Страницы

30.11.2014

А.Г. Дугин - "РАССВЕТНОЕ ПОЗНАНИЕ" ВОСТОЧНОГО ШЕЙХА

1. Путь Посвященного. Великий шейх эзотерического ислама, одна и из самых грандиозных фигур универсального эзотеризма и инициатической доктрины, шейх Шихабоддин Яхья Сохраварди, называемый также "шайх аль-Ишрак" и "шайх аль-мактул" (его последователи вместо слово "мактул", "убиенный" употребляют свлово "шахид", "мученик за веру"), родился в на северо-западе Ирана в 1155 году (549 год хиджры) в провинции Джебал. Эта территория лежит на границе с Азербайджаном, и надо подчеркнуть, что для иранской сакральной географии (доисламского периода и солгасно иранской версии иламского эзотеризма) Азербайджан был "священной землей", к которой были отнесены важнейшие сакральные события зароастрийской традиции и Авесты.
Когда Сохраварди исполнилось двадцать лет он отправился в Исфаган, где вошел в контакт с учениками Авиценны. Позже он поселился в Руме, в Анатолии, но вскоре переехал в Харпут, где посвятил один из своих инициатических трактатов сельджукскому эмиру Имадоддину. Но окончательно он остановился в Алепе в Сирии, где вскоре стал близким другом своего сверстника юного принца аль-Малика аль-Захира, сына султана Саладина. Начиная с его пребывания в Анатолии у него постоянно возникали неприятности с "факихами", экзотерическими учетелями закона и сунны. В то время шиизм или даже шиитские мотивы в исповедании ислама были фактически под запретом, и одно подозрение в приверженности этим идеям могло стоить жизни. Возможно "шайх аль-Ишрак" был неосторожен и доверил свои инициатические знания какому-то неквалифицированному персонажу... Сейчас об этом можно только догадываться. Как бы то ни было, 29 июля 1191 года (587 год хиджры) по настоянию "учителей закона" и под особым давлением самого Саладина, который категорически настаивал на смерти шейха, Сохраврди был жестоко казнен как еретик. Не помогла ему даже дружба с сыном Саладина.
После него остались, быть может, самые яркие и блистательные эзотерические памятники не только Ирана, но и всего ислама, и, шире, всего человечества. Кроме того, он стал основателем (полюсом, кутбом) особой инициатической школы, называемой "Ишрак", которая существует до сих пор и является если не главной, то по меньшей мере самой влиятельной линией иранского эзотеризма.
В его биографии есть один важнейший инициатический намек - возраст, в котором он был казнен - 36 лет. Эта цифра является отнюдь не случайной, но свидетельствует о провиденциальной миссии Сохраварди, как особого эзотерического посланника. Поясним это. Символическая длительность человеческой жизни в Традиции - 72 года. (Отметим, что в случае "аватарических" реализаций, эта цифра равно не 72, а 66). Эта цифра лежит в основании всех циклологических доктрин. На физическом уровне она совпадает с перемещением точки весеннего равноденствия на 1 градус в силу феномена прецессии, относительно "неподвижного" зодиака. Но эти 72 года не мыслятся Традицией как прямая, подобно профаническому представлению. Жизнь есть цикл, круг, начинающийся и кончающийся внетелесным существованием. Первая половина цикла восходящая, символически расположенная между "зимним солнцестоянием" и "летним солнцестоянием" личности. Развитие духовных энергий в этот период совпадает с психическим и материальным становлением. 36 лет критическая точка. В этот момент происходит высянение духовной судьбы человека. Это - момент высшей инициации. (Данте не случайно начинает повествование "Божественной Комедии", этого величайшего памятника иницаитической традиции, с фразы "Жизни путь пройдя по половины", и на самом деле ему в момент начала спуска в ад, "nigredо", было 36 лет). Если инициация совершается, посвященный отныне избавлен от "роковой", нисходящей половины жизненного цикла. Он более не подвержен законам "экзистенциальной гравитации", и импульс, данный в момент рождения, продолжает увлекать существо вверх, по Оси Мира, по ту сторону пика личного материального совершенства. Но в случае "шайх аль Ишрак" мы имеем дело не просто с инициацией, но с буквальным исполнением эзотерической теории. В свой кульминационный момент он стяжал "мученический венец", был поражен "Мечом Любви" и вышел в сознании и вере за пределы материального существования. Высшей формой инициации, полученной ровно в срок, для Сохраварди стала Смерть.
2. Школа "Духовного Востока". Доктрина и школа Сохраварди носит название "Ишрак", что означает "Восток". Но речь здесь идет, естественно, не о географическом Востоке, но о Востоке Метафизическом, о Востоке Духа. Эзотеризм Сохраварди понимает под Востоком духовный мир Истока, "Малакут" (дословно "Обитель Ангелов"). Такой Восток есть истинный источник, центр и цель всех вещей. оттуда начинается путь существ по Вселенной, и туда же он приводит их, после прохождения испатаний "колодцами Запада", Мраком Изгнания.
Спецификой этой инициатической школы было подчеркивание необходимости особого, прямого знания, которое строго совпадала с отождествлением с познаваемой вещью, с соучастием в ее внутренней природе. Такое знание, называемое ("ильм хозури") резко отличалось от опосредованного знания, свойственного экзотерическим доктринам ("ильм сури"). Интеллектуальное познание в школе Сохраварди понималось как духовный факт прямого контакта и последующего отождествления с Ангелом, который является, согласно традиции "Ишрак", "Востоком вещи", ее "световой причиной". При этом в отличии от теоретического обскурантизма некоторых суфийских школ, которые настаивали исключительно на опыте, Сохраварди считал необходимым сочетание теоретической продготовки с практикой духовного преображения, которая должна была не просто дополнять теорию, но совпадать с теорией, взятой не как отвлеченное описание реальности, но как пребывание и соучастие в этой реальности. Высшей инициатической формулой такого инициатического знания была знаменитая формула "Ана-ль Шамс", "Я - Солнце!", в которой фиксировалась кульминация отождествления посвященнего с "Востоком вещей", со "Светом Светов" самого Востока, с духовным Солнце, освящающим тайный мир "Малакут".
В западном эзотеризме аналогичный опыт называется "cognitio matutina", т.е. "рассветное познание", и в соответсвтие с этим можно перевести эзотерический титул Сохраварди "шайх аль-Ишрак" как "Doctor cognitionis matutinae", т.е. как "Доктор рассветного познания".
В концепции Сохраварди особую роль играла "метафизика Света", так как трасцендентное понимание Света близко к инициатическому термину "Восток", "Ишрак", который дал название всей школе. При этом элементы исламского эзотеризма соседставовали у Сохраварди с доисламскими инициатическими концепциями Ирана, т.е. с эзотерической стороной зароастризма, что делало инициатическую доктрину "ишраки" ("восточных") воистину универсальной. Так Сохраварди часто пользуется сугубо зароастрийским термином "Хварено", дословно "Свет Славы". В зароастризме это понятие означало инициатический факт Божественного Присутствия, имманетную ипостась самого Бога. Хварено это аналог Святого Духа в христианском эзотеризме, а также Архангела Гавриила в исламе. Будучи увиденными в лучах "Света Славы" космические реальности обнаруживают перед посвященным свое внутреннейшее сущностное бытие, материальные и количественные аспекты меркнут в лучах этого Света, а духовное и каячественное зерно обнажается. Эзотеризм "Хварено" являлся важной частью всего метода "рассветного познания".
Для Сохраварди и его школы вообще характерно особое акцентирование важности промежуточных сакральных сфер, расположенных между конкретным миром людей и далеким миром метафизических принципов. Эта промежуточная сакральная область может получать как личностную форму - Ангел, Мудрец ("пир"), Симург, Гавриил, Царь Саломон, Хизр и т.д., - так и безличностную - Хварено, Десятый Интеллект, "Восток", "Сакина" ("Божественное Присутствие", "Свет", гора Каф и т.д.) Как бы то ни было, именно погружение в эту сферу (или самоотождествление с личностью Посвятителя) составляет главный момент инициатической теории и практики в школе "Ишрак", так как в данном конктексте наиболее ценным представляется именно особое конкретное и строго верифицируемой духовное событие, в результате которого интеллектуальные структуры человека, касающиеся горнего мира, из абстракций и предчувствий превращаются с реальности ощутимого и несомненного опыта. Посвященный в "Ишрак" оперирует, в отличие от многих других тарикатов ислама, сложной и развернутой космогонической доктриной, но эта доктрина сужается и опускается как в духовной воронке к особой точке, расположенной в самом низу небесного мира, на границе между землей и небом. В этой же точке, но только снизу, движется психофизический организм посвященного. Когда оба импульса соприкасаются происходит кульминация инициатического опыта - отныне очевидной реальностью начинают обладать бывшие теоретическими построения, а материальный мир становится гипотетической абстракцией. Общая инициатическая установка именно на такое особое событие, на встречу с Ангелом-Посвятителем, отличает доктрину и школу Сохраварди от обычных экзоетрических теолгов, которые предпочитают иметь дело с самыми высшими категориями - с Богом, Первопричиной, Творцом и т.д. - пренебрегая промежуточными сакральными мирами, расположенными в промежуточных регионах сакральной Вселенной, поскольку в подобном случае они избавлены от необходимости поверять свои утверждения личным опытом. В пределе это граничит с фарисейством, настаивающем на тем большей трансцендентности Бога, чем меньше удается реализовать на практике хотя бы малейшее качество, сопряженное с Божественной чисто духовной Вселенной. Все это объясняет инициатический интерес Сохраварди ко всем промежуточным иерархиям сакрального, к имманетным аспектам Божественного. В его текстах часто речь идет об особой стране, Хуркалья, которая, собственно, и есть та пограничная область между небом и землей, где происходит решающая встреча, инициация в "мир Востока", "Малакут". (Заметим, что в христианском эзотеризме аналогичный акцент падает на третье Лицо Божественной Троицы, на Параклета, Святого Духа).
3. О трактате "Багряный Ангел". Данный трактат "Багряный Ангел" является характерным для Сохраварди текстом. Его персидское название "Акли сорх", что дословно означает "Красный Интеллект", мы вслед за Корбеном, переводим как "Багряный Ангел", поскольку речь идет о встрече с персонажем, определяемым в школе Сохраварди и как "Десятый Интеллект" и как "Ангел", "Ангел-Посвятитель".
В отличие от более развитых теоретических работ "шайх аль-Ишрака" здесь речь идет об основных символах инициатического обряда. Можно сказать, что это описание самой инициации. Согласно мнению определенных компетентных в данном вопросе эзотериков, речь идет даже не просто об описании инициации, но об особом тексте, лежащем в основе определенного инициатического ритуала, практиковавшегося (и практикующегося до сих пор) в ордене "Ишрак". Текст имеет четыре уровня смысла. На первом уровне речь идет о странной истории, события которой следует понимать буквально (в противоположность аллегорическим рассказам, подлинно инициатические тексты не исключают самого буквального понимания написанного, но напротив, основываются на грубой конкретике происходящего, которое надо понимать как описание реально случившихся событий). На втором уровне, иносказательные выражения и описания следует поместить в теологический, научно-астрономический или физический и мифологический конткест. На третьем уровне, все происходящее следует поместить в эзотерический контекст (как исламский, так и зароастрийский, также в универсальный, соотносящийся с самой Примордиальной Традицией). На четвертом уровне, предполагается тотальное отождествление читателя (или слушателя) с субъектом, проходящим через описываемый опыт на трех предыдущих уровнях одновременно. Первые три уровня- теоретические, четвертый относится к сфере инициатической практики.
Аппарат сносок и комментариев помогает, насколько это возможно, в воссоздании доктринального контекста на втором и третьем смысловом уровнях, по этой причине он является важным компонентом всей публикации, так как источники, которые могли бы помочь в этом, либо крайне труднодоступны на русском языке, либо вообще отсутствуют.
В заключение особенно отметим, что предварительные замечания и комментарии к тексту написаны на основании исследований замечательного французского традиционалиста и глубокого знатока эзотерического ислама и особенно иранского ислама (как впрочем и иранской эзотерической традиции в целом, включая маздеизм, манихейство, зароастризм, доктрины магов, несторианство, восточный гнозис и т.д.) АНРИ КОРБЕНА. Мы предпочли для простоты не выделять отдельно цитаты из подготовленной и переведенной им книги "Пурпуровый Архангел", на которых мы основывались, так как из соображений краткости и удобства восприятия мы почти всегда пересказывали его мысли другими словами, так как в противном случае пришлось бы писать целый трактат о взглядах и трудах самого Корбена.
Как бы то ни было, именно к трудам Анри Корбена в первую очередь следует обращаться всем, кто захочет подробнее узнать о эзотеризме школы "Ишрак", Сохраварди, и шире об исламском и иранском эзотеризме.

"Милый Ангел" №2, М., 2000      http://arcto.ru/article/360

Комментариев нет:

Отправить комментарий