12.09.2019

Положение евреев в царской России

В России евреи длительное время находились практически вне закона. Несколько раз их изгоняли из пределов государства российского царскими указами. Еще 1113 году постановлением всех князей русских им было запрещено селиться на русских землях. Монголы евреев просто уничтожали поголовно. В 1504 г. на Руси началось преследование «жидовствующих». При Иване Грозном крестившихся евреев не трогали, а не желавших переходить в православие — казнили. Петр I (1672-1725 гг.) резко ограничил въезд евреев в Россию, хотя некоторые из них прекрасно себя чувствовали при его дворе. Петр говорил: «Я предпочитаю видеть в моей стране магометан и язычников, нежели евреев. Последние являются обманщиками и мошенниками. Они не получат разрешение поселяться и устраивать свои дела. Несмотря на мои распоряжения, они стараются осуществлять это подкупом моих чиновников с целью стать равноправными». Императрица Елизавета Петровна была более решительной, и своим Указом правительственному Сенату от 2 декабря 1742 года приказала «вышибить всех евреев вон из России».
Русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев (1686-1750 гг.), поясняя причины этого решения, писал: «Добавить весьма надобно о пагубнейшей вредоносности жидов, сиречь евреев, наилучше сказать иуд, предателей всесветных, дабы полное изъяснение дать причин их изгнания из России общим определением всех князей русских в 1113 году, а не то у доброхотных читателей может ложное мнение о жидах образоваться. Изгнаны они, иуды, из России за великие и злые душегубства, убиения ядом лучших людей, людей русских. Распространение отравных зелий и тяжких смертельных заразительных болезней всяческими хитроковарными способами, за разложения, кои они в государственное дело вносят. А поскольку ни совести, ни чести, ни правды у жидов и в помине нет, то впускать их обратно в Россию — деяние, много хуже государственной измены. Маю я, что государство или республика, где жидов зело много, быстро к упадку или гибели придут, понеже или евреев — семена разложения, злопагубного пренебрежения родными обычаями, добрыми нравами повсюду вносят. Особливо опасны они, природные ростовщики-кровососы, тайные убийцы и всегдашние заговорщики для Великой России. Понеже народ Великороссийский самый мужественный на земле, честный и трудолюбивый, но прямодушный и чистосердечный, что немалую помеху к распознанию жидов, тайных иезуитов и масонов составляет. Безмерно гостеприимство народа русского. Сим некогда пользовались, а могут и в будущем пользоваться, если мы или потомки наши мудрый Указ 1742 года забвению предадим» (В.Н. Татищев, «История Российская», Т. 4. М., 1964).
При Павле 1 (1754-1801), который несколько ослабил ограничения гражданских прав евреев, изучением вопросов, связанных с их положением в России, занялся министр юстиции поэт Г.Р. Державин. Он обратил внимание на то, что обособленность евреев искусственно поддерживается с помощью иудаизма. «Синагоги, — писал Державин в своем докладе царю, — являются не чем иным, как гнездами предрассудков и антихристианской ненависти; «кагалы» образуют государство в государстве, чего не должен допускать правильно устроенный политический организм». Вывод, как видим, тот же, что у Наполеона. Державин обратил также особо внимание царя на то, что, получив лицензии на продажу спиртного, еврейские корчмари спаивают крестьян. «В корчмах, открытых в чертах оседлости жидами, — писал Державин в своей докладной, — крестьяне развращаются, истощают свою жизнь. Из 1650 питейных заведений 1548 принадлежат жидам. Из 1297 табачных лавок 1293 были также собственностью жидов».
Большое влияние поэт оказал и на формирование взглядов Александра I (1801-1825), который предпринимал многократные попытки разрушить изоляционизм еврейской общины в России, ограничив власть кагала. Державин считал, что главным направлением для исправления существующего положения должно быть «моральное совершенствование евреев, подобно тому, что произошло в Германии во времена деятельности Моисея Мендельсона, где, по его мнению, «царству Талмуда пришел конец. Теперь в немецких землях, — писал он в своей докладной записке царю, — имеется множество образованных евреев, не уступающих самым эрудированным людям Европы». Как и при Павле I, Державин предлагал заставить евреев заняться «честными и полезными ремеслами» и моральным самоусовершенствованием. Александр I надеялся, что в результате эмансипации ускорится обращение евреев в христианство и таким образом их удастся ассимилировать. В развитие этих идей царь учредил специальный комитет по делам евреев.
В 1802-1803 годах в рамках общего реформирования государственного устройства России Державин, назначенный министром юстиции, попытался законодательно ограничить полномочия кагалов в западных губерниях, но не преуспел в этом и вскоре вынужден был оставить свой пост — утверждалось, что для его устранения было роздано взяток в совокупности на один миллион рублей. Сумма по тем временам огромная. В должности министра поэт-царедворец продержался всего год и был отправлен в полную отставку. На прямой вопрос Державина, за что его увольняют, император Александр 1 откровенно ответил: «Ты очень ревностно служишь».
В 1817 г. уже после смерти Державина император издал указ, запрещающий обвинять евреев в убийстве христианских детей «без всяких улик, по единому предрассудку». В результате были закрыты все дела по обвинениям в кровавых наветах. В том же году было учреждено Общество израильских христиан, в задачи которого входила помощь крестившимся евреям.
Император Николай I (1796-1855) в своих записях, сделанных им во время путешествия по Белоруссии примерно в тех же выражениях, что и Наполеон в свое время, высказался о евреях-ростовщиках, нещадно обиравших крестьян. «Евреи здесь сильно эксплуатируют несчастное население, — писал Император. — Это настоящие пиявки, рассеянные повсюду и высасывающие из населения кровь. Главной причиной разорения крестьян являются евреи, которые по значимости являются вторыми после землевладельцев; своим уменьем они эксплуатируют несчастное население. Они являются здесь всем: торговцами, подрядчиками, содержателями кабаков, мельниками, поставщиками, ремесленниками и т. д. Они настолько хитры в обманывании людей, что предоставляют деньги наперед за непосеянные хлеба и удешевляют цены на урожай перед тем, как поля еще не убраны. Они обыкновенные пиявки, которые высасывают все и полностью истощают области».
В 1844 г. были ликвидированы кагалы, до этого признанные органы еврейского самоуправления. Для сбора податей и поставки рекрутов были выделены специальные люди из состава еврейских общин. Были отменены еврейские обычаи ношения пейсов, бритье головы женщинам и т. д. Специальным распоряжением Николай I запретил принимать евреев на гражданскую службу «доколе они остаются в еврейском законе» (См.: Иосиф Кременецкий, «Правовое положение евреев в России при царизме», http://sohnut-odessa.narod.ru/ pravpologenie).
При Александре II произошли существенные изменения в отношении черты оседлости евреев. Рядом указов, выпущенных в период с 1859 по 1880 год, значительная часть евреев получила право беспрепятственно расселяться по территории России. Право свободного расселения получили купцы, ремесленники, врачи, юристы, выпускники университетов, их семьи и обслуживающий персонал, а также, например, «лица свободных профессий». А в 1880 году указом министра внутренних дел было разрешено оставить на жительство вне черты оседлости тех евреев, кто поселился незаконно.
Современник писал о тех временах: «С конца пятидесятых годов началось переселение богатых еврейских купцов в столицы и другие города вне черты оседлости, а за ними потянулась вереница служащих и доверенных, которые, в свою очередь, привлекали туда родных и знакомых. Таким образом, в Петербурге. возникла новая община взамен прежней, управлявшейся николаевскими отставными солдатами. Один из евреев-старожилов так объяснил это отличие: «Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!..» С выходцами из черты оседлости происходила полная метаморфоза: откупщик превращался в банкира, подрядчик — в предпринимателя высокого полета, а их служащие — в столичных денди. Многие вороны напялили на себя павлиньи перья; выскочки из Балты и Конотопа через короткое время считали себя «аристократами» и смеялись над «провинциалами». Биржа, в которой только что начала развиваться спекуляция ценными бумагами, приводила к расточительности. За всяким эфемерным барышом в несколько сот рублей следовал роскошный обед с товарищами в ресторане у Додона. Образовалась фаланга биржевых маклеров — «зайцев», производивших колоссальные воздушные обороты. Некоторые такими способами составили себе состояние, другие же погибли в этом водовороте». (Ф.С. Кандель, «Очерки времен и событий из истории российских евреев». Т. 2. Очерк IX).
В 1861 году, когда начались антирусские волнения в Польше, варшавский раввин Беруш Майзельс своими проповедями в синагогах призывал к единению с поляками, и евреи города во главе со своими раввинами выходили на демонстрации в поддержку независимости Польши. Евреи вели агитацию среди рабочих, нелегально перевозили оружие. В 1863 году восставшие уже сражались против русских войск в Польше, Литве и Белоруссии, и всячески старались привлечь на свою сторону полмиллиона польских евреев. Вскоре в отрядах повстанцев появились еврейские добровольцы. Варшавская община собирала средства на нужды восстания, а когда повстанцам срочно нужны были деньги, они шли к богатым евреям и получали необходимое. Бывали даже случаи, когда евреи сообщали восставшим о передвижении русских войск. После подавления восстания, евреев — наравне с польскими повстанцами — сажали в тюрьмы, сдавали в солдаты, наказывали плетьми и ссылали в Сибирь на поселение и на каторгу. Но польское восстание затронуло, в основном, немногочисленную еврейскую интеллигенцию. Все остальное еврейское население не участвовало в восстании, а в Литве и Белоруссии ему даже не сочувствовало. Тем не менее, семена революции на ниву польского еврейства были брошены.
После убийства Александра II правительство нового императора Александра III (1881-1894 гг.) подошло к еврейскому вопросу весьма жестко. В августе 1881 г. в каждой губернии черты оседлости были созданы специальные комиссии для определения «вреда, причиняемого коренному населению экономической деятельностью евреев». 3 мая 1882 года были приняты «Майские правила» («Временные правила»). Они разрабатывались на базе рекомендаций этих комиссий под руководством нового министра внутренних дел графа Н. П. Игнатьева, а проводились впоследствии сменившим Игнатьева министром внутренних дел Д. А. Толстым. По этим правилам евреям запрещалось: а) селиться в сельской местности; б) приобретать недвижимое имущество вне местечек и городов и арендовать земельные угодья; в) торговать в воскресенье и в христианские праздники. В феврале 1883 года Толстым была созвана Высшая Комиссия по пересмотру действующих в Империи законов о евреях, в которую вошли, среди прочих, барон Гораций Гинцбург, С. С. Поляков и ряд других евреев. Возглавил ее граф К. И. Пален. После пятилетней работы большинство членов Комиссии рекомендовало постепенно расширить права евреев с тем, чтобы приравнять их в правовом отношении к другим жителям государства. Однако император Александр III отклонил это предложение и согласился с мнением меньшинства в Комиссии, требовавшего сохранить «Временные правила». Отменили их только в марте 1917 г. (КЕЭ, том 1, кол. 477-478).
С введением «Правил» в царствование Александра III началась негласная политика «выдавливания» евреев из России. Запреты на мелкую торговлю в деревнях лишили многих мелких лавочников-евреев основного дохода. В 1891 г. были изданы распоряжения о выселении евреев-ремесленников и мелких купцов из Москвы, а несколько раньше — в 1887 г. о процентной норме для поступления евреев в гимназии и университеты. Земская реформа 1890 года лишила евреев права участвовать в органах земского самоуправления, а Новое Городовое положение от 11 июня 1892 г. совершенно устранило евреев от участия в выборах в органы городского самоуправления. К началу нового XX века почти полностью вытеснили с государственной службы евреев-юристов. Но самым чувствительным ударом по евреям, содержавшим шинки и занимавшихся ростовщичеством, стало введение в 1895 году винной монополии. Все это существенно ухудшило экономическое положение евреев, как в черте оседлости, так и во всей Российской империи.
Ко всем этим напастям добавились и еврейские погромы, искусственно поощрявшиеся властями на местах. Но вот что интересно — еврейские погромы в России начали не русские, а греки. Так, поводом к первому известному погрому в 1821 году в Одессе послужили слухи о причастности евреев к убийству в Стамбуле греческого православного патриарха Григория. В 1859 и 1871 годах греки устроили погромы в Одессе, где в 1871 году были разгромлены сотни еврейских шинков, лавок и домов (без человеческих жертв), а в 1862 году произошел погром в Аккермане (ныне Белгород-Днестровский, Украина). И вновь их основными участниками были местные греки. Враждебность между греками и евреями возникала на почве торговой конкуренции. Так, погром 1871 года в Одессе был организован греческими купцами в ответ на то, что евреи отняли у них контроль над большинством банков и внешнеторговых операций.
Царствование Александра III с самого начала ознаменовалось погромами в 1881-1882 гг. в 166 городах и местечках Российской Империи. Тысячи еврейских домов были разрушены, многие еврейские семьи лишились имущества, сотни мужчин, женщин и детей были ранены, а некоторые убиты. При этом по заявлению губернатора Нижнего Новгорода, «в народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев». В 1890-х годах погромы возобновились. В Стародубе (Черниговская губерния) — 29 сентября 1891 г. В Кутаиси — в 1895 г. В 1897 году в местечке Шпола Киевской губернии (18-19 февраля) и местечке Кантакузенка Херсонской губернии (16-17 апреля). 19-21 апреля 1899 года, во время празднования православной Пасхи, произошел трехдневный погром в Николаеве. Но самый известный и крупный погром произошел в дни православной Пасхи, в Кишиневе 6-7 апреля 1903 года. Было убито 49 и ранено 586 человек. Погром был спровоцирован кровавым наветом в близлежащих Дубоссарах и погромными антисемитскими статьями в газете «Бессарабец», редактировавшейся П. Крушеваном. В августе-сентябре 1904 года в ряде городов и местечек Украины и Белоруссии новобранцы, призванные на русско-японскую войну, учинили ряд погромов. Особенно жестоким был погром в городе Александрия Херсонской губернии, где толпа ворвалась в синагогу в Йом-Киппур и избила молящихся (около 20 евреев погибли).
Одному из самых влиятельных придворных того времени К. Победоносцеву (1827-1907), оказавшему большое влияние на Александра III., приписывается высказывание: «Треть евреев выедет из России, треть крестится, а треть вымрет». В конце XIX века десятки тысяч евреев, бежавших из России, сосредоточились в Германии и Австро-Венгрии, ожидая возможности уехать в США. В 1881-1914 гг. Российскую империю покинули 1 млн. 980 тыс. евреев. Из них 78,6 % евреев (1 млн. 557 тыс. человек) прибыли в США, лишь немногие ехали в Палестину, Аргентину и другие страны.
Профессор Джон Клиер (англ.) писал в энциклопедии «Британника» о причинах, стимулировавших политизацию в среде российских евреев: «Юдофобские установки имперского правительства создали условия, стимулировавшие переход евреев в оппозицию -революционную или «буржуазную». Антиеврейские погромы, омрачившие эпоху, рассматривались царем как проявление народной поддержки режима, что сподвигло правительство на выражение, пусть символического, но одобрения действий правых элементов, использовавших антисемитизм в качестве идеологической платформы».
в 1897 году по решению исполкома ВСО был создан российский филиал Всемирной сионистской организации. Одна за другой возникали сионистские организации в России и Польше. Все они без исключения насаждали национализм в еврейской среде, резко выступали против ассимиляции, независимо от того, были их лидеры правыми или левыми.
В июне 1903 г. министр внутренних дел России Плеве дал указания принять решительные меры против сионистов, так как они по его заявлению, отклонились от своей первоначальной цели, а именно — эмиграции евреев в Палестину, и вместо этого стали заниматься революционной пропагандой и созданием тайных обществ.
Бунд и лидеры левых сионистских партий типа Поалей Цион, активно поддерживали «революционный» терроризм народников и позднее эсеров. Но именно под их влиянием V конференция Бунда (сент. 1902 г., Бердичев) призвала «отвечать на белый террор царизма организованной местью».
14 декабря 1906 года, вскоре после неудавшейся революции 1905 года англичанин Уильям Кертис произнес речь под названием «Еврейская месть». Речь эта была почему-то напечатана в «Национальном Географическом Журнале» за май 1907 года. В этой речи Кертис заявил: «Революционные лидеры почти все принадлежат к еврейской расе, и наиболее эффективное революционное агентство — это еврейский «Бунд» с его штаб-квартирой в Белостоке, где недавно был погром. Русское правительство страдает от еврейской расы больше, чем от всех других, вместе взятых. Где совершено отчаянное преступление — там всегда еврей, и вы едва ли во всей империи найдете хоть одного лояльного еврея. Хрусталев (Носарь), Председатель Петербургского Совета — еврей, руководивший всеобщей забастовкой. Максин, который организовал революцию в Прибалтике — тоже еврей. Гершуни, лидер террористов — тоже еврей. Я мог бы тут перечислять и перечислять революционных и террористических лидеров и каждый из них еврей». (William Curtis. «The Vengeance of the Jews» «National Geographic Magazine», May 1907).
После февральской революции 1917 г. в России было провозглашено равноправие евреев. В марте 1917 г. сионисты восстановили в Москве центральное бюро всероссийского отделения Еврейского национального фонда, которое возглавил И. Членов. Были созданы сотни местных сионистских организаций. Если в 1915 г. в стране насчитывалось не более 18 тыс. активных сионистов, то к маю 1917 г. их число увеличилось до 140 тыс. В апреле 1917 г. религиозные сионисты образовали в Москве партию Масорет вехерут, руководителем которой стал М. Нурок.

http://indbooks.in/mirror5.ru/?page_id=295658

Комментариев нет:

Отправить комментарий