31.01.2012

Имамеддин Насими. Стихи

Ты – мой идол, кумир, ты мне – вера и крепость моя,
Ты – мой дух и покой, друг возлюбленный, суть бытия.
Ты – мой светоч и мрак, ты – огонь мой, светильник, мой луч,
Ты – мне гурия, свет, ты мне – рай и прохлада ручья.
Ты – нектар мой, шербет, мой бальзам и целебный настой,
Ты – целитель и врач, ты мне – милость, ты – мой судия.
Ты мне – роза, рейхан, мой цветок, гиацинт и тюльпан,
Благовонный мой сад, гюлистан мой и песнь соловья.
Ты – коран мой, урок, ты – хадис и абджад – суть всего,
Ты – молитва, ты – зов, нет вовеки тебе забытья.
Ты – мне тело и дух, ты – мой разум, рассудок и взор,
Ты – пощада и казнь, ты – и плоть мне, и крови струя.
Лишь обрел он тебя, – все, что есть, позабыл Насими:
Дивный мой кипарис, ты – всех краше, скажу не тая.

***
“Я – бог!” – как Мансур эту истину я возгласил,
Одних озарил, а других возмутил и взбесил.
Я – кыбла для праведных, любящий друг – для влюбленных,
Ваш сад я, ваш дом, что для каждого двери открыл.
Я – зоркий Муса, что с вершины беседует с богом,
Я – светлый Синай, что пророку пути озарил.
Красу твоих грозных бровей созерцать я достоин,
В огонь твой вступаю и сам становлюсь огнекрыл.
Слиянье с творцом – вот святое вино моей веры,
И я на пиру эту чашу до дна осушил.
О ты, чьи уста словно полдень, а волосы – полночь,
Вином стань моим, стань целебным источником сил.
Во мне и вовне – ты повсюду, куда я ни гляну,
Отныне я в счастье страданья свои превратил.
Я всех восемнадцати тысяч миров повелитель,
Аллаха, сокрытого всюду, в себе я сокрыл.
Я – тайна, живучая в каждом непознанном чуде,
Я – солнце, горящее ярче небесных светил.
Пред вами отверз Насими сокровенную правду:
Я счастлив, я знаю, что бога в себе воплотил!
***
Где ты, желанная моя? Ты душу мне зажгла! Где ты?
Ты свет очей, ты в двух мирах богатство мне дала! Где ты?
О ты, чья сладость губ вдвойне приятнее вина, — приди!
Тебя не видел я, мне кровь все сердце залила, — где ты?
О ты, как роза, нежный друг, с глазами, как нарцисс, — приди!
Ты мне разлукой, как шипом, все тело порвала! Где ты?
О, где спокойствие мое? О, где терпение мое?
Любовь разрушила покой, терпение сожгла, — где ты?
Я в щит тобою превращен, от стрел, упреков защищен.
С бровей и глаз ты до сих пор забрала не сняла. Где ты?
Я мотылек, но не могу сгореть от лика твоего!
Огонь мой, свет мой, я умру без света и тепла! Где ты?
Других друзей не надо мне, когда я от тебя вдали.
О ты, что красотой своей всех в мире превзошла, — где ты?
Где ты, земной и неземной, о, где ты, храбрый всадник мой?
Разлуки горькая стрела мне прямо в грудь вошла! Где ты?
Дал тайну бытия аллах в залог твоим кудрям. Скажи,
Мой ростовщик, ты никому залог не отдала? Где ты?
Ты мускус для своих волос себе в Татарии нашла,
Благоуханием кудрей меня ты в плен взяла? Где ты?
С рассветом посылай ко мне душистый запах кос твоих. —
Я в нетерпенье жду. Меня ты со свету сжила! Где ты?
Похмелье вечное мое, с тобой вдвоем на что нам рай?
Ты мой нектар, ты вручена мне с райского стола! Где ты?
Со всеми дивами вражду затеял я из-за тебя.
Ты мне границею была, ты крепостью была. Где ты?
Сегодня будет Несими властителем своей любви!
О ты, что счастье и любовь одна мие дать смогла, — где ты?
***
В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь:
Я суть, я не имею места — и в бытие я не вмещусь.
Все то, что было, есть и будет, — все воплощается во мне,
Не спрашивай! Иди за мною. Я в объясненья не вмещусь.
Вселенная — мой предвозвестник, мое начало — жизнь твоя. —
Узнай меня по этим знакам, но я и в знаки не вмещусь.
Предположеньем и сомненьем до истин не дошел никто:
Кто истину узнал, тот знает — в предположенья не вмещусь.
Поглубже загляни в мой образ и постарайся смысл понять, —
Являясь телом и душою, я в душу с телом не вмещусь.
Я жемчуг, в раковину скрытый. Я мост, ведущий в ад и в рай.
Так знайте, что с таким богатством я в лавки мира не вмещусь.
Я самый тайный клад всех кладов, я очевидность всех миров,
Я драгоценностей источник,- в моря и недра не вмещусь.
Хоть я велик и необъятен, но я Адам, я человек,
Я сотворение вселенной, — но в сотворенье не вмещусь.
Все времена и все века — я. Душа и мир — все это я!
Но разве никому не странно, что в них я тоже не вмещусь?
Я небосклон, я все планеты, и Ангел Откровенья я.
Держи язык свой за зубами, — и в твой язык я не вмещусь,
Я атом всех вещей, я солнце, я шесть сторон твоей земли.
Скорей смотри на ясный лик мой: я в эту ясность не вмещусь.
Я сразу сущность и характер, я сахар с розой пополам,
Я сам решенье с оправданьем, — в молчащий рот я не вмещусь.
Я дерево в огне, я камень, взобравшийся на небеса.
Ты пламенем моим любуйся, — я в это пламя не вмещусь.
Я сладкий сон, луна и солнце. Дыханье, душу я даю.
Но даже в душу и дыханье весь целиком я не вмещусь.
Старик — я в то же время молод, я лук с тугою тетивой.
Я власть, я вечное богатство, — но сам в века я не вмещусь.
Хотя сегодня Насими я, и хашимит и корейшит,
Я — меньше, чем моя же слава, — но я и в славу не вмещу.

Перевод Наума Гребнева

Комментариев нет:

Отправить комментарий