25.06.2022

О 30-километровой «зона безопасности» на севере Сирии

Назакет Мамедова

Сигнал к новой военной операции далпрезидент Тайип Эрдоган, давно нацеленный на создание 30-километровой «зоны безопасности» на севере Сирии.
В то время, когда Россия занята на Украине, США пытаются выдавить Россию из Сирии, а Анкара ведет переговоры о членстве в НАТО Финляндии и Швеции, Эрдоган заявил: «Мы начинаем предпринимать шаги относительно недостающей части. Районы, которые являются центром нападений на нашу страну и наши безопасные зоны, являются нашим первостепенным оперативным приоритетом. Эти операции начнутся, как только наши турецкие вооруженные силы, разведка и силы безопасности завершат свою подготовку», — добавил он.
Совсем недавно, в октябре прошлого года, законопроект, легший в правовую основу трансграничной операции, был принят парламентом, после чего активность в этой сфере возросла, но план был отложен, когда Россия и США не включили зелёный свет. В то время говорилось, что под эгидой «Сирийской национальной армии» будут действовать 35 тысяч ополченцев из двух основных родов войск, а две трети 910-километровой границы будут закрыты. Турецкие СМИ писали, что целями были Тель-Рифат, Манбидж, Айн-Иса и Тель-Темир. Этот план возник раньше. Впервые он был предложен Эрдоганом в 2013 году, а затем его подробная карта была представлена на форуме ООН в 2019 году. Однако против этого в то время выступили США, Европа и Россия. Но Анкаре удалось создать в этих районах особые зоны.
План требовал четырех военных операций: «Щит Евфрата» в Джараблусе к северу от Алеппо в 2016 году, «Оливковая ветвь» в Африне в сельской местности Алеппо в 2018 году, между Тель-Абьядом и Расул-Айном к востоку от Евфрата в конце 2019 года. «Весна мира» и операция «Весенний щит» в Идлибе весной 2020 года. Также Анкаре предстояло подписать ряд соглашений о подробных меморандумах с Москвой и Тегераном и Идлибом в Астане в 2017 году, а затем с Москвой в 2018 и 2020 годах. Кроме того, в октябре 2019 года Анкара подписала соглашение с Вашингтоном по региону «Источник мира». Стороны ранее подписали «дорожную карту» для Манбиджа в 2018 году. Соответственно, Анкара получила зону влияния примерно в 10 процентов территории Сирии (общая площадь 185 тысяч квадратных километров), то есть в два раза больше Ливана. Указанный район охватывает примерно 4,4 миллиона человек в дополнение к 3,7 миллионам, проживающим в Турции, которая стала важным игроком в этой области.
Кроме того, Россия и Иран, поддерживающие правительство, действуют на 63 процентах территории страны, а Соединенные Штаты и их союзники, поддерживающие «Сирийские демократические силы» (СДС), действуют на 23 процентах северо-востока Сирии.
Турция предотвратила создание региона, подобного Иракскому Курдистану (IKRG), частично удалив бойцов YPG и PKK со своих границ или демографические изменения на севере Сирии. Цель недопущения установления существования курдских группировок создает завуалированное пересечение с Тегераном и Дамаском. Это было озвучено в секретных и публичных переговорах в окрестностях Москвы, Тегерана и Латакии между главой Агентства национальной безопасности Сирии генерал-майором Али Мамлюком и главой турецкой разведки Хаканом Фиданом и его заместителями. Три страны - Сирия, Иран и Турция сформировали тройную ось против иракского курдского присутствия в 1990-х годах. Трасса М-4 фактически превращается в границу. Учитывая разработанные боевые действия, стратегию развертывания и полигоны, видно, что карта в сознании Эрдогана основана на трассе М-4. Турция взяла под свой контроль Щит Евфрата и треугольник Джараблус, Чобанбей (Эль-Рай) и Аль-Баб к западу от Евфрата в 2016 году, но Манбидж остался под контролем YPG.
Анкара пообещала вывести YPG из Манбиджа в ходе переговоров с американской администрацией. С другой стороны, YPG объявили, что покинули город и передали вопросы безопасности Военному совету Манбиджа. Анкара заявляет, что это всего лишь маскировка.
С другой стороны, по сообщению турецких источников, сирийская армия при поддержке России была размещена в сельских районах Манбиджа, не допуская провисания щита Евфрата на юг с помощью ответного удара, разработанного ею при Аль-Бабе. В 2018 году следующей целью турецкой армии, вошедшей в Африн в ходе операции «Оливковая ветвь», стал Тель-Рифат. Тель-Рифат стал критическим местом, где передислоцируются силы YPG, выведенные из Африна, которые могут соединиться с силами в Манбидже и получить поддержку из 140 курдских деревень к северу от Алеппо. Согласно британским и турецким источникам, российская стратегия вмешалась, чтобы помешать турецкой армии войти в Тель-Рифат и отправить в регион сирийские войска. С другой стороны стратегии, основанной на трассе М-4 к западу от Евфрата, находится сельская местность Идлиба и Латакии к западу от Алеппо. В Астанинском процессе предполагалось, что дороги М-4 и М-5 будут открыты в 2018 году в соответствии с Сочинским соглашением, но когда обязательство не было выполнено, сирийская армия предприняла действия по расчистке дороги М-5 в 2020 году, а Турция использовала силой остановить это. Однако после ударов российской авиации, в результате которых турецкая армия потеряла десятки своих солдат, 5 марта по договоренности, достигнутой в Москве, Анкара эвакуировала военные наблюдательные пункты на трассе М-5. С другой стороны, турецкая армия увеличила свои военные базы вокруг трассы М-4, соединяющей Алеппо с Латакией, и заблокировала юг Идлиба под контролем «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ). Турецкие солдаты в десятках мест стоят перед возможной наземной операцией в Сирии. На востоке Евфрата регионы Расул-Айн (Сере Канийе) и Тель-Эбьяд (Гре Сипи) были взяты под контроль в ходе операции «Источник мира» в 2019 году. Сначала жесткая реакция администрации Трампа, которая притормозила и обеспечила временное прекращение огня, затем Отряды народной самообороны были отведены на 30 км ниже границы по договоренности, достигнутой с Россией в Сочи 22 октября 2019 г., совместные российско-турецкие патрули были на востоке и западе от "Источника мира" и в местах, удерживаемых в Манбидже, и предусматривалось удаление YPG из Тель-Рифата.
Возможные цели возможной операции Айн-Иса и Тель-Темир стоят как своего рода линия прекращения огня на дороге М-4 к югу от двух районов, удерживаемых Источником мира. С 2019 года Айн-Иса и Тель-Темир стали объектом нападений, чтобы превратить стратегическую важность М-4 в пользу создания буферной зоны Турции. Если Айн Иса перейдет к другому владельцу, дорога на Ракку на юге, связь между Кобани и Камышли и связь между Манбиджем и востоком от Евфрата будут перерезаны. В этом случае Манбидж также окажется под давлением с востока. Потеря Манбиджа также означает, что отношения к востоку от Евфрата с Алеппо и его окрестностями были подорваны. Тель-Темир, где много христианских поселений, считается важным как для безопасности дороги М-4, так и для удержания Хасеке под давлением. Но Кобани — это место, которое выделяется своей символикой в настройке безопасной зоны. Как и в Африне, здесь всегда были сильны курды по линии Партии Демократического союза (YPD). Особый упор делается на Кобани, чтобы объединить силы Щита Евфрата и Источника мира. Кобани, который вышел на первый план со словами Эрдогана «Он падет» во время атак Исламского Государства Ирака и Сирии (ИГИЛ) и спровоцировал события 6-7 октября, также был местом, где партнерство США с курдами Камышлы, центр автономной администрации Северной и Восточной Сирии, где он использует все свои карты для получения статуса, находится в нижней части границы и полностью находится в пределах 30-километровой полосы. Расстояние М-4 дорога, которая проходит под Камышли, до турецкой границы опускается на 8-9 километров. Расстояние между Тель-Темир и Айн-Иса до турецкой границы составляет 35-37 километров. В Камышли, помимо аэропорта, общественные здания и жилые помещения в центре находятся под контролем правительственных сил. В то время как Кобани в подавляющем большинстве курды, Камышлы несколько смешанный.
Согласно арабским источникам, 62 процента Камышлы с его селами составляют арабы, 33 процента - курды, а остальные - христиане. Согласно курдским источникам, доля курдов в центре составляет 60-70 процентов, а с учетом сельской местности доля курдов снижается до 40-45 процентов. Распределение сил в регионе после операции 2019 года, боевой расклад на востоке от Евфрата резко изменился. В то время как США выводили свои силы из Манбиджа, Кобани, Сиррина, Айн-Исы и Тель-Темир на юго-восток и к нефтяным месторождениям, русские перебрасывались на базу Табка, 93-ю бригаду в Айн-Исе, авиабазу Сиррин и аэропорт Камышлы. Турецкая сторона заявляет, что Россия также начала демонстрировать присутствие в Манбидже, Амуде, Дирбесие, Кобани и Хасеке. По данным зарубежных источников, количество баз и пунктов, где находятся россияне, достигло 18. Точно так же сирийская армия, которая двинулась во многие места к востоку от Евфрата, обосновалась на пограничных линиях с Турцией, включая Кобани и Камышлы. Эти силы, призванные показать, что YPG спустились ниже 30 километров, недостаточно велики и не способны отразить любое нападение. Четыре базы американских войск находятся в Амудэ, Химо, Кахтание/Тирбеспие, Маликие/Дерике и Римелане, к востоку от района, контролируемого Источником мира. Американцы находятся в Тель-Байдаре, а также на недавно построенной военной базе Кулайб чуть ниже М-4. Две другие базы рядом с трассой М-4, одна в Джебель-Абдулазизе, к югу от Тель-Темир, и другая на дороге Тель-Темир-Хасеке. Другие базы находятся к югу от Хасаки, по сторонам Ракки и Дейр-эз-Зора. Хотя это спорное число, общая площадь базы США выражается как 25. К возможным военным действиям Турции относятся базы к востоку от Расул-Айна и две базы на трассе М-4. Поскольку участок от Камышлы до Диджле включает линии снабжения США, возможность операции в этом районе исключена. Нефтяной район Римелан также находится на дороге М-4 в этом районе. Анкара использует подход, который объединяет обе стороны сирийско-иракской границы, чтобы закрыть ворота Семелка-Фишабур и Аль-Ярубийе-Рабиа для использования автономной администрацией. Но американские интересы не допускают такого вмешательства. Демографический аспект безопасной зоны Эрдоган сохраняет в повестке дня безопасную зону как районы, где будут размещаться беженцы в Турции, что также означает вмешательство в демографическую структуру. По некоторым данным, из 850 тысяч человек, проживающих в этой полосе между Тигром и Евфратом, 650 тысяч составляют курды, 180 тысяч арабов, 10 тысяч туркмен, 10 тысяч христиан. План, который Эрдоган представил на Генассамблее ООН в 2019 году, предусматривал строительство 140 деревень с населением 5 тысяч человек и 10 районов с населением 30 тысяч человек в 32-километровом районе, простирающемся от Евфрата до границы с Ираком, в том числе Манбиджа и план по устранению элементов YPG-SDF, которых считают «вражескими», не были поняты ни Россией, ни США, ни сирийской администрацией. В Амудэ, что находится в этом переулке, кроме курдов проживают арабы и небольшое количество ассирийцев. Дерик, где сосредоточены курды, также является домом для сирийцев и арабов, а также небольшого количества армян.
Отвергая план Эрдогана по возвращению 1 млн беженцев и созданию зоны безопасности, сирийская администрация использовала следующие заявления: «Такая зона безопасности не направлена на защиту приграничной зоны. Основная цель — создание аванпостов для помощи колониальным и террористическим планам". Американские силы, отступившие на юг в 2019 году, перебросили войска в Тель-Темир в октябре 2021 года, что свидетельствует о негативном отношении к подготовке операции. Россия не только провела совместные маневры с сирийской армией в направлении линий соприкосновения в Тель-Темир, Айн-Иса, Кобани, Манбидж и к северу от Алеппо, но и впервые приземлила самолеты С-35 в аэропорту Камышлы. Он также отправил боевые самолеты на авиабазу Табка.
Утверждается, что война на Украине дает Турции важное преимущество в переговорах с Россией, США и Европой. Вашингтон поддерживает членство Швеции и Финляндии в Организации Североатлантического договора (НАТО), и для этого требуется одобрение всех членов, включая Анкару. С другой стороны, в связи с саммитом НАТО, который должен состояться в Испании в конце этого месяца, Эрдоган усилил свои заявления об организации операции на севере Сирии с целью создания «безопасной зоны» и оттеснения YPG на 30 километров от граница. Турецкая разведка встречалась с поддерживаемыми Анкарой сирийскими группировками в рамках подготовки к конфликтам. Взаимные обстрелы усилили напряженность на линиях соприкосновения. В ходе встречи обсуждались три фронта: линии соприкосновения возле «Источника мира» между Тель-Абьяд и Расул-Айном на востоке Евфрата, линии соприкосновения возле Манбиджа в сельской местности Алеппо и фронты конфликта в районе Тель-Алеппо.
На самом деле оценка «рисков» и приоритетов в каждом регионе отличается от другого:
- Есть «красная зона», где США расширили свои силы и патрули и направили самолеты к востоку от Евфрата, чтобы защитить своих союзников и отбить охоту у турецкой армии. Вашингтон также заявил через представителя ООН Линду Гринфилд, что выступает против любой военной операции, и проинформировал об этом Анкару. С другой стороны, Россия привела риторику Турции в качестве причины усилить свое стратегическое присутствие рядом с американцами на востоке от Евфрата. Что касается Турции; Эрдоган ясно дал понять, что военная операция будет охватывать только запад реки, а не восток Евфрата, особенно Манбидж и Тель-Рифат.
- В Манбидже, к западу от Евфрата, находится «желто-серая зона», о которой существует старое американо-турецкое соглашение, включающее изгнание YPG и PKK, проведение совместного патрулирования и создание Альтернативный местный совет. Гарантии, данные США YPG, касались Манбиджа. Потому что Вашингтон считал, что любая угроза ему поставит под угрозу войну против ДАИШ и стабильность его линий соприкосновения. Любая турецкая операция в Манбидже или к востоку от Евфрата может привести к внутреннему давлению в США с целью возобновления санкций против Турции, о которых было объявлено в Конгрессе после ее атак в 2019 году, особенно в Конгрессе. Нет никаких сомнений в том, что Эрдоган не хочет дополнительного экономического давления в преддверии президентских выборов, запланированных на следующий год. Но Эрдоган может решить усилить давление на Манбиджа, чтобы реализовать свою «дорожную карту» и заключить новую сделку с YPG.
- Есть Тель-Рифат, то есть «Зеленая зона» к западу от Евфрата, которая подвержена влиянию России, Ирана и Сирии. Теоретически турецкая операция, получившая «зеленый свет» из Москвы, как и операции последних лет «Щит Евфрата», «Оливковая ветвь» и «Щит мира», кажется более легкой, чем в предыдущих двух регионах. В указанный период Россия получила ответ от Турции в Сирии, в других двусторонних документах или в мире. Вероятный ответ, которого Москва ожидала от передачи Тель-Рифата Анкаре, будет в Украине. Будет просить Швецию и Финляндию вступить в НАТО или заставить Анкару нормализоваться с Дамаском и согласиться на размещение сирийских пограничников на границе. В то время как турецкие силы и сирийские группировки, поддерживаемые Анкарой, усиливают обстрелы военных позиций Сирийских демократических сил (СДС) в Манбидже, турецкие военные источники опасаются возможной военной операции Сирийской национальной армии (СМО), недавно заявил президент Реджеп Тайип Эрдоган. сообщил, что завершил соответствующие приготовления. Согласно информации, предоставленной СМИ из военных источников, поддерживаемые Турцией группы SMO, которые ожидали решения о начале военной операции против Манбиджа и Тель-Рифата на первом этапе, завершили всю свою подготовку и подготовку. Источники сообщили, что представители турецкой армии и разведки встретились с командирами групп СМО в окрестностях Алеппо и проинформировали их об окончательных деталях возможных военных операций.
Согласно источникам, представители Вооруженных сил Турции (TSK) и турецкой разведки, а также командиры SMO присутствовали на совещании, состоявшемся в Оперативном зале Килиса. Эрдоган подчеркнул, что его страна не будет ждать ни от кого разрешения на эту операцию. Заявления Эрдогана были истолкованы как то, что Анкара не будет ждать разрешения от Вашингтона, который защищает SDF в двух рассматриваемых регионах. Утверждается, что одобрение этой операции Россией необходимо.
Между тем, столкновения и обстрелы между турецкими силами и группами SMO и SDF обостряются в нескольких точках в Манбидже, в восточной сельской местности Алеппо. На фоне заявлений Анкары, в которых подчеркивается ее решимость провести военную операцию против SDF, напряженность на линиях соприкосновения между двумя сторонами растет день ото дня.
Местные источники утверждают, что двое детей погибли в результате взрыва противопехотных мин пережитков войны между двумя сторонами, что СМО уничтожили базу SDF в этом районе, что произошли ожесточенные боестолкновения на позициях в селах Эль-Кавукли и Сакур, к западу от Манбиджа, и что во время этих столкновений объект, который считался принадлежащим Турции, сообщил, что вооруженные беспилотные летательные аппараты (SİHA) пролетели над этим районом, не атакуя.
Турецкие силы и группы СМО подвергли бомбардировке свои пункты дислокации в деревне Эс-Суккарийе аль-Кебире, которая входит в число районов, находящихся под контролем Военного совета СДС в Манбидже. В результате этого обстрела артиллерийские снаряды упали на мирные населенные пункты в деревне Аль-Хамра в сельской местности Манбиджа. Турецкие силы, дислоцированные на базе Сельсане, расположенной вокруг города Мара в северной части Алеппо, накануне обстреляли территорию вокруг российского военного поста, расположенного между деревнями Аль-Вахшия и Ум-эль-Кура в северной части провинции Алеппо. ночь. 4 деревни в окрестностях Алеппо подверглись интенсивному артиллерийскому и ракетному обстрелу со стороны турецких сил, дислоцированных на Научно-исследовательской базе в районе города Азаз. Ближе к вчерашнему утру СМО заблокировала попытки элементов группировки SDF проникнуть в город Эль-Баб, уничтожила многих боевиков, и после примерно двух часов боев оставшиеся элементы были выведены.
Российская военная полиция и турецкие силы провели совместное патрулирование в сельской местности Айн-эль-Араб (Кобани). Патруль, в составе 8 военных машин с обеих сторон, стартовал из села Гурейб в сельской местности Кобани и прошел через несколько сел, чтобы добраться до села Ашме на западе Кобани. Затем патрульные машины в сопровождении двух российских вертолетов вернулись в исходные точки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий