10.12.2022

«Рыдал после распада СССР и умер в купе поезда». Что перед смертью сказал о своей стране Мелитон Кантария? – Грузин, взявший Берлин

Эта статья, наверное, станет самой трогательной на моём канале. Очень тяжело читать мемуары Мелитона Кантария, героя оккупации Берлина, поднявшего красный флаг на Рейхстаге вместе с Егоровым и Берестом. Сердечная боль, которую испытал этот человек после войны, также проникает в читателя. Без слёз тут точно не обойдётся…
Пожалуйста, прочитайте статью до конца. И покажите её своим детям и внукам. Пусть знают какие настоящие советские люди.

Август 1992 г. Грузинские войска в Абхазии. Бывшие «здравницы» Советского Союза всё больше напоминают горящую избу. Мародёрство и стрельба в городах. Когда-то бывшие братьями грузины и абхазы, начали яростно истреблять друг друга.
Молодой корреспондент Георгий Зотов был приглашён в гости крепким стариком. Ароматные персики и сыр сулугуни на столе. Хозяин достал чачу и наполнил два стакана до краёв. Руки его не дрожали, что естественно для матёрого солдата. Первым делом грузины всегда произносили тост: «За великий советский народ». Выпив стакан одним глотком, старик всхлипнул, слёзы текли по его лицу, он спросил: «Сын, я завидую своему другу Мише Егорову, потому что он не был свидетелем того, что я вижу — как рушится наша великая Родина. Я не могу ответить на этот вопрос, почему так получается. Я сожалею, что дожил до этого момента. Это к лучшему. Пожалуйста, скажи мне, где повесить знамя теперь, и где его взять?».
Имя старика Мелитон Кантария. Он умрёт спустя год после этого разговора. Его имя знал каждый советский школьник, но мало кто представляет себе, какой была жизнь великого грузина после войны.
Со слезами на глазах Мелитон Варламович прочитал газетную статью из позднего Советского Союза. Там, опьянённые гласностью псевдоэксперты объявили известное фото на крыше Рейхстага «дешёвой постановкой» для пропаганды.
«Постановка ведь хороша, генацвале», выругался старик, с присущей кавказским людям эмоциональностью. «В рейхстаге было много эсэсовцев, и еще больше на улицах. В нас стреляли без остановки. Нас отправили туда в троём, потому что, даже если 2-х убьют, по крайней мере один попадёт туда. С красным флагом мы были их мишенью в тире, нас было видно из каждого угла. Несмотря на всё это, после выполнения задания, мне сделали замечание: «Где ремень?». А я использовал его для укрепления флага.
Мелитон Кантария редко говорил о войне. И говорил неохотно. Тяжело было «окунаться» в фронтовые воспоминания и тревожить незаживающие раны. Простой грузин из села Джвари прошёл всю войну от начала до конца. Он был тяжело ранен и совершил подвиг вместе с товарищами в Берлине.
После войны 26-летний Мелитон, работал в шахте простым работягой, затем стал плотником. «Звёздной болезнью» никогда не страдал. Он всегда принимал товарищей и просто людей, за большим столом. В 1962 году, даже Георгий Жуков гостил у него дома неделю.
«Что ты тут сидишь. Тебе в армию надо. Академию закончишь и генеральские погоны получишь. Я помогу», — настаивал Жуков. «Я воевал с нацистами четыре года. Этого достаточно. Я навоевался. Я пойду, только если моя Родина попросит — как рядовой», — спокойно отвечал Мелитон.
Он гордился своей новой «Волгой», но после смерти своего друга Миши Егорова (погиб в автокатастрофе) уже не смог сесть за руль. Он продал свою машину от греха подальше.
В 1970-х жизнь Кантарии резко изменилась. Он стал депутатом, возглавил мясную лавку. У Мелитона Варламовича также не сложилось и в семейной жизни. Он хотел развестись с первой женой, но партия запретила ему, сказав: «Ну, герой войны, член партии. Нельзя».
Но Кантария завел отношения с русской девушкой. Его первая жена не закатывала истерик, только сказала: «Мелитон, ты вернулся с фронта. Герой. Можешь иметь хоть 10 жён».
Распад Советского Союза потряс Мелитона Варламовича. Сидя за столом с Георгием Зотовым, Кантария сетовал: «У немцев не хватило духа поставить нас на колени. Но мы уничтожили себя. Гитлер сейчас потирает руки и улыбается, наверно. Я разве за Грузию сражался? Нет. Мы воевали за могучее Советское государство».
В 1993 году, опасаясь за жизнь членов своей семьи, Мелитон уехал в Москву как беженец (в Грузии Кантария оказался не нужен). Мэрия Москвы выделила ему небольшую квартиру на окраине города. Но герою войны не суждено было жить в новой российской столице. Мелитон не смог пережить горя, обрушившегося на его родную страну. Он умер в купе поезда по пути в Москву. Российские официальные лица, в то время, не приехали на его похороны.
Похоронили великого человека в его родном грузинском селе.
Напоследок он сказал: «Всё, за что я боролся, ушло в никуда. Я грузин, но моя Родина – СССР. Они думают, что лучше быть отдельно. Они неправы. Вот увидите».

ekhoplanet.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий