В любой государственной идеологии в прошлом подчеркивалось, что государственное устройство и его порядок копирует порядок божественный. Кочевое государство тюрков является моделью мироздания, нарисованного тенгрианством (Тайтени) в основе которого лежит:
дуализм божественного и дуального материального, созданного и функционирующего благодаря божественному
Это определяет не только божественное происхождение души, единобожие – вследствие ассоциации божественного с Вечным Небом, но и такие вещи как первичность божественного и вторичность материального, что и является основой для иерархичной структуры Вселенной и копирующей ее модели государства.
дуализм божественного и дуального материального, созданного и функционирующего благодаря божественному
Это определяет не только божественное происхождение души, единобожие – вследствие ассоциации божественного с Вечным Небом, но и такие вещи как первичность божественного и вторичность материального, что и является основой для иерархичной структуры Вселенной и копирующей ее модели государства.
Вселенская организация эля
Легендарный Огуз и его наместник сбалансировали свое государство, чтобы получить крепкую, вечную, копирующую вселенскую, структуру (beŋgü el – ‘вечное государство’). Этот числовой порядок также показывает порядок подчинения в их государстве: 1 → ½ → ⅓ → ¼ (направление субординации). Четыре племени (Qayï, Qajat, Alqaraulï, Qaraujlï) одной ветви подчиняются главе бёлюка (Kün) = [¼], три ветви (Kün, Aj, Julduz) подчиняются главе крыльев (Buzuq) = [⅓], два крыла (Buzuq and Uçuq) под началом одного кагана (Oγuz Qaγan) = [½]. Эта система в генеалогии туркмен записанной Рашид ад-Дином Фазлулах Хамадани.
Их oŋgon’ы могут описать нам следующую картину Вселенной; oŋgon’ы этих шести подразделений принадлежат различным сферам. Слово oŋgon возможно происходит от oŋ – ‘удел, доля’.[1]Следующие ветви имеют ‘небесные’ oŋgon’ы: Kün Qan – ‘белый сокол’, Aj Qan – ‘орел’, Julduz Qan – tauşandil – ‘орел, охотящийся на зайцев’, Kök Qan – ‘кречет’, and Deniz Qan – ‘кобчик’. Одна ветвь имеет oŋgon земного происхождения: онгон Taq Qan’а козел.[2]
‘Имена’ (эпитеты?) шести сыновей сгруппированных в двух крыльях: Buzuq (небесное крыло) and Uçuq (земное) формируют дуальную структуру – симметричную и отражательную. ‘Имена’ трех сыновей Oγuz Qaγan’а: Kün Qan, Aj Qan, and Julduz Qan. Kün – ‘солнце’, Aj – ‘луна’, и Julduz – ‘звезда’ небесной сферы. ‘Имена’ трех сыновей: Kök Qan, Taq Qan, и Deniz Qan – земной сферы: Kök – ‘[голубое] небо’, Taq – ‘гора’ [taγ], and Deniz – ‘море’, ‘океан’. Небеса (правое крыло) доминируют над Землей (левое крыло).
Эти шесть имен рисуют нам картину структуры двух триад: правая триада – космическая, левая – земная. Эти триады симметричны с отражениями в обоих концах: ЗВЕЗДА – Julduz отражение СОЛНЦА – Kün, и МОРЕ – Deniz отражение (противоположность) НЕБА – Kök. ‘Генеалогическая’ структура туркмен рассказывает нам о представлениях тюрков о природе. Солнце, луна, звезды – астрономические тела. [Голубое] небо (атмосфера), гора (земля, континент), и море – [планета] Земля (Умай). Умай на тюркском – ‘плацента’, ‘послед’, ‘детское место’ облегающее Человека. Дуальное сходство очевидно: солнце ↔ звезда, небо ↕ море.
Естественно, что подобный порядок смоделирован на основе высшего божественного порядка, или по порядку установленному божественным началом. Даже эта поздняя легенда о генеалогии туркмен, с вкраплениями мусульманского влияния, содержит историю о том, что данный порядок был предложен Эр-Йангикент Ыркыл ходжей [Er-Jangikent Ïrqïl khwaja ~ святой ходжа геройского Янги-Кента – столицы сельджуков в Приаралье], который был наместником Огуз кагана. К тому периоду ходжи, связанные с божественным миром (и/или с миром ушедших предков, которому поклонялись тюрки) золотой цепью силсилы, стали святыми патронами многих правящих родов среди тюркских народов. Другой тюркский народ – киргизы, приобщились к божественному порядку благодаря суфийскому ордену Ышкыййа [Ïşqïyya]. Имам Ибрагим Султан Зарандиш, во время борьбы против неверных кара-китаев, назначил сыновей Ана-л Хакка[3] сардарами [командующими] двух крыльев киргизов, Лур хан (левое крыло) и Лур бузург (правое крыло) в 1127 году. Его наместник Мир Джалил сеид (последующий глава суфийского ордена Ïşqïyya), шейх города Ширкенд, потомок имама Ибрагима, сын Джалал ал-Дина создал внутреннюю структуру киргизского эл’я.
Обе легенды сконструированы по одной модели. Священный предок и инициатор порядка (Oγuz Qaγan и имам Ибрагим) структурируют основные правила и организуют два крыла: Oγuz Qaγan → Bozuq и Uçuq; Имам Ибрагим (Ana-l Khakk?) → Лур хан и Лур бузург. Их заместители: [Oγuz Qaγan’а] Er-Jangikent Ïrqïl ходжа и [Imam Ibrahim’а] Мир Джалил сеид учреждают оставшуюся структуру туркмен и киргизов, приводя ее [структуру эл’я] в соответствие с универсальным, вселенским порядком, принося им слово Божье.
Генеалогическая структура киргизов также подчинена космическому универсальному порядку, но намного сложнее. Трудно решить был ли это союз прежде отдельных эл’ей, или\и очень сложный космогонический порядок и календарь. Согласно Маджму ал-Таварих (написанному муллой Сейф ал-Дин Ахсикенти на таджикском языке в XVI в.),[4] возможный elteres (или eletmiş) [5] Aq Timur Qïpçaq и его семь сыновей были первыми, кто пришел вступить на путь духовного совершенствования, в изложенной легенде, т.е. принять божественный порядок. Мулла Сейф ал-Дин закодировал внутри текста источник получения небесной структуры отраженной в киргизском эл’е. Имена его семи сыновей (3+4=7): Daulati Jar, Khuda Jar, Berdï, Ali Jar, Musa Jar, Isa Jar, Tule Jar, код, который читается: “Государство было Дано Богом, Али,[6] Муса, Иса Попросили”; daulat –перс. ‘государство’, Khuda – перс. ‘Бог’, berdï – тюрк. ‘дал’, jar – перс. ‘друг’, tule – кирг. (tülöö) ‘просьба’, ‘[просительное] жертвоприношение’.
Киргизы получили два крыла: Aq Oγul [правое крыло] and Qu Oγul Sol [левое крыло]. Они потомки Ана-л Хакка. Остальные подразделения имеют по шесть племен.
Интересно сравнить киргизскую генеалогическую структуру со структурой государства енисейских киргизов и взглянуть на совпадение в числах. Согласно Таншу: “Чиновники разделяются на шесть разрядов, как то: министры, главноначальствующие, управители, делоправители, предводители и дагани. Министров считается семь, главноначальствующих три, управителей десять. Все сии заведывают войсками. Делоправителей считается пятнадцать: предводители и дагани не имеют чинов (штатного числа). Хягасский владетель имел трех министров, которые были Гйеси Бей, Гюйшабо Бей и Амии Бей. Они управляли всеми государственными делами.[7]Эл киргизов Тенир Тоо унаследовал все главные характеристики средневековых киргизов Енисея: семь министров ажо – семь сыновей Ак Тимур Кыпчака; остальная структура подчинена числовой линии, которая балансирует крылья и внутреннюю структуру кочевого государства.
Их oŋgon’ы могут описать нам следующую картину Вселенной; oŋgon’ы этих шести подразделений принадлежат различным сферам. Слово oŋgon возможно происходит от oŋ – ‘удел, доля’.[1]Следующие ветви имеют ‘небесные’ oŋgon’ы: Kün Qan – ‘белый сокол’, Aj Qan – ‘орел’, Julduz Qan – tauşandil – ‘орел, охотящийся на зайцев’, Kök Qan – ‘кречет’, and Deniz Qan – ‘кобчик’. Одна ветвь имеет oŋgon земного происхождения: онгон Taq Qan’а козел.[2]
‘Имена’ (эпитеты?) шести сыновей сгруппированных в двух крыльях: Buzuq (небесное крыло) and Uçuq (земное) формируют дуальную структуру – симметричную и отражательную. ‘Имена’ трех сыновей Oγuz Qaγan’а: Kün Qan, Aj Qan, and Julduz Qan. Kün – ‘солнце’, Aj – ‘луна’, и Julduz – ‘звезда’ небесной сферы. ‘Имена’ трех сыновей: Kök Qan, Taq Qan, и Deniz Qan – земной сферы: Kök – ‘[голубое] небо’, Taq – ‘гора’ [taγ], and Deniz – ‘море’, ‘океан’. Небеса (правое крыло) доминируют над Землей (левое крыло).
Эти шесть имен рисуют нам картину структуры двух триад: правая триада – космическая, левая – земная. Эти триады симметричны с отражениями в обоих концах: ЗВЕЗДА – Julduz отражение СОЛНЦА – Kün, и МОРЕ – Deniz отражение (противоположность) НЕБА – Kök. ‘Генеалогическая’ структура туркмен рассказывает нам о представлениях тюрков о природе. Солнце, луна, звезды – астрономические тела. [Голубое] небо (атмосфера), гора (земля, континент), и море – [планета] Земля (Умай). Умай на тюркском – ‘плацента’, ‘послед’, ‘детское место’ облегающее Человека. Дуальное сходство очевидно: солнце ↔ звезда, небо ↕ море.
Естественно, что подобный порядок смоделирован на основе высшего божественного порядка, или по порядку установленному божественным началом. Даже эта поздняя легенда о генеалогии туркмен, с вкраплениями мусульманского влияния, содержит историю о том, что данный порядок был предложен Эр-Йангикент Ыркыл ходжей [Er-Jangikent Ïrqïl khwaja ~ святой ходжа геройского Янги-Кента – столицы сельджуков в Приаралье], который был наместником Огуз кагана. К тому периоду ходжи, связанные с божественным миром (и/или с миром ушедших предков, которому поклонялись тюрки) золотой цепью силсилы, стали святыми патронами многих правящих родов среди тюркских народов. Другой тюркский народ – киргизы, приобщились к божественному порядку благодаря суфийскому ордену Ышкыййа [Ïşqïyya]. Имам Ибрагим Султан Зарандиш, во время борьбы против неверных кара-китаев, назначил сыновей Ана-л Хакка[3] сардарами [командующими] двух крыльев киргизов, Лур хан (левое крыло) и Лур бузург (правое крыло) в 1127 году. Его наместник Мир Джалил сеид (последующий глава суфийского ордена Ïşqïyya), шейх города Ширкенд, потомок имама Ибрагима, сын Джалал ал-Дина создал внутреннюю структуру киргизского эл’я.
Обе легенды сконструированы по одной модели. Священный предок и инициатор порядка (Oγuz Qaγan и имам Ибрагим) структурируют основные правила и организуют два крыла: Oγuz Qaγan → Bozuq и Uçuq; Имам Ибрагим (Ana-l Khakk?) → Лур хан и Лур бузург. Их заместители: [Oγuz Qaγan’а] Er-Jangikent Ïrqïl ходжа и [Imam Ibrahim’а] Мир Джалил сеид учреждают оставшуюся структуру туркмен и киргизов, приводя ее [структуру эл’я] в соответствие с универсальным, вселенским порядком, принося им слово Божье.
Генеалогическая структура киргизов также подчинена космическому универсальному порядку, но намного сложнее. Трудно решить был ли это союз прежде отдельных эл’ей, или\и очень сложный космогонический порядок и календарь. Согласно Маджму ал-Таварих (написанному муллой Сейф ал-Дин Ахсикенти на таджикском языке в XVI в.),[4] возможный elteres (или eletmiş) [5] Aq Timur Qïpçaq и его семь сыновей были первыми, кто пришел вступить на путь духовного совершенствования, в изложенной легенде, т.е. принять божественный порядок. Мулла Сейф ал-Дин закодировал внутри текста источник получения небесной структуры отраженной в киргизском эл’е. Имена его семи сыновей (3+4=7): Daulati Jar, Khuda Jar, Berdï, Ali Jar, Musa Jar, Isa Jar, Tule Jar, код, который читается: “Государство было Дано Богом, Али,[6] Муса, Иса Попросили”; daulat –перс. ‘государство’, Khuda – перс. ‘Бог’, berdï – тюрк. ‘дал’, jar – перс. ‘друг’, tule – кирг. (tülöö) ‘просьба’, ‘[просительное] жертвоприношение’.
Киргизы получили два крыла: Aq Oγul [правое крыло] and Qu Oγul Sol [левое крыло]. Они потомки Ана-л Хакка. Остальные подразделения имеют по шесть племен.
Интересно сравнить киргизскую генеалогическую структуру со структурой государства енисейских киргизов и взглянуть на совпадение в числах. Согласно Таншу: “Чиновники разделяются на шесть разрядов, как то: министры, главноначальствующие, управители, делоправители, предводители и дагани. Министров считается семь, главноначальствующих три, управителей десять. Все сии заведывают войсками. Делоправителей считается пятнадцать: предводители и дагани не имеют чинов (штатного числа). Хягасский владетель имел трех министров, которые были Гйеси Бей, Гюйшабо Бей и Амии Бей. Они управляли всеми государственными делами.[7]Эл киргизов Тенир Тоо унаследовал все главные характеристики средневековых киргизов Енисея: семь министров ажо – семь сыновей Ак Тимур Кыпчака; остальная структура подчинена числовой линии, которая балансирует крылья и внутреннюю структуру кочевого государства.
Кутлуки
Кутлуки – правящие рода тюркских элей, которые претендовали на то, что ими был получен мандат на создание и подержание эл’ей, организация которых была моделью божественного порядка Вселенной. Сейчас можно говорить о таких родах как клан шаньюя хунну Луань-ди, ашина у тюрков, Умай-бег у киргизов, золотой урук Чингиса у некоторых тюрко-монголов и т.д. Структура государств подчинена тому же божественному порядку: дуализм божественного (кутлуки) и дуального материального (правое/левое крыло) созданного и функционирующего благодаря божественному (кутлуки). Поэтому в идеологии таких эл’ей идет речь не только о создании государств кутлуками, но и их роли в нормальном функционировании эл’я. Существование эл’я, как и существование остального материального мира в прямой зависимости от присутствия в них божественного: Тенгри во Вселенной и кутлуки в эл’е. При этом если единобожие Неба подразумевает божественную власть над всей Вселенной, то и божественный эл с кутлуками также изначально заявляет свою претензию на распространение своей власти по всему миру.
[1] Древнетюркский словарь (Ленинград, 1969) 367; oŋ – ‘удел, доля’
[2] Все материала по Огуз кагану из: Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том I, книга I, пер. Л. А. Хетагурова (Москва, 1952)
[3] Известное выражения Аль-Халладжа (Абу-л-Мугис аль-Хусейн ибн Мансур – ок. 858-922) – «ана-л-Хакк» – «Я есть истина» или «Я – Бог». В 922 г. суд признал аль-Халладжа карматским проповедником и вынес смертный приговор.
[4] Материалы по истории киргизов и Киргизии (Москва «Восточная литература») 1973
[5] Elteres – ‘собиратель эл’я’; eletmiş – ‘учредитель, строитель эл’я’, ‘state-builder’; эл – тюркское государство
[6] О Али-фильских тенденциях среди [ранних] тюрков-мусульман, смотрите: Madelung W. The Spread of Maturidism and the Turks. O. Притцак отмечал, что среди Караханидов часто встречаются имена ‘Ali, al-Hasan, и al-Husayn’
[7] Н. Бичурин. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1 (Алматы, 1998) 361
Источник: http://elbilge.ucoz.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий