21.06.2012

Нельзя обманывать «Красную Шапочку»

Шабнам ХЕЙРУЛЛА


Пьеса в двух актах
Перевод с азербайджанского Мирза Гусейнзаде


Действующие лица
Замин, серьезный, аккуратно одетый молодой человек, 30-35 лет.
Эльдар, друг Замина, того же возраста и обличия.
Секретарша, красиво одетая молодая женщина, 25-30 лет.
Красная Шапочка, носит красную шапочку, 20-25 лет.
Клиент, полный, одетый безвкусно, но дорого, 50 лет.
Первое официальное лицо.
Второе официальное лицо.

АКТ ПЕРВЫЙ


Аккуратный рабочий кабинет. Стоят три стола. На каждом столе компьютер, разнообразные офисные принадлежности. За одним из столов сидит Секретарша, она что-то набирает на компьютере. Замин и Эльдар одновременно входят в комнату. Если на лице Замина написана радость, то Эльдар, напротив, озабочен.


Замин: Наш новый офис нравится мне гораздо больше. Как, по-твоему, брат? Он нам подходит?
Эльдар: В самом деле, прекрасное удобное место. Но мне уже надоело постоянно менять места, туда-сюда. Сколько можно? Может, найдем, наконец, нормальное место и останемся?
Замин: Если ты станешь искать себе постоянное место, то знаешь, где оно окажется? В тюрьме! Лучше займись работой. (Оборачивается к Секретарше.) Дорогая, ты уже дала наше объявление?
Секретарша: Нет, Замин-муаллим[1], я еще не напечатала.
Замин: Тогда чего же ты ждешь? Скорее разошли наше новое объявление во все газеты и на интернет-сайты.
Секретарша: А текст остается прежним?
Замин: Да, в начале ничего не меняй. Пусть начинается, как раньше. (Диктует.) «Международная компания поможет вам исполнить любые ваши мечты. Для нас нет ничего невозможного». А дальше сама знаешь. На­пишешь, что мы можем. Но самое главное — не забудь изменить номера телефонов для связи. Дашь наши но­вые номера. И еще, измени имя человека, давшего объ­явление.
Секретарша. Чье имя написать?
Замин. Да какая разница, придумай любое имя. Лишь бы отличалось от имен в предыдущих объявлениях. (Подмигивает Секретарше.) Хочешь, можешь дать имя Эльдара.
Эльдар (опустив голову, не реагируя на шутку). Ви­дишь, и сам боишься. Знаешь, что это закончится для нас тюрьмой. Может, оставим все это?
Замин. Оставим, и что потом будем делать?
Эльдар. Откуда мне знать. Найдем себе другое занятие. Законное дело.
Замин. Покажи мне такое законное дело, чтобы мы могли заработать на нем хотя бы половину того, что за­работали. Знаешь такое?
Эльдар. Не знаю. Только...
Замин (обрывает его). Вот видишь... Ты все время воз­вращаешься к этой теме, и каждый раз это остается пу­стыми словами.
Эльдар. А что мне делать? Я, бедный, только на это и способен.
Замин (жестко). Поэтому не изображай из себя «чест­ного парня». Кому не нравится, уходит сразу, и нечего болтать попусту.
Эльдар. Если хочешь, чтобы я ушел, скажи прямо.
Замин. Я этого не говорил. Ведь ты мой единственный друг. Сколько лет уже мы дружим. Ты знаешь все мои тайны...
Эльдар. Нет, я тебе не друг. Я — твоя тень. Беспомощ­ная тень. Куда ты, туда тащусь и я... Что бы ты ни ска­зал, я говорю: «Слушаюсь».
Замин (злится). Ладно, хватит этих разговоров. Надо обживаться в новом офисе. (Тянет к себе средний, наи­более представительно выглядящий стол. Оборачива­ется к Секретарше.) Набрала объявление?
Секретарша. Да, Замин-муаллим, интернет-сайты уже разместили его на первых страницах. В газеты отпра­вила. Выйдет в завтрашних номерах.
Замин. Отлично, пожелаем себе успехов на новом ра­бочем месте.
Все рассаживаются по своим местам, опускают головы. По тому, что они временами отвечают на телефонные звонки, что-то набирают на компьютерах, видно, что они напряженно работают. Через какое-то время на сцене появляется богато, но безвкусно одетый человек — Клиент. Смотрит на присутствующих испытующим взглядом.
Клиент. Это международная компания, о которой на­писано в объявлении?
Замин (встает, подходит к Клиенту). Да, добро по­жаловать, проходите. Слушаем вас.
Клиент. Мне говорили, что вы можете доставить сюда из-за границы известные картины.
Замин. Вы, наверное, имеете в виду произведения жи­вописи.
Клиент (морщится). Откуда мне знать, наверное, речь о них и идет. Знаете, скоро моей дочери исполняется пятнадцать лет. Девочка увлекается живописью. Я по­обещал, что подарю ей на день рождения самую знаме­нитую картину.
Замин. Интересный подарок.
Клиент. Что скрывать, я в этих художниках и карти­нах ничего не смыслю. (С гордостью.) Но деньги у меня есть, причем, сколько вам будет нужно. Замин (с улыбкой). Отлично. Вы уже решили, какую именно картину хотите заказать?
Клиент (складывая руки одну на другую). Есть картина, где женщина стоит вот так, название ее забыл. (Мор­щится, пытаясь вспомнить.)
Замин. Ясно, вы  говорите о "Моне Лизе".
Клиент. Нет, не та. Та начинается на «Дж».
Замин (стараясь скрыть улыбку). Может, «Джоконда»?
Клиент. Совершенно верно! Именно ее я и имел в виду.
Эльдар (смеется). Так это и есть «Мона Лиза»...
Замин (зло смотрит на Эльдара). Эльдар, прошу тебя, не вмешивайся. Ты же видишь, наш уважаемый клиент интересуется совсем другой, самой ценной в мире картиной — «Джокондой». (Клиенту.) Значит, вы хотите привезти эту картину к нам в страну?
Клиент. Так и есть. Я хочу, чтобы эта картина висела в комнате моей дочери. Но мне сказали, что это будет сложно... Будто она хранится во Франции, в каком-то музее.
Замин. Вы совершенно правы. Это произведение жи­вописи хранится в Париже, в музее Лувр.
Клиент (недовольно). Значит, ее нельзя будет привезти сюда? Но ведь у меня есть деньги...
Замин (задумывается). Просто так ее привезти будет нельзя. Но вы забываете об одной вещи. Вы знаете, Ле­онардо да Винчи...
Клиент (перебивает его). А это еще кто такой?
Замин (снова старается скрыть улыбку). Художник, автор этого произведения. Дело в том, что он создал две такие картины. Одна в музее, а другая в частном доме, у людей, богатых, как и вы.
Эльдар отворачивается, закрывая лицо руками, чтобы скрыть смех. Секретарша тоже улыбается. Замин строго смотрит на обоих.
Клиент (задумывается). Этого я не знал. Неужели у того француза столько денег, что я не смогу купить у него?
Замин. У всего, я думаю, есть своя цена. Если мы пого­ворим с ним, договоримся, то сможем купить картину.
Клиент (настроение у него поднимается). Отлично! Я говорю то же самое. В мире у всего есть своя цена. Главное, суметь купить.
Замин. В таком случае мы свяжемся с этим человеком, узнаем цену картины и сообщим вам.
Клиент. Замечательно! Только поторопитесь. До дня рождения дочки осталось мало времени, я не хочу, что­бы мой подарок опоздал.
Замин. Постараемся не опоздать. Вы оставьте нам но­мера телефонов для связи, чтобы мы могли вовремя со­общить вам.
Клиент (достает из кармана визитную карточку, про­тягивает ее Замину). Здесь все написано. Позвоните. (Жмет Замину руку.) До свидания, все было замеча­тельно.
Замин. Я тоже доволен. До скорого свидания.
Едва Клиент покидает кабинет, всех троих разбирает смех.
Эльдар (громко смеется, хлопая в ладоши). Замин, ты — гений!
Замин (смеется). Знаю. Но вы чуть все не испортили.
Секретарша. А что нам было делать, вы так увлеченно беседовали...
Замин (продолжая улыбаться, Элъдару). Слушай, а тебе обязательно надо было встревать, мол, «Джокон­да» и «Мона Лиза» одно и то же? Как будто я этого не знаю.
Эльдар (смеется). Это от меня не зависело, просто вы­рвалось автоматически. (Хохочет.) А сказка о том, что да Винчи нарисовал две «Моны Лизы»... Как ты только выдумал такое?
Замин. Я просто видел, что он все говорит о своих деньгах. Не хотелось упускать такой куш, вот и при­шло в голову.
Эльдар. Ты должен был сказать, что если захочешь, то можешь и из Лувра привезти эту картину. И потребо­вать за это еще больше денег.
Замин (смеется). Слишком жадничать нельзя, брат. Такие, как он, часто ездят в Париж. А что если б он по­ехал и увидел там «Мону Лизу», нет, «Джоконду»?
Эльдар. И ты думаешь, что такие, как он, ездят в Па­риж, чтобы посетить Лувр?
Замин. Пусть не сам, но дочка или жена могут поехать и увидеть. Поэтому на всякий случай надо быть осто­рожней.
Эльдар. Ладно, а где ты теперь найдешь «Джоконду»?
Замин. А разве мало у нас голодных художников? Дам кому-нибудь из них десять-пятнадцать манатов2, он такую «Джоконду» нарисует, что сам да Винчи не от­личит.
Эльдар (смеется). Ну, мне нечего сказать.
Замин. И мне тоже. А разве не ты недавно меня чуть ли не в тюрьму сажал, уговаривал встать на праведный путь?
Эльдар. Мне тоже нравится обманывать таких, сни­мать с них деньги. Я все думаю, почему человек, кото­рый и не слышал о да Винчи, должен смотреть сверху вниз на меня, который с отличием окончил универси­тет? Почему он тычет мне в глаза своими деньгами? Вот я и мщу им...
Замин. Видишь, ты сам оправдываешь то, что мы де­лаем.
Эльдар. Да, я оправдываю то, что мы делаем с такими, как он. Но ведь были и такие, кто отдавал нам свои по­следние деньги, а мы их обманывали. Было бы справед­ливо, если б мы помогали им, а не отнимали последнее.
Замин. Не хватало нам только стать Робин Гудами. (Смеется.) Кажется, Крылов сказал: «Не будь дураков, остались бы голодными льстецы». А если ты имеешь в виду нашу последнюю операцию, то, позволь на­помнить тебе. Какой же умник безо всяких докумен­тов отдаст нам свои последние сто манатов, чтобы мы в конце месяца принесли ему тысячу?! Ничего не де­лать, и получить в десять раз больше, чем имел! Если бы те бедные люди, о которых ты говоришь, не были такими жадными, они не попали бы в такое положение. Кто до сих пор слышал, чтобы у нас в стране были ко­фейные плантации? (Звонит мобильный телефон Замина. Он отвечает на звонок.) Алло, я слушаю. Нет, это не он. Как? Кто это? Да, это я, Заур. (Прикрыв рукой трубку, шепчет Элъдару.) Я каждой представляюсь под новым именем, а потом сам путаюсь. (В трубку.)
Да, дорогая, конечно узнал. Нет, не забыл... Разве мож­но забыть такую красавицу?.. Когда? Сегодня? К со­жалению, не смогу прийти. Я сейчас в аэропорту... Еду в Париж, у меня дела в Лувре. (Подмигивает Эльдару. Еле сдерживает смех.) Как жалко... Ты приглашаешь меня на свидание, а я не могу прийти... Прости меня. В следующий раз... Пока, дорогая. (Выключает теле­фон, прячет в карман.)
Эльдар. Какая любимая звонила на этот раз?
Замин (смеется). Не узнал. Но из разговора понял, что когда-то мы встречались.
Эльдар. Твоя память портится, это плохо.
Замин. А что бедной памяти делать? Со сколькими я каждый день так знакомлюсь, провожу время. Если каждую помнить, знаешь, что будет...
Эльдар. Да, плохи твои дела! В работе врать, в личной жизни врать... Однажды ты в этой лжи утонешь. И что, скажешь, что девушки, с которыми ты встречаешься, тоже относятся к категории сумасшедших?
Замин (смеется). Нет, это просто хищницы-прости­тутки. Поверь, если б не было у меня дорогой машины, дорогой одежды, ни одна бы ко мне не подошла. Я смот­рю на них, как на добычу, но и сам для них являюсь добычей. Только я проворней их.
Эльдар. Ты хочешь сказать, что среди стольких деву­шек ни одна не относилась к тебе с искренней любо­вью?
Замин. Откуда мне знать, может, и была одна такая. Может, кто-то и страдает по мне. Но такие исключения везде встречаются.
Эльдар. Скажи честно, ты хоть раз говорил правду? Можешь вспомнить такое?
Замин (задумчиво). Да, однажды случилось...
На сцене появляется девушка в красной шапочке. Оглядывает при­сутствующих.
Эльдар. Проходите, девушка. Мы слушаем вас.
Красная Шапочка. Я хочу стать актрисой. У вас в объ­явлении написано, что вы гарантируете отправку деву­шек в Голливуд для съемок в кино. Это правда?
Замин (немного смутившись при появлении Красной Шапочки). Да, это так.
Красная Шапочка. А можно поточнее узнать, чем кон­кретно занимается ваша фирма? Вы проводите какие- то занятия по подготовке актрис или просто покупаете им билеты на самолет?
Эльдар (пытаясь помочь 3амину). Знаете, ханум3, в этих вопросах Замин-муаллим более сведущ, поэто­му лучше поговорите с ним.
Красная Шапочка (оборачивается к 3амину). Я слу­шаю вас.
Замин (все еще выглядит обеспокоенным). Может, мы обсудим это вне офиса? Сегодня очень жарко, лучше поговорим снаружи.
Красная Шапочка (с усмешкой). Если так вам будет удобнее, давайте выйдем.
Эльдар (чуть слышно). Вот и очередная добыча моего друга.
Задний фон темнеет, на сцене остаются только Замин и Красная Шапочка. Они прохаживаются по сцене, луч света сопровождает
их. Слышна музыка. Временами, когда музыка затихает, слышно, о чем они говорят, а когда музыка звучит громче, то, что они раз­говаривают, можно понять только по движению губ, но самих слов не слышно.
Красная Шапочка. Вы хотите поговорить со мной о нашем сотрудничестве?
Замин. Что вы скажете на то, что вы будете второй в жизни?
Красная Шапочка. Второй? Я привыкла во всем быть первой.
Замин. А если первая была давно, очень давно?
Красная Шапочка. Значит, другого выхода нет, я вы­нуждена согласиться стать второй.
Замин. Тогда знайте, что вы второй человек в моей жизни, которому я скажу правду.
Красная Шапочка. Недостойно руководителя серьез­ной компании признавать, что он всего лишь второй раз в жизни говорит правду. Вы уверены, что поступа­ете правильно?
Замин. Я понимаю, что наношу тяжелый удар по соб­ственному имиджу. Но иначе я поступить не могу.
Красная Шапочка. А вы можете сказать, кому первому вы сказали правду?
Замин. Это осталось в далеком прошлом. Давайте, по­говорим о дне сегодняшнем.
Музыка звучит громче. Их не слышно. Но видно, что Замин с вос­торгом смотрит на девушку, а девушка кокетничает. Музыка звучит тише.
Красная Шапочка. Но для чего вы говорите мне все это?
Замин. Я не хочу, чтобы вы стали несчастной.
Красная Шапочка. Чем же я отличаюсь от остальных? Почему вы беспокоитесь именно обо мне?
Замин (на мгновение задумывается). У вас есть пре­имущество — ваша красная шапочка.
Красная Шапочка (смеется). Тогда обещаю, что не сниму эту шапочку
Замин. А я обещаю, что буду беречь вас.
Снова звучит музыка, по движению губ видно, что они снова о чем- то говорят. Музыка стихает.
Красная Шапочка. Вы начинаете пугать меня.
Замин. Чего вы боитесь? Ведь я вам, в отличие от про­чих, говорю правду.
Красная Шапочка. Ничего себе, правда! По вашим сло­вам выходит, что вы чуть ли не преступник.
Замин. Почему же «чуть ли»: я и есть настоящий пре­ступник.
Красная Шапочка. И вы так откровенно признаетесь в этом? Причем совершенно незнакомому человеку?
Замин. Я знаю вас, и очень давно.
Красная Шапочка (растерянно). Откуда же вы меня знаете?
Замин. Из сказки.
Красная Шапочка. Какой сказки?
Замин. Из сказки о «Красной Шапочке».
Красная Шапочка (озадаченно). Однако, вы шутник. Вряд ли поэтому я поверю вашим словам о том, что вы преступник.
Замин (убедительно). Очень прошу вас, поверьте мне. Ведь я говорю вам правду.
Красная Шапочка (смеется). И я второй человек, ко­торому вы говорите правду. Так?
Замин. Но ведь это так и есть. Выслушайте меня...
Снова звучит музыка. Они, разговаривая, покидают сцену. Задний фон снова становится светлым. На сцене тот же офис. Место 3ами­на пустует. Эльдар и Секретарша на своих местах.
Эльдар (Секретарше). Как думаешь, наш друг уже успел убедить эту девушку, что за год поднимет ее до уровня Джулии Роберте?
Секретарша. Когда Замин-муаллим увидел девушку, то весь переменился. Мне кажется, что он сейчас убежда­ет ее, что она затмит Джулию Роберте.
Эльдар (смеется). А девушка, наверное, уже представ­ляет себе, как она выходит из лимузина и идет по крас­ной дорожке. Но они что-то очень долго договарива­ются. Интересно, кто из них и в чем не соглашается? Секретарша. Такие девушки, как только слышат о за­границе, готовы на все. Не думаю, что она сейчас несо­гласная сторона.
На сцену входит сияющий от счастья Замин. Он слышит последние слова Секретарши.
Замин (Секретарше). Дорогая, ты ошибаешься. Эта девушка не из таких.
Эльдар. Что, не смог соблазнить ее?
Замин. Нет, это меня соблазняют, меня.
Эльдар. Не понял.
Замин (гордо). Брат мой, я влюбился. Я люблю.
Эльдар. Кого? Эту девушку?
Замин. Да, я люблю Красную Шапочку.
Эльдар (смеется). Ее так и зовут — Красная Шапочка?
Замин. Не знаю, но я зову ее так. (Берет Эльдара за плечи и трясет.) Ты слышишь, Эльдар, твой друг любит.
Эльдар (смеется). Это не новость, он каждую минуту, каждую секунду любит.
Замин. Ты слышал, чтобы я до сих пор говорил тебе такие слова?
Эльдар. Мне нет, но уверен, что ты их говорил сотням девушек.
Замин. Вот они муки вечной лжи. Один раз скажешь правду, и ей не верят.
В это время на сцене появляются два человека в официальной одеж ­де. Они внимательно смотрят на присутствующих.
Первое официальное лицо. Кто из вас Замин Зафаров?
Замин (испуганно). Я...
Второе официальное лицо. Эта компания принадле­жит вам?
Замин. Да, только...
Второе официальное лицо (обрывает его). Здесь не­чего говорить. Пройдемте с нами. И не только вы, но и ваши сотрудники.
Замин. Но кто вы такие? Куда нам идти? Зачем?
Второе официальное лицо. Мы сотрудники Мини­стерства Национальной Безопасности. Куда мы пойдем, сами увидите. Зачем — вы знаете лучше меня.
Занавес


АКТ ВТОРОЙ


Очень официальный кабинет. Это чувствуется по вещам, по флагу на стоящем в центре столе. За столом Первое официальное лицо, над ним склонилось Второе официальное лицо. На противоположной стороне сидит 3амин.


Первое официальное лицо. Гражданин Зафаров, зна­чит, вы не хотите рассказать о ваших преступлениях?
Замин. Да о чем мне рассказывать? Все у вас на руках. Вы так подробно все описываете, словно это я сам на­говорил вам.
Второе официальное лицо. Если вас интересует, отку­да у нас эта информация, то хоть это и является нашей профессиональной тайной, но мы можем поделиться ею с вами. Скажу еще, что сведения о ваших мошен­нических проделках поступали нам давно. Но вы ча­сто меняли свое местонахождение, к тому, же каждый из пострадавших что-то скрывал, поэтому нам было трудно напасть на ваш след.
Первое официальное лицо. Можно поинтересоваться, как вам удавалось заставить пострадавших молчать?
Замин (с укором). Вы знаете, почему до сих пор не мо­гут покончить со взяточничеством? Потому что да­ющий взятку виновен в той же мере, что и берущий. А в таком случае кому на кого жаловаться? В нашем деле то же самое. Обманывающий виновен в той же мере, что и обманутый.
Второе официальное лицо. Я вас не понял, в каком смысле виновен?
Замин: Не будь желающих быть обманутыми, не было бы и обманщиков. Это похоже на основу рыночных отношений: нет потребности, не будет и предложе­ния. Обманутые чуть ли не впрямую говорят: «обмани меня», но при этом и сами готовы обмануть другого. Разве придет жаловаться отец, который с помощью де­нег устроил сына в университет? Ведь он сам нарушил закон, обманул государство и хочет, чтобы его безгра­мотный сын учился в университете. Но я оказался чуть проворней и обманул его. Как же он теперь придет к вам жаловаться, мол, «господа правительство, прости­те меня, я хотел обмануть вас, но не получилось, меня самого облапошили, защитите меня, пожалуйста».
Второе официальное лицо. Вы что же, хотите снять с себя ответственность?
Замин. Нет, не снять. Я просто хочу, чтобы и другие, как и я, признали свою вину.
Второе официальное лицо. Кстати, о признаниях, ведь мы хотели раскрыть вам нашу служебную тайну. (Снимает телефонную трубку.) Пусть войдет.
В кабинет входит Красная Шапочка. На ее лице серьезное выраже­ние. Увидев девушку, Замин вскакивает.
Замин. Красная Шапочка!
Второе официальное лицо: Сядьте, гражданин Зафа­ров. Что же касается, этой девушки, которую вы назва­ли Красной Шапочкой, то вам следует знать, что она — наша сотрудница. И к вам она приходила вовсе не для того, чтобы стать актрисой.
Замин (садится). Да, я вижу, что в уроках мастерства она не нуждается. Она прекрасная актриса.
Второе официальное лицо: (взглядом указывает Крас­ной Шапочке, куда сесть. После того как та садится, оборачивается к Замину). Ну, расскажите, как это вы раскрыли все свои тайны человеку, которого увидели в первый раз в жизни?
Замин. Я и ей говорил, что давно знаю ее.
Второе официальное лицо: (испытующе смотрит на Красную Шапочку). Он говорит правду?
Красная Шапочка: (пожимает плечами). Я видела его в первый раз.
Замин: (смеется, Красной Шапочке). Вы хотите, что­бы я продолжил рассказывать всю правду?
Второе официальное лицо: Конечно, вы должны гово­рить только правду.
Замин: (гневно). Нет, я буду говорить не для вас. Мне все равно, узнаете вы правду или нет. (Указывая на Красную Шапочку.) Я только ей могу рассказать всю правду. Я обещал ей.
Второе официальное лицо: Ладно, рассказывайте ей, а мы будем гостями. Хоть нас и не приглашали.
Замин: (оборачиваясь к Первому официальному лицу). Вам интересно, почему люди говорят неправду?
Первое официальное лицо (смущаясь от неожиданно­го вопроса). Какое это имеет отношение к нашему делу?
Замин: Имеет, и очень большое. Вот почему я обманы­вал? И почему другие по сто раз в день врут? Разве это не интересно?
Второе официальное лицо (с безнадежностью). Если хотите, можете рассказать.
Замин. Когда мы были маленькими, старшие — ро­дители, воспитатели, учителя, одним словом, все по­вторяли нам: «Человек должен говорить правду». Но сама эта фраза — самая большая ложь. Если человек не должен врать, то откуда же тогда вокруг столько лжи? Сами старшие заставляли нас обманывать. В детстве, наверное, каждый из вас разбивал мячом окно. На во­прос родителей «как это случилось?», если ты ответишь «разбил мячом» тебя обязательно накажут, а если ска­жешь: «вдруг поднялся ветер, и окно хлопнуло», тебя никто не тронет. С момента, как мы начали постигать мир, стало понятно, что ложь очень помогает нам.
Первое официальное лицо. Чем философствовать, переходите лучше к делу. Поговорим о ваших мошен­ничествах...
Замин (задумчиво). Мошенничество... Ну почему вы не дали мне провести самое крупное мошенничество, о котором я мечтал? Ведь я так хотел этого.
Второе официальное лицо (быстро записывая). То есть? Вы что-то еще планировали?
Замин. Не знаю, было бы это очередным мошенниче­ством или нет, но я мечтал сделать это. Вам знакомо имя Виктора Люстига?
Второе официальное лицо. Нет, что-то не припоми­наю. Кто это? Еще один ваш сообщник?
Замин: (смеется). Нет, он давно скончался. Люстиг был одним из крупнейших мошенников своего времени. Подумайте только, ему первому удалось «продать» Эйфелеву башню. То есть он получил за нее деньги, а баш­ня, как вам известно, до сих пор на месте. (Смеется.)
 Первое официальное лицо. А что, вы тоже планиро­вали продать Эйфелеву башню?
Замин: Нет, я собирался сделать это с Девичьей баш­ней4. (Смеется.)
Первое официальное лицо. Вы что, издеваетесь над нами?
Замин: Почему издеваюсь, совершенно серьезно. Пред­ставьте себе — Девичью башню как старое место или под видом строительных материалов можно продать кому угодно. (Смеется от всей души.)
Второе официальное лицо. Вы просто с ума сошли. Вы не понимаете, что говорите.
Замин. Уверяю вас. И учтите, что сейчас я не обманы­ваю. Если б я захотел, то мог бы «продать» Девичью башню. Причем, в отличие от Люстига, смог бы про­дать ее двум или даже пяти клиентам.
Первое официальное лицо. Оставьте ваши планы и мечты для баек своим сокамерникам. А нам расска­жите о том, что вы успели сделать. О тех, кого вы об­манули...
Замин (снова задумывается). Обманутые мной... Их было так много... Как говорил мой друг, я обманывал и на работе, и в личной жизни. Кстати, почему вас ин­тересуют только, те, кого я обманывал по работе? А де­вушки, которых я обманывал, кому разбивал сердца? Разве это не интересно?
Второе официальное лицо: Пока мы не получили жа­лоб, говорить об этом бессмысленно.
Замин: До чего же измельчали люди... Если б я украл у девушек, чьи сердца разбил, всего сто манатов, они побежали бы жаловаться в полицию. А то, что я разбил им сердца, ничего не значит. Из-за этого даже жало­ваться не стоит. Всех интересует только одна вещь — деньги. И больше ничего. Сердце, любовь, дружба — все это пустое.
Первое официальное лицо: Как будто вы чем-то от­личаетесь от остальных.
Замин: (огорченно) Нет, и я такой же. Но я хотел бы ска­зать одну вещь, не во имя дружбы, а ради справедливо­сти, ведь я сегодня говорю правду... Мой друг Эльдар и секретарша, которая работала с нами, ни в чем не ви­новаты. Они лишь исполняли то, что я им говорил.
Второе официальное лицо: (смеется) Какое огромное самопожертвование. Вы этим хотите показать, что чем- то отличаетесь от других?
Замин: Нет, я же уже сказал, что я такой же, как осталь­ные. А это я сказал ради истины, вот и все. Красная Шапочка знает, что я не обманываю. У меня нет на это права.
Первое официальное лицо. Перейдем тогда к Красной Шапочке. Скажите, что вас вынудило сотрудничать с нами?
Замин: Я знаю ее с первого класса.
Красная Шапочка (перебивает его). Он обманывает, этого не может быть!
Замин. Успокойся, ханум, я и так виноват перед тобой всю свою жизнь. А сейчас позволь, я все расскажу. Мо­жет, тогда ты сможешь простить меня.
Первое официальное лицо. Говорите, никто вас пере­бивать не будет.
Замин: (задумчиво) Я в то время учился в первом клас­се. К нам в школу приехал кукольный театр. Они по­казывали спектакль «Красная Шапочка». В отличие от многих моих одноклассников, я этот спектакль не видел и вообще не знал этой сказки. Я был настолько очарован спектаклем, что... Мне казалось, что все про­исходящее на сцене, правда...
Пауза.
В спектакле есть такое место: волк в лесу теряет след Красной Шапочки и спрашивает у детей, где она. А мо­жет, и не теряет, а просто для того, чтобы увлечь ре­бят, спрашивает: дети, куда ушла Красная Шапочка? И дети, чтобы спасти Красную Шапочку, обманывают волка, кричат, показывают совсем в другую сторону... Все, кроме меня. От чистого детского сердца, пом­ня уроки родителей о том, что человек должен всегда говорить правду, я показал волку, куда ушла Красная Шапочка. (Усмехается.) Вы знаете, что тогда началось в зале? На меня напали все одноклассники и ребята по­старше. «Что ты наделал? — кричали они. — Почему ты сказал, где бедная Красная Шапочка? Ведь волк съест ее!» Я, виновато опустив голову, ждал, чем все это за­кончится. А этот глупый волк как будто не видел, куда указывали ему сотни пальцев, и пошел именно туда, куда показал ему я. Весь спектакль я мучился, что ма­ленькая девочка из-за меня погибнет. Остального я не помню, я даже не знал, что Красную Шапочку чудес­ным образом спасли из живота волка... Что было, то было. Я был очень виноват — сказал правду... С тех пор я не мог себя простить. Я знаю, наверное, сейчас вы мне не верите, думаете: человек, на котором столько обвинений, мучается из-за того, что случилось с ним в детстве. Но знайте, что когда я вспоминаю прошлую жизнь, мне кажется, что это единственная правда, ко­торую я сказал в своей жизни. И я был не прав, сказав эту правду. Вы понимаете, сказав правду!
Второе официальное лицо. А почему же вы через мно­го лет снова сказали правду?
Замин: (указывая на Красную Шапочку) Как только я увидел ее, та история снова проснулась во мне сер­дечной болью. У меня не поднялась рука во второй раз погубить Красную Шапочку, которую я уже подвел один раз. Неважно, правдой или ложью... Ведь за меч­той уехать в Голливуд потянулось бы столько всего... Короче, я не мог снова подвергнуть ее опасности.
Первое официальное лицо: Взамен вы подвергли опасности себя.
Замин. Ничего, главное, чтобы она простила меня. И за правду, и за ложь. А что будет потом...
Второе официальное лицо. Что будет потом, решит закон.
Замин. Пусть так. Все это должно было когда-то закон­читься. Я не смог стать Люстигом, но у меня еще есть шанс стать честным человеком. Может, когда-нибудь это получится... (Опускает голову, умолкает.)
Занавес
__________________________________________ 
[1] Муаллим (букв, учитель) — вежливое обращение к мудрым, хоро­шо образованным людям.
2 Манат – денежная единица Азербайджана.
3 Ханум (букв, госпожа) — вежливое обращение к женщине.
4 Девичья башня в Баку — памятник азербайджанской средневеко­вой архитектуры (XII в.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий