04.11.2016

«Лива Фатемийюн» - потомки воинов Чингис-Хана стали нашими союзниками в Сирии

Сегодня против Сирийского народа воюет целый террористический интернационал, наёмников и фанатиков щедро оплачиваемых арабскими монархиями Персидсого залива.
Однако противостоит этому террористическому интернационалу другой интернационал- добровольческий антитеррористический.
На стороне правительственной Сирийской Армии воюют отряды палестинских добровольцев, отряды христиан-ассирийцев, сирийские коммунисты и националисты. Но особую боевую нагрузку в борьбе с террористами несут многочисленные добровольческие формирования мусульман-шиитов, среди которых ливанская Хезболла, а так же отряды добровольцев из Ирака и Ирана.
Самым колоритным из этих если можно так сказать шиитских антитеррористических интербригад является соединение, сформированное хазарейцами- потомками оставшихся некогда в Афганистане монгольских воинов.
Оно носит название- «Лива Фатимийюн» (они же «Бригады Фатемийюн» или же «Фатимиды», по имени особо чтимой шиитами святой Фатимы, дочери пророка Мухаммеда). Бойцы этого формирования выделяются своей редкой храбростью и стойкостью, но особенно удивителен их совершенно нехарактерный для Ближнего Востока внешний облик. Он и не семитский (как у арабов), и не иранской (как у персов), а монголоидный так, что этих воинов легко принять за китайцев или монголов волею судьбы оказавшихся в Сирии.
Но «Фатимиды»- не китайцы и не монголы.
Кто же они? Они принадлежат к сравнительно небольшому, но самобытному и удивительно боеспособному народу (около 7 миллионов человек) Хазарейцев (Hazaras), который многие века обитал на территориях ныне расположенных в центральном Афганистане.
(Большие общины хазарейцев постепенно переселились в Иран и Пакистан, немало их рассеялось по всему миру; самые большие общины- Австралия, Великобритания, Канада).
Причины появления в Сирии хазарейского боевого формирования кроется в долгой трагической истории этого уникального народа.
Вопрос о том, кто такие хазарейцы и как они появились на территориях нынешнего Афганистана, до сих пор открыт. Историки сходятся на том мнении, что хазарейцы- это потомки завоевателей- монголов, добровольно или же по приказу заселивших регион Хазараджат в современном Афганистане. В пользу этой версии говорит и версия происхождения давшего народу название слова Hazara. Слово это происходит от персидского «hazār» (тысяча). Скорее всего так прозвали осевших на их землях завоевателей местные ираноязычные народы, в память о тысячах завоевателей, пришедших с востока. Тем более, что монгольское войско как раз делилось на тысячи и возможно организованными тысячами завоеватели как раз расселялась по покоренным пространствам. Постепенно огромное монгольское государство форпостом, которого были поселения хазарейцев распалось и исчезло. Хазарейцы остались на покоренных землях островком погибшей империи среди совершенно чужих им этнически народов и племен. Удивительно, но им достаточно долго удалось сохранять свою независимость. В середине 16 века хазарейцы попали под влияние персидского государства Сефевидов, и тогда же, скорее всего, приняли ислам шиитского толка. Однако политическую независимость хазарейцы и тут сохранили, сохраняли они также традиции и свой особый уклад жизни, впрочем, перенимая у соседей язык и некоторые их обычаи.
Черные времена пришли на землю хазарейцев лишь в конце 19 века. В 1880 году, область хазарейцев- Хазарастан был захвачен вооруженными современным английским оружием войсками Кабульского эмира Шер Али Хана, сопротивление их было жестоко подавлено. После нескольких попыток восстаний не покорившихся завоевателям хазарейцев шейх Кабула объявил «джихад» против хазарейских шиитов. В Хазарастан вошла свою сорокатысячная афганская армия и десятки тысяч бойцов пуштунских племен, причем боевыми действиями руководили британские специалисты.
После разгрома восставших, над ними была учинена жесточайшая резня: «Тысячи хазарейцев мужчин, женщин и детей были проданы в рабство на рынках Кабула и Кандагара, в то время как многочисленные башни, сделанные из голов казненных повстанцев в качестве предупреждения для других людей, которые могли бы бросить вызов власти эмира».
С этих пор выжившие шииты хазарейцы стали в Афганистане людьми «второго сорта», они не смирились и жизнь этого народа превратилась в нескончаемую войну, выковавшую из хазарейцев несгибаемых воинов.
Оказавшись на своей земле париями и изгоями, хазарейцы пытались исправить ситуацию, сражаясь за изменение привычного порядка вещей. 
В ходе очередной гражданской войны в Афганистане (1929 год) хазарейцы выступили на стороне Амануллы-хана, который при поддержке СССР пытался свергнуть правящую династию поддерживаемую, в свою очередь, Британией. 
После поражения Амануллы-хана, и его бегства за рубеж хазарейцы еще долго сохраняли ему верность и вели неравную борьбу против пуштунов, в которое потерпели поражение. Притеснения со стороны правительства и соседних пуштунских племен только усилились, делая жизнь хазарейцев практически невыносимой. Началась миграция хазарейцев в Персию и Британскую Индию (земли нынешнего Пакистана). Так вспоминал о тех событиях маршал авиации Пакистана Шарбат Али Чингиси - сын хазарейцев переселенцев: "Я слышал о бесчеловечном отношении правителей Афганистана к моему народу. О тех событиях, по большей части, я узнал от своих родителей. Мой отец покинул Афганистан в возрасте 18 лет и пешком пришел в Пешавар, а затем перебрался в Британскую Индию и поступил на службу в колониальную армию в 1903 году. Моя мать покинула Афганистан в середине зимы, когда ей было семь лет. Мои родители, хотя и были молоды, видели своими глазами зверства правителей Афганистана по отношению к хазарейцам. Эти истории я слышал и от многих других представителей моего народа. Естественно, эти рассказы о злодеяниях, совершенных против хазара-монголов, повлияли на мои взгляды и мирровозрение… В 1955 году я, молодой офицер ВВС, в возрасте 23 лет служил на авиабазе Марипур. Нам сообщили, что на нашу базу приземлился самолет короля Афганистана Захир-шаха. Мой командир эскадрильи капитан Стивен Джозеф, армянин по национальности и христианин по вероисповеданию сказал, что он хотел бы представить меня лично королю. Я вежливо отказался. Аргументируя свой отказ от визита, я объяснил капитану, что его предки были чрезвычайно жестоки к моему народу в Хазараджате. Он усмехнулся в ответ и сказал:  "Вы настоящий монгол, если помните об этом так долго, и это о чем-то говорит". Кто мог тогда предполагать, что через 17 лет я буду назначен военно-воздушным атташе в наше Посольство в Кабуле, и Захир-шах все еще будет королем…." 
Тем не менее община хазарейцев в Афганистане выжила и стойко перенесла все гонения и притеснения. После крушения афганского королевства, а затем ввода в Афганистан советских войск хазарейские кланы страны хазарейцев объединились в группировку «Хезб-е-Вахдат» («Партия единства»). 
В ходе действия советской армии на территориях хазарейцев случайно выяснилось одно удивительное обстоятельство. Советские военнослужащие происходившие из Калмыкии (потомки монгольских племен) зачастую могли запросто объяснятся с хазарейцами на их родном языке- таким образом оказалось, что хазарейцам на чужой земле удалось сохранить древнюю монгольскую речь. Порой именно посредничество советских воинов-калмыков позволяло так избегать лишних конфликтов между хазарейцами и солдатами ОКСВА. 
Но Афганистан и с ним его хазарейскую общину ожидали новые потрясения. После вывода советских войск из Афганистана, гибели Афганской Республики и создания талибами «Исламского государства Афганистан» гражданская война в стране не кончилась, а лишь приняла другой облик и перешла на новый уровень. Хазарейское движение Хезб-е-Вахдат в этой войне присоединились к силам Северного Альяна, противостоящего талибам.
Прошло время, Государство талибов пало. Но счастливая и справедливая жизнь так и не пришла к хазарейцам. Даже после ликвидации государства талибов, хазарейцы продолжают в Афганистане, а равно и в Пакистане по существу оставаться притесняемым меньшинством. Террористические пуштунские группировки связанные с Аль-Каидой, регулярно устраивают террористические атаки против хазарейцев (последний крупный теракт такого рода произошел 23 июля 2016 года в Кабуле, террорист-смертник принадлежащий к движению «Талибан» взорвался в середине демонстрации против геноцида хазарейцев, погибло не менее 60 человек). 
Впрочем, жизнь в окружении жестоких врагов лишь закалила потомков Чингис-хана. Они стали исключительно боеспособными отважными войнами. В журнале «Совершенно секретно» за январь 2002 года, приводится рассказ российского военного советника в Афганистане о войнах хазарейцах: «В провинции Каписа мне довелось наблюдать учения так называемого хазарейского батальона. Вглядываюсь в бесстрастные лица солдат. Их раскосые глаза пусты. А им, быть может, завтра снова в бой. Оттого безразличие к возможной смерти выглядит неестественным и пугающим. Дикие и жестокие, среди других национальностей, населяющих страну, они всегда считались низшей кастой… И готовы воевать против талибов и умирать во имя призрачной идеи создания своего государства- Хазараджат». 
Впрочем, хазарейцы ведут войну не только у себя дома. Многие из них, спасаясь от истребления, в поисках мирной жизни осели в Иране, и в Сирии. Но судьба распорядилась так, что Сирия, казавшаяся хазарейцам мирным и процветающим государством, тоже погрузилась в войну. И хорошо помнящие добро хазарейские войны пришли ей на помощь. 
В ноябре 2014 года в Сирии, из числа беженцев-хазарейцев, населяющих южные, традиционно шиитские, пригороды Дамаска был сформирован отряд «Лива Фатемийюн». Постепенно отряд стал пополняться хазарейскими добровольцами и из Афганистана. Афганские хазарейцы, добровольцами отправляются в Сирию для поддержки сирийского народа и его правительства. По сообщениям иранских СМИ, отряды Фатимийюн насчитывают около 20 000 человек. Это мотивированные, храбрые и закаленные веками угнетения и нужды бойцы, которые принимают участие в военных операциях практически на всей территории Сирии. Десятки их погибли при освобождении Пальмиры в марте 2016. Западные СМИ окрестили Фатимйюн «Афганской Хезболлой», «предостерегая» читателей, прогнозируя, что в будущем афганские шииты будут использованы Ираном для упрочнения своего влияния в Афганистане. Время покажет. Но сегодня можно с уверенностью сказать, что по воле судьбы русские солдаты и афганские потомки монгольских завоевателей в Сирии оказались по одну сторону и стали братьями по оружию.
Российские ВС и хазарейские добровольцы все больше узнают друг друга в совместных операциях, все прочнее укрепляют боевое братство. 
И надо сказать, что лучшего союзника в войне с терроризмом и радикалами на Ближнем востоке, чем убежденные, отважные и стойкие войны представить себе поистине трудно.

https://vk.com/wall-54162817_13957

https://vk.com/wall-54162817_13958

(за замечательную - подробную и очень интересную - статью спасибо автору Шарафу Эртиму https://vk.com/ertim)

Комментариев нет:

Отправить комментарий