28.08.2019

Мечта России о Константинополе: последняя попытка времен Первой мировой войны (Феникс, Китай)

Российская империя не скрывала своих стремлений заполучить контроль над Черным морем, и русский народ сделал своей главной целью присоединение Константинополя, который с 1453 года находился под управлением Османской империи, пишет «Феникс». Однако даже несмотря на то, что у России была возможность получить город во время Первой мировой войны, ее мечтам не суждено было сбыться.
Сначала правления Петра Великого династия Романовых не скрывала своих амбиций, связанных с получением контроля над Черным морем. Под влиянием представлений о Москве как о «Третьем Риме» русский народ сделал своей главной целью присоединение Константинополя и выход к Черному морю. Однако желания русских расходились с реальностью: с 1453 года город, который они прозвали «Царьградом», находился под контролем Османской империи. Россия неоднократно пыталась захватить Константинополь, но всякий раз терпела неудачу. Но во время Первой мировой войны у нее появилась беспрецедентная возможность: между Россией, Англией и Францией было заключено соглашение Сайкса-Пико, устранявшее препятствия на пути получения Константинополя. После этого генерал Александр Колчак создает Царьградский полк, и русская армия вновь предпринимает попытку захватить Константинополь. В 1917 году Россия была полна решимости заполучить ослабленную Османскую империю, которой тогда управляли младотурки.
Россия положила глаз на Константинополь еще за четыре века до начала Первой мировой войны. В 1469 году Софья Палеолог, племянница последнего императора Византии, вышла замуж за московского князя. Благодаря этому политическому браку в относительно отсталую на тот момент Россию проникла более развитая византийская культура, которая продолжала оказывать влияние на страну еще несколько столетий.
Расширение территорий и распространение православия увеличили желание Москвы стать «Третьим Римом». Княгиня Софья не только принесла в Россию византийскую теорию права, но и ненависть к Османской империи. Московское княжество, располагавшееся в Восточной Европе, превратилось в Московское царство, возглавляемое не князем, а царем (от слова «цезарь»). В последующие четыре столетия из-за множества стратегических, экономических и религиозных причин Россия и Османская империя воевали десять раз (русско-турецкие войны). За все это время Россия сумела захватить большое количество территорий от Молдавии до Крыма. Благодаря развитию идей панславизма российское влияние постепенно дошло до Балкан, а Черное море, как и предполагалось, становилось частью Российской империи. Казалось, что Константинополь был уже почти у них в руках. 
Поздняя Османская империя была уже не в силах сопротивляться притязаниям России, но Англия и Франция тоже имели интерес к территориям Ближнего Востока и безжалостно боролись за эти земли со своими братьями-христианами. В трех русско-турецких войнах 1829 года, 1853-1856 гг. и 1878 года, Англия и Франция сражались против России. В крымской войне 1853-1856 гг. они нанесли сокрушительный удар по Царской России, желавшей получить выход к Черному морю. Константинополь, находившийся на границе Европы и Азии, был не только выходом к Черному морю, через который можно было попасть в Средиземное, но и центром православия. Именно поэтому он имел важное сакральное значение и являлся России желанной, но труднодостижимой целью. Так было до начала Первой мировой войны.
В 1914 году европейские монархии приходили в упадок, а республики развивались быстрыми темпами. Мирные на первый взгляд времена скрывали в себе классовые и идейные конфликты. Один выстрел Гаврило Принципа вывел эти противоречия наружу. Войска прошли от бельгийской крепости до заснеженных Кавказских гор и сточных вод в Циндао, а о противостоянии Антанты и Тройственного союза нечего и говорить. В начале войны у Николая II не было никаких планов по захвату Константинополя. Целью Российской империи были Балканы и ослабление Германии. Однако в ноябре того же года слабая Турция была вынуждена вступить в азартную игру под названием «мировая война». Это дало Николаю II шанс реализовать давнее стремление России присоединить Константинополь.
Император с презрением произнес: «Опрометчивый поступок Турции откроет России путь к разрешению завещанных ей предками исторических задач на берегах Черного моря». Антанта тайно договорилась о разделе территорий Османской империи еще до начала боевых действий, а вступление Турции в войну только ускорило этот процесс. Великобритания попыталась захватить Константинополь быстрее России и вынудить Турцию выйти из войны, но была разбита в ходе Дарданелльской операции, победа России на Кавказе окончательно заставила Великобританию отказаться от претензий на данную территорию, а также признать важность разработки договора о разграничении сфер влияния на Ближнем Востоке.
С помощью Марка Сайкса, английского эксперта по Ближнему Востоку, за стол переговоров сели три державы: Россия, Англия и Франция. Англия и Франция потребовали от России признать их стремление поделить между собой арабский регион, взамен они были готовы согласиться на требования русской стороны относительно Константинополя и проливов. 16 мая 1916 года министр иностранных дел Российской империи Сергей Дмитриевич Сазонов от имени России подписал соглашение Сайкса-Пико. С того момента, у России больше не стало препятствий на пути осуществления своей давней цели. Французский посол сказал: «Имею честь заявить его превосходительству господину Сазонову, что вопрос о Константинополе и проливах был разрешен сообразно с желаниями России».
Николаю II было необходимо как можно быстрее присоединить Константинополь, чтобы укрепить веру православного населения этого города в необходимости продолжения войны. Зимой 1916 года в Петрограде уже начались беспорядки. В тот год во всей России бушевала сильная метель и ощущалась острая нехватка ресурсов. Присоединение Константинополя перестало быть способом обогащения, а стало вопросом выживания. Черноморский флот готовился к нападению на пролив Босфор, а войско во главе с генералом Колчаком собиралось в Одессе. Османская империя еще не успела прийти в себя после Дарданелльской операции, и это был идеальный момент для нападения. 6 марта 1917 года министр иностранных дел Николай Покровский подал в Верховное командование заявление о разрешении на начало спецоперации в Босфоре. Однако он не получил ответа от Николая II и Верховного командования. 8 марта 1917 года рабочие вышли на улицы и началась Февральская революция.
Революция быстро охватила Россию. Временный комитет Государственной Думы и Совет Рабочих Депутатов пришли к власти, однако завоевание Константинополя продолжалось. Советские лозунги «отказаться от империалистической аннексии и прекратить войну» не повлияли на своенравное командование черноморского флота. Временное правительство призывало страны Антанты и своих сограждан сделать Константинополь инструментом политической стабилизации. В разгар революции в армии царило смятение, войска предприняли отчаянную попытку атаковать Босфор, однако потерпело неудачу. Из почти достигнутой заветной мечты присоединение Константинополя превратилось в мираж. Ярый приверженец православия, историк и министр иностранных дел в составе Временного правительства Павел Милюков назвал это «актом исторического отступничества, равного которому едва ли можно приискать в летописях человечества». Однако никто не в силах что-то исправить: как ход истории сверг монархию, то же самое происходило и с буржуазным Временным правительством.
26 июля 1917 года в Одессе под влиянием Советов вспыхнул военный бунт. Красные бросили в Босфорский пролив «сообщение русских революционеров для турецкого народа», заявив, что выступают против империалистического правительства и просят Турцию следовать их примеру. С того дня четырехсотлетняя мечта России превратилась в историю, Троцкий, один из лидеров революции, опубликовал детали Соглашения Сайкса-Пико, раскрыв содержащиеся в нем коварные замыслы. Это повлекло за собой разрыв отношений между Великобританией, Францией и арабским миром. Константинополь вновь стал для России лишь мечтой, хотя для простого народа это было совершенно неважно. Красные одержали победу в гражданской войне, изменив судьбу каждого человека.
Как говорила королева Великобритании Виктория, Россия часто стояла у ворот Константинополя, однако это всегда заканчивалось ничем. Расширение территорий на юг под предлогом подражания великой Византии — это цинично. России выпала редкая возможность захватить Константинополь во время Первой мировой войны, однако это не только не спасло монархию, доживающую свои последние дни, но и потянуло за собой истощенное Временное правительство. В конечном итоге народ поддержал то правительство, в котором он нуждался. В конце концов, разве мечты о Константинополе могут быть важнее насущных проблем простого народа?

inosmi.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий