Страницы

20.06.2015

Готовиться к худшему? ИГ приближается к границам Таджикистана

«Исламское государство» подбирается если не к границам России, то к дружественным ей государствам Центральной Азии, которых, согласно договорам о сотрудничестве, она не сможет бросить в беде.
Вблизи таджикско-афганской границы активизировались экстремистские группировки. Согласно данным спецслужб Таджикистана, со стороны Афганистана сосредоточено несколько тысяч боевиков движения «Талибан» и бойцов джихадистской группировки «Исламское государство». Об этом накануне заявил помощник президента Таджикистана по вопросам безопасности Шерали Хайруллов в ходе встречи Совета командующих пограничными войсками стран СНГ, передает русская служба ВВС.
В Душанбе полагают, что эти и другие примкнувшие к ним экстремистские группировки представляют большую опасность для региона, в частности, исламские боевики заявляют о своем стремлении к свержению действующих правительств в странах Центральной Азии.
На сегодняшний день собственная армия Афганистана не способна в одиночку оказать сколько-нибудь эффективного сопротивления исламским боевикам. Об этом в интервью АиФ.ru заявил директор Центра изучения современного Афганистана, научный сотрудник Института востоковедения РАН Омар Нессар.
«Афганистан не сможет самостоятельно содержать ту большую армию, которая была создана при помощи Запада. Очевидно, что в ближайшем времени будут проблемы. Конечно, можно надеяться на улучшение, но готовиться надо к худшему, на мой взгляд», -сказал он.
По словам эксперта, ситуация в Афганистане на сегодняшний день складывается на столько непредсказуемо, что сложно делать какие-либо прогнозы. Рассчитывать же на поддержку коалиционных войск не приходится, так как с ростом напряженности в Восточной Европе у США и НАТО хватает других забот. Пока не ясно, сколь продолжительным будет пребывание коалиционных войск в Афганистане, в этом вопросе руководство альянса и президент США исключительно непоследовательны, напомнил Омар Нессар.
Отдельного внимания заслуживает вопрос сосуществования ИГ с группировками- аборигенами. Нельзя сказать, что ИГ действует заодно с афганским движением «Талибан», что они по одну сторону баррикад- все строго наоборот. 20 апреля этого года ИГ и «Талибан» объявили друг другу джихад. Хотя с появлением на территории Афганистана первых вербовщиков ИГ один из полевых командиров «Талибана» перешел на сторону чуждой организации, ИГ продолжает расстреливать талибов, талибы казнят тех, кто вступает в отношения с ИГ. Идет полноценная война за раздел сфер влияния в регионе. 
Впрочем, примерно такие же отношения складываются у ИГ с джихадистской группировкой «Аль-Нусра» в Сирии. По мнению автора издания Dissident Voice, бывшего редактора «The Guardian» Джека А.Смита, США не оставляют планов по смещению режима Башара Асада в Дамаске. Смит подчеркивает, что Сирия под руководством Асада стала близким союзником Ирана и имеет поддержку России, что не устраивает не только США, но и дружественные им Саудовскую Аравию и Израиль. Нарушение же этих связей и замена Башара Асада приемлемым для Вашингтона лидером ослабит влияние Ирана и России в регионе. Исходя из таких позиций, для США сейчас практически в равной мере выгодна победа ИГ либо «Аль-Нусры», так как в любом случае это ослабит режим Асада.
Ведя войну с главной мировой угрозой- «Исламским государством» лишь в информационном пространстве, Барак Обама фактически не оказывает никакой поддержки сирийской армии, которая является сильной наземной силой в борьбе с ИГ, боевики которого приближаются к воротам Дамаска. Таким образом, США своими действиями дискредитирует саму идею борьбы с этой угрозой, так как имеет ровно противоположные цели. Именно поэтому Вашингтон так последовательно игнорирует все предложения РФ о начале дипломатического диалога по урегулированию сирийского конфликта.
Ситуация в Сирии была рассмотрена для понимания логики действий США. Теперь вернемся к Афганистану. Уменьшать свой военный контингент в этой стране вашингтонская коалиция начала незадолго до того, как численность и масштабы ИГ достигли критической массы и стали представлять угрозу уже и для Кабула. О том, что Афганистан сейчас не в состоянии справиться с этой проблемой самостоятельно, уже шла речь выше. 
«Нынешний президент Барак Обама поставил перед собой задачу завершить Афганскую войну. Они ее завершают для себя, а то, что здесь происходит, это не их проблемы уже», -говорит Омар Нессар.
Между тем ситуация на севере Афганистана принимает напряженную форму в то время, как коалиция резко сокращает свое присутствие и участие в антитеррористических операциях. Это играет только на руку экстремистским организациям- местным и пришлым.
Если же угроза подойдет вплотную к границам Таджикистана, есть большая вероятность того, что в конфликт будет втянута и Россия- полагаться только на Таджикистан тоже не приходится.
«Мне бы не хотелось, чтобы Россия оказалась втянутой в этот конфликт. С учетом прошлого опыта Россия будет стараться не втягиваться во внутриафганский конфликт, но дело в том, что Россия имеет союзнические отношения с целым рядом государств, находящихся по периметру границ Афганистана, со странами Центральной Азии. И мне кажется, они возлагают большие надежды на Россию, и ей придется сделать все, чтобы обеспечить их безопасность», -пояснил Омар Нессар.
В начале мая министр обороны РФ Сергей Шойгу посетил Таджикистан в рамках проходящего здесь саммита глав оборонных ведомств стран-участниц ОДКБ. В ходе поездки он обнародовал план усиления российского военного присутствия в Таджикистане. В частности, численность российских военнослужащих в республике планируется увеличить с 5 до 9 тыс. человек. На момент поездки российского министра численность боевиков ИГ у таджикско-афганской границы составляла уже порядка 5 тыс. человек. /aif.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий