По данным наблюдателей, Джордж Сорос в последние годы развернул широкомасштабную международную кампанию, показав, что все проблемы в армянской экономике вызваны Россией, и использовал все средства для усиления антироссийских настроений у армянского населения. Причины раздражения правительства Армении в отношении России можно найти в различных международных отчетах, выступлениях официальных лиц страны и официальных политических документах государства.
Войдя в ЕАЭС, Армения получила прямой выход на рынок России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана с населением более 184 млн человек и ВВП в 2,2 трлн долларов США. Причём не просто так, а на льготных условиях: резко упростилось документирование торговых операций, сократились сроки оформления всевозможных разрешений и согласований, исчезли тарифные и нетарифные ограничения, негативно влиявшие на цену и, соответственно, конкурентоспособность армянских товаров. По более дешёвой цене через границу потёк российский газ армянским потребителям. Только по официальным каналам в 2018 году Армения получила из России денежных средств на сумму 1,121 млрд, а в 2019 г. ― уже 1,59 млрд. долларов США. Как считает ЦРУ США, экономика Армении очень зависима от российской экономической поддержки, от России зависит и большая часть инфраструктуры страны.
А что в ответ?
В ответ армянское правительство в 2017 году подписало рамочное соглашение с ЕС об установлении глубоких экономических и политических связей в энергетическом и транспортном секторах, в сфере охраны окружающей среды, торговли и инвестиций. Оно проводит последовательную политику выдавливания из страны российских компаний и усложнения их деятельности. Причём значительная часть этого бизнеса ― те же самые этнические армяне, но постоянно живущие в России. Хотя это было заметно и раньше, но именно после обострения обстановки в Карабахе превратилось в настоящую истерию: с одной стороны, армянские медиа и соцсети требуют от России немедленно «наказать агрессоров», а с другой ― цистернами льют помои на Россию, Путина и всех, кто его поддерживает. И это раздвоение сознания, именуемое в медицине шизофренией, подчас наблюдается у одних и тех же личностей и даже в одних и тех же сообщениях.
Напомните, когда Армения признала российский Крым, Южную Осетию, Абхазию, ЛДНР? А никогда. Не признала и не желает признавать. Зато на армянской территории свободно действует бесчисленное количество антироссийских НКО, которые открыто обучают российских (и не только) оппозиционеров, как свергать власть в России. Видимо, из «союзнических побуждений» армянское руководство в августе с. г. заблокировало трансляцию российских телеканалов, между прочим, приносящих деньги в бюджет Армении, но при этом с благодарностью приняло 5 млн долларов от Фонда Сороса «на развитие независимых СМИ». И видимо, руководствуясь «союзническим долгом», председатель Комитета по защите свободы слова Ашот Меликян считает, что «имперская пропаганда, которую Россия реализует как внутри страны, так и в странах бывшего Советского Союза, пытается сохранить своё влияние на эти страны». Видимо, требования вывести из Армении российскую военную базу (кстати, являющуюся главным аргументом против удара в спину Армении со стороны союзной Азербайджану Турции), а также появляющиеся на всех митингах требования «Российские оккупанты, вон из Армении» ― это и есть «союзнические отношения», правда, чисто в армянском понимании.
Так, в 2018 году деньги, отправленные из России по официальным каналам в эту кавказскую страну составили 1 млрд 121 млн долларов. В 2019 году эта сумма равнялась 1 млрд 59 млн долларов.
Денежные переводы, поступавшие из России, оказали стимулирующее влияние на потребительский спрос, строительный сектор и, в результате, сыграли особую роль в сокращении бедности в этой стране и в частности в развитии деревень.
Утвержденная 27 марта 2014 года «Стратегия развития Армении на 2014-2025 годы» предусматривает оплату социальных расходов, недопущение резкого снижения ВВП, ухудшения социальной ситуации и роста безработицы за счет финансовой помощи международных и российских организаций. Фактически в документе признается, что своим экономическим существованием Армения во многом обязана помощи, поступающей из России.
что в 2019 году приток прямых иностранных инвестиций (FDI) из России в страну составил 33,2 млн долларов,
Всего за один год антирусской кампании приток прямых инвестиций из России снизился на 73%.
Россия помогает стране в финансировании и модернизации системы управления государственными финансами и выделила для этой цели специальные гранты. Однако правительство Армении привлекло к этой деятельности американскую организацию USAID.
Неспособность Армении оказать экономическую помощь Евразийскому союзу уже отмечена в официальных отчетах организации. В отчете «Об основных тенденциях в интегративном развитии Армении в 2019 году» отмечается, что товары, экспортируемые Арменией в союз, не были диверсифицированы. И на 27 товаров, которые составляют всего 1% ассортимента, приходится 77,3% от общего объема экспорта в союз. 34,1% из них связан с экспортом алкогольных и безалкогольных напитков, фруктов, овощей и рыбы — товары, производство и обработку которых союз может осуществлять сам за счет внутренних ресурсов.
По мнению экономистов, это означает, что Армения не содействует экономической безопасности союза. Наоборот, товары, импортируемые Арменией из России, жизненно необходимы для нормального функционирования экономики страны. К этим импортируемым товарам, в основном, относятся энергия (нефтепродукты, газ) и продукты (пшеница).
Войдя в Евразийский экономический союз, напрямую спроектированный по инициативе России 2 января 2015 года, Армения получила прямой выход на рынок России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана с населением более 184 млн человек и ВВП в 2,2 триллиона долларов. Это позволило стране получить значительные льготы по документированию торговых операций, срокам и ценовой политике.
Возникает интересный вопрос: выберет ли Армения Россию и Евразийский союз, которые на протяжении многих лет обеспечивали ее дешевой электроэнергией, газом, инфраструктурой и финансовой помощью или же Европейский Союз, который «как часто говорят официальные лица этой страны, обещает большие возможности и перспективы».
Игорь Коротченко: «Армения не является самостоятельным игроком на международной арене и не противостоит западным санкциям против ее союзника России. Мы видим на постсоветском пространстве мало стран, которые могут позволить себе независимую политику, большинство так или иначе вынуждены учитывать интересы Запада. Мало стран, которые могут действовать самостоятельно, и среди реальных партнеров стоит назвать, пожалуй, Казахстан и Азербайджан – самодостаточные государства с хорошей, прочной экономикой и сильным руководством. Эти страны могут проводить политику без оглядки на Запад, достаточно привести в пример то, как Азербайджан поддержал Россию по вопросу снятия санкций в ПАСЕ», - напомнил эксперт.
«Армения входит в число тех, кто зависит от политической конъюнктуры. 30 лет она говорит, что является нашим союзником. Но как наш союзник мог позволить, чтобы – еще при Серже Саргсяне – в Ереване было создано самое большое посольство США на постсоветском пространстве? США явно не стремятся к улучшению отношений между Арменией и Россией. Как наш союзник разрешил деятельность в армянских городах сотен, возможно, тысяч организаций, спонсируемых Джорджем Соросом и другими западными агентами? Почему наш союзник продолжает ставить памятники нацистскому коллаборанту Гарегину Нжде? Таких вопросов у России к Армении довольно много, причем по принципиальным моментам», - сказал Игорь Коротченко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий