12.12.2013

Аяз Муталибов: "Мой внук говорит по-русски с рязанским акцентом"

Вот уже 12 лет живет в Москве первый президент Азербайджана Аяз МУТАЛИБОВ. Все это время он неизменно отказывался давать интервью российским и зарубежным СМИ. Только журналистам "ЭГ" удалось уговорить Аяза Ниязовича встретиться и откровенно побеседовать.
Мы приехали в загородный дом одного из друзей экс-президента, где в прохладе увитой виноградной лозой беседки нас поджидал Аяз Муталибов. После вежливых и по-восточному долгих приветствий седовласый мужчина в белоснежной сорочке и элегантном костюме предложил нам ароматного зеленого чая и варенье из алычи. Прихлебывая из армудов - тонких грушевидных хрустальных чашечек - бодрящий напиток, мы начали разговор.


- Аяз Ниязович, как вам живется в Москве?
- У меня обычная четырехкомнатная квартира в панельной многоэтажке микрорайона Жулебино. Если вы думаете, что я счастливый обладатель огромной дачи, то ошибаетесь - нет никакой. Когда иду на рынок за продуктами, то стараюсь замаскироваться. Надеваю темные очки. Все равно узнают земляки, которые в основном-то и торгуют на всех рынках Москвы. Они собираются толпами и устраивают импровизированные митинги- просят вернуться в большую политику. Но я спокойно покупаю овощи и фрукты и прошу всех утихомириться и разойтись, после чего отправляюсь домой. Иногда, правда, приходится пристыдить какого-нибудь моего соплеменника, который торгует бананами или ананасами: "Разве это растет у нас в Азербайджане? Или наша родина уже стала банановой республикой?!"

- Неужели вы лично ходите на рынок? Такому уважаемому человеку баранину для плова и персики должны на дом привозить!
- Что вы! Я человек простой и не гнушаюсь сам делать самые простые вещи. А что касается баранины, то мне она не нужна: моя супруга- красавица Аделя прекрасно готовит молочный плов. У нас с женой легкая диета, мы давно отказались от национальной жирной и острой азербайджанской кухни. Все-таки возраст сказывается!

- Разве 66 лет для восточного мужчины - возраст?! Наверняка спортом до сих пор занимаетесь?
- Теперь только ходьбой. А раньше, еще со школы, увлекался волейболом. Играл до пятидесяти лет каждые выходные.

- Говорят, ваша супруга Аделя была первой красавицей Баку?
- Она и сейчас лучше всех! Мы познакомились в 1956 году на дне рождения общего друга. С первого взгляда у нас вспыхнуло взаимное чувство. Как раз в год нашего знакомства я стал первокурсником Бакинского института нефтехимии, а Аделя- студенткой мединститута. Мои ухаживания за ней были недолгими, и после того, как наши родители познакомились и одобрили наш брак, мы поженились.

- Как вы развлекались с молодой женой?
- Ходили в рестораны, но не только для того, чтобы покушать, а скорее, чтобы потанцевать и послушать музыку. Я еще со школьных лет полюбил джаз, за что меня частенько критиковали в комсомольской стенгазете, называя стилягой. Еще я обожал Элвиса Пресли, а позднее восторгался "битлами". На днях по телевизору смотрел концерт Пола Маккартни, даже прослезился от ностальгических воспоминаний. Но вообще-то моя супруга еще с юности предпочитала всем развлечениям сохранение домашнего очага. Тем более что в 1962 году у нас появился первенец- Азад. Все основные заботы о младенце легли, конечно же, на плечи моей Адели. После декретного отпуска на работу я ее уже не отпустил, сам обеспечивал семью. Трудился на Бакинском заводе электробытовых приборов. Начинал с должности мастера сборочного цеха и за 15 лет дошел до генерального директора. В 1970 году Аделя подарила мне еще одного сына- Заура. Когда ему исполнилось 7 лет, я попросился на партийную работу. Меня назначили вторым секретарем Наримановского райкома компартии.

- Тяжело было в застойные годы занимать такой пост поклоннику Элвиса Пресли?
- Музыкальные увлечения тут ни при чем. Я всегда старался бороться за справедливость. Вспоминаю бюро райкома, на котором должны были исключить из партии одного трудягу с мозолистыми руками. Этот многодетный отец сделал пристройку к своей хибаре из ворованного кирпича. Жил он в так называемом бакинском шанхае, где многочисленные бедолаги, не имея квартиры, мастерили себе крышу над головой из подручных средств. Я запретил исключать работягу из партии. Стало жаль его детей, в анкетах которых могла бы появиться "волчья строка", что отца выгнали из КПСС. С таким клеймом в институт или техникум поступить было невозможно.

- Во времена президентства вы тоже проявили себя настоящим либералом.
- Это качество не зависит от занимаемой должности. Когда меня выбрали президентом, мои возможности делать добро значительно расширились. Одним из первых моих указов было распоряжение амнистировать 160 крестьян, совершивших мелкие кражи, и всех женщин, находящихся за решеткой. В 1990 году в азербайджанских тюрьмах осталось лишь несколько закоренелых преступниц-рецидивисток. Кстати, и все межгосударственные соглашения я подписывал, учитывая интересы своего народа: вступление Азербайджана в СНГ, в ООН. В результате, моя родина получила признание государствами всего мира. А после того, как члены так называемого народного фронта организовали массовые беспорядки в Азербайджане, я сложил с себя полномочия президента и покинул республику, чтобы избежать кровопролития. С тех пор живу в России без гражданства. Вот и получается, что уже 12 лет я "невыездной".

- Неужели за все эти годы так и не пересекли российскую границу?
- Только один раз. В прошлом году меня пригласили на международный конгресс в Сан-Паулу. Чтобы получить хоть какой-то документ, удостоверяющий личность, я отправился в паспортный стол ОВД "Жулебино". Капитан милиции долго не мог понять, чего я от него хочу. И даже когда я представился первым президентом Азербайджана, лишь недоверчиво улыбался. В итоге все же удалось получить удостоверение "лица без гражданства" образца времен СССР. На таможенном контроле в Шереметьево-2 сотрудница долго вертела эту "корочку", прежде чем пропустила меня на посадку в самолет. Зато на бразильской земле меня с почетом проводили до автомобиля, как только узнали, что я первый президент Азербайджана.

- Тоскуете по родине?
- Да, очень! Только сейчас я понял, что чувствовали русские эмигранты, покинувшие Россию после Октябрьской революции. К счастью, меня часто навещают сыновья, а внуки и вовсе проводят со мной все свои каникулы. Старшему - Таиру недавно исполнилось 14 лет. Он серьезный мальчик и очень требовательно относится к себе. Если получает в школе "четверку", то очень переживает, но через пару дней обязательно исправляет оценку на "отлично". Он учится в бакинской русскоязычной школе. Уже сейчас Таир в совершенстве владеет английским языком, а по-русски вообще говорит с рязанским акцентом. Когда мы разделены с ним тысячами километров, он шлет мне электронные письма по Интернету. А 13-летняя внучка Медина уже сейчас стала такой красавицей- высокая, статная, вся в бабушку. Когда ее вижу, всегда непроизвольно думаю, что совсем скоро придется выдавать замуж нашу Ханумку. Это у нас такое ее семейное прозвище. Когда Медине приходится уезжать из России в Азербайджан, то при расставании она плачет и говорит: "Дедушка, бабушка, возвращайтесь, пожалуйста, побыстрее в Баку". Надеюсь, что скоро это произойдет…

Владимир ПОЖАРСКИЙ, Дмитрий ЛИФАНЦЕВ       Экспресс-газета

Комментариев нет:

Отправить комментарий