Страницы

16.10.2020

Русские в Армении: последние из молокан

Русская диаспора Армении начала активно сокращаться после Спитакского землетрясения 1988 года. Но те, кто не уехал в те дни, решили остаться навсегда.
В 1989 году численность русских в Армении составляла около 52 тысяч человек. В 2001-м - 16,5 тысячи. Сегодня, по словам генерального директора Фонда помощи и содействия России соотечественникам в Армении Ивана Семенова, их порядка 12-13 тысяч человек.
"Я не вижу многих из своего близкого окружения, друзей детства, - говорит он. - Все они сейчас живут в Краснодарском или Ставропольском крае, а некоторые в Воронежской или других областях России".
Русская диаспора Армении, по словам Семенова, состоит из двух основных групп - мигранты советского времени и старожилы.
Формирование русского населения Армении началось в начале XIX века, после присоединения закавказского региона к Российской империи, и было обусловлено стратегическими задачами российского государства по укреплению южных границ и экономическому освоению региона.
В числе первых поселенцев были в основном военные и крестьяне, расселявшиеся в большей степени в северных районах Восточной Армении, определяемой нынешними границами страны. К концу XIX века в 20 с лишним русских селениях проживало около 12 тысяч человек.
Теперь же, несмотря на уговоры пресвитеров и старцев не покидать родные селения, а в случае отъезда продавать дома молоканам или русским, в некоторых молоканских селениях остались одни старики, сетует Иван Семенов.
"В Лермонтове сейчас уже полсела молокане, полсела - армяне. Живут дружно, очень дружно, - говорит он, но добавляет: уезжали не все. - Часть молокан, компактно проживающих в основном в селениях Фиолетово и Лермонтово, остались. Численность их, правда, сократилась в пять раз. Из них 2 тысячи живут в Ереване, 3 тысячи по всем остальным регионам Армении. Живут не шикарно, зарабатывают трудом. Мужчины в основном на строительных работах, их жены работают уборщицами".
Среди тех, кто не покинул Армению, в основном - смешанные семьи. Это примерно половина всего русского населения Армении. "Эти русские женщины со временем уходят в мир иной. А их дети от смешанных браков это уже не русские. Они выросли здесь, им ближе армянский язык, все армянское. Русский дух у них уже отсутствует", - говорит Семенов.
По словам директора Славянской школы и председателя общества "Россия" Юрия Яковенко, те, кто не уехали в трудные 1989-1995 годы, не уедут уже никогда: "Для оставшихся здесь людей Армения стала своей страной, второй родиной, а для некоторых - первой, потому что многие родились здесь. Для них Армения - своя страна, а Россия в данном случае - историческая родина".
Активная миграция русских из Армении началась после cпитакского землетрясения в декабре 1988 года. Все районы компактного проживания русского населения оказались в зоне стихийного бедствия.
Разгорался карабахский конфликт между Арменией и Азербайджаном, из-за угрозы новых подземных толчков была остановлена Армянская атомная электростанция, на жизнь повлияли транспортная блокада Армении со стороны Азербайджана, распад Советского Союза.
Фонд помощи и содействия России соотечественникам в Армении
Это было начало экономического и энергетического кризиса в республике, который затянулся на несколько лет и не оставлял надежд на скорое восстановление и строительство жилья в зоне бедствия. Многие, в том числе часть русских, были вынуждены покинуть Армению.
В результате обострения армяно-азербайджанских отношений сотни тысяч армян и азербайджанцев оказались беженцами.
Призывы к "миацуму" - воссоединению Карабаха с Арменией, - звучавшие в те годы на театральной площади в Ереване, стали постепенно сменяться призывами к освобождению от коммунистического режима, от Российской империи. Все, что было связано с советским прошлым, ассоциировалось с Россией, и всплеск национального самосознания армян мог вызвать у русских ощущение дискомфорта и страха, неуверенности в дальнейшей жизни в Армении.
"Ничего плохого в те годы со стороны армянского населения по отношению к нам мы не чувствовали, - вспоминает председатель общества "Россия" Юрий Яковенко. - Но некоторое чувство страха было. Мы не знали, как повернется дальше. Мне рассказывали о случаях, когда некоторые люди спешно снимали таблички с русскими фамилиями с дверей своих квартир. Но проявления агрессии в отношении русских не было".
Самым сильным ударом по русскоязычному населению и толчком к новой волне миграции из Армении было придание армянскому языку статуса государственного. С принятием в 1993 году закона "О языке", все делопроизводство и обучение было полностью переведено на армянский язык.
Закрылись русские факультеты в техникумах и вузах. "Многие квалифицированные русскоязычные специалисты, в основном, интеллигенция, лишились работы и были вынуждены уехать, - говорит Яковенко. - Вдруг русский язык стал иностранным, а мы, русские, - иностранцами".
Были оставлены русские классы, где по закону "О языке" имеют право обучаться только дети этнических русских, граждан России и детей от смешанных браков.
В настоящее время в Армении есть 40 школ, имеющие русские классы с первого по десятый. Обучение проводится по российским программам, а учебники для этих классов поставляет правительство Москвы. Но сказывается недостаток квалифицированных русскоязычных учителей. Кроме того, большинство предметов в этих классах преподается на армянском.
В последние годы в Ереване действует коммерческая Славянская школа, где преподавание ведется полностью на русском языке. Но, по словам руководителя Фонда помощи соотечественникам Ивана Семенова, в Армении трудно найти таких русских, которые в состоянии платить более 800-900 долларов в год за обучение ребенка.
В числе более чем 100 вузов Армении насчитывается десяток коммерческих филиалов российских учебных заведений, но не во всех из них преподавание ведется на русском языке.
По словам директора Славянской школы Юрия Яковенко, русская молодежь Армении все-таки стремится получить образование в России. Многие уезжают по программе межгосударственного обмена между Россией и Арменией: "В этом году мы из Москвы получили 80 мест для абитуриентов, пять мест для аспирантов и одно место в магистратуре".
Но и это в какой-то мере способствует оттоку русских из Армении: молодые люди нередко остаются на исторической родине и забирают к себе родителей из Армении.
По словам Ивана Семенова, русские в Армении только в годы переходного периода испытывали некоторые неудобства: "Изменилось отношение не только к русским, но и к России. Если раньше смотрели на россиян как на оккупантов, то сейчас мы этого не слышим. Большинство армян сейчас за дружбу и контакты с Россией. Мне, например, не раз приходится слышать: делайте все, чтобы русские не уезжали. И от простых людей слышал, и от многих чиновников".
По мнению Юрия Яковенко, у русских в Армении никаких проблем ни с армянами, ни с армянскими властями нет. "Правительство ежегодно выделяет средства для деятельности русской общины, - говорит он. - Издаются газеты и журналы на русском языке: "Голос Армении", "Новое время", "Деловой экспресс", сейчас появился "Собеседник" в Армении".
"И художественную, и научно-популярную, и справочно-энциклопедическую литературу - пусть немножко дороже, но купить можно, - добавляет Яковенко. - У нас есть журнал "Русский язык в Армении", мы смотрим программы российских телеканалов. По армянским каналам смотрим ежедневные новостные телепрограммы на русском языке, а по понедельникам - получасовую авторскую программу Ольги Аракелян "Армения - наш дом" специально для нацменьшинств. Есть хороший русский драматический театр".
Основными проблемами представители русской диаспоры Армении считают отсутствие статуса русского языка. "Естественно, государственный язык - армянский, никто с этим не спорит, - признает Яковенко. - Но у русского языка, как у языка, объединяющего русскоговорящих, русскоязычных - не только русских, но белорусов, украинцев, греков, ассирийцев, многих беженцев, проживающих в Армении, - пока нет статуса. Статус языка межнационального общения прояснил бы многие проблемы".
Еще одна проблема, волнующая русскую диаспору, - это, по словам Ивана Семенова, то, что "ни в одной районной, уездной, республиканской администрации, в парламенте, в аппарате президента вы не найдете ни одного русского. В советское время такого не было".
Выход Семенов видит в том, чтобы для представителей национальных меньшинств выделялись квоты в органах законодательной и исполнительной властей.

Алексей Манвелян            news.bbc.co.uk

Комментариев нет:

Отправить комментарий