Страницы

23.12.2013

Азербайджан и Карабах создают Конфедерацию?

Создание на прошлой неделе отдельной Нахчыванской армии вызвало много вопросов. И на эти вопросы нам очень сложно получить ответы, потому что, как известно всем, государство от общества отделено одной большой непреодолимой железобетонной стеной. До государства не достучишься. Таковы к глубокому сожалению наши реалии – действительность в стране суверенной демократии. Поэтому приходится объяснять самому себе, находить ответы на нелегкие вопросы и объяснять читателю, основываясь на версиях, домыслах и собственном анализе сложившейся ситуации.

Итак, совершенно неожиданно, как это у нас принято, страну поставили перед новым свершившимся фактом. Отныне в Нахчыванской Автономной Республике будет своя самостоятельная армия. На основе 5-ого общеармейского корпуса Минобороны Азербайджана, дислоцированного в Нахчыване, будет создана отдельная армия во главе с командующим этого же корпуса, а ныне командующим Нахчыванской армией Керемом Мустафаевым. Спрашивается, чем было обусловлено создание второй армии в унитарном Азербайджане? Для чего надо было создавать отдельную армию, командующий которой будет подчиняться непосредственно главнокомандующему. Правда, чуть позже сделали небольшую ремарочку, и К.Мустафаев получил статус замминистра обороны Азербайджана, однако, если внимательно проанализировать указ президента, то становится ясно, что речь идет о создании совершенно отдельной армии.
По большому счету, находясь во главе 5-го общеармейского корпуса, Керем Мустафаев и без того, кроме Хозяина Нахчывана Васифа Талыбова и Хозяина страны Ильхама Алиева, как и остальные институты власти этой автономии, никому не подчинялся. Нахчыванский корпус был отдельным и привилегированным родом войск в Вооруженных Силах.
Лишь очень веские политические причины могли лечь в основу для принятия этого сенсационного решения, которое почему-то обошли вниманием, будто не заметили наши аналитики и журналисты. Это знаковое и очень важное с политической точки зрения решение осталось практически незамеченным и нашими СМИ.
Просто так, совершенно на пустом месте, без серьезных политических причин, консервативное в вопросах кадровой ротации и правительственной реструктуризации азербайджанское правительство на столь серьезный шаг, как создание отдельной армии, не пошло бы. Что же произошло, какое событие или подготовка к переменам, а может быть опасность подтолкнула власти к принятию этого совершенно неожиданного решения?

Версия первая – Угроза Нахчывану

Часть экспертов сразу же высказала поспешную оценку – в последнее время над Нахчываном сгустились черные тучи, армянская пропагандистская машина готовится к новому витку информационной, а затем и политической войны за Нахчыван, за которым последует новый блицкриг. То есть опасность оккупации Нахчывана в ближайшем будущем подтолкнула власти к укреплению обороноспособности республики.
На мой взгляд, это совершенно неубедительная версия. И вот почему. Действительно, за последние годы армянская диаспора и информационно-идеологические круги в самой Армении вынашивают и даже активно пропагандируют идею нового миацума – воссоединение с Нахчываном. Особенно в свете наболевшей проблемы «нахчыванских хачкаров» и албанских монастырей, которые путают с армянскими, вопрос оккупации Нахчывана перманентно будоражит настроения как в самой диаспоре, так и в Армении.
Однако вряд ли до правового урегулирования карабахской проблемы Армения ввяжется в новый территориальный конфликт.
Во-первых, международный миротворческий процесс, осуществляемый в рамках ОБСЕ, создает преграды для усугубления военно-политического конфликта. А заявка на новые территориальные притязания фактически нарушит статус-кво и откроет путь к новой войне, повесит на Армению новый груз проблем.
Во-вторых, сама Армения не готова к войне, и вся ее дипломатия направлена на предотвращение нового военно-политического конфликта с Азербайджаном.
В третьих, Азербайджан фактически уладил все проблемы с Путиным, страна входит в зону геополитических интересов России, и де-факто находится в союзнических отношениях с Кремлем. То есть и Россия, в отличие от начала 90-х годов, не заинтересована в усугублении геополитической ситуации в регионе. Зачем? И Армения, и Азербайджан по-большому счету снова загнаны в Путинский лагерь, и если Армения может себе позволить вести открытую союзническую политику в отношении России, то Азербайджан делает это под ковром.
Две причины мешают Азербайджану легитимизировать статус путинского сателлита: а) энергетический фактор; б) нерешенность карабахской проблемы. Второй фактор весомее – ну как вы себе представляете участие Азербайджана и Армении в одном интеграционном проекте? Как могут оккупант и жертва агрессии состоять в одном военно-политическом союзе, тем более, что они до сих пор в состоянии войны? Как открыть границы, где вместо таможни проходят минные поля?
Таким образом, Россия и Армения больше заинтересованы в скорейшем урегулировании конфликта, нежели в его усугублении, и тем более консервации. А притязания на Нахчыван могут снова разжечь костер войны.
И с другой стороны, допустим, Армения и Россия готовятся к новой войне, чтобы окончательно загнать Азербайджан в угол и заставить капитулировать в карабахском вопросе. Разве изменение названия войскового подразделения в области, где по официальной статистике проживает около полумиллиона людей, а фактически чуть больше ста тысяч, может поставить заслон перед армянской, не говоря уже о российской армии? И любой рационально мыслящий человек отдает себе отчет в том, что укрепляя обороноспособность Нахчывана, создавать там отдельную армию необходимо в самую последнюю очередь. После того, как вся азербайджанская армия будет наголову разбита. И воевать уже будет некому.
Наконец, 5-ую статью Карсского договора пока никто не отменял, следовательно, Турция является гарантом неприкосновенности Нахчыванской автономии в составе Азербайджана. Карсский договор больше чем нахчыванская и азербайджанская армии, вместе взятые, может обеспечить неприкосновенность этой области в случае неожиданной армянской агрессии.
Таким образом, анализ этой версии однозначно говорит о том, что эта несостоятельная версия, объясняющая создание нахчыванской армии не выдерживает критики.

Версия вторая – Распил бабла

Скептики и в основном критики коррупционной политики в военной сфере поспешили выступить с прогнозом, что проведенная реформа заметно расширит возможности для распила многомиллиардных бюджетных средств, которые увеличиваются в геометрической прогрессии. В новом бюджете на военно-оборонительные нужды страны предусмотрено почти 3 миллиарда долларов.
Однако создание отдельной Нахчыванской армии не привело к пересмотру военного бюджета. Хотя эта часть бюджета совершенно закрыта, непрозрачна, и за утечкой ассигнований никак не проследишь. Но все же создание отдельной армии требовало увеличения бюджетных затрат. Тем не менее, Нахчыванская армия, будь то в виде общевойскового корпуса или отдельной армии, получит в следующем году столько денег, сколько было предусмотрено в бюджетном проекте. Реструктуризация и создание новой армии не увеличили бюджетных ассигнований в Нахчыван.
С другой стороны, не претерпели изменений ни численность, ни структура 5-го корпуса, а поменялась лишь вывеска. Какой смысл в увеличении бюджетных расходов на военное подразделение, структура которого практически никак не изменилась? Более того, в новую армию будут призывать, и в ней будут служить лишь жители призывного возраста самого Нахчывана. Следовательно, речь идет не об увеличении, а об уменьшении войскового контингента, поскольку до создания армии в 5-ом корпусе служили и призывники из других районов Азербайджана.
Таким образом, даже страсть к освоению бюджетных денег, которой так охвачен чиновничий класс, не мог стать главной причиной для проведения этой вынужденной реформы, если ее можно так назвать. Тогда что же? Что послужило причиной для принятия этого радикального решения?

Версия третья – Конфедеративный Азербайджан

Обратите внимание, создание Нахчыванской армии произошло сразу же после встречи и первых переговоров Алиева и Саргсяна в Вене, а также после активных консультаций Мамедъярова и Налбандяна, и накануне новой встречи президентов в первых числах января следующего года, о которой поспешили объявить сопредседатели Минской группы, проводившие напряженные переговоры в Ереване, а затем в самом Карабахе. Впервые за последние годы американский сопредседатель Уорлик выступил с обнадеживающим прогнозом – президенты поговорили по душам и довольно откровенно.
Если проследить за выступлениями Алиева и Саргсяна после Венской встречи, можно сделать еще один немаловажный вывод, который сразу же бросается в глаза – из выступлений президентов исчез прежний агрессивный тон, пропала военная риторика, сведена на нет былая враждебность. Более того, как в армянской, так и в азербайджанской официальной печати стали аккуратно обходить острые углы, придавая приоритетность миротворческой риторике – все больше проправительственных экспертов как с той, так и с другой стороны стали призывать к активному диалогу, развитию гражданской дипломатии, переговорам на всех уровнях… До венской встречи президентов подобное не только не допускалось в официозе, но и каралось со страшной силой – авторов подобных призывов шельмовали, поносили и травили в этом самом официозе, навешивая предательскими ярлыками. Наметилась какая-то необычная и странная оттепель, свидетелями которой мы однажды были – в тот момент, когда Левон Тер-Петросян и Гейдар Алиев вплотную приблизились к подписанию мирного соглашения.
За 20 лет переговоров умонастроения и конкретная позиция сторон полностью определились – Армения настаивает на абсолютной независимости Карабаха, а Азербайджан готов предоставить самую высокую степень автономии Карабаха, готов признать любой статус, но в составе Азербайджана. Тофик Зульфугаров, занимавший пост министра иностранных дел в правительстве Г.Алиева и активно вовлеченный в переговорный процесс, рассказывал, что в то самое время, когда стороны почти были готовы подписать мирное соглашение, два президента договорились и фактически приняли следующую формулу – Армения возвращает 7 оккупированных районов вокруг Карабаха, Азербайджан признает временный статус Нагорного Карабаха до проведения референдума через 25 или 30 лет. По большому счету, итоги референдума, который, скажем, будет проведен через четверть века, более чем прогнозируемы – Азербайджану не удастся за столь короткое время изменить демографическое лицо области, и Карабах останется у армян.
После 2003 года, как известно, Азербайджан объявил «нулевой вариант». Переговоры были начаты с чистого листа. С 2003 года по сегодняшний день позиция Азербайджана оставалась неизменной – пусть и формально, но Карабах должен остаться в составе Азербайджана. Возможно, впервые появилась реальная возможность карабахского урегулирования на основе модели – де-факто независимость Карабаха, де-юре в составе Азербайджана. И вот почему. Геополитический расклад сил в регионе сильно изменился. Запад практически потерял все инструменты влияния на Армению и Азербайджан. Две конфликтующие страны оказались в одном геополитическом поле – под контролем России. Фактически, мы вновь вернулись в доельцинский период конфликта, когда позиция Москвы в этом вопросе является основополагающей. Несмотря на пусть и временную, но все же ощутимую потерю влияния в регионе, Вашингтон, находящийся под постоянным давлением армянской диаспоры и одержимый идеей-фикс - армяно-турецким примирением и открытием границ, также как никогда заинтересован в решении этой проблемы. Пусть руками Путина, пусть его инструментами и ценой временной потери Азербайджана, который он фактически потерял еще в 2005 году, но это реальный, если не сказать исторический шанс для окончательного урегулирования с перспективой расширения турецкого влияния в самой Армении и его укрепления в будущем в Азербайджане. Это - с точки зрения Вашингтона.
Более того, внутренняя ситуация в Армении и в Азербайджане, как никогда располагает к достижению компромиссного решения - гражданское сопротивление в Армении и в Азербайджане практически сломлено. Оппозиции нет. Две элиты сильно зависимы от Путина, который за месяц в силах изменить внутриполитическую ситуацию, особенно в Армении, наделенной статусом мощного путинского укрепрайона. Саргсян свел себя до уровня 1-го секретаря местной компартии, которого Генсек Путин может сменить в любое время. И вот России крайне необходимо вовлечь Азербайджан в процесс евразийской интеграции, если Азербайджан войдет в новый Союз, то и судьба Грузии будет предрешена. Единственным препятствием на пути глобального плана Путина остается карабахский конфликт.
Путин может убедить Саргсяна согласиться с идеей конфедеративного Азербайджана. То есть, грубо говоря, Азербайджан признает независимость Карабахской Республики и Нахчыванской Республики, которые вместе с Азербайджанской Республикой образуют конфедеративное государство. И как мне кажется, объявление о создании самостоятельной Нахчыванской армии – первый шаг на пути создания новой государственной конструкции.
Ведь в чем разница между федеративным и конфедеративным устройствами? Конфедерация – это практически союз суверенных государств, которые сохраняя свой суверенитет, делегируют часть полномочий Центру для координации стратегический действий – внешняя политика, вооруженные силы и т.д. То есть, сама идея конфедерации может устроить как Азербайджан, так и Армению (Нагорный Карабах), поскольку Карабах сохранит свой нынешний статус, он лишь оформится с правовой точки зрения, поскольку конфедерация – лишь механизм взаимного сотрудничества двух государств посредством наднациональных структур.
Карабах останется лишь на картах мира в составе Азербайджана, в принципе, то, что и нужно Азербайджану, ибо всем ясно, что азербайджанцы в ближайшие 50-100 лет не смогут изменить демографию Карабаха. То есть, речь может идти о создании ассиметричной конфедерации без права не сецессию, то есть выхода из состава конфедерации.
Кроме того, мы еще ничего толком не знаем о планах самого Путина по созданию Евразийского союза, который также может стать конфедерацией, а затем вступить как ассоциированный субъект в Евросоюз. И вот при таком развитии ситуации конфедеративный характер устройства азербайджанского государства вообще потеряет смысл. Но конфликт-то будет решен! Одна из последних преград к евразийской интеграции будет снята.
На мой взгляд, создание отдельной Нахчыванской армии – это символическое решение, напрямую связанное с карабахским урегулированием. Если даже допустить вероятное объединение Азербайджана и Карабаха в конфедеративном государстве, то видимо, Алиев не желает, чтобы это объединение включало в себя два равнозначных субъекта – слишком унизительный мир, поскольку это приравнивает в статусах Азербайджан и Карабах – получится что-то вроде Боснии и Герцоговины, поэтому возможно решили разбавить Азербайджан и Нахчываном. С другой стороны, повышение государственного статуса Нахчывана – форпоста нынешней азербайджанской элиты, тоже может быть рассчитано с вероятными планами на долгосрочную перспективу, и трудно предположить развитие внутриполитической ситуации, скажем, через 15 лет. Первый шаг был сделан в 2009 году, когда во время конституционной реформы Нахчыван получил статус государства - автономного государства, второй шаг - создание своей армии... Остается сделать третий - признать независимость и подписать конфедеративный договор. Тем более, что Нахчыван уже делегировал прерогативу военной координации Баку, - как и полагается в конфедерации. То есть, фактически государственный статус Нахчывана, конечно чисто формально, но все-таки приравнен к сегодняшнему де-факто независимому статусу Нагорного Карабаха.
Таким образом, по всей видимости, как я полагаю, мы в самом начале сложной многоходовой комбинации.
Вчера депутат, очень близкий к правящим кругам Ровшан Рзаев призвал к сближению армянской и азербайджанской общины Нагорного Карабаха. Позавчера другой депутат, тоже близкий к верхам, заметил, что создание нахчыванской армии может быть связано с Карабахом. Сегодня авторитетный депутат, политолог Расим Мусабеков не исключил вовлечения Карабаха в переговорный процесс. То, чему Азербайджан противился на протяжении 20 лет.
Кажется, как говорил Михаил Сергеевич, процесс пошел. И в отличие от 1997 года, когда свергли Тер-Петросяна, или 1999 года, когда расстреляли армянский парламент, чувствуется некое единодушие всех мировых сил в карабахском урегулировании, и все хотят поскорее вылечить эту болячку на лице региона.
Что же, давайте думать!

haqqin.az

Комментариев нет:

Отправить комментарий