Персидская монархия, занимающая площадь в 28,100 кв. геогр. миль, делится на следующие 12 областей (виляет или хакимнишин): 1) Азербейджан, 2) Гилян, 3) Мазандеран с Астрабадом, 4) Ирак-Аджеми, 5) Курдистан или Арделян, 6) Лурристам, 7) Арабистан с Хузистаном, 8) Фарсистан, 9) Хорасан с Кухистаном и Сейстаном, 10) Кирман, 11) Ларистан или Лариджан, 12) Мекран.
Эти области принимают различное участие в деле организации вооруженных сил, в зависимости от характера и густоты населения.
Так, наибольшее значение в этом смысле имеет обширная Азербейджанская область, занимающая северо-западный угол Персии; на севере она примыкает к России, на западе к Турции и граничит с Гиляном на востоке и Ираком и Курдистаном на юге. Удобная по своим физическим свойствам для земледелия и скотоводства, а по географическому положению и для торговли и промышленности, Азербейджанская область представляет все выгоды для густого заселения и процветания. И действительно, Азербейджан,, не смотря на постоянные бедствия, претерпеваемые населением, заселен довольно густо; его многочисленное сельское оседлое население преимущественно тюркской расы отличается здоровьем, выносливостью, относительно зажиточно и предано правительству. Это дает возможность комплектовать в Азербейджане значительное число регулярных фоуджей (батальонов) пехоты и артиллерии (больше трети); эта область выставляет также значительную и хорошую конную милицию.
Провинция Ирак-Аджеми, занимающая западную половину Иранской возвышенности, во многом сходна с Азербейджаном, но несколько уступает первому, как источник комплектования, так как процент населения, освобожденного от повинности в Ираке, выше чем в Азербщйджане и область дает только около четверти регулярной пехоты и артиллерии и выставляет небольшое число всадников конной милиции.
Обратимся теперь к двум группам, составляющим главную массу населения этих двух областей: племенам тюркско-татарским и персиянам или таджикам.
ПЛЕМЕНА ТЮРКСКО-ТАТАРСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. Из числа главных групп населения Персии, племена тюркско-татарского происхождения представляют наибольший интерес в военном отношении: из этих племен комплектуется большая и притом лучшая часть регулярных войск; ими же выставляется значительная и надежная часть конной милиции.
Турко-татары, населяющие Персию, происходят, как мы сказали, от различных племен тюркского происхождения, переселившихся во время нашествий и управления краем владетелями сельджукскими, монгольскими, туркменскими (черного и белого барана) и сефевийскими. Заняв преимущественно северную часть Персии, турко-татары частью вытеснили коренное население, частью смешались с ним, не утратив, однако своей народности, и образовали, таким образом, преобладающее население Азербейджана и северного Ирака, а отдельные племена и ветви их разбросаны по всей Персии.
Значительное большинство турко-татар имеет оседлость, занимается земледелием, скотоводством, ремеслами и составляет самую полезную и трудолюбивую часть населения края. Как мы сказали выше, эти племена говорят почти исключительно одним языком, известным под названием азербейджанского наречия.
По типу они близко подходят к туркам-османам; чаще небольшого роста и неуклюжие по сложению, они резко отличаются от стройных высоких персиян. При смешении последних с турко-татарами берет перевес тип тюркской расы, что особенно заметно среди сельского населения; в городах персидский тип сохранился лучше. Курды при долгой совместной жизни с турко-татарами часто также утрачивают свою народность и кочевой образ жизни и становятся вполне оседлыми. Как солдаты, турко-татары с давних времен пользуются репутацией храбрых и выносливых и войска из Азербейджана считаются правительством лучшими и надежнейшими.
В состав тюркско-татарской группы входят следующие отдельные племена:
1. Афшары- важнейшее из тюркско-татарских племен, как по величине, так и по участию в вооруженных силах. Афшары расселены на всей западной половине Персии, принимая восточную границею их распространения линию Решт-Кирман. Большая часть их группируется в двух местах: вдоль восточного берега озера Урмии в Азербейджане и между Хамаданом и Керманшахом, на границах Ирака с Луристаном (район Асед-абад) и Кенгавер. Точных новейших данных о числительности этого племени нет. По имеющимся сведениям можно считать афшаров во всей Персии в количестве 40 000 сем. или 200 000 д. обоего пола.
Между афшарами есть сунниты, но большая часть их принадлежит к шиитскому толку. Афшары, родственные им, муккадемы и другие оседлые и полуоседлые турецко-татарские племена, населяющие западную часть Азербейджана, с давних времен и до настоящего времени вели постоянную ожесточенную борьбу с дикими необузданными курдами, кочевавшими по обе стороны турецко-персидской границы. Поджигаемая религиозною ненавистью между шиитами и суннитами и поддерживаемая крайней слабостью обоих соседних правительств, эта вековая борьба нередко принимала характер настоящей войны- вторжения огромными массами, продолжительные осады городов и пр. Предоставленные своим силам, афшары и их родичи естественно должны были быть постоянно на стороже, в решительные минуты чуть не поголовно брались за оружие и при удаче расправлялись с своими противниками с тою же жестокостью, с какой совершали свои набеги дикие кочевники.
В последнее время в крае стало относительно гораздо спокойнее: так как многие из курдских племен приобрели оседлость, некоторые, как например часть племени Зырза в округе Ушну даже очутились в крепостной зависимости у афшаров, тем не менее и теперь же благосостояние населения далеко не обеспечено. Доказательством тому служит опустошительные вторжение Шейха-Обейдуллы в 1880 году и восстание племени шекяков в 1881 г. От этих восстаний сильно пострадали афшары, муккадемы и другие оседлые тюрки, живущие вокруг озера Урмии.
Такой порядок вещей, естественно, должен был оказать подавляющее влияние на благосостояние и рост населения. Но, с другой стороны, он способствовал поддержанию в афшарах и других турко-татарах воинственности их предков, перекочевавших в этот край из Туранской низменности.
Афшары считаются лучшими пехотинцами персидской армии. Их конная милиция уступает карапапахам, мугаджирам и другим. Они выставляют более 7-ми батальонов пехоты и артиллерии (4 000 чел.) и конную милицию, что составляет 1 человек на 10 семей. Говорим более 7 батальонов потому что, имея достоверные сведения об этих 7 батальонах, мы думаем, что есть и другие части, комплектуемые, если не исключительно афшарами, то совместно с другими оседлыми.
Во всяком случае, одни афшары могли бы дать до 10 000 человек, из которых, при правильном ведении дела, можно было бы сделать хороших солдат.
2. Родственные афшарам МУККАДЕМЫ живут в округе Мерага и на равнине Миандабской в Азербейджане. Живущие в Миандабе по преимуществу скотоводы и ведут полуоседлый образ жизни; Мерагинские - вполне оседлый. Живя в дружбе и согласии с афшарами, они вместе с ними принимают деятельное участие в борьбе с курдами. Муккадемы все шииты. Риттер и Бламберг показывают их в числе 5 000 семей, т.е. около 25 000 челов.
Имя муккадемов носит только один батальон артиллерии и часть конной милиции. Округ Мерага выставляет 4 батальона пехоты, 2 400 человек. Очевидно они комплектуются неисключительно муккадемами, число которых едва ли достигает указанной выше цифры. Племя это может дать не больше 1-го батальона пехоты (800 ч.) и 1-артиллерии (250 ч.).
3. БАИЕТЫ, вышедшие из Закавказья, живут в Азербейджане, Ираке (окр. Техеран), Хорасане (окр. Нишапур) и Фарсе (окр. Шираз). Баиеты живут оседло, занимаются земледелием. Риттер показывает их в числе 14 000 семей (в одном Нишапуре 8 000 с.), Бламберг только 7 000 семей. Цифры Риттера, которой он и сам не вполне верить, очевидно, преувеличена. Нишапурские баиеты, самые зажиточные и многочисленные, много терпели от набегов туркмен. Нет указаний на то, что они выставляют отдельные части регулярных войск и милиции. Нишапурские баиеты едва ли могли выставлять солдат для службы вне Хорасана, участие же остальных баиетов, при незначительном числе их, ничтожно.
5. КАДЖАРЫ, ветвь, когда то знаменитого в истории этих стран туркменского племени Джелаир. Происхождение настоящего шахского дома из ветви каджаров выдвинуло их из ряда других воинственных кочевых племен в исключительную обстановку. Родоначальники племени получают от правительства денежное содержание, размер которого зависит от знатности рода и влияния его главы. Родоначальники обязаны содержать младших членов своих родов и за это выставляют по требованию правительства известное число всадников. Когда то каджары отличались храбростью, но затем мало по малу утратили свой воинственный характер, большинство смешалось с развратным персидским дворянством и в настоящее время, рассеянные по городам Персии, упавшие нравственно и материально, каджары утратили всякое значение, как самостоятельное племя, или как военная каста.
Главное местожительство каджаров г. Астрабад в Мазандеране. Числительность их определить в настоящее время трудно, вследствие их разбросанности и смешений с персами и афшарами. Цифра Бларамберга 20 000 семей, вероятно, преувеличена. Риттер показывает лишь 3 800 с. каджаров, что кажется ближе к истине.
По официальным сведениям каджары обязаны выставлять 2 000 всадников конной милиции, но в действительности на службе находится не больше 300 человек. С большим трудом это число может быть удвоено и ни в каком случае не может быть доведено до ожидаемого в 2 000 всадников.
6. МУГАДЖИРЫ потомки знатных мусульманских фамилий, оставивших Кавказ вследствие занятия его русскими. Из политических и военных видов шахское правительство старалось удержать мугаджиров от возврата в Россию и думало создать из них военную касту, подобно каджарской. Ежегодное денежное содержание, выдаваемое родоначальникам фамилии, должно было обеспечить их существование. Поселены были мугаджиры преимущественно в Азербейджане. Знатные, гордые и храбрые горцы, а в начале появления в Персии и очень зажиточные, мугаджиры могли выставлять отличную иррегулярную конницу. Но правительство не сумело воспользоваться им, поддержать их хорошие качества и благосостояние. Отпускаемо шахом содержание, в начале весьма значительное, за смерть старшего в роде делилось между его наследниками, таким образом, постепенно уменьшаясь, дошло до ничтожных размеров и не могло уже обеспечить безбедного существования людей, живших праздно, без занятий и оседлости. В то же время, боясь оттолкнуть их от себя строгими служебными требованиями, правительство смотрело крайне снисходительно на отношение мугаджиров к службе и тем совершенно развратил их. По официальным сведениям их считают 1 200 всадников. Что это цифра существует только на бумаге видно из того, что когда правительство вздумало воспользоваться мугаджирами для формировавшейся в 1879 году казачьей бригады, то еле удалось набрать 300 человек.
7. В положении, значительно лучшем, находится племя КАРАПАПАХОВ (Кара-чорлу), пришедшее в Персию также из Закавказья, но с первых же шагов ставшее в другие экономические условия. Поселенные проницательным и энергичным Аббас-мирзою в различных частях Азербейджана и Хорасана, они получили участки земел с обитавшими на них турко-татарами и оседлыми курдами, как бы в ленное владение. Получая доходы с этих земель, карапапахи обязаны за это выставлять из своей среды конную милицию.
Весьма выгодное экономическое положение обогатило их, связав вместе с тем их интересы с интересами правительства. Точное число их неизвестно; Риттер считает в Азербейджане 12 000 человек. Включая и хорасанских, можно считать всех карапапахов от 15 до 20 тысяч человек. Полагая по 1 всаднику на 10 человек населения, получим от 1500 до 2000 всадников. Это число весьма умеренное, судя по той роли, которую играли карапапахи в персидской армии во время войн. Карапапахи храбры, отличные наездники, имеют большие хорошие конские табуны. Их конная милиция считается лучшею в Азербейджане, и в прежние войны составляла главную силу.
8. КАРА-ГЁЗЛУ большое оседлое племя тюркменского происхождения, живущее в Ираке между Хамаданом и Казвином в числе 12 000 семей или 60 000 человек. Из этого племени комплектуются 4 хамаданские батальона регулярной пехоты (3 400 ч.) и 1 батальон артиллерии (250 ч.). Выставляет ли это племя конную милицию- неизвестно. Хамаданские батальоны по качествам своим не уступают азербейджанским.
9. ДЖЕВАНШИРЫ. По Бларамбергу племя это перешло из Ширвана (хорасанского), а теперь живет в числе 5 000 семей (25 000 ч.) в Азербейджане и частью в Кабуле. Джеванширы выставляют конную милицию, но вероятно в настоящее время они дают солдат и в регулярные войска; прежде они были известны, как храбрые лихие всадники.
10. ШАХСЕВЕНЫ. Об этом племени, живущем по соседству с нами, а частью и в наших пределах, мы находим весьма обстоятельные и притом позднейшие сведения у г. Ограновича. Шахсевены по преимуществу кочевники, хотя весьма имеют свои кишлаки (деревни) в двух округах Азербейджана, Ардебильском и Мешкинском; меньшая часть их живет в Ираке. Азербейджанские шахсевены проводят лето в горах Савелана и Карадага, а зимою спускаются вниз.
По особому трактату России с Персией в 1831 году шахсевенам разрешено приходить зимою на кочевку в наши пределы на Муганскую степь. Наклонность к воровству и грабежам и их независимость по отношению к персидскому правительству, делают пребывание этих разбойников среди более оседлого населения крайне беспокойным. По религии они, за небольшим исключением, шииты, но как все кочевники обряды религии соблюдают плохо.
Азербейджанские по месту жительства делятся на две ветви: шахсевены-эль-ардебиль и шахсевены-эль-мешкин, подчиненная каждая своему хану.
Риттер считает их во всей Персии в числе 20 000 семей. В настоящее время число их едва ли доходит до этой цифры. По крайней мере число кочевых шахсевенов Азербейджана, составляющих главную массу их, значительно меньше: в тяжелые для них зимы 1859-60 и 1870-71 гг. много шахсевенов из Азербейджана погибло от голода, холода и холеры: богатые домохозяева стали нищими.
Из 12 000 кибиток кочевников осталось после всех бедствий около 6 000 или 36 000 человек обоего пола. Трудно сказать как велико оседлое население, во всяком случае оно не может превосходить кочевое, что дает в сумме около 12 т. семей, т.е. те же 20 000 Риттера за вычетом 6 000, погибших по показанию Ограновича. Это составить около 66 000 человек обоего пола. Из числа 6 000 семей оседлых, около 3 000 семей, по словам Роулинсона, приходится на округе Хамсе в Ираке.
Оседлые шахсевены не выставляют отдельных частей, а вероятно поступают в ряды батальонов, выставляемых Ардебилем, Мешкином, Хамсе и Казвином. Выставляемая кочевыми родами конная милиция напоминает турецких башибузуков. Ввести некоторый порядок и дисциплину в шайки этих разбойников было бы крайне трудно.
12. КЕНГЕРЛУ потомки известного в истории племени хангар. Они живут в Вераминском округе (Ирак), в Куме и других местах. Риттер показывает их в числе 6 000 семей (?).
АК-КОЮНЛУ и КАРА-КОЮНЛУ (белого и черного барана) в Азербейджане (7-8 000 семей).
ФАРС-МАДАНЛУ в Фарсе (11 000 сем.), АБДУЛ-МЕМИКИ в Гиляне и Мазандеране (5-6 000 сем.), МУГАНЛУ в Азербейджане (6 000 сем.), ЭЙНАЛУ и КАРА-ГАМЗЕЛУ в округе Исфахан (8 000 сем.) и многие другие.
Всего Риттер насчитывает в мелких племенах до 112 000 человек. Живущие в Азербейджане в большинстве случаев слились с другими, более крупными племенами, имеющими с ними общие религию (шиитскую) и язык, те же из них, которые оторвались от главной массы и живут в других провинциях среди иноплеменного им населения, как напр. в Хорасане, Мазандеране, Кирмане и других частях, более сохранили свои особенности и отличия.
АРТИЛЛЕРИЯ. Артиллеристы, подобно, пехоте набираются по областьям и по той же системе. Они составляют 20 батальонов каждый в 250 человек, из коих 10 набираются в Адербейджане, а 10 в Ираке; штатная их сила доходит до 5 600 человек. Наличный же состав корпуса артиллерии не известен, как и в пехоте и по тем же причинам. Орудия хранятся в двух арсеналах: Тегеранском и Тавризском, откуда и принимаются, когда приходится составить артиллерийскую команду для того или другого пехотного отряда.
НАСЕЛЕНИЕ ПЕРСИДСКОГО (ИРАНСКОГО) ПРОИСХОЖДЕНИЯ. Персияне, известные иначе под именем Тадяшков (Татов), разбросанные в количестве 3 м. (60%) по всей монархии произошли от смеси коренных обитателей Ирана- Парсов и Мидян с многочисленными пришельцами аравитянами, курдами, турко-татарами и др. Самый чистый тип парсов сохранился в Фарсистане, Йедде и Кирмане, а Мидян в Мазандеране и Гиляне. В этих частях, а также в южной части Ирана, персияне составляют как городское, так и сельское население: в остальных частях Персии преимущественно городское.
Кочевников между ними нет. Природный персиянин сохранил тип арийской расы, он чаще высок ростом (выше среднего), правильно сложен, вынослив, умерен в пище, спокойного характера, трудолюбив (особенно крестьянин) и очень смышлен. У него есть склонности и способности к промышленности, но любимое его занятие торговля. В ней он предприимчив, сметлив, но не отличается особенной честностью. Оседлый турок, а тем более кочевник, гостеприимнее и честнее персиянина.
По религии персияне мусульмане, шииты. Суннитов между ними нет, христианство также не имеет последователей. Персиянин - шиит презирает суннита, фанатичен и отличается особенной склонностью к религиозным распрям, суеверию и прозелитизму.
Существует убеждение, которого держится и самое персидское правительство, что персиянин плохой солдат, по крайней мере, сравнительно с турком. Войска из южных провинций считаются худшими в Персии. Из этого, однако, трудно вывести заключение, что многочисленное население персидского происхождения негодно к военной службе. При правильной организации вооруженных сил и толковом ведении дела, Персия могла бы иметь большую и хорошую армию, из одних персиян. Перс более других привязан к правительству, также вынослив и умерен, как и турок, более его смышлен, а склонность его к торгашеству, его меркантильный характер, ведущий к указанным выше развратным порядкам, мог бы быть вполне парализован, если бы внутреннее устройство в персидских войсках отвечало требованиям военного дела.
По тем, или другим причинам, но коренное персидское население относительно числительности принимает весьма малое участие в вооруженных силах. Все городское население совершенно освобождено от воинской повинности, а эта часть населения, преимущественно персидского происхождения, составляет около 30% (1,5 мил.).
Существует кроме того много изъятий и освобождений у сельского населения от личной воинской повинности по разным причинам. В числе последних есть одна весьма курьезная: население участка Кашана (пр. Ирак-Аджеми) совершенно освобождено от личной воинской повинности по трусости, не раз доказанной горьким опытом (д. Полак). Взамен личной повинности оно обложено большим денежным налогом; в число платящих включены и женщины, повсюду в Персии освобожденные от податей и налогов.
При отсутствии точных данных трудно сказать, сколько частей выставляет сельское население персов. Чисто персидскими по составу можно считать только 3 батальона регулярной пехоты из Фарса (2400 ч.), 3 из Кирмана (2400 ч.), 2 из Исфахана (1600 ч.) и 2-3 пехотных и 3-4 артиллерийских батальонов из Ирака. Во всяком случае, чистые персы выставляют не больше 10 000 человек регулярных войск.
К этому надо прибавить конную милицию, точная цифра которой неизвестно, но, судя по общей цифре иррегулярной конницы и количеству всадников, выставляемых другими племенами, персияне Ирака, Фарсистана, Кирмана, Лурристана (Керманшах) и других частей дают не больше 10 000 всадников. Это конница, по многим отзывам, хорошего качества, особенно фарсистанская (Чириков). Общая цифра в 20 000 человек будет наибольшее количество войск, составленных из коренного населения государства. Таким образом, это население входит в состав армии в количестве 20%, составляя более 60% всего населения.
Подполковник Колюбакин Алексей Михайлович. Состав населения Персии по племенам и провинциям. Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Выпуск 4, СПб., военная типография, 1883. Секретно. Издание Военно-Ученого Комитета Главного Штаба.
Комментариев нет:
Отправить комментарий