Страницы

02.02.2020

Как из-за одного химика немцы полгода не могли бомбить Ленинград

В начале октября 1941 года над Ленинградом был сбит немецкий Me-109. Пилот не дотянул до своих и посадил машину на окраине города. Пока его арестовывали собралась толпа зевак, среди которых был знаменитый советский химик-органик, ученик великого Фаворского, Александр Дмитриевич Петров.
Профессор заинтересовался на чём летают самолёты люфтваффе и собрал в бутылку стекающее из пробитых баков самолёта топливо. С полученной пробой Александр Дмитриевич поставил ряд опытов в своей лаборатории в опустевших корпусах Ленинградского Краснознамённого химико-технологического института, за имуществом которого профессор был оставлен следить.
В результате исследований Петров обнаружил, что температура замерзания трофейного авиационного горючего была -14ºC, против нашего -60ºC. Профессор понял, почему немецкие самолёты не поднимаются высоко. А как же они взлетать при температуре ниже -15?
Химик добился аудиенции у заместителя командующего ВВС Северо-Западного фронта. И так сразу с порога в лоб сообщил тому, что знает способ уничтожения всей вражеской авиации. Выслушав Петрова до конца генерал проявил интерес к полученной информации. Для полноты исследований химику доставили образцы с аналогично приземленного Ю-87, позже разведчики притащили ещё с аэродромов.
Когда результаты совпадали, военные в обстановке строгой секретности приготовили немцам сюрприз и как рыбаки стали ждать с моря погоды. Все начальники, которые знали об операции, по несколько раз на дню задавались вопросом: «Вы не подскажете сколько сейчас градусов ниже нуля?» Ждали, ждали и наконец дождались!
30 октября на стол в штабе ВВС фронта легли дешифрованные воздушные фотоснимки аэродромов в Гатчине и Сиверской. Разведчики только в Сиверской обнаружили 40 Ю-88, 31 истребитель и 4 транспортных самолета.
Утром 6 ноября в воздух поднялся 125-й бомбардировочный авиаполк майора Сандалова. С высоты 2550 метров наши Пе-2 обрушились на вражеские флюгплацы. Штурман ведущего бомбардировщика, капитан В.Н.Михайлов сбросил бомбы точно на самолетную стоянку противника. Вражеские зенитчики свирепствовали, но ни одного истребителя в воздух немцы поднять не могли – мороз был ниже -20ºC.
Через 15 минут "пешки" сменила шестерка штурмовиков 174 шап, ведомая старшим лейтенантом Смышляевым. В это же время группа из 9-ти И-153 подавляла зенитную артиллерию, а затем пулеметным огнем обстреляла стоянки вражеских самолетов. Через 2,5 часа семёрка бомбардировщиков 125 бап, ведомая капитаном Резвых, нанесла второй удар по аэродрому. Всего в налёте участвовало 14 бомбардировщиков, 6 штурмовиков и 33 истребителя. За этим налётом последовали налёты и на другие аэродромы, в результате которых с немецкий 1-й воздушный флот генерал-полковника Альфреда Келлера понёс существенные потери и на некоторое время фактически потерял боеспособность.
Конечно, немцы вскоре доставили своим авиаторам более качественный авиационный бензин, который выдерживал хотя и не 60-градусный мороз, но позволял запускать авиамоторы при -20 по Цельсию. Однако способность наносить массированные бомбовые удары по Ленинграду флот восстановил лишь к апрелю 1942 года. Петров вскоре был эвакуирован в Москву, а в 1947 году возглавил там лабораторию института органической химии АН СССР. Дожил Александр Дмитриевич до 1964 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий