О чём бы ни задумался человек, об этом всегда найдётся восточная мудрость — напыщенная и претенциозная. Например: «Молчащий подобен пчеле, собирающей нектар мудрости с цветов суетности».
Я не люблю напыщенности. Да и мудрым это изречение не назовёшь. К тому же — я его только что придумал. Но вопрос о ценности молчания — вопрос великий. Он актуален уже тысячи лет. Вероятно, им задавались первобытные люди в своих пещерах. Когда и слов было всего несколько.
Теперь им задаёмся мы. Так что же правильней — молчать или говорить?
Веками люди отвечали на этот вопрос так же, как и теперь. И духовные наставники всех времён согласны с рекламными роликами — лучше молчать! Делать что угодно, только не говорить!
Я не согласен с этой мудростью. Говорить — лучше! Если человеку есть что сказать, есть чем поделиться с другими людьми, то молчать — это преступление.
Я молчу, если равнодушен, я молчу — если боюсь. Молчу, когда не вижу в попутчике собеседника. Во встречном — ближнего. В человеке — Бога.
Я молчу. «Дальнейшее — молчанье». Это сказано умирающим и о смерти. Молчание и есть смерть. А чтобы добровольно умереть — нужны серьёзные причины. Не менее серьёзные, чем для того, чтобы жить. Потому что если молчание — смерть, то слово — это жизнь.
Достаточно ли серьёзны причины моих слов? Помогут ли окружающим мои разговоры? Молчание, как и смерть, — всего лишь пауза. А после смерти — суд.
Мои слова или растают в воздухе, как во тьме внешней, или надолго запомнятся.
Но что с ними будет — не узнаю, пока не помолчу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий