04.05.2014

Ваххабизм - это проблема и для шиизма в России

Шиитская община Татарстана, состоящая преимущественно из азербайджанцев, формироваться как религиозная группа начала с 1996 года, когда в Казань приехал Иса Аскеров, религиозный деятель из Масаллы (город на юго-востоке Азербайджана). Долгие годы именно он духовно окормлял азербайджанцев этого поволжского региона. В 2007 году в Казань приехал его сын Фариз Аскерзаде (Аскеров). Он 11 лет учился в Куме (Иран), получив теологическое звание ходжатуль-ислам-валь-муслимин, и фактически сменил отца на посту духовного лидера шиитов Татарстана. О том, какие процессы сейчас происходят в шиитской среде Татарстана, Фариз Аскерзаде рассказал в интервью "Интерфакс-Религия".

- Фариз-хазрат, что на сегодня представляет собой шиитская община Татарстана?
- В Татарстане проживает 60 тысяч азербайджанцев, большинство из которых шииты, но религиозно в массе своей они не активные. Из них, по моим оценкам, около 2 тысяч человек можно считать теми, кто регулярно соблюдает обряды.
Мы собираемся на наши праздники в казанских мечетях Нурулла, Закабанная, Марджани и Султан. Для более массовых религиозных мероприятий арендуем помещения в гостиницах, например, в "Корстоне". 

-Обычно, когда речь заходит об азербайджанцах в России, то приходится обращать внимание на распространение в их рядах ваххабизма и нурсизма...
- А Вы заметили, что в среде азербайджанцев Татарстана нет салафитов, последователей Саида Нурси и "Хизб ут-Тахрир"? А почему? Потому что шиитские религиозные деятели активно среди них работают. Мой отец Иса Аскеров и я с 1996 года начали духовно ограждать азербайджанцев Казани от влияния всех этих сект. К сожалению, во многих регионах России (это и на Севере, и на Урале, и в Сибири, и в Поволжье) среди разных мусульманских народов идет распространение всех форм радикализма, в том числе и среди азербайджанцев. Нам пока удалось остановить это в среде азербайджанцев Татарстана. Если не работать с азербайджанцами в России, то они уходят в ваххабизм, нурсизм или в "Хизб ут-Тахрир". Это мы и в Баку наблюдали, ваххабиты пытались там начать свою миссию, но там удалось это остановить. Нас, шиитов, ваххабиты ненавидят даже больше, чем христиан. 
Когда я приехал в Казань в 2007 году, то сразу приступил к написанию книги "Акыда ва Амал" ("Вероубеждение и действие"), которая посвящена теории и практике шиизма. В 2011 году я написал еще одну книгу - "Секты раскола", специально посвященную критике ваххабизма. Ее перевели на русский язык, и она распространяется среди шиитской общины. 

- Как у Вас складываются взаимоотношения с Духовным управлением мусульман Татарстана?
- С муфтием Татарстана Илдусом Файзовым мы поддерживаем хорошие отношения. Мы видим, как он борется с ваххабизмом, и понимаем, что ваххабизм угрожает не только суннитскому миру, но и шиитскому. Когда был убит богослов Валиулла Якупов, для нас это было потрясение. Я позвонил отцу, рассказал об этом (он находился в Азербайджане в тот момент), и отец заплакал: такого человека мы потеряли! Он с ним был в очень хороших дружеских отношениях.

- А как же стремление построить отдельную шиитскую мечеть в Татарстане?
- Шиитам Татарстана нередко ставят в упрек их желание построить отдельную шиитскую мечеть в Казани, но от нас самих, азербайджанцев, такой инициативы никогда не исходило. Мы в отдельной шиитской мечети не нуждаемся. Если мы можем собираться в казанских мечетях своей общиной, и нам никто не чинит препятствий, то зачем нам нужна отдельная мечеть?

- Очень часто, когда разговор заходит о шиитах, то сразу все вспоминают специфическое проведение некоторыми из них Дня Ашуры путем самобичевания цепями и ножами, что выглядит, мягко говоря, отвратительно...
-День Ашура, отмечаемый 10-го дня месяца мухаррам по мусульманскому календарю, является траурным мероприятием в память о гибели внука пророка Мухаммеда, с.г.в., Хусейна, погибшего мученической смертью в Кербеле в 680 году. В этот день мы надеваем черную одежду, плачем и читаем траурные стихи, посвященные памяти Хусейна (латмийя). Однако истязать свое тело, нанося раны ножами или цепями, категорически запрещено. Шииты Татарстана не практикуют подобные обряды, как это делают в Ираке или Ливане. Надо понимать, что шиизм бывает разный.

- Нередко приходилось обращать внимание, что шииты в казанских мечетях держатся особняком... 
- У шиитов разное время намаза, чем у суннитов. Мы практикуем объединение дневного и предвечернего намаза (зухр и аср), поэтому часто бывает так, что, когда приходят молиться татары, азербайджанцы уже помолились, либо молятся позже. Свои религиозные мероприятия (Мавлид-байрам, День Ашура и др.) мы отмечаем отдельно, как уже говорилось выше, потому что проповеди я веду на азербайджанском языке в среде своей общины. 

- Шиитская община Татарстана - это только азербайджанцы?
- Шииты Татарстана - это на 90 с лишним процентов азербайджанцы, но имеется небольшая группа таджиков из Узбекистана и Таджикистана и хазарейцы из Афганистана. Есть несколько татар, в основном это жены азербайджанцев, которые исповедуют шиизм, но прозелитизмом мы не занимаемся. Обратите внимание: проповеди и я, и мой отец ведем на азербайджанском языке, то есть мы не ставим своей задачей распространить шиизм среди других народов. Наша цель - духовное окормление своих соплеменников и защита их от влияния ваххабизма. Ваххабизм - это проблема и для шиизма в России. Ваххабиты сейчас хотят натравить суннитов на шиитов, сознательно их ссорят, специально находят какие-нибудь факты из истории, когда кто-то из шиитских деятелей плохо отозвался о ком-нибудь из суннитов, и на этой почве пытаются заявить, что шиизм - против суннизма. Но если даже кто-то из шиитских деятелей что-то там сказал, это же не значит, что весь шиизм против суннизма! Мы сейчас видим попытку ваххабитов натравить суфиев на шиитов в Дагестане. Если сейчас мы в Татарстане будем и дальше работать с азербайджанцами, то они не попадут под влияние ваххабизма. 

- Вы поддерживаете отношения с главой Управления мусульман Кавказа Аллахшукюром Паша-заде?
- Мы его очень хорошо знаем, и он знает нашу семью, уважает ее. Когда в декабре 2011 года он приезжал в Казань для участия в конференции "Ислам против терроризма", он отдельно встретился с азербайджанской общиной в мечети Марджани. Он тоже борется против ваххабизма.

- В Татарстане со стороны ваххабитов предпринимались антишиитские акции?
- Я слышал, что был скандал в Нижнекамске, где ваххабитами были выпущены видеодиски с лекциями террориста Саида Бурятского, где он оскорблял аятоллу Хомейни, изображая его педофилом. Тогда дипломаты из генерального консульства Ирана в Казани направили ноту протеста властям, после чего эта видеопродукция была изъята. 

- Шиитов Татарстана очень часто считают проводниками интересов Ирана в Поволжье...
- Азербайджанцы традиционно исповедовали шиитский ислам, поэтому не стоит нас считать проводниками интересов Ирана. Шиитов почему-то всегда воспринимают как агентов Тегерана, но нужно понимать, что шиизм бывает разный. Между азербайджанским шиизмом, арабским (ливанско-иракским) и персидским существуют определенные различия, обусловленные национальными традициями их исповедующих народов. К примеру, в Казани мы приглашаем на наши религиозные шиитские мероприятия иранских дипломатов, они приходят, присутствуют, но ничего в нашей азербайджанской среде не пропагандируют. 

- На Ваш взгляд, в России шииты как себя чувствуют?
- Мне нравится позиция российских властей, направленная на поддержку традиционных религий, а применительно к исламу - на поддержку традиционных для России течений ислама. Так и должно быть в любой стране, потому что традиционные религии всегда на защите интересов государства. Для миллионного азербайджанского населения России шиизм - в массе своей традиционное течение ислама. Мы все понимаем, что если в России не будет стабильности, то и во всем СНГ не будет стабильности. Не будет стабильности и в Азербайджане. Общими сейчас для российских мусульман и шиитов врагами являются ваххабизм, нурсизм и "Хизб ут-Тахрир". Такую же опасность они несут и для Азербайджана, и для России в целом. Поэтому только поддержка традиционных течений ислама поможет сохранить наши страны в мире и стабильности.

27 сентября 2012 года         interfax-religion.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий