28.03.2019

УЛЗЫ-ЖАРГАЛ ДОНДУКОВ – комсорг полка, гвардии старшина 35-ого кавалерийского полка, командир расчета противотанкого орудия. Прошел от Москвы до Берлина, закончил войну на Эльбе и поил своих монгольских хулэгов с этой реке. Доктор филологических наук, профессор. Он писал – О монгольских боевых конях:
«В период ВОВ были созданы 7 кавалерииских корпусов, которые постоянно пополнялись монгольскими лошадьми и в качестве дара из МНР получили более 500 000 лошадеи. Я прошел с боями от подмосковья морозного декабря 1941 года до Берлина и далее до реки Эльбы под командованием Героя СССР Доватора в составе 2 гвард. кавалер. корпуса. Монгольские лошади не требовали особого ухода, сами разгребали снег добывали пропитание, а снег утолял их жажду, демонстрируя большое преимущество перед европеискои породой лошадеи, проявляли исключительную выносливость в длительных переходах. Они легко преодолевали болотистые места и вплавь переходили широкие и глубокие реки. Если бы вы видели боевого коня, которому предстояло немедленно идти в атаку, то паразились бы его чувственному восприятию предстоящей опасности или неменуемой его гибели. Была поставлена задача- форсировать многоводный Днепр вплавь, смогут ли преодолеть степные монгольские лошади стремительное течение Днепра. Все проходила под сплошным артиллерииским, минометным и пулеметным обстрелом, от взрывов окатывается мощные фонтаны воды. Бедные кони ржут, фыркают, люди кричат и тонут… После очередного взрыва двухметровая волна сбросила меня с седла. Изрядно наглотавшись воды, я все таки вынырнул из воды и увидел перед собои спасительный хвост моего коня, за который я ухватился двумя руками. Я в свое время ослушался приказа командира батареи: не обрезал хвост своему коню, сославшись на плохую примету. Мне на этот раз здорово пригодился не обрезанный длинный хвост моего коня, который вытащил меня из воды на правый берег Днепра. И с ходу мы пошли в атаку на врага, но здесь мой конь погиб от пулеметнои очереди противника… Смелее и храбрее монгольских лошадеи я не встречал. Мне всегда казалось, что они брали на себя все летящие на меня пули и осколки снарядов, тем самым спасая меня- под моим седлом погибли 4 монгольские лошади. Потеря в бою боего коня была равносильна гибели боевого друга – солдата. Умирая лошадь печально, виновато смотрит последний раз на своего хозяина, что навсегда оставляет его. В его глазах можно было заметить огромную печаль и тоску по родным монгольским просторным степям, что он больше не вернется туда… Я не раз видел наших конногвардейцев, мужественных людей, прошедших в боях огни и воды, плачущих у изголовья своего погибающего боевого коня. И знать бы мне сейчас, где вы, те монголы, подарившие мне пятерых лошадей, четыре из которых вечным сном покоятся в Смоленских лесах, Полесских болотах в Белоруссии, в степях Украины, на Сандомирскрм плацдарме в Польше. Не только мой, но в целом сотни тысяч монголских лошадей полегли на полях сражении от Москвы до Берлина... И вот долгожданная победа, когда над водной гладью немецкои реки Эльба отгремело долгое «Ура!!!!», гвард. подполковник Гладков признес: «Ну теперь, хлопцы, по старинному казачьему обычаю напоить коней в Эльбе!.. Слезай!» Конногвардейцы спешились, отпустили подпруги, заводили боевых коней, пришедших из знойных степей Монголии в немецкую реку Эльбу, что в центре Европы».

Комментариев нет:

Отправить комментарий