Народ Азербайджана внес посильный вклад в дело победы в Великой Отечественной войне. Несмотря на отдаленность от театра военных действий он испытал всю тяжесть и горечь войны.
Только в первые дни войны более 40 тыс. сынов и дочерей Азербайджана подали заявления в военные комиссариаты об отправке на фронт. За короткий период 186704 человека записались в ряды народного ополчения. С оружием в руках сражался каждый пятый житель Азербайджана: при населении в 3,4 млн. человек (1941 г.) на фронт ушли 681 тыс. человек (из них более 10 тыс. – женщины). 300 тыс. граждан страны не вернулись в родной дом.
Для воинских частей были подготовлены 15 тыс. медсестер и сандружинниц, 750 связистов, 3 тыс. шоферов. В войне также участвовали азербайджанские женщины, среди которых – партизанка Алия Рустамбекова, снайпер Зиба Ганиева, зенитчица Алмаз Ибрагимова, капитан морского парохода Шовкет Салимова и многие другие.
Родина достойно оценила подвиг соотечественников: свыше 170 тыс. азербайджанцев награждены боевыми орденами и медалями. 127 выходцев из Азербайджана получили высшую награду страны – звание Героя Советского Союза. Первым азербайджанцем, ставшим Героем Советского Союза, стал лейтенант Исрафил Мамедов. В мае 1945 года бойцы Мамедов, Ахмедзаде, Бережной и Андреев под руководством лейтенанта А. Меджидова водрузили Знамя Победы над Бранденбургскими воротами. Как пишет маршал Жуков в книге “Воспоминания и размышления”, “среди первых ворвавшихся в Берлин была 416-я дивизия: командир – Д.М. Сызранов, начальник политотдела – полковник Р.А. Меджидов”.
Успешно сражались азербайджанские бойцы в партизанских отрядах и группах в странах Западной и Восточной Европы. Во Франции азербайджанский партизанский отряд – командир Гусейнрза Мамедов. В Италии – отряд “Руска чета” командир Джавад Хакимли. В Крыму – 8-й азербайджанский “Красный партизан” – командир Мамед Алиев. В Белоруссии диверсионная группа партизанского отряда “Правда” – командир Мамед Исаев.
Но жители Азербайджана сражались не только на полях войны. Неоценим их труд в тылу. На территории Азербайджана были организованы 87 истребительных батальонов, 1124 отряда самообороны и 15-тысячный отряд ПВО, сформированы пять национальных стрелковых дивизий, с боями прошедших от предгорий Кавказа до Прибалтики, Восточной Европы и Берлина.
Уже весной 1942 года на фронт стали вылетать боевые истребители “ЯК-3”, рожденные в Баку. В этот период в городе Кировабад (Гянджа) действовал крупный авиаремонтный завод, было отремонтировано и отправлено на фронт 782 самолета различных типов, а также свыше 1550 авиадвигателей и других запчастей.
Трудно себе представить боевые действия танков, самолетов и т.д. и, соответственно, сроки окончания войны, без бакинской нефти. В годы войны Азербайджан был главным поставщиком на фронт нефти и нефтепродуктов, это составляло свыше 70% общего объема, производимого в тот период в СССР.
В суровые годы войны день и ночь трудились славные работники тыла. Несмотря на трудности, нефтяной Баку бесперебойно снабжал фронт нефтью. Четыре из пяти самолетов, танков и автомашин, действующих на фронте, были заправлены бензином, выработанным на бакинских нефтеперегонных заводах, добытых на бакинских нефтяных промыслах. В условиях ухода на фронт квалифицированных рабочих, мастеров и инженеров, а также прекращения обеспеченности промыслов машиностроительной техникой бакинские нефтяники достигли максимальной добычи нефти. Это был героический подвиг бакинцев и достойный ответ на призыв партии и правительства сделать “Всё для фронта, всё для Победы”.
В первый год войны, писал в своей книге “Даю жизнь” Н.Байбаков, учитывая возросшие потребности в нефти, нефтяники Баку достигли рекордного уровня нефтедобычи - 23,482 миллиона тонн. Никогда ранее в Баку не добывалось столько нефти и до сих пор этот рекорд не превзойден.
Высококвалифицированные специалисты добровольно и по мобилизации ушли на фронт. Их заменили жёны, сёстры, пенсионеры. Они составили в 1941 году одну треть работающих на промыслах и заводах, а к 1944 году их число достигло 60%. Пройдя кратковременное обучение, они сходу включались в трудную работу по эксплуатации скважин и выдачи нефтяной продукции.
С первых дней войны все бакинские предприятия переводятся на военный режим с 12-часовым рабочим днём без выходных и отпусков. Заводы нефтяного машиностроения переключаются на производство боеприпасов и вооружений для фронта, что привело к значительному снижению буровых работ. По призыву комсомола на промыслы приходят из деревень 15 тысяч юношей и девушек. На промыслах создаются молодёжно-фронтовые бригады, которые осуществляют бесперебойную отправку на фронт горючего.
1942-ой год. Немецкие войска приближались к Баку. Гитлером даже была назначена дата захвата города - 25 сентября 1942 года. В этих условиях началась подготовка к эвакуации. К осени 1942 года были заглушены и подготовлены к уничтожению 764 скважины, а 81 комплект бурильного оборудования вместе с персоналом переправлен в Туркменистан. Вместе с тем, Баку обеспечивал фронт нефтью, восстанавливая и эксплуатируя старые скважины.
В июле 1942 года враг отрезал все пути снабжения фронта нефтепродуктами, ранее проходившие из Баку через Грозный в Ростов. Учитывая то, что немцы блокировали традиционные пути транспортировки, было решено вывозить нефть через Среднюю Азию. Бакинские нефтяники и каспийские моряки наладили снабжение фронта через Каспий и Красноводск. Впервые в мировой практике железнодорожные цистерны с нефтью на плаву по морю буксировались из Баку в Красноводск. Каждую ночь по морю отправляли связки 35 железнодорожных цистерн. Переправа нефтяных цистерн через буйный Каспий из Баку в Красноводск также была “дорогой жизни” для всего фронта.
В целом за годы войны было добыто 75 млн. тонн нефти, что составило три четверти всей добываемой советской нефти. Из нефтепродуктов было произведено 22 млн. тонн бензина, что составило 80% общесоюзного бензина, 90% общесоюзного лигроина, 96% общесоюзных масел. На долю Баку приходилось около 85% производства авиационного бензина. Было поставлено фронту более 1 миллиона тонн высокооктанового бензина Б-78. В Баку было налажено производство 100 новых нефтехимических продуктов.
Неустанно трудясь под лозунгом «Все для фронта, все для победы», нефтяники Азербайджана 160 раз получали переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов и Народного комиссариата нефтяной промышленности СССР, что являлось в те годы показателем высокой оценки труда.
Маршал Константин Рокоссовский в своих мемуарах писал: "В каждом рейде советских танкистов, в каждой победе над немецкими фашистскими силами немалая доля успехов принадлежит бакинским нефтяникам".
Маршал Советского Союза Георгий Жуков в своих воспоминаниях также отмечал важную роль нашей столицы в победе: "Нефтяники Баку давали фронту и стране столько горючего, сколько нужно было для защиты нашего Отечества, для быстрой победы над врагом".
Советское правительство за выдающиеся успехи удостоило званием Героя Социалистического Труда бакинских нефтяников С.А.Везирова - начальника Азнефти, Р.Г. Исмайлова - начальника объединения Азнефтзавода и бурового мастера Рустама Рагимова.
Во время войны действующие в Баку машиностроительные заводы были переключены на производство оружия и боеприпасов. Они производили жидкость для зарядки зажигательных бутылок, которые называли “коктейль Молотова”. 3 декабря 1941 года постановлением Государственного Комитета Обороны (N249) за подписью И.Сталина было решено организовать в Баку производство серийного истребителя “ЯК-3”. Уже весной 1942 года на фронт стали вылетать боевые истребители “ЯК-3”, рожденные в Баку. В июле 1942 года в Баку был создан новый завод № 160 по выпуску гвардейских минометов, известных в народе как “Катюша”. В Баку производилось более 130 видов вооружения и боеприпасов.
В 1942 году для подготовки высококвалифицированных кадров разведчиков в Баку была создана Бакинская межкраевая школа разведки, уникальная в своем роде. Она просуществовала до 1953 года.
В фонд обороны было передано из личных сбережений 15 кг золота, 952 кг серебра, 320 млн рублей. Отправлено на фронт более 1,6 млн единиц необходимых товаров и 125 вагонов теплой одежды. Только Ленинграду до лета 1942 г. бакинские предприятия собрали и отправили 2 вагона икры паюсной, 40 тонн сухофруктов, 12 вагонов томата-пюре и соков, много печеночного экстракта, гематогена, желатина и др. продуктов питания, а также медикаменты и перевязочные средства. Значительная помощь - как продовольствием, так и оборудованием и деньгами - была оказана также Сталинграду, Ставропольскому и Краснодарскому краям. Бакинские предприятия участвовали в восстановлении ДнепроГЭС и порта Азов, других важных объектов. В годы войны республика была покрыта сетью эвакуационных госпиталей, через которые прошло более 440 тыс. раненых.
Азербайджан отдал Победе не только своё основное богатство — нефть, но и самое дорогое достояние - 300 тысяч жизней своих доблестных сыновей и дочерей.
Азербайджанцы, никогда не должны забывать о том, что наши деды и прадеды отдавали свои жизни на полях сражений, трудились день и ночь на заводах и фабриках под лозунгом "Все для фронта! Все для победы!". Они приближали День Победы. В этой Победе есть их большая заслуга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий