Страницы

22.11.2014

Азербайджан или Курд-байджан?

Исследование кланов, дерущихся за власть в Азербайджане, весьма любопытное занятие. Несмотря на все попытки Баку представить страну, как мононациональный монолит, здесь в борьбе за власть в смертельной схватке сошлись тюркские, курдские и татские кланы.
Одним из самых агрессивных в продвижении к власти оказался курдский клан. Небольшая по численности курдская диаспора в Азербайджане сумела весьма успешно проникнуть во власть и, наряду с другим меньшинством – татами, о чем мы уже писали, в значительной степени взять государство под свой контроль.
И все это в ситуации, когда курды долгое время в Азербайджане считались дискриминируемым меньшинством. На самом же деле на фоне всей этой битвы кланов, дискриминируемым меньшинством оказались коренные народы этой земли – лезгины, талыши, аварцы и цахуры.
По мнению профессора Г.Асатряна, название «Курдистан» как географическая единица возникло, по-видимому, в XII веке во времена правления сельджукского султана Санджара и вначале относилось к территории расположенной между Атурпатаканом и Луристаном.
Впоследствии границы его неоднократно менялись, однако понятие «Курдистан» никогда не имело политического смысла. Термин по поныне имеет лишь значение «место проживания курдов», как, например, хоронимы Белуджистан, Хузистан.
Абсолютное большинство курдов исповедуют шафиитский толк (мазхаб) суннитского ислама. Арабский географ Х века Масуди писал о курдах-христианах, а итальянский путешественник XIII века Марко Поло упоминал о них в первую очередь как о христианах.
Может быть, во многом благодаря этим сведениям, появилась известная турецкая пословица «По сравнению с неверным и курд – мусульманин». Само слово курд означает «скотовод», «кочевник».
Курды - один из крупнейших разделенных народов, не обладающий собственной государственностью. Курдское национальное движение входит в число наиболее активнейших в современном мире.
Особую важность курдский вопрос имеет в силу того, что народ проживает на огромных просторах Большого Ближнего Востока – на территории Турции (по самым разным данным от 25 до 30 млн. чел.), Сирии (около 2 млн. чел.), Ирана (около 4 млн. чел.) и севере Ирака (около 4 млн. чел.) и некоторых районах Азербайджанской республики (офиц. 6,5 тыс. чел.; по сведениям самих курдов – 240 тыс. чел.).
Много говорят и пишут о курдах в Турции, где их вооруженные формирования ведут партизанско-террористическую войну против Анкары, в севере Ирака, где они фактически добились независимости.
Последнее время стало слышно о курдах охваченной конфликтом Сирии, меньше известно о ситуации в Иране. Про Азербайджан почти ничего. Как уже было сказано, курды проживают и в этой стране и даже негласно претендуют на ее территорию.
Самое интересное, что положение курдов в Азербайджане кардинально отличается от соседей, где они, как правило, считаются или в течение длительного времени считались в той или иной степени дискриминируемым национальным меньшинством.
В Азербайджанской республике, как мы уже писали выше, небольшая по численности курдская диаспора сумела весьма успешно проникнуть во власть и, наряду с другим меньшинством – парсами (татами), в значительной степени взять государство под свой полный контроль.
Причиной этому во многом является то, что еще во времена царской России, из-за недоверия к тюркоязычному населению края, курды и другие представители других нетюркских народов активно были вовлечены в военную службу, а сами курды в первую очередь к работе в тайной полиции царской охранки.
Благодаря этому, в дальнейшем – после образования Азербайджанской Республики курды являлись активными участниками и руководителями государственного строительства в Азербайджане.
Известно, что уже в X веке в Гяндже и его окрестностях правила сильнейшая в Закавказье курдская династия Шеддадидов. Шеддадиды - феодальная династия курдского происхождения, правившая в Арране и Восточной Армении. В XI — XII веках являлась наиболее сильной курдской династией Закавказья.
Вскоре курдские правители сдали территории нынешней Азербайджанской республики кочевым тюркским племенам (сельджукам). Позже курды играли важную роль в становлении Азербайджанской республики. Курд Фатали Хан Хойский был одним из создателей Азербайджанской демократической республики (АДР) в 1918-20 годах.
Многие выходцы из курдской этнической среды занимали видные посты в правительстве АДР. Среди таковых министр просвещения и вероисповеданий Нурмамед-бек Шахсуваров и военный министр Хосров-бек Султанов. В армии АДР в составе 1-й пехотной дивизии был сформирован курдский батальон, а в кавалерийской дивизии — курдский конный дивизион.
При большевиках курды сохранили позиции. 16 июля 1923 г. указом ЦИК Азербайджанской ССР был образован Курдистанский уезд, известный также как «Красный Курдистан» (на территории нынешних Лачинского, Кельбаджарского и Кубатлинского районов).
В 1929 году при переходе на окружное деление Курдистанский уезд был упразднен. А в 1937 г. в рамках зачистки южных границ была проведена депортация в Среднюю Азию «неблагонадежных» курдов со всего Закавказья.
Между тем, спустя несколько десятилетий секретарь ЦК КП Азербайджана курд Гасан Алиев (сводный брат Гейдара Алиева) уже выбивал для соплеменников крупные должности во власти.
В итоге выходцы из курдской среды широко были представлены в государственных структурах Азербайджанской ССР. После того, как Гейдар Алиев в 1969 году стал первым секретарем ЦК КП Азербайджана, продвижение курдов в высшие государственные должности получил массовый характер.
В течение нескольких лет большинство высших государственных должностей в правительстве и законодательной власти, а также первых секретарей райкомов стали курды, из них Председатель Верховного Совета Азербайджанской АССР Искендеров, Председатель Совета министров Азербайджана Алиханов, заместитель Председателя Совета министров Азербайджанской ССР Камран Гусейнов, Министр Внутренних дел АзССР Гейдаров и др.
Более того, уже в те годы Гейдар Алиев помышлял о создании Курдской автономии в составе АзССР. В этом плане интересным является фрагмент рассказа ныне покойного академика Играра Алиева о своем разговоре с Гейдаром Алиевым, приведенный в одной из статей талышского политолога Фахраддина Абосзода.
"Г. Алиев вызвал меня к себе и сказал: - Играр муаллим, пожалуйста, посмотрите в архивах, может, что-нибудь найдете о курдах в Азербайджане", - вспоминал ныне покойный Играр Алиев. – "А зачем вам это, Гейдар Алиевич?" – спросил я. – "Посмотрим, может быть можно будет создать какую-нибудь автономию для курдов в составе Азербайджана".
Я пошел по своим делам, спустя некоторое время пришел к нему и сказал: "Нет, Гейдар Алиевич, не смог найти что-нибудь существенного". – "Ладно, - сказал он. – Идите, занимайтесь своими делами, потом как-нибудь вернемся к этому вопросу".
С распадом Советского Союза влияние курдов несколько ослабело. Народный фронт Азербайджана избрал своим лозунгом тюркизм.
Через три месяца после его свержения А. Муталибова в мае 1992 года, к власти пришел эксцентричный тюрок Абульфаз Эльчибей, но, впрочем, он недолго продержался у власти. Уже летом 1993 г. к власти триумфально вернулся Гейдар Алиев, курд по происхождению.
Неслучайно, лозунг, провозглашенный Гейдаром Алиевым сразу после его захвата власти в Азербайджане в 1993 году о том, что «Я оставшуюся часть своей жизни тоже дарю своему народу!» многие в стране восприняли как верный признак предстоящей курдизации Азербайджана. Именно это событие празднуется в современной Азербайджанской республике как День национального спасения.
Кстати, один из видных политических деятелей Азербайджана, а ныне лидер современной оппозиционной националистической партии «Мусават», Иса Гамбаров - уроженец села Кюрдляр (Курды) Физулийского района.
Почти сразу после того, как он стал спикером азербайджанского парламента в 1992 году, он в спешном порядке переименовал свою родную деревню в «Куртлар» (Волки). В этой связи не удивительно, почему его порой также причисляют к лобби, о котором мы пишем.
В годы своего правления Г. Алиев был вынужден опираться не только на курдов, но и на тюрков-азери, ереванских азербайджанцев («еразов»), т.е. выходцев из Армении. Это было вынужденным: в предыдущие годы тюрки и таты изрядно потрепали «курдских коршунов» в Баку, лишив их возможности единолично выступать в роли опоры трона.
Тандем курдов и еразов до поры до времени успешно справлялся с возложенной на него ролью, обеспечив «общенациональному лидеру» спокойную старость. «Однако уже в те годы Гейдар Алиев целенаправленно выводил курдов на первое место в республике. К концу жизни он уже обеспечил их непререкаемой властью», - пишут аналитики.
Добавим, что, по мнению многих других экспертов, власть Алиева также базировалась на поддержке татов, куда, отойдя на какое-то время от трона, они вскоре вернулись и прочно там закрепились.
Среди курдов распространено азербайджано-курдское двуязычие. Они хорошо и глубоко интегрированы, если не сказать ассимилированы. Но, как и таты, курды сохраняют свою идентичность и понимание общности этно-корпоративных интересов, не афишируя этого открыто.
В этом плане показательными являются слова одного профессора, заместителя одного из научно-исследовательских институтов в Баку, сказанные одному талышу – своему аспиранту: «Что вы орете на вес мир «Талыш!», «Талыш!»? Берите пример от нас – курдов. Мы себя называли азербайджанцами, и делаем для своего народа все, что нам хочется»!
С курдами у тюрков-азери всегда были непростые отношения. Таковыми они и остаются по сей день. Например, когда, согласно азербайджанским источникам, в 2006-2007 гг. в Азербайджан из Турции и Ирака были переселены от 60 до 70 тыс. курдов (в последствии их стало еще больше), в том числе боевики сепаратистских организаций, это вызвало массовое недовольство среди местного населения.
А недавно – в декабре 2012 года, когда выяснилось, что в подавлении участников акции протеста в Баку участвуют в основном курдские боевики, которые получают приказы от своих командиров на курдском языке, так как они не владеют тюркским (азербайджанским) языком, это вызвало волну протеста среди населения страны.
Многие прибывшие из-за рубежа курды в короткий срок взяли под контроль различные сферы бизнеса, чему поспособствовал влиятельнейший курдский бизнесмен Эмиль Юджар. По стране пошли новые слухи о курдском заговоре и их ползучей экспансии.
Этому способствовало то, что Ильхам Алиев, придя к власти, уничтожил признанного лидера «еразов» - бывшего министра здравоохранения Али Инсанова. При Ильхаме Алиеве курдское лобби окрепло еще больше, чем при его отце.
Поэтому не стоит удивляться, что в курдских интеллектуальных кругах, например, в Швеции, возникают странные, на первый взгляд, идеи об этнической переориентации Азербайджана, где курды могли бы стать одним из официальных государство-образующих народов.
«Азербайджанцы все еще не вполне определившаяся нация, и рано или поздно населяющие страну народы заявят о своих правах. Но ожидать от дагестанцев или талышей радикальных движений не серьезно. Только курды, при возможной сильной поддержке извне, могли бы изменить внутреннее устройство», – пишут эксперты.
Особую важность курдскому вопросу в Азербайджане придает ситуация вокруг Ирана. Курды становятся одним из серьезнейших рычагов давления на Тегеран. А если учесть, что Азербайджан, будучи частью исламского мира, одновременно сотрудничает с Израилем, который играет важную роль в развитии курдского движения, в том числе в создании курдского государства в Ираке и в направлении курдов против Ирана, проблема невероятно усложняется.
Постсоветский Баку на определенных поворотах не отказывался даже от того, чтобы поучаствовать в курдской проблеме на международном уровне, используя ее в своих интересах.
В конце 90-х гг. ходили слухи о сотрудничестве азербайджанских властей с действующей в Турции Рабочей партией Курдистана. В 1998 г. Эльчибей заявил, что тогдашний президент Гейдар Алиев, находясь на посту Председателя КГБ АзССР, был причастен (наряду с Евгением Примаковым и бывшим ответственным сотрудником ЦК КПСС Кареном Брутенцом) к созданию Рабочей партии Курдистана (РПК) - повстанческой организации, борющаяся за создание курдской aвтономии в составе Турции. Сам он никаких доказательств, правда, при этом не привел.
Но очевидно, что правящий клан в Азербайджане, в том числе семья Алиевых, имеющий курдские корни, имеют определенное доверие со стороны курдского национального движения. О сотрудничестве сторон была масса утечек в СМИ.
К слову, во время карабахской войны только курды-мусульмане поддержали Баку, что привело к их изгнанию из Армении. Но курды-езиды в решающий момент конфликта выступили за Ереван и остались в своих домах.
Сам арестованный лидер РПК Абдулла Оджалан в июне 1999 г. на судебном заседании в Турции заявил: «РПК имеет в Азербайджане представительство и руководящие работники в этой стране оказывают нам финансовую помощь».
Спустя месяц, член руководства курдского сепаратистского движения Хошнав Сипан в интервью газете «Коммерсантъ» добавил, что Гейдар Алиев вел переговоры с РПК «в начале 1993 года, когда возглавлял верховный совет Нахичевани. Он тогда принял трех представителей руководства РПК и обсуждал с ними вопросы сотрудничества».
В 1998 г. по указанию президента Гейдара Алиева в Министерстве национальной безопасности Азербайджана было заново создано подразделение для работы в курдском направлении. Такая политика в свое время даже вызвала серьезное недовольство премьера Турции Таипа Эрдогана.
Курдская проблема является одной из трудноразрешимых в отношениях между Азербайджаном и Турцией. Так, Анкара уже свыше полутора десятков лет безуспешно требует от Баку признать курдское повстанческое движение PПK в Турции – террористической организацией.
Однако эти требования бессмысленны, и не будут претворены: власть в Азербайджане не может пойти против самого себя. Более того, именно в Азербайджане расположен один из важнейших центров PПK.
В прессе не раз сообщалось, что политическим центром PПK в Азербайджане руководит, совместно с Бейляром Эйюбовым, министр по чрезвычайным ситуациям Азербайджана Камалетдин Гейдаров. Экономическим центром, основным источником финансирования PПK, ведает Абдулбари Гезал, а, внешними делами РПК занимается Рза Везири.
В настоящее время к курдскому направлению было привлечено немало специалистов в сфере языка, литературы и востоковедения, журналистов и аналитиков. Практически, все посольства Азербайджана имеют определенные поручения по этой проблеме.
В этом отношении весьма показательна информация, представленная агентством «Регнум»: Курды Азербайджана 1 марта 2013-го года при посредничестве Центра курдской культуры "Ронаи" провели свой очередной съезд, сообщило 2 марта курдское агентство Firat.
Открыл съезд новоизбранный глава "Ронаи" Фахраддин Пашаев. Далее выступили главный редактор газеты "Данге Курд" Сеймур Алханов, заместитель главы Намик Насибов и другие члены правления.
На съезде обсуждались насущие проблемы курдов, выпуск газеты "Данге Курд", создание курсов по изучению курдского языка не только в Баку, но и в регионах компактного проживания курдов.
Также на эту тему выступили старейшины и активисты курдского движения. По мнению собравшихся, центр должен играть существенную роль в жизни курдов Азербайджана, создавать отношения с Курдистаном и курдскими диаспорами в СНГ и Европе.
В итоге было принято решение увеличить периодичность выпуска газеты до двух раз в месяц, создать филиалы центра в регионах Азербайджана, открыть сайт и создать курдский ансамбль.
Это при том, что коренные народы этой земли – лезгины, талыши, аварцы и цахуры не обладают и десятой долей этих возможностей по развитию собственной культурной идентичности.
Сегодня количество курдов в Азербайджане растет в геометрической прогрессии. Курды владеют многими ключевыми должностями в стране: от политических до финансовых. Не случайно в интеллектуальных кругах Баку Азербайджан уже успели прозвать Курдбайджаном.
Не в восторге от курдского влияния и коренные жители Азербайджанской республики — лезгины, талыши и др., — среди которых сегодня вновь популяризировалась пословица: что лысый Гасан, что Гасан лысый, все равно чума.
«Среди коренных народов Азербайджана неуклонно растет идея сопротивления курдскому лобби, и чем больше будет давление на них, тем больше у Азербайджана шансов столкнуться с протестным движением автохтонов республики», - отмечают аналитики.
Азербайджан еще в советское время начал превращаться в республику, где коренные жители были оттеснены на вторые роли господствующими (и соперничающими друг с другом) национальными меньшинствами - курдами и татами.
Сегодня же страна уподобилась средневековой тюркской Хазарии под иудейским господством.

flnka.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий