Страницы

26.01.2015

В нефти по самые помидоры. Как живет Азербайджан сегодня

«Куда ты едешь? В Баку? - Знакомые московские армяне вздрагивают. -Ты оттуда не вернёшься, там злые люди, забыла Нагорный Карабах?!» «Куда ты едешь? В Баку? - Знакомые московские азербайджанцы тоже вздрагивают, как бы передразнивая армян. -Ты оттуда не вернёшься, стоит тебе прогуляться по набережной, пообщаться с местными парнями, купить миндаль на Тезе Базар и почувствовать вкус нефти. Кстати, не открывай рот, когда в Каспии купаться будешь, - нефтяная плёнка несколько недель не смывается, вкус специфический!»
Мне кажется, что в самолёте Москва-Баку я одна- не азербайджанка. Впрочем, не только мне. «Вот вы, наша единственная в салоне по внешности москвичка, знаете, почему в Баку осталось ещё несколько миллионов азербайджанцев?
Чтобы уладить формальности перед отъездом в Москву! Шучу! - смеётся мне в ухо сосед по авиаряду дедушка Ильхам и продолжает: - А что все азербайджанцы жалеют, что в паспорта вклеены фотографии лиц, а не других частей тела, вы в курсе? Снова шучу!» Тёзка президента Азербайджана навещал в Москве внучку, родившуюся «сильно после распада Союза». Летать туда-сюда дорого, пенсия у бывшего врача 3000 рублей на наши деньги. «Это ничего, три года назад была 2 тысячи, экономика развивается, - веселится Ильхам. И добавляет: - Знаете шутку: икра в Азербайджане есть в каждом доме, если это дома… начальника рыбнадзора!»
Бакинский аэропорт имени Гейдара Алиева похож на хоромы барские. Пальмы, стразы, реклама мобильных телефонов, которые стоят как подержанный автомобиль. Ряд таксистов искрится гостеприимством и золотыми зубами, сразу вспоминается анекдот: «На случай засухи азербайджанцы изобрели искусственные гвоздики, на случай кариеса - золотые коронки». Ослеплённая роскошью, бормочу себе: «Соберись, спецкор «АиФ», - и гордо просовываю в обменник «русско-американскую банкноту» - 100 долларов. Взамен получаю не тугую пачку местной валюты, как это обычно случается в бывших республиках, а… три тощие бумажки! «Вы мне что-то недодали!» - кричу в обменное окошко. «Вы нас что-то недооценили, - отвечают мне со смехом, - 100 азербайджанских манатов - это 127 долларов. А? Приготовьтесь удивляться!»
Плюс «алиефикация»! Из аэропорта имени Гейдара Алиева меня везут по проспекту имени Гейдара Алиева, мимо музея имени Гейдара Алиева, в объезд памятника Гейдару Алиеву, который стоит на площади рядом с дворцом Гейдара Алиева, по проспекту имени мамы Гейдара Алиева - устала уже перечислять. Но меня не так поражает «алиефикация всей страны», как мегамасштабы мегабогатства и мегастроительства. Центральные улицы Баку напоминают модные проспекты Милана и Вены, только в масштабе 1:3. Чувствую себя мухой, залетевшей в сундучок с драгоценностями. Модные бутики сменяют футуристические здания всех возможных цветов, размеров и изгибов: чудо-гостиницы, эпатирующие музеи, шокирующие дома-небоскрёбы. Париж плачет, Дубай отдыхает, Церетели кусает локти…
«А вы думали, что после распада Союза азербайджанцы начнут золотые зубы на хлеб менять? - гордится экономист Рустам Акаев.  - На долю современного Азербайджана приходится 75% экономики Южного Кавказа. Объём стратегических валютных резервов страны приближается к 40 млрд долларов. К 1 марта 2011 г. объём вкладов физических лиц в банках Азербайджана составил 3 млрд 142,9 млн манатов, превышая прошлый год на 29,7%! Манат круче и крепче доллара! Когда 20 лет назад Союз распался, это бедные республики без ресурсов пострадали. А нам-то что? Нефть, питающая СССР до начала разработок в Тюмени, стала полностью нашей. Плюс газ. А что ещё надо для счастья? Вы знаете, что на азербайджанской нефти братья Нобели состояние сделали? Что мы всегда жили хорошо: ели шашлыки, когда Союз цеплялся за продуктовые карточки? Причём никого не обкрадывали - просто умели вести бизнес. А про проект «Зира айленд» вы слышали? Мы превратим остров Наргин в уникальный центр туризма, на котором будет использоваться исключительно энергия, вырабатываемая солнцем и ветром!»
«У нас в Нафталане можно реально в нефти искупаться, - хвастается Наталия Ибрагимова, директор одной из турфирм. -Там добывают нефть без горючих свойств, зато с лечебным эффектом. Её и сверху намазывают от псориаза или лишая, и внутрь на тампонах засовывают, и в нос - но это экстремалы. Марко Поло когда-то больного верблюда в Нафталане оставил умирать, а на обратном пути его не узнал - так помолодел и подтянулся! В смысле верблюд, Марко-то сдал… А про икорные туры знаете? Утром, днём и вечером - чёрная икра, прямо как в «Белом солнце пустыни»!» Икра, «Тиффани», «Блекберри» - всё это в первый день в Баку ошеломляет и придавливает прямо-таки к нефтеносной земле. Выхожу на набережную - в глазах золотится. Волны Каспия с радужными нефтяными разводами - как символ благополучия республики. Мегамоллы и супермаркеты - как свидетельство достатка. Белые джипы - удавись, ОАЭ! Минимум два мобильника в одних руках, а как иначе, ведь ухо у человека не одно? Рай? Идеал? Самая выигрышная ветвь развития среди 15 республик-сестёр? «Дэвушк, вы откуда приехал?» - «Из Москвы!» - «Какой город в Москва живёшь?» Идеальная бакукартинка даёт трещину. Она увеличивается, когда вечером я выбираюсь за пределы столицы. На обочинах трассы начинают попадаться усталые тётеньки в стираных халатах, продающие лимоны и апельсины. По три штуки за манат - сколько умещается в почерневших, как икра или нефть, руках…
Окна без света. «Да, у нас огромное количество вычурных новостроек, созданных по эскизам ведущих западных архитекторов, но пройдитесь вечером и загляните в окна: они не светятся! - объясняет мне Самир Керимов, независимый экономический эксперт. - Одни люди, которые богатые, вкладывают в строительство деньги, нажитые на тупой продаже нефти и газа (частные инвесторы у нас составляют 99%), а другие люди, которые бедные и их большинство, даже окно в таких домах купить не могут! Ну вот вам цифра: однокомнатная квартира в центре Баку стоит 80 тысяч долларов, пенсия моей мамы - 85 манатов (107 долларов), это при минимальном прожиточном уровне 150 манатов!
Ничего принципиально нового после развала Союза у нас не запускается, страна «сосёт» нефть и не развивает конкурентное производство. Цифры, которые говорят о растущих доходах населения или возрастающей занятости, - фикция. У нас народ трудоустроен на сезонных или временных работах: асфальтировании дорог или строительстве высоток. Растущий ВВП - да, впечатляет. Но он обусловлен увеличением экспорта углеводородного сырья, ставшего возможным благодаря запуску в 2005 г. нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. При этом у нас, в Богом благословенной по климатическим условиям стране, только 10% продуктов в магазинах и на рынках свои, остальное - привозное. Вы поразились чудовищному русскому языку, на котором с вами разговаривали на набережной? Так ведь 2 миллиона азербайджанцев выехали из страны за рубеж, многие - из Баку, а на их место приехали «парни из провинции», еле-еле говорящие по-русски. Притом что к русскому языку у нас относятся трепетно: сохранён единственный в СНГ Институт подготовки учителей русского языка и литературы, количество русских школ со времён распада СССР не уменьшилось. Уровень преподавания в них считается самым высоким в стране из-за качества учительских кадров и учебников!»
«Провинция России?» «Тот, кто жалеет о распаде СССР, - не имеет головы, кто не жалеет - не имеет сердца, - считает Зульфугар Фарзалиев, главный редактор газеты Управления мусульман Кавказа «Свет истины». - Европа удачно переняла наш «недокрученный» советский опыт: единая валюта, единые таможенные границы, но при этом в каждой стране - свой президент, своя Конституция и пр. Что касается позитивных последствий распада СССР - Азербайджан теперь знают в мире не как «запчасть» Союза».
«Я в своё время выступал за реформу Союза, который считал уникальным образованием, - говорит Зардушт Ализаде, азербайджанский политолог, основатель «Народного фронта». - До сих пор уверен: если бы вместо Горбачёва его возглавил Гейдар Алиев, единственный на то время вождь ленинского типа, он бы не распался. Но к чему сейчас эти «если»? Азербайджан продолжает оставаться провинцией России. Вон Грузия и Украина попытались быть независимыми от «большого брата», чем это закончилось? Мы привязаны к Москве Нагорным Карабахом, решение кровоточащей проблемы с которым - в русских руках».
«В феврале 1988 г. Нагорно-Карабахская область пыталась отделиться от Азербайджана, в 90-м году Москва ввела туда войска, - вспоминает кандидат исторических наук Эльданиз Хуниев. - Независимость мы встретили в войне с Арменией. Потеряли 20% территорий, много человек было убито. Эта рана на теле Азербайджана не зажила. У меня есть друзья-армяне, но этот конфликт вышел за рамки дружбы». При слове «Карабах» в Баку забывают сразу и обо всём: мировосприятие сжимается до маленького размера большого конфликта. Вместе с кулаками...
Сложно «склеить» представление о 20 годах независимой жизни страны за 3 дня. Легко описать личные впечатления без геополитического масштаба. Мне было в Баку и окрестностях комфортно, вкусно и спокойно. Все везде и всегда очень старались ответить мне по-русски, а если не могли объяснить дорогу, молча провожали до точки назначения - такое я встречала только в Японии. Симпатичные и умные люди - резерв нации - эмоционально рассказывали про азербайджанский джаз, ежепятничное плавание в бассейнах и незримое единение с Россией (россиянками?). О Москве отзывались с романтичным придыханием, незло матеря разве что наших «господ полицейских». Так хочется, чтобы азербайджанцы не воевали. Ни с армянами, ни с коррупционерами, ни с московскими полицейскими.
Мы дорожим всем, что нас объединяет! Полад Бюль-бюль Оглы, чрезвычайный и полномочный посол Азербайджана в России:
- В Азербайджане в советский период произошла индустриализация страны, доступными стали образование и медицина, поднялся общий уровень культуры. Почему Ростропович родился в Баку? Потому что его отец преподавал в азербайджанской консерватории! А потом родился Слава. И, кстати, он хранил письма от отца, в которых тот писал, что нигде ему так хорошо не жилось, как в Баку. Но советская система оказалась нежизнеспособной, и республикам надо было выживать. Мы трудно шли к своей независимости и высоко ценим её. При этом дорожим всем тем, что нас объединяло и объединяет до сих пор.
Что нам позаимствовать.
1. На каждой станции метро в Баку есть туалет. Пусть платный, но всегда открытый!
2. Азербайджан одним из первых ввёл частную собственность на землю, но в республике живёт и процветает «ретроколхоз» - русский, в селе Ивановка. В Ивановке - идеальные фермы, ухоженные поля, свой кирпичный завод, мельница, хлебопекарня и фирменный магазин в Баку, в котором всегда очередь за сыром, творогом и яйцами. Если «советская схема» так удачно работает, почему бы её не использовать в отдельных местах?
3. Над борьбой с коррупцией в Азербайджане пока посмеиваются, ставя в пример Мишико - Михаила Саакашвили, который «своими руками повыдергал продажных полицейских». Но находки есть: во-первых, чтобы гаишники не брали взяток, к их зарплате будут прибавлять четверть от законно выписанных штрафов, во-вторых, в Главном управлении госслужбы приём теперь ведётся в огромном круглом зале, где все сотрудники на виду, и дудки ты незаметно «сунешь взяточку».
4. Овощи и фрукты во многих ресторанах Баку выращивают на «приусадебных огородиках», тщательно контролируя качество.
Любопытные факты. Названия улиц и площадей в Азербайджане поменяли на 80%, но улицы Пушкина, Гоголя и Лермонтова не тронули.
Кроме того, коренные бакинцы придерживаются старых названий: станцию метро «Ичери Шехер», например, упрямо называют «Баксоветом».
Некоторые цены на Тезе Базаре (в пересчёте с манатов на рубли). 1 кг лука или десяток яиц - 36 рублей, 1 кг помидоров (огурцов, апельсинов, яблок) - 72 рубля, 1 кг картошки - 36 рублей, свинина -234 рубля за кг, баранина -252 рубля за кг. Аппетитные бакинские помидоры и фирменную картошку можно найти и на московских рынках, к сожалению, цены на «азерпродукты» у нас не по-братски подскакивают чуть ли не втрое: помидоры продают по 200 руб., баранину - по 600-700 руб. за кг. /aif.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий