Страницы

18.08.2015

Завтрашний день Заратустры

Антон Чаблин

Талыши – один из древнейших и крупнейших азиатских народов, не имеющих собственной государственности. По разным оценкам, это от 1 до 2 миллионов человек, которые разбросаны сегодня по Ирану, Азербайджану и России.
Чем живет диаспора, а главное – как далеко талышская молодежь готова зайти в борьбе за независимость? Об этом рассказали лидеры национального движения на виртуальной пресс-конференции, собравшей аналитиков и журналистов со всей России. 
На популярной Facebook-площадке – в дискуссионном клубе «Мысль» завершилась большая пресс-конференция лидеров талышского национального движения.
В ней приняли участие председатель одноименного движения Алиакрам Гумматов, председатель Комитета защиты прав талышского народа Сабарз Мерд и главный редактор информационного агентства TolishPress.org Кахин Мирзализода. К участию в дискуссии в качестве политического обозревателя КАВПОЛИТа был приглашен и автор этих строк.
Талыши – это коренной, ираноязычный народ Южного Кавказа (горная и предгорная область Талыш), причем большое количество талышей, выходцы из Азербайджана, живут в России.
По оценкам Кахина Мирзализода, только в Азербайджане говорящих на талышском (или знающих родной язык) более одного миллиона, идентифицирующих себя как талыши – 1,5 миллиона, а имеющих талышские корни во втором и третьем колене – до 2,5 миллиона (то есть четверть населения).
В России, согласно официальным данным последней переписи, проживает около 2,5 тысячи талышей. По словам Сабарза Мерда, у талышей есть несколько официально зарегистрированных организаций (в том числе диаспора в Москве), в региональных и даже федеральных изданиях периодически освещается талышская проблематика (в том числе и публикации самих талышских аналитиков).
Как говорит Мирзализода, наименее остро стоит «талышский вопрос» в Иране (там проживает до 400 тысяч представителей этого народа): он бойко обсуждается в прессе, сами южные талыши активно участвуют в культурной жизни страны.
Талышская идентичность, сохранение талышского языка и культуры находит государственную поддержку: достаточно сказать, что Иран в одностороннем порядке отменил визы для жителей Азербайджана.
Более того, в Иране есть возможность вынести эту дискуссию даже на парламентский уровень: в Исламском консультативном совете Талышистан представляют три депутата, которые реально занимаются проблемами региона - в частности, созданием отдельного телеканала на талышском языке. Талышские корни есть и у предыдущего иранского президента Махмуда Ахмадинежа́да.
Сегодня благодаря развитию телекоммуникации талыши получили возможность общаться, даже находясь порой на разных континентах. Мирзализода рассказал, что еще в декабре 2003 года начал работать информационный портал TolishPress.org.
«Мы поставили своей целью довести до мировой общественности информацию о нашем народе, о его сегодняшней жизни, о стремлении к возрождению национальной культуры, о борьбе нашего народа за восстановление своей государственности. Очень много материалов, касающихся истории талышской литературы: мы размещаем материалы на русском и талышском языках», – рассказывает журналист.
В работе сайт опирается на издания Северного и Южного Талыша (то есть Азербайджана и Ирана), на собственные источники информации, используются даже аналитические материалы из российской прессы.
Вслед за TolishPress.org возникли и другие талышские сайты (информационные – Talysh.org и Talish.info, а также социальная сеть TalyshPost.org). В Азербайджане появилось интернет-телевидение ТМВ («Толышыстони Миллийа Виндəсəдо») и интернет-радио «Голос Талышистана».
Одна из самых ярких страниц в истории талышского народа, как рассказали участники дискуссии, – это попытка создать собственное государство. В 1993 году, после распада СССР и объявленного Ельциным «парада суверенитетов», на территории современного Азербайджана попытались создать Талыш-Муганскую автономную республику.
Просуществовала она всего два месяца. Впрочем, этого времени хватило, чтобы руководство республики официально обратилось в исполком СНГ с просьбой принять ее в эту организацию как полноправного члена.
Первым президентом автономной республики был упомянутый выше Алиакрам Гумматов, участник дискуссии в Facebook: за попытку государственного переворота он был осужден на пожизненное заключение, но под давлением Совета Европы вышел из тюрьмы спустя десять лет.
О болезненных попытках вернуть собственную идентичность в Азербайджане рассказывал Алиакрам Гумматов.
«Мы находимся очень далеко от Талышистана, от нашего народа. Талышский народ сейчас борется за свое существование против скрытой политики ассимиляции: каждый талыш ограничен даже в простом праве использовать родной язык, зарабатывая на хлеб для себя и своей семьи, для устройства своей жизни, или в своих общественно-политических отношениях.
Этноним "талыш" де-факто находится под негласным запретом», – жестко высказался Гумматов, имея в виду Азербайджан.
Жесткие, порой на грани фола высказывания Гумматова в адрес официального Баку повторять не будем. Так же, как и антиармянскую риторику его коллеги – Кахина Мирзализода (который, впрочем, мудро заметил, что «с армянами не идут на контакт в силу естественного следствия пропагандистской войны»).
Имеют ли право национальные лидеры на такие жесткие высказывания?
Участники пресс-конференции напрямую задали этот вопрос спикерам. В ответ Сабарз Мерд привел пример с арестом в 2012 году известного талышского активиста, бывшего редактора газеты «Толыши садо» («Голос талыша») Гилала Мамедова. Это тот самый, который пел «Ты кто такой? Давай, до свидания!».
После ареста активисты Комитета защиты прав талышского народа вместе с «Гражданским содействием» Светланы Ганнушкиной провели пикет перед посольством Азербайджана, а также обратились к структурам Евросоюза.
Вспомнили примеры и других громких арестов (как считается, политически мотивированных), в частности, правозащитницы Лейлы Юнус и зампреда «Исламской партии Азербайджана» Вагифа Абдуллаева (умер в тюрьме).
Как считает Сабарз Мерд, за последние годы талышское национальное движение добилось серьезных успехов на международном поприще. В 2007 году в Москве был зарегистрирован Комитет защиты прав талышского народа, члены которого проживают в разных странах – России, Азербайджане и даже Голландии.
Впрочем, говорит Мерд, сейчас в талышское движение пришло большое количество радикальной молодежи, сторонников уже не демократического, а революционного способа борьбы.
«Наше поколение было воспитано в советской школе, возможно, по этой причине мы слишком консервативны. Радикализация нашего движения ожидаема, и ее, скорее всего, не миновать», – размышляет Мерд.
После президентских выборов 2008 года в Азербайджане усилилось административное давление даже на легальные, но оппозиционные политические партии. После этого радикально настроенная молодежь и стала искать альтернативные способы для канализирования своей протестной активности.
В частности, говорит Сабарз Мерд, талышская молодежь и стала вступать в ряды «Исламской партии Азербайджана» (Azərbaycan İslam Partiyası).
Да и вообще, считают участники пресс-конференции, для властей Азербайджана большим риском видится не этническое возрождение малых народов (талышей или, скажем, лезгин), а укрепление позиций политического ислама. Шиитского, разумеется.
Скажем, сегодня, говорит Мерд, в Талышистане активисты «Исламской партии» собирают на свои религиозные мероприятия многотысячных участников.
«Среди талышей еще испокон веков были сунниты, и даже сейчас есть такие талышские села, где шииты с суннитами рядом живут. А вот салафитов единицы, и они погоды не делают», – отмечает Мерд.
Кстати, эксперты считают, что салафитская община республики (с центром в Баку) возникла именно под влиянием России. Хотя и внутренне она разделена: есть радикалы, а есть умеренные, споры между которыми возникают, в том числе по поводу участия в вооруженной борьбе на Ближнем Востоке.
Задали активистам вопрос и о том, насколько сильны среди талышской молодежи позиции не ислама, а зороастризма, который считается одной из традиционных религий Южного Кавказа.
«Талыш, называющий себя зороастрийцем, поверхностно знаком и с зороастризмом, и с исламом. Талышская вера слишком привязана к природе, и, соответственно, древние традиции Талышистана приноровились и к исламу», – разъяснил Кахин Мирзализода.

kavpolit.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий