Страницы

19.07.2021

Как Джордж Сорос управляет политикой Армении

Американский миллиардер Джордж Сорос потратил десятки миллионов долларов, чтобы влиять на политику Армении. Его усилиями было подготовлено общественное мнение, активисты были обучены организации «цветной революции». Расставив своих людей на ключевые посты (в том числе — премьер-министра Никола Пашиняна), Сорос начал давление на российский бизнес. Он пытается переориентировать Армению на Запад. Однако ее экономика слаба и может рухнуть, если Россия от нее отвернется, уверяют эксперты.
«Бархатная революция» 2018 года в Армении стала «спусковым крючком», который начал создавать в стране «антироссийский фронт» и ударил по российским инвестициям и бизнесу. Несмотря на риск подорвать свою собственную экономику, кавказское государство пошло на конфронтацию. Как подчеркивают эксперты, не случайно это происходило на фоне быстрого укрепления Фонда «Открытое общество» — Армения (Фонд Сороса), который фактически взял под контроль все три ветви власти в стране.
Фонд Джорджа Сороса, которого называют крестным отцом «цветных революций», начал работать в Армении с 1997 года и выделил свыше 48 млн долларов США более чем 200 организациям. Это сразу было похоже на часть более крупного плана. Так, Фонд Сороса инвестировал 5 млн долларов в средства массовой информации, под предлогом развития независимых СМИ Армении. Это большая цифра для страны, где более 23% населения живет в бедности.
За три месяца до «бархатной революции» в Армении Фонд Сороса целенаправленно готовил журналистов и представителей гражданского общества из окружения Никола Пашиняна и его команды. Впоследствии, 50 журналистов и 75 общественных активистов, прошедшие подготовку, выполняли функцию ведущих рупоров «революции».
Хорошие отношения с Фондом Сороса не скрывает премьер-министр Никола Пашинян. В интервью каналу РБК, отвечая на вопрос о негативном влиянии Фонда на российско-армянские отношения, чиновник откровенно заявил: «Все эти организации были созданы при Роберте Кочаряне и Серже Саргсяне. Если тогдашние правительства были действительно пророссийско настроенными, то почему же они не закрыли эти организации?»
Фонд Сороса в Армении поддерживает некоммерческие организации в области прав человека, прав женщин, наблюдения за выборами и других сферах. Эти структуры внесли свой вклад в приход к власти Пашиняна. Премьер-министр, словно выполняя обязательства перед спонсорами «бархатной революции», назначил основных представителей этого Фонда на высокие посты в Армении. Под контроль Фонда переходят министерства, посольства и университеты. Например, Сос Аветисян, который был ответственным лицом по программам развития гражданского общества Фонда Сороса в Армении, в первые годы правления Пашиняна занимал пост замминистра образования и науки, а сейчас представляет блок «Мой шаг» в парламенте. Действующий замминистра образования и науки Аревик Анапиосян много лет возглавляла организацию, финансируемую Фондом Сороса, которая только в 2016-2017 годы получила от фонда грант в размере 196 тысяч долларов.
Депутат парламента от блока Пашиняна «Мой шаг» Гаяна Абрамян получила в 2016-2017 годах от Фонд Сороса 210 тысяч долларов на проекты ее организации «За равные права». Ее коллега по блоку в парламенте Тагун Казарян руководил многочисленными проектами, финансируемыми Фондом. Вице-спикер парламента Лена Назарян, руководитель аппарата премьер-министра Лиана Далтахчян и руководитель государственного кадастра недвижимости Сархат Петросян являются координаторами и руководителями программ «Центра регионального развития», управляемого Фондом Сороса и получившего от фонда более 2 млн долларов.
Сасун Хачатурян, брат председателя совета директоров Фонда Сороса Давида Хачатуряна, возглавляет Специальную следственную службу Армении. В прессе также сообщалось и о назначенном министром юстиции Армении Рустама Бадасяна, кандидатуру которого поддержала исполнительный директор Фонда Сороса в Армении Лариса Минасян. Главой Совета национальной безопасности назначен бывший координатор «Transparency International» по избирательным программам Армен Григорян. Бывший глава Государственной контрольной службы Давид Санасарян, бросавший яйца в российское посольство в Армении, является воспитанником прозападной партии американского наследия, возглавляемой Раффи Ованнисяном.
По данным СМИ Армении, что среди сторонников Пашиняна в парламенте деятельность 14 депутатов финансируются Фондом Сороса. Косвенно связаны с Фондом еще около 50 избранников.
Все это указывает на то, что правительство Пашиняна во всех отношениях связано с Фондом Сороса. Не случайно после прихода к власти Пашиняна, Джордж Сорос увеличил финансирование этой страны. В 2019 году Фонд Сороса выделил 3,6 млн долларов. А фонд «Открытое общество-Армения» — еще более 600 тысяч долларов на борьбу с коронавирусом. Эксперты оценивают это, как демонстрация солидарности новому правительству Пашиняна.
Армения — это единственное постсоветское государство, «удостоившееся» особой поддержки Сороса. И именно в этой стране Пашинян пришел к власти путем революции. Наблюдатели практически уверены, что Фонд Сороса контролирует правительство Армении и обеспокоен падением имиджа Пашиняна из-за безуспешной борьбы с пандемией COVID-19. Молодежные и студенческие организации, такие как Restart, финансируемые ереванским офисом Фонда Сороса, являются одними из главных защитников премьер-министра и занимаются пропагандой среди молодежи для укрепления его власти.
Исследования показывают, что Джордж Сорос прикладывал усилия для проведения «бархатных революций» во многих постсоветских странах. Но наибольшего успеха он достиг именно в Армении, где по мере укрепления политической власти Пашиняна, предпринимаются важные шаги по усилению позиций самого Джорджа Сороса и его бизнес-окружения в экономике страны. В частности, полагают эксперты, в стране реализуется скрытый план по притеснению российского бизнеса. Согласно ему, в ближайшие годы главное слово в экономике Армении будет принадлежать западным кругам.
Исторически сложившаяся экономическая зависимость Армении от России вытекает не из взаимных экономических интересов, а из неспособности стать самостоятельным зрелым государством. Обзор экономических отношений между двумя странами показывает, что именно кавказская страна выступает бенефициаром. В годовом отчете Центробанка России «Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг РФ» за 2020 год говорится о сумме индивидуальных денежных переводов из России в Армению. И это подчеркивает, насколько в одностороннем порядке Армения получила выгоду от России. Так, в 2018 году деньги, отправленные по официальным каналам в эту кавказскую страну составили 1 млрд 121 млн долларов. В 2019 году эта сумма равнялась 1 млрд 59 млн долларов. Сумма переводов в Россию составила лишь 156 млн и 177 млн долларов соответственно.
По данным влиятельного Глобального партнерства в области знаний по миграции и развитию (KNOMAD), зависимость экономики Армении от денежных переводов составляет минимум 12%, а по оценке международных экспертов — 25%. По данному показателю страна занимает 26 позицию в рейтинге стран с «наихудшей экономикой» мира.
В отчете «Оценка рисков управления страной: Армения» 2019 года Азиатского банка развития отмечается, что уровень краткосрочной миграции из Армении высок. И этот миграционный поток в основном направлен в Россию, а также финансовая помощь поступает в основном из России.
В 2016 году под воздействием международного кризиса экономика Армении опустилась до фазы «дна» экономического цикла и столкнулась с сценарием роста ВВП «в 0 процентов». Международные эксперты называют всего два фактора — факторы внешней среды и высокий совокупный спрос — которые по тенденции «v» помогут спастись из экономического спада, пришедшего вслед за кризисным циклом в 2017 году. В соответствующем отчете подчеркивается и то, что денежные переводы, поступавшие из России, оказали стимулирующее влияние на потребительский спрос, строительный сектор и, в результате, сыграли особую роль в сокращении бедности в этой стране и в частности в развитии деревень. Согласно кейнсианской экономической теории, рост совокупного экономического спроса является одним из основных драйверов экономического развития.
Утвержденная 27 марта 2014 года «Стратегия развития Армении на 2014-2025 годы» предусматривает оплату социальных расходов, недопущение резкого снижения ВВП, ухудшения социальной ситуации и роста безработицы за счет финансовой помощи международных и российских организаций. Фактически в документе признается, что своим экономическим существованием Армения во многом обязана помощи, поступающей из России.
В докладе Центрального разведывательного управления США указывается, что экономика Армении очень уязвима по отношению к экономической поддержке со стороны России. ЦРУ отмечает, что большая часть инфраструктуры страны зависит от России или находится под ее управлением. Примером может служить энергетический сектор.
По данным наблюдателей, Джордж Сорос в последние годы развернул широкомасштабную международную кампанию, показав, что все проблемы в армянской экономике вызваны Россией, и использовал все средства для усиления антироссийских настроений у армянского населении. Причины раздражения правительства Армении в отношении России можно найти в различных международных отчетах, выступлениях официальных лиц страны и официальных политических документах государства.
Так, в отчете Азиатского банка развития под названием «Обзор развития Азии, 2020 год: что содействует инновациям в Азии?» отмечается, что одним из факторов риска, который негативно скажется на экономике Армении, являются экономические трудности, вызванные резким падением цен на нефть у основных торговых партнеров (России). Также подчеркивается, что в ближайшее время сократится экспорт металла из Армении в Китай. А это один из основных ее экспортных товаров.
Нарастающая антироссийская позиция в Армении, внедренная в общественное мнение, доведенная до истерического состояния, открыто проявляется в официальных позициях. В отчете «Doing Business 2020» Всемирного Банка отмечается, что в Армении широко распространена коррупция, основной причиной которой является доминирующее влияние России на экономику и региональную безопасность этой страны. Подобные выводы основаны на официальных опросах, проведенных среди госструктур, деловых кругов и общественности, что свидетельствует о результативности антироссийской пропаганды, которую проводит правительство Армении.
Можно отметить и другой интересный момент. Несмотря на все экономические выгоды Армении от союза с Россией, в отчете «Кавказский барометр — 2019», подготовленном Кавказским исследовательским ресурсным центром, говорится, что только 43% армян положительно или частично положительно оценивают роль Евразийского экономического союза. Это является самым очевидным результатом продолжающейся антироссийской пропаганды в этой стране.
В документе «Армения: Стратегия по транспорту и содействию торговле, 2020-2040», подготовленном в рамках сотрудничества Армении и Азиатского банка развития, отмечается, что развитие транспортной инфраструктуры Армении связано не только с экономическим развитием страны, но с «диверсификацией внешней торговли и ослаблением, косвенным путем, доминирующего положения российского фактора во внешней торговле». В отчете подчеркивается приоритетность транспортной инфраструктуры для страны. Однако из-за финансовых трудностей ее развитие не происходит должным образом. Часть кредитов, полученных Арменией от зарубежных стран и международных организаций в последние годы, была направлены именно на эти цели, что напрямую уменьшает зависимость от России.
Анализ отчета миссии Международного Валютного Фонда за 2019 год демонстрирует притеснения российских инвесторов в стране. Аналитики отмечают, что одна ветвь антикоррупционных операций правительства заключается в исследовании деятельности общественных и частных компаний, включая горнодобывающих и инфраструктурных. В этих сферах широко участвуют российские компании и российский капитал. Указанные меры нашли отражение в «Антикоррупционной стратегии на 2019—2022 годы», недавно подготовленной правительством.
Фото: Азиатский банк развития
Эксперты ожидают продолжения притеснения российский инвестиций в последующие годы. Неслучайно, что в 2019 году приток прямых иностранных инвестиций (FDI) из России в страну составил 33,2 млн долларов, тогда как всего годом ранее этот показатель составлял 124,3 млн долларов.
В связи с особым дискомфортом, создаваемым новым правительством Армении, российские инвестиции больше не чувствуют себя здесь в безопасности и не приносят прибыль. Из-за этого всего за один год приток прямых инвестиций из России снизился на 73%.
Есть и другие аспекты, показывающие, что притеснение российских инвестиций является составной частью целенаправленной политики. Например, в 2019 году прямые инвестиции были в основном направлены в производство электроэнергии и газовая отрасль — 88,8 млн долларов, инфраструктуру воздушного транспорта — 14,3 млн долларов, горнодобывающая отрасль — 3,4 млн долларов. Более 30 крупных предприятий с российским капиталом работают в сфере газа, нефтепродуктов, добычи полезных ископаемых и телекоммуникаций.
Армения, используя средства «умеренного и скрытого вытеснения», проводит целенаправленную инвестиционную политику по замещению российского капитала капиталом западных стран. В результате в 2019 году, когда объем прямых российских инвестиций в эту страну резко снизился, из Италии были привлечены прямые инвестиции в размере 27,1 млн долларов, из Германии — 18,6 млн, из Аргентины — 18,8 млн долларов и из греческого Кипра — 6 млн долларов.
Новое правительство Армении уже долгое время ведет работу с разными финансовыми и инвестиционными структурами Европы и Азии по замещению российских вложений. Среди них можно выделить переговоры со Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Инвестиционным фондом Катара, Cингапурским холдингом Тамасек, крупным Китайским холдингом «CITIC Contruction».
Анализ экономической политики Армении последнего времени показывает, как страна ставила лицом к лицу своих экономических союзников и проводила «неискреннюю экономическую политику». Только лишь один факт, приведенный экспертами Азиатского банка развития в официальном отчете «Евразийская экономическая интеграция 2019» показывает, что на самом деле Армения является «тяжелым бременем» для этого союза и далека от «принципов получения взаимной выгоды». Так, по статистическим оценкам экспертов союза, в 2015-2018 годах 77% импорта (825 наименований товаров и продуктов) Армении из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, могло быть импортировано из стран союза, в частности из России. И с этой точки зрения Армения и Кыргызстан являются странами, часто лишающими возможности стран-членов союза.
Анализ данных Статистической службы Армении за январь—май 2020 года показывает, что доля России в экспорте Армении обладает удельным весом, который при сравнении с общей долей Европейского союза и Швейцарии меньше на 15,1%. Однако, нельзя утверждать об искренности этой страны в экономических связях с Евросоюзом и Ираном. Так, в то время как за первые 5 месяцев этого года Армения импортировала из всех стран ЕС товаров и услуг на 303 млн долларов, из Ирана — на 99 млн долларов. Тогда как только из Китая объем экспорта составил 233 млн долларов, а из Турции — 76,7 млн долларов. При нынешней ситуации эту статистику невозможно назвать случайностью. Эксперты прогнозируют, что в будущем эти показатели будут еще более негативными.
Другой факт, подтверждающий двуличный характер экономической политики Армении заключается в том, что Россия помогает стране в финансировании и модернизации системы управления государственными финансами и выделила для этой цели специальные гранты. Однако правительство Армении привлекло к этой деятельности американскую организацию USAID.
Неспособность Армении оказать экономическую помощь Евразийскому союзу уже отмечена в официальных отчетах организации. В отчете «Об основных тенденциях в интегративном развитии Армении в 2019 году» отмечается, что товары, экспортируемые Арменией в союз, не были диверсифицированы. И на 27 товаров, которые составляют всего 1% ассортимента, приходится 77,3% от общего объема экспорта в союз. 34,1% из них связан с экспортом алкогольных и безалкогольных напитков, фруктов, овощей и рыбы — товары, производство и обработку которых союз может осуществлять сам за счет внутренних ресурсов.
По мнению экономистов, это означает, что Армения не содействует экономической безопасности союза. Наоборот, товары, импортируемые Арменией из России, жизненно необходимы для нормального функционирования экономики страны. К этим импортируемым товарам, в основном, относятся энергия (нефтепродукты, газ) и продукты (пшеница).
Войдя в Евразийский экономический союз, напрямую спроектированный по инициативе России 2 января 2015 года, Армения получила прямой выход на рынок России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана с населением более 184 млн человек и ВВП в 2,2 триллиона долларов. Это позволило стране получить значительные льготы по документированию торговых операций, срокам и ценовой политике. Эти преимущества также упоминаются в отчете «Doing Business 2020» Всемирного Банка.
Но предоставляемые льготы не удовлетворили страну, и она продолжает предпринимать шаги, которые идут вразрез с фундаментальными законами экономики и подрывают экономический союз, считают специалисты. К примеру, согласно исследованиям Комиссии по Международной Торговле США, американские товары и продукты успешно конкурируют на армянском рынке и опережают своих конкурентов. За последние 5 лет американские инвестиции в энергетическую и горнодобывающую промышленность неуклонно росли.
В 2015 году было подписано рамочное Соглашения о торговле и инвестициях (TIFA) между США и Арменией, которое предусматривает развитие среды для диалога и сотрудничества между двумя странами в области торговли и инвестиций, а также защиту деловых интересов друг друга. А в ноябре 2017 года между Арменией и Европейским союзом было подписано «Соглашение о всестороннем и расширенном сотрудничестве». Это соглашение охватывает вопросы развития инвестиционного климата, увеличение количества рабочих мест и создания благоприятных условий для ведения европейскими компаниями бизнеса в Армении. В соглашении также рассматриваются такие вопросы, как установление глубоких экономических и политических связей в энергетическом и транспортном секторах, в сфере охраны окружающей среды, торговли и инвестициях. С этой целью правительство Армении создало специальную дорожную карту и комиссию.
Одним из важных моментов является тот факт, что одновременная интеграция Армении в два союза противоречит фундаментальным законам экономики. Евразийский экономический союз является еще более расширенной моделью интеграции Таможенного союза, созданного в 2010 году тремя странами — Россией, Казахстаном и Беларусью. Евразийский союз можно рассматривать не как экономический союз, а как общий рынок. Потому что речь не идет о применении единых экономических институтов и политики внутри союза.
Помимо двух важных факторов в таможенном союзе (беспрепятственного товарооборота внутри союза и возможности введения торговых ограничений для стран, не являющихся его членами), существует и третий фактор — фактор рабочей силы и свободного движения капитала. Европейский Союз — это форма экономического союза, который движется к монетарному союзу и его предложение странам Восточного партнерства состоит в создании зоны свободной торговли (беспрепятственный торговый оборот).
В то же время соглашение Армении с Евросоюзом — это первые шаги к дальнейшей интеграции. Дело в том, что в реализации соглашения Армении с Европейским Союзом после его ратификации со стороны Союза возникнет новая ситуация, которая противоречит фундаментальным законам классической экономики. Возникает интересный вопрос: выберет ли Армения Россию и Евразийский союз, которые на протяжении многих лет обеспечивали ее дешевой электроэнергией, газом, инфраструктурой и финансовой помощью или же Европейский Союз, который «как часто говорят официальные лица этой страны, обещает большие возможности и перспективы». Краткий экскурс в новейшую историю этой страны показывает, что выбор, несомненно, не падет на Россию.

Сергей Леонов        ura.news

Комментариев нет:

Отправить комментарий