще практически все деревни прекратили свое существование.
В 16-м веке тургиновские земли (волость Захожье) были являлись дворцовыми, розданными князю С.И.Глинскому. В 17-м веке тургиновские земли были вотчиной Никиты Захарьина-Юрьева – дедушки первого царя из династии Романовых. После смерти его сына Ивана вотчина отписана на государя. В 1682 году царь Фёдор Алексеевич пожаловал её своей тёще Домне Апраксиной. По первой ревизии 1719 года Захожский стан числится за А.М.Апраксиным. По купчей от 1766 года владения перешли к дворянину В.Н.Самарину. Его дочь вышла замуж за члена Государственного Совета И.Н.Неплюева. Последним владельцем земель стал их сын И.И.Неплюев. Парк его усадьбы до сих пор сохранился в селе Тургиново.
Крестьянский род Путиных был значительным по численности и сначала жил в деревне Бордино. В деревню Поминово переселён только один потомок рода Семён Фёдорович, (1723-1795). Последовавшее в период чумы 1771 года переселение рода по России является одной из нерешённых задач исследования.Еще до войны 1914 года «питерщик» Спиридон с помощью отца ии тестя поставил в Поминово новый дом. После революции он ему пригодится – вместе с четырьмя детьми Путины возвращаются домой. Но уже в 1918-м Спиридона позвали на работу в Москву в правительственную столовую – и если до революции он кормил Распутина, то вскоре уже готовил для наркомов.
Семью он оставил в Поминово (к тому же и уверенности в устойчивости власти у него не было), а перебралась к нему жена с младшими детьми только в начале 30-х. К этому времени средний сын, Владимир, уже женился на Марии Шеломовой из деревни Заречье, что в трех километрах от Поминово, и вскоре молодые уехали в Питер. Только во второй половине 30-х у них появилось двое детей, девочка и мальчик, не переживших блокаду. Третий ребенок – ставший потом президентом – родился только в 1952 году. Война унесла жизни и двоих братьев Владимира Спиридоновича - старшего Михаила и среднего Алексея - а сам он остался инвалидом.
Отец президента умер 2 августа 1999 года – за неделю до того, как Ельцин назначил его сына премьер-министром и объявил его своим преемником.
Городской житель Путин в детстве приезжал в Поминово. Но активно интересоваться историей рода Владимир Путин начал, скорее всего, уже после смерти родителей, а в 2002 году Александр подарил президенту первое издание книги «Род Путиных», которую издал в Сыктывкаре (тогда он работал в компании, занимавшейся бурением скважин на нефть в Коми). В книге нет никакой лести человеку, который к тому времени стал главой государства. Есть просто оценка, с которой Александр Михайлович согласен и сейчас: «это человек крестьянского склада характера – пахарь».
В том же году на большой пресс-конфренции Путин рассказал, что с удовольствием ознакомился с исследованиями своей родословной, и его удивило и порадовало, что «все мои родственники жили в Тверской губернии, начиная с XVII века – в одной и той же деревне, и ходили в одну и ту же церковь. Какова была стабильность российского общества!» Действительно, после событий 20-го века нам уже даже сложно это представить.
В самом Поминово рассказывают историю, подлинность которой может подтвердить только сам президент. Якобы в начале нулевых он приехал в деревню зимой на снегоходе – прямо по реке Шоше из президентской резиденции Завидово, которая расположена километрах в 20 на восток (там были царские охотугодья, куда приезжал охотиться Ленин, а начиная с 60-х годы часто наведывался Брежнев). Подъехал к рыбакам, поздоровался – в принципе, ничего удивительного в этом нет. Наведывался ли он тогда к дому своего деда Спиридона, неизвестно, но вскоре старый дом был выкуплен и отреставрирован. Одно время в нем даже размешался музей крестьянского быта.
Путин, в отличие, например, от Джорджа Буша, слава Богу, не родственник английской королевы. И в роду у него нет великих людей, но ему и нет нужды придумывать себе знатных предков (как уже пытались за него сделать выдумщики, привязав его к князьям Путятиным). Потому что русский крестьянин – это и есть то самое главное, что заложено в русских людях. Мы уже преодолели попытки навязать нам отречение от своего прошлого и даже стыд за него – теперь нужно вернуть потерянное знание о прошлом, вернуть имена тем нашим предкам, о которых мы забыли за долгий и все перевернувший 20-й век.
«Если раньше все искали дворянские корни, то в последние годы люди просто ищут своих предков – просто взрыв запросов по крестьянским семьям, –  говорит Евгения Лыкова, заместитель директора Российского государственного архива древних актов (РГАДА). – К нам их приходит около полумиллиона в год». Кстати, скоро все ревизские сказки 18-го века будут оцифрованы и опубликованы на сайте архива, и продвинутые любители смогут сами искать свои корни. Хотя для этого нужно не только обладать источниковедческими навыками (что дело наживное), главное – знать, откуда ты родом. Кто твои предки, когда они родились и венчались, где умерли, в какие церкви ходили, во что верили и как жили твои предки. Чтобы строить свою жизнь как продолжение национальных традиций и тех ценностей, которые передавались из поколения в поколение, не предавая и не забывая их – а зная и чувствуя как свое, кровное, родное. Это и есть настоящий традиционализм. Он же путинский консерватизм.

http://vz.ru/politics/2014/2/7/671413.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий