Монголия в период Второй мировой войны являлась союзником СССР, оказывая ему экономическую помощь в борьбе с нацистской Германией и принимая непосредственное участие в войне против Японии.
Ввиду крайне обострённых отношений с китайскими властями и открытыми территориальными притязаниями на территорию Монголии со стороны созданного Японской империей марионеточного государства Маньчжоу-го, на территории Монголии с 1936 года дислоцировался 57-й особый корпус РККА, которым последовательно командовали комдивы И. С. Конев и Н. В. Фекленко. Когда 11 мая 1939 года 6-я японская армия вторглась на территорию МНР, согласно Протоколу о взаимопомощи от 12 марта 1936 года СССР выступил на стороне МНР. В сентябре 1939 года в ходе сражений на реке Халхин-Гол советская 1 армейская группа под командованием Георгия Жукова и части Монгольской народно-революционной армии (МНРА) под командованием маршала Х. Чойбалсана и комкора Ж. Лхагвасурэна одержали победу. СССР, Япония, марионеточное государство Маньчжоу-го и МНР подписали соглашение о прекращении огня.
22 июня 1941 года президиум Малого государственного хурала, Совет министров МНР и президиум центрального комитета Монгольской народно-революционной партии (МНРП) заявили о своей поддержке Советского Союза. Экономическая помощь со стороны МНР состояла в передаче денежных средств, тёплой одежды, продовольствия, скота, приобретении танковой колонны и эскадрильи.
В МНР был создан Фонд помощи РККА. В октябре 1941 года гражданами МНР был сформирован и отправлен 1-й эшелон с подарками, состоявший из 15 тысяч комплектов зимнего обмундирования, около 3 тысяч индивидуальных посылок на сумму более 1,8 млн. тугриков. Государственному банку СССР было передано наличными 587 тысяч тугриков. К концу 1944 года из МНР было отправлено 8 эшелонов с продовольствием и обмундированием на сумму более 25,3 млн тугриков. В начале 1945 года был отправлен последний, 9-й эшелон подарков из 127 вагонов.
16 января 1942 года начался сбор средств на приобретение танков для танковой колонны «Революционная Монголия». Граждане МНР передали во Внешторгбанк 2,5 млн тугриков, 100 тысяч долларов США и 300 кг золота. К концу 1942 года 53 танка (32 танка Т-34 и 21 танк Т-70) были доставлены в район Наро-Фоминска Московской области. 12 января 1943 года сюда прибыла монгольская делегация во главе с маршалом Х. Чойбалсаном, которая вручила танки 112-й Краснознамённой танковой бригаде.
В 1943 году был организован сбор средств для приобретения эскадрильи самолётов «Монгольский арат». В июле 1943 года на счет Наркомата финансов СССР было перечислено 2 млн тугриков. 18 августа Сталин выразил благодарность МНР. 25 сентября 1943 года на полевом аэродроме станции Вязовая Смоленской области состоялась передача эскадрильи 2-му гвардейскому полку 322-й истребительной авиационной дивизии. В составе авиаэскадрильи воевали Герои Советского Союза Н. П. Пушкин (первый командир эскадрильи), А. И. Майоров, М. Е. Рябцев. МНР также взяла на себя вещевое и продовольственное обеспечение танковой колонны и эскадрильи до конца войны.
В марте 1942 года власти МНР приняли постановление о закупках лошадей по специально установленным государственным ценам. В годы войны из МНР в СССР было поставлено более 500 тысяч лошадей. Один из участников войны отмечал неприхотливость и выносливость монгольских лошадей: «Сначала мы думали, что такие маленькие лошади не увезут солдат с полным снаряжением… Пройдя трудные военные дороги на монгольских лошадях, мы убедились, что они сильны, не знают усталости и неприхотливы в пище. В коротких перерывах между боями они сами щипали траву, грызли кору деревьев и всегда были готовы вступить в бой». Генерал И. А. Плиев говорил: «Коней требовалось много. Монгольские друзья безотказно обеспечивали нас, и неприхотливая монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина!».
Не менее ценной помощью для воюющего СССР стали поставки почти 500 тысяч тонн мяса и 64 тысяч тонн шерсти.
Основными предметами импорта СССР из Монголии являлись крупный и мелкий рогатый скот, конское поголовье, кожсырье, пушно-меховое сырье, полушубки, шерсть, войлок. С июня 1941 г. до конца 1945 г. СССР ввез из Монголии 0,7 млн голов крупного рогатого скота, 4,9 млн голов мелкого рогатого скота, 0,4 млн лошадей, почти 6 млн штук мелкого кожсырья. Советский Союз расплачивался с Монголией в течение всей войны продовольственными и промышленными товарами.
Другим направлением помощи со стороны МНР являлось укрепление собственных вооружённых сил. Численность армии постоянно наращивалась и к концу войны возросла в 3-4 раза, на нужды армии и ополчения тратилось до 50 % государственного бюджета. Монгольская народно-революционная армия рассматривалась как дополнительный сдерживающий фактор против Квантунской армии помимо войск 17-й армии РККА, дислоцированной на территории МНР на протяжении всей войны.
Кроме того, МНР стремилась всемерно сокращать ввоз товаров из СССР, развивая у себя некоторые виды производств (обувные, кожевенные, шерстяные, суконные изделия).
10 августа 1945 года МНР объявила войну Японии, направив на фронт 80 тысяч человек для участия в Маньчжурской операции, эти силы приняли участие в боях с японо-маньчжурскими войсками в августе 1945 года. МНРА в составе фронта Р. Я. Малиновского нанесла удар от сомона Сайншанд в пустыне Гоби в направлении китайского города Калган (ныне Чжанцзякоу) по войскам князя Дэ Вана и Суйюаньской армейской группы. Кавалерийские части монголов в составе советско-монгольской конно-механизированной группы под командованием генерал-полковника И. А. Плиева атаковали из Северной Гоби в направлении уезда Долон-Нур (ныне Долунь) во Внутренней Монголии. В ходе боевых действий погибли около 200 солдат и офицеров МНРА. Трое военнослужащих МНРА удостоились звания Героя Монгольской Народной Республики.
Одним из важных политических итогов участия Монголии в войне против Японии стало признание Китаем независимости МНР.
В феврале 1945 года на Ялтинской конференции великих держав была достигнута договорённость о том, «что через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне Союзников при условии сохранения статус-кво Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики)». Партия Гоминьдан, правившая в Китае, расценивала это как сохранение положения советско-китайского соглашения 1924 года, согласно которому Внешняя Монголия входила в состав Китая. Однако СССР объявил, что соглашение в Ялте следует интерпретировать иначе: наличие в тексте слов «Монгольская Народная Республика» означает, по мнению Советского Союза, признание Черчиллем и Рузвельтом независимости МНР.
В августе 1945 года СССР и Китайская Республика заключили договор, по которому Китай согласился признать независимость МНР при условии, что будет проведён всенародный референдум. 20 октября 1945 года в МНР был проведён плебисцит, по итогам которого абсолютное большинство (99,99 %, внесенных в списки) граждан МНР голосовало за независимость страны. По результатам плебисцита 5 января 1946 года правительство Китая признало независимость МНР. После победы коммунистов в гражданской войне в континентальном Китае и образования КНР лидер компартии Мао Цзэдун настаивал на пересмотре итогов соглашения 1945 года и предлагал создать монгольскую автономию в составе КНР. Однако в ходе советско-китайских переговоров 1949-1950-х годов СССР также добился дипломатического признания МНР со стороны нового китайского государства, это произошло на фоне попыток США использовать монгольский вопрос для разжигания противоречий между СССР и КНР. /ru.wikipedia.org/
Комментариев нет:
Отправить комментарий