Страницы

07.04.2021

Крах операции "Лассо"

После поспешного ухода в 1992 г. российских войск из Чечни на ее аэродромах было оставлено 265 самолетов двух учебных авиаполков Армавирского ВВАУЛ Войск ПВО и учебного авиационного центра бывшего ДОСААФ СССР, которые потенциально могли использоваться в боевых действиях. Из них 260 машин являлись чешскими учебно-боевыми самолетами (149 - Л-29 "Дельфин" и 111 - Л-39 "Альбатрос"), каждый из которых мог нести два блока неуправляемых ракетных снарядов (НУРС) УБ-16 или до 250 кг бомбовой нагрузки. Остальными самолетами были три МиГ-17 и два МиГ-15. Чеченская авиация базировалась на трех аэродромах - Грозный-Северный, Ханкала и Калиновская. ПВО аэродромов обеспечивалась 8-10 ЗСУ-23-4 "Шилка", установками ЗУ-23 и пулеметами ДШК, приспособленными для стрельбы по воздушным целям.
При подготовке к боевым действиям лидеры самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия значительное внимание уделяли авиации и способам ее применения. Например, чеченцы изучили опыт Швеции, Швейцарии, Германии и других стран по использованию в качестве взлетно-посадочной полосы прямолинейных участков шоссе с твердым покрытием, для чего велась их активная подготовка. Придавалось значение и восстановлению самолетного парка. По данным федеральной разведки, к ноябрю 1994 г. из указанного количества чеченских самолетов в боеспособном состоянии находились не более 40%, или около 100 машин. Остальные машины использовались в качестве источника запчастей или были неисправны.
Наличие и подготовка чеченского летного состава оставляла желать много лучшего. К началу боевых действий, по данным командующего ПВО Сухопутных войск РФ, Чечня насчитывала 41 подготовленного летчика, причем состав их был разнороден: большинство из них, предположительно, были либо призванными из запаса, либо пилотами гражданской авиации, либо летчиками, прошедшими начальную летную подготовку. Помимо них в Грозном находились 8-10 опытных летчиков-наемников, бывших офицеров Советской Армии, прибывших из различных стран СНГ.
Надо полагать, что именно они провели в строю эскадрилью самолетов Л-29 6 сентября 1994 г. во время военного парада по случаю Дня независимости. Помимо указанного летного состава в Турцию была направлена из Чечни группа курсантов (от 40 до 100 человек, по разным данным) для обучению летного дела, но к моменту начала боевых действий они еще не вернулись. Сам генерал Джохар Дудаев, бывший летчик дальней авиации, был явно не в счет.
К 30 ноября по меньшей мере одна чеченская эскадрилья самолетов Л-29 "Альбатрос" (12 машин) находилась в состоянии боевой готовности.
По некоторым данным, согласно одному из планов Дудаева под кодовым обозначением "Лассо", в 1994 г. с помощью этих самолетов планировалось нанесение ударов по АЭС и химическим производствам на территории РФ.
После того как штурм Грозного отрядами антидудаевской группировки 26 ноября 1994 г. закончился провалом, стало ясно, что наведение конституционного порядка в Чечне и военные операции по ликвидации "незаконных вооруженных формирований" (НВФ), а по сути своей - настоящей армии, может быть обеспечено только с помощью федеральных войск.
К вечеру 29 ноября на нескольких аэродромах Северо-Кавказского военного округа (СКВО) с большими трудностями удалось сосредоточить "оперативно-целесообразную и боеготовую авиационную группировку" численностью около 140 боевых самолетов, включая истребители-бомбардировщики Су-17М, фронтовые бомбардировщики Су-24М и штурмовики Су-25. Основу группировки составили подразделения 4-й воздушной армии (ныне - 4-я армия ВВС и ПВО). Позднее они были усилены частями разведывательной, бомбардировочной и дальней авиации (Ту-22М3) из других округов.
И без того непростой процесс создания группировки в данном случае осложнялся общим состоянием Военно-воздушных сил. По словам генерал-полковника авиации Петра Дейнекина, Главнокомандующего ВВС РФ в то время, отсутствие должного уровня финансирования не только не позволило вести работы по совершенствованию аэродромной сети, но и "создать необходимые запасы материальных средств: боеприпасов, горюче-смазочных материалов, запчастей и продовольствия. К началу операции они составили не более 50% от установленных норм". В ходе операции восполнение расходов этих средств в значительной степени осуществлялось не за счет промышленных поставок, а из запасов других авиаобъединений. Недостаток запчастей и агрегатов вызвал трудности с обеспечением исправности самолетного парка.
Недостаток материальной обеспеченности привел к тому, что значительная часть летного состава утратила навыки полетов в сложных метеоусловиях и применения авиационного оружия. А предстояла работа в крайне сложных, характерных для Северо-Кавказского региона метеоусловиях, особенно в осенне-зимний период (низкая облачность, обледенение самолетов и вертолетов в воздухе и аэродромов на земле, снегопады и туманы).
Одновременно с ВВС силами авиации СКВО на трех аэродромах (Моздок, Беслан и Кизляр) была создана группировка армейской авиации в составе 55 вертолетов (Ми-24, Ми-26, Ми-8 и специальное звено управления и связи на Ми-9). Летчиков для Ми-24 и Ми-8 собирали из трех полков. 50% командиров экипажей составляли летчики, прошедшие войну в Афганистане и имевшие подготовку по уровню 1-го класса, т.е. способные выполнять межаэродромные полеты при нижней кромке облачности 100 м и видимостью 1 км. Однако их годовой налет составлял всего 40-50 часов при норме 100-150 часов.
Переброску личного состава и боевой техники на аэродромы Моздок и Беслан выполняли самолеты военно-транспортной авиации (Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-124 и Ил-76). В район конфликта было также направлено авиационное соединение войск МВД. На аэродроме Моздок первоначально базировалась практически вся авиация, и с него выполняли полеты почти все самолеты и вертолеты.
Данные армейской и авиационной разведки показывали, что дудаевцы активно готовятся к боевым действиям - возводятся блокпосты, укрепрайоны, выдвигается на огневые позиции бронетанковая техника, на аэродромы подвозятся горючее и боеприпасы. Первыми самолетами, которые приступили к действиям, были фронтовые разведчики Су-24МР, обеспечившие в конце ноября воздушную разведку чеченских аэродромов и других военных объектов. С них велась аэрофотосъемка основных объектов.
Хотя чеченская авиация располагала только возможностями по применению неуправляемого оружия, она представляла угрозу для авиабаз, военных объектов, а также федеральных войск при выдвижении в заданные районы. Было принято решение нанести упреждающий удар по чеченским аэродромам с целью уничтожения авиационной группировки Дудаева на земле. Первый удар был нанесен штурмовиками Су-25 рано утром 1 декабря 1994 г. по аэродромам Калиновская и Ханкала, где базировались боевые чеченские самолеты. Атака производилась с применением НУРС и авиационных бомб. В результате налета была уничтожена на земле вся боевая авиация Дудаева. Чеченская ПВО аэродромов была застигнута врасплох благодаря эффекту внезапности, не было потеряно ни одного из атакующих самолетов.
Во второй половине дня налету подвергся аэропорт Грозный-Северный, где российской авиацией были уничтожены прочие чеченские самолеты, в том числе и личный самолет Дудаева, и несколько вертолетов. Утверждают, что удары наносились штурмовиками настолько прицельно, что практически не были повреждены взлетно-посадочные полосы, а здания аэровокзального комплекса и аэродромное оборудование получили минимальные повреждения. На этот раз по атакующим самолетам велся сильный зенитный огонь, но не было потеряно ни одной машины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий