16.01.2014

Гуру

Гу́ру (санскр. गुरू — достойный, великий, важный, тяжелый, утвердившийся в истине, непоколебимый, учитель, мастер в индуизме и буддизме — духовный наставник, учитель. В пенджабском сикхизме — титул главы религиозной общины.
Гуру, в строгом смысле, является духовным учителем, передающим какую-либо информацию (прежде всего, Истину о Боге, Брахмане), тем, кто направляет и питает Пробуждение ученика.

В древних текстах практикующему йогу часто напоминают о желательности получения информации и указаний от гуру, или учителя. Слово гуру буквально означает «важный человек», тот, чьи слова ценнее самых уважаемых установленных и общепринятых принципов; он не диктатор, но советчик. В современном мире роль гуру по большей части исполняют книги, и многие люди достигают больших успехов в своей практике различных направлений йоги, если следуют книгам с внимательным внутренним различением и умеренностью.
Достойный, почтенный человек. Учитель. Наставник. Индийская традиция ставит учителя на высшую ступень почитания среди людей. Наиболее уважаемы учителя учителей, родоначальники школ, традиций. Институт учительства восходит к древним мудрецам (риши), которые, нарушая традицию одинокого существования, стали обучать юношей из высших сословий (варна). Эти дети были более развиты и подготовлены к постижению сложных концепций. Риши сделали знание доступным для другого, поднимая «младенцев» до своего уровня. Учителя-риши предложили людям не только знания, обретённые за долгие годы отшельнической жизни, но и новую идеологию, гармонизирующую общественное сознание в ведийскую эпоху. Возникло представление о системе передачи знаний и опыта. При отсутствии учебников и апробированных методик прямая, непосредственная передача знаний от учителя ученику (гуру-шишья парам-пара) осуществлялась индивидуально, сокровенно, интимно. Большое значение имела невербальная информация: мимика, жест, собственный пример и др. Позднее обучение стало происходить в доме учителя (гуру-кула), в ашрамах и монастырях. Большое значение придавалось психологической совместимости учителя и ученика. На первом этапе их взаимоотношения имеют характер обычного служения (саманья-сева?) ученика учителю, а на стадии обретения высших знаний — характер высшего служения (уттама-сева?). Учитель может взять на себя карму ученика, чтобы уничтожить её, а ученик может вызвать образ своего учителя методом визуализации (духовной концентрации) даже после его смерти, чтобы получить от него совет или помощь. Согласно гуру-йоге, регулирующей их взаимоотношения, ученик должен полностью довериться учителю, отказавшись от гордыни и самоуничижения. Учеников называют чела, челака, шравак, шравака, шайкша, садхак, садхака, шишья, прашишья, атеваси и др. Ученик низшей ступени (атхама?) понимает учителя с трудом. Средний ученик (мадхьяма?) понимает все указания и выполняет их. На высшей ступени способный ученик (уттама?) продолжает дело учителя. Найти «своего» учителя или ученика считается большой удачей. Термину «гуру» синонимичны ачарья, пандит, упадхьяя, бханант и др. Сложные концепции буддизма не постигаются на низком уровне развития и подготовки. Буддийские учителя учатся всю жизнь, разыскивая и изучая сутры, шастры, тантры. Достичь вершины буддийской практики редко кому удаётся в течение одной жизни. Буддист ощущает себя всегда в пути. Даже умирая, он предполагает, что в следующей жизни сделает ещё один шаг по пути к спасению.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D1%80%D1%83

Комментариев нет:

Отправить комментарий