Страницы

05.07.2015

Миф о войне между суннитами и шиитами

Муртаза Хусейн

«Кавказская политика» предлагает своим читателям перевод статьи, автор которой рассуждает о том, откуда пошла вражда между двумя мусульманскими группами: суннитами и шиитами. Тот апогей, которого она достигает в настоящее время, может лишний раз служить доказательством тому, что эта неприязнь обусловлена исторически и существует по умолчанию. Но так ли это?
В годы европейского правления в Руанде бельгийская колониальная администрация покорила местное население, намеренно разделив его на этнические группы.
Сформировав новые этносы на основе цвета кожи и роста жителей Руанды, бельгийцы стали разжигать конфликты между ними, поддерживая таким образом свое господство.
Для народов хуту и тутси были вымышлены их история и происхождение. Хотя даже сами эти этнонимы бельгийцы достали из мусорного бака истории, до колонизации Руанды сотни лет они не имели никакого значения.
Политика «разделяй и властвуй» привела к геноциду 1994 года. Кровопролитие, потрясшее мир, унесло жизни более 800 тысяч человек.
Причиной же его стало то, что народы хуту и тутси, которые лишь недавно сформировали свою идентичность, поверили в лживую историю, согласно которой они были врагами с начала времен.
В наше время мы часто слышим о войне между суннитами и шиитами, которая якобы длится уже 1400 лет. По утверждению многих европейских востоковедов, современный конфликт между конфессиями ислама является порождением событий 7 века. 
Однако их заявления являются не просто неверной интерпретацией истории, а полнейшей и наглой ложью.
Хотя между суннитами и шиитами существуют теологические различия, заявления о том, что эти группы находятся в состоянии постоянной войны — это абсолютный абсурд.
Современный конфликт между отдельными политическими группами суннитов и шиитов не имеет ни малейшего отношения к религиозным разногласиям, и полностью обусловлен политикой идентичности.
Точно так же, как и в Руанде, западные державы и их местные союзники вбивают колья в трещины между общинами, чтобы поддержать на Ближнем Востоке постоянный конфликт.
Корни разлада между суннитами и шиитами принято искать в историческом расколе между ними. Битва при Кербеле 680 года, в которой были убиты потомки пророка Мухаммеда (с.а.с.), трактуется как первое столкновение шиитов и суннитов, позднее переросшее в многовековой конфликт, идущий сейчас в Сирии, Ливане и других странах.
Однако, по мнению саудовского писателя Абдуллы Хамидаддина, объяснять современные трения шиитов и суннитов средневековыми событиями так же глупо, как и объяснять разногласия Турции и ЕС историческим конфликтом между византийской императрицей и королем Карлом.
Точно так же нелепо искать причины сегодняшнего соперничества между европейскими странами в их войнах в 9 веке. Однако именно этой логике следуют западные эксперты, рассуждая о конфликтах в исламском мире.
От того, что риторика проплаченных демагогов, которые либо не знают истории, либо намеренно манипулируют ей, распространяется в СМИ, а другие версии не озвучиваются, в неправильную трактовку суннитско-шиитского конфликта начинают верить даже сами мусульмане.
Чтобы не купиться на ложь людей, искажающих историю ради своих политических интересов, надо понимать реальность отношений между общинами на Ближнем Востоке.
Хотя на протяжении тысячелетия религиозные группы в регионе переживали взлеты и падения в своих отношениях, в целом они уважали взгляды друг друга и терпимо относились друг к другу, будучи далеки от вражды.
Многие века сунниты и шииты, а также иудеи и христиане  Ближнего Востока жили по соседству, имея такие близкие связи, каких не было между ними нигде в мире.
Даже если случалось, что одни применяли силу против других, то это не перерастало в масштабный конфликт. Не смотря на то, что суннитская Османская Империя и шиитская империя Сефеидов соперничали в регионе, тем не менее каждая из них считала позорным поднимать оружие против другой мусульманской страны.
Религиозные радикалы встречались во все времена, но на протяжении истории ни одна из сект не была самодостаточной изолированной общностью.
Шиитские и суннитские ученые вели диалог и влияли на религиозную мысль друг друга, сглаживая противоречия. До сих пор в ведущих суннитских  университетах преподают шиитскую теологию как часть исламской мысли.
Терпимость и взаимоуважение жителей Ближнего Востока были противоположностью религиозным войнам, которые сотрясали Европу в Средние Века. Поэтому многие западные историки смотрят  на события в мусульманском мире сквозь призму европейской истории и присущих ей межконфессиональных конфликтов. Апогеем религиозной ненависти европейцев стали антиевреейские погромы времен Второй Мировой войны, которые стали последней ступенью многовекового угнетения  иудеев на континенте.
Смакуя столкновения между мусульманами, западные СМИ игнорируют тот факт, что на каждую группу суннитских и шиитских радикалов приходятся миллионы обычных суннитов и шиитов, которые считают друг друга братьями и готовы пожертвовать жизнью ради своих единоверцев.
Некогда мирные отношения между суннитами и шиитами стали обостряться лишь в последние десятилетия.
Когда Европа, наконец, отказалась от  религиозных предрассудков и начала пропагандировать толерантность, жители Ближнего Востока, наоборот,  скатились в пучину ненависти и вражды. Часть из них  перестала признавать любые малейшие отклонения от своих взглядов.
Теперь Европа поучает исламский мир о том, как следует защищать права меньшинств. Но  если мусульмане хотят научиться терпимости, то они должны не равняться  на Европу, а взглянуть на свою собственную историю.
Они должны вспомнить, что периоды наибольшей терпимости совпадали с периодами наибольшего величия двух мусульманских империй. И только после европейской колонизации мусульмане отказались от своих ценностей и сделали иностранцев своим моральным ориентиром.
Радикалы, полагающие, что прогресса можно достичь лишь добившись строгой идеологической чистоты, должны изучить мусульманское прошлое и противостоять искушению религиозного шовинизма.
Искусственно раздутый конфликт между суннитами и шиитами происходит от событий недавнего прошлого: иранской революции 1979 года и подъема на нефтедоллары ваххабитских реакционеров в странах Персидского Залива.
Правящие элиты соперничающих мусульманских стран написали историю в своих собственных интересах, придумали символы и ритуалы, имеющие псевдоисторическую основу.  Западные же страны подливают масло в огонь их противостояния, чтобы посеять вражду между мусульманами и облегчить для себя управление ими.
Пока нео-консерваторы  готовы лопнуть от ненависти к мусульманам, провоцируя их на братоубийственную войну, простые сунниты и шииты продолжают мирно уживаться друг с другом. Они придерживаются терпимости, которая некогда была одним из столпов великой исламской цивилизации. Рядом с новостными историями о межконфессиональных столкновениях и религиозных радикалах, остаются незамеченными простые жители Ближнего Востока, помогающие своим соседям-иноверцам и живущие совсем другими мыслями и  чувствами.
Как сказал мне однажды 80-летний пакистанский крестьянин: «На протяжении всей своей жизни я был свидетелем братства между суннитами и шиитами».
В Руанде люди, поверившие в вымышленную историю своих народов, дошли до самоуничтожения. Сейчас правительство этой страны отменило колониальное разделение на хуту и тутси, объявив всех граждан одним народом.
Подобным образом мусульманам пора забыть губительный миф о 1400-летней войне шиитов и суннитов и стать одним народом, каким они были вначале.
В конце концов, если бы такая война действительно шла, тогда шииты и сунниты не  заключали бы браки между собой, не жили бы по соседству вплоть до 21 века, они не совершали бы вместе хадж.
Ислам останется конструктивным социальным явлением, только если сохранит свою традиционную форму и сможет противостоять современным идеологиям.

Перевод Динары Джалиловой          dagestanpost.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий