09.12.2011

ОБ ЭТНИЧЕСКОМ СОСТАВЕ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА XI-XII вв.

(по данным грузинских источников)
Ю.М.НАСИБОВ, кандидат исторических наук
В этногенетических процессах в Азербайджане наряду с доминирующим и направляющим составом - тюрками, принимали участие и другие сопутствующие этнические единицы. Тысячелетняя история взаимодействия и этнокультурного смешения тюрков гуннско-хазарского периода (I-Х вв. и ранее) особенно интенсивный характер обрела в период существования Огузской империи XI-XII веков, включавшей в свой состав под правлением султанов из династии Сельджукидов часть Центральной Азии, Иран, Ирак, почти всю Малую Азию и Южный Кавказ.

В этом едином государстве тюрков-огузов происходил не только процесс ассимиляции тюрками отдельных мелких местных народностей и племен, но также смешение с появившимися из-за Кавказа в конце XI- начале XII вв. тюрками-кыпчаками. (1) Не случайно, что ни в одном из современных тюркских языков нет такого количество диалектов и говоров, как в азербайджанском тюркском. О жизни тюрков в восточной части Южного Кавказа, их взаимодействии с другими местными народностями имеются сведения во многих иноязычных письменных исторических сочинениях. Отразились они и на страницах древнегрузинских источников XI-XIII вв. Хотя в своих произведениях грузинские летописцы предпочтение отдавали военно-политическим событиям, однако в разбросанном виде часто можно встретить сведения о городах и крепостях, торгово-экономических связях и отдельных этнических единицах на территории Азербайджана рассматриваемого периода.
Содержание сочинений грузинских авторов XI-XIII вв. ["Матиане Картлиса". (2) т.н. историка царя Давида, (3) и автора жизнеописаний царицы Тамары (4)] безусловно свидетельствуют, что они составлялись современниками и очевидцами событий, что особенно заметно у историка Давида. Изучение текстов указанных источников свидетельствует, что их авторы были знакомы с историей древностей не только христианского мира, но также стран мусульманского Востока, в основном через персидскую литературу. Последнее обстоятельство позволило К.С.Кекелидзе (5), констатировав отсутствие каких-либо прямых упоминаний и выдержек из конкретных персидских источников, обратить внимание на традиционное восприятие соседнего мусульманского мира лишь как "персидского": использование в грузинских исторических сочине-ниях этнических терминов, - наряду с "туркни" (тюрки), "туркманни" (туркманы), - "Спарсети" (Персия), "персы", "персидский султан" и т.д. часто для событий второй половины XI-XII вв., когда с очевидностью речь ведется о тюрках-огузах и Сельджукидах, наглядное подтверждение вышезамеченному. Эту особенность в сообщениях грузинских источников нельзя забывать и для полноты выявления необходимого материала нужен дифференцированный подход к приводимым в них этническим и географическим терминам.
Замеченное исследователями усиление внимания грузинских историографов XI-XIII вв. к Востоку, несомненно, было связано с появлением на военно-политической арене Передней Азии тюрков-огузов, сокрушивших в решающей битве при Манцикерте в 1071 г. византийцев и вышедших непосредственно к южным пределам Грузинского царства. Вот сообщение об этом у историка Давида: "…с усилением тюрков оставили греки свои области, крепости и города, которые имели на Востоке, и удалились. Взяли тюрки /эти крепости и города/ и поселились в них. И так как приблизились они к нашим рубежам, умножились страхи и беды наши от них" (6).
Завоевания, начатые при султане Алп-Арслане в Закавказье, успешно продолжил и закрепил его сын Маликшах (1072-1092). При нем начинается новый и решающий этап, отличавшийся тем, что огузы уже не ограничивались захватом лишь трофеев и пленных, а занимали все важные стратегические и административные пункты. В 1075 г. Маликшахом была ликвидирована власть династии Шаддадидов в Гяндже, а представителем Сельджукидов здесь был назначен сарханг Савтекин, превративший Гянджу в основную базу для выполнения поставленной султаном задачи - подчинение и контроль над близлежащими феодальными единицами: Шаки-Кахетинским, Абхазо-Картлийским и Лоре-Таширским. По сообщению грузинского источника, в этот период в Гяндже под началом огузского военачальника находилось свыше 40 тыс.человек. (7)
В 1076 г. Савтекин попытался окончательно подчинить закавказских владетелей, однако в результате их объединенных усилий вынужден был отступить. Именно эта неудача Савтекина и последовавшие за этимуспешные действия грузинского царя Гиоргия II против отдельных огузских отрядов на юге и юго-западе Грузии (в Аджарии, Шавшетии, Джавахетии) стали причиной повторного вступления Маликшаха в конце 70-ых годов с основными силами в Закавказье. Результатом этого похода стало то, что отныне все Восточное Закавказье от Каспийского моря до "малых Лихских гор" (8) было непосредственно включено в состав Сельджукской империи, западная Грузия с центром в Кутаиси, Шакинское Царство и государство ширваншахов объявлены вассальными владениями, Гиорги II и шакинский правитель Ахсартан (вероятно – «Астархан») в знак покорности отказались от христианской веры и приняли ислам. По свидетельству историка Давида, царь Гиорги вынужден был "принести в жертву душу свою и кровь для спасения своих подданных, был помилован как сын любимый" Маликшахом. Сопровождавший его в Грузию огузский отряд занял "Суджети и весь край Кухети по течению Иори" (9), где отныне фиксируется ряд тюркских географических терминов, - Вежин, Уджарму, в том числе и населенный пункт Ганух - и азербайджанское название р. Алазани - Ганых. (10) Образование Огузской империи Сельджукидов привело к изменению политической и этнической карты всего региона, усилению тюркского элемента. Этот процесс нашел отражение в письменных грузинских источниках, особенно в сочинении историка Давида: уже отмеченное выше освоение огузами "Суджети и Кухоти" является первым упоминанием об этом процессе, а вскоре, по его свидетельству, тюрки "прибывали в Гачиани, также вдоль побережья Куры от Тбилиси до самой Барды и по берегам Иори" (11), т.е., все территории, включавшие нынешние Гараязскую степь, Иор-Алазанскую долину, Гарабах и Борчалы. Процесс освоения вновь обретенных земель носил настолько интенсивный характер, что уже к рубежу XII-XIII вв. грузинский историк царицы Тамар называет 100 тысяч "храбрых и опытных тюркских воинов, называемых уджами" (12) в районе от озера "Гелакуни"- Гекча до Барды (13), а историк Давида отмечает, что тюрки "в городах своих торговали, а на наши края совершали набеги... и столь велики были их число и сила, что даже говорили: "все тюрки со всех сторон собрались там". Никто не волен был запретить им селиться где захочется, и даже сам султан" (14).
В последние десятилетия из работы в работу грузинских, армянских и некоторых других советских историков кочует утверждение, что огузы со своим экстенсивным хозяйством привели к разрухе и отбросили назад жизнь и культуру местных, "высокоцивилизованных" оседлых народов (15). Этот тезис активно эксплуатировался армянскими деятелями в конце 80-х годов в связи с известными событиями вокруг Нагорного Карабаха. Большой необходимости в подробном разборе их точки зрения здесь нет, ибо достаточно отослать читателя к соответствующим синхронным источникам и работам не обремененных околонаучными интересами западноевропейских ученых (16). Однако ясно, что в период завоевательных походов огузов, - а это приблизительно третья четверть XI в.- разрушительные последствия, как и при всяких войнах в средние века или в цивилизованный XX в., были неизбежны.
В последующем земледельческое хозяйство оседлого населения и скотоводческие части переселенцев-кочевников дополняли друг друга и даже стимулировали дальнейшее товарное производство. Не случайно грузинский автор первой трети XII в. замечает, что огузы "торговали в своих городах", никаким образом не стремились навязывать свой образ жизни. Напротив, там, где были условия, тюрки сами становились оседлыми сельскими жителями, а в городах, где они составляли правящий слой населения, становились горожанами. Для иллюстрации приведем встречающиеся в грузинских источниках названия городов, основанных огузами или восстановленных и переименованных ими в XII-XIII вв. - Севгелемедж, Гарлуга, Ганух, Агджакала (17). Все названные города вполне локализуются на приграничной территории нынешней Турции и в Восточной Грузии. В этом плане считаем уместным заметить совпадение данных исторических источников и огузского героического эпоса "Деде Горгуд", "часто дополняющим и разъясняющим свидетельства грузинских летописей" (18).
Как можно было заметить, выше речь шла о тюрках-огузах. В определенной степени удалось проследить регион их компактного расселения в Азербайджане XI-XII вв. по грузинским источникам - от Тбилиси до Гянджабасара на востоке, от р. Ганых (Алазани) до озера Гекча и городов Барда и Бейлаган. Теперь обратимся к другим регионам Азербайджана, рассмотрим, что имеется в грузинских исторических литературных памятниках об их населении. Прежде необходимо отметить еще одну особенность грузинской литературной традиции, а именно: в исторических сочинениях при обозначении населения используются зачастую не этнические, а географические термины, и как производное от них название жителей. Очевидно, это диктовалось сложившимися традициями грузинской действительности с ее сильным разделением на историко-географические области и соответствующим названием, например, кахетинец, имеретинец, картлиец и т.д. Как бы то ни было, мы на страницах средневековых грузинских исторических сочинений касательно Азербайджана также встречаем "ганджелни"- гянджинцы, "бардавелни" бардинцы, "дарубенделни" - для обозначения дербенцев и т.д. Иногда встречается некий определитель-уточнение: рядом с "кипчакни" можно встретить "кипчакни дарубанделни" – «дербенские кыпчаки», видимо, чтобы не путать их с кубанскими кыпчаками хана Атрака, приглашенными царем Давидом в 1118 г. на службу в Грузию. Таким же образом упоминаются жители Ширвана и левобережья Куры от Гануха до Шаки, соответственно "шарванелни" и "эрни" -"ширванцы" и "эры". К этому времени второй термин обозначал все нетюркское население Шакинского меликства, а термин "шарванелпи" играл иногда собирательную роль, как, например, у историка Давида в связи с событиями на северо-востоке Ширвана, когда данное понятие как бы уточняется и дополняется перечислением этнических названий: "курдни", "лезгни" и "кипчакни", т.е. курды (19), лезгины и дербендские кыпчаки. Изложенным хотелось бы завершить краткий обзор грузинских средневековых письменных исторических источников об этническом составе населения Северного Азербайджана XI-XII вв. и отметить, что мы тем самым не проводим какой-то хронологический водораздел, однако приведенные данные грузинских летописцев о численности и географии расселения тюрков - огузов и кипчаков - дают дополнительный материал против надуманной в свое время концепции о "языковой тюркизации" Азербайджана в этот важный период истории нашего народа. Подробный и конкретный разбор названной "концепции" - самостоятельная тема.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Азербайджанцы. Историко-этнографический очерк. Под ред. А.А.Аббасова. Баку, "Элм", 1998.
2. Матиане Картлиса. - См. свод грузинских средневековых исторических текстов: Картлис Цховреба. т.1, Тбилиси, 1955, с.249-317.(далее -КЦД).
3. Жизнеописание Царя Царей Давида. - КЦ, 1,с.318-364.
4. История и восхваление венценосцев. КЦ, II, Тбилиси, 1959, с.1-114; Басили Эзосмодзгвари. Жизнеописание царицы Тамар. КЦ,П, с. 115
5. История и восхваление венценосцев. Перевод, предисловие и примечания К.С.Кекелидзе. Тбилиси, 1954, с.12.
6. КЦ, I, с.318.
7. Там же, с.317.
8. Там же, с.324. Лихские горы - нынешний Су-рамский хребет, условно разделяющий Грузию на западную и восточную части.
9. КПД, с.332.
10. Там же, с.334,338.
11. Там же, с.322.
12. КП.П, с. 132. Удж - "порубежники", т.е. воины, призванные охранять рубежи государства и пользовавшиеся за это определенными льготами, например, безвозмездным пользованием пашнями, пастбищами и т.д.
13.Там же.
14.КЦД, с.332.
15.См.сводные работы по истории Грузии и Армении, отдельные монографии по истории XI-XII вв. (В.Г.Габашвили, М.Лордкипанидзе, С.Бор-назяна, Л.Саникидзе, А.Г.Маргарян и др.).
16.См.публикации К.Э.Босворта, К.Казна, З.КЛэмбтов, в частности, в сб. "Мусульманский мир", М.,1981.
17.См.: Насибов Ю. О географическом термине "Агджакала" из эноса"Деде Горгуд". - "Советская тюркология", 1983, N 2.
18.Вильчевский О.Л. Рецензия на кн.: "Книга моего деда Коркута". Пер.акад. В.В.Бартольда. М-Л. 1962,- См. журн. "Советская этнография", 1963, N 5, с.175.
19.Историк Давида. КЦД, с.344. Вполне возможно, что под "курдами" автор, хорошо знакомый с этнической ситуацией Южного Закавказья, где и ныне живут курды, в силу схожести языков (иранских) здесь подразумевает татов, проживавших в районе Дербенда и южнее.



http://myazerbaijan.org/

Комментариев нет:

Отправить комментарий