31.01.2012

Техран Алишаноглу. Записки мнимого профессора


Субъекты современного литературного процесса. Что мы знаем о них?
Я склоняюсь к необходимости различать субъектов современной литературы от субъектов современного литературного процесса. Первые – писатели, создающие современную литературу, что касается художественного процесса, то здесь надо бы учесть составляющие процесса, прямо влияющие на его развитие, с меняющейся константой роли своего воздействия…
Бросая взгляд на литературный процесс нового независимого периода Азербайджана, по привычке сравниваешь с теми же тенденциями, характерными для азербайджанской литературы советского времени.
Функциональное пространство советской литературы определяли два важнейших 20-тилетия в истории СССР: 1930-50-ые годы тоталитаризма и 1960-80-ые годы авторитарного режима. Литературные идеи и эстетические веяния «варились»  в плотно прикрытом котле идеологической линии КПСС и ее норм, возведенных в догматический «соцреализм». Причем, крышка упомянутого котла была отдана в руки созданным КП Союзам Писателей республиканского и всесоюзного уровня.
Кажущаяся со стороны относительная независимость общественных литературных структур, –  художественная периодика, издательства, филологические центры НТО, кино, театры, библиотечные кружки и т.д. – были превосходно «втиснуты» в общую иерархическую систему.  Литературный процесс, даже если хотел бы, не мог вырваться из крепких и «теплых» объятий СП. Эту панораму точно воссоздал Рагим Алиев в статье  «Союз Писателей и советская литература» (1998), выдержавшей четыре издания и размещенной в интернете.
Таким образом, закончив «вводный курс в тему» для  мнимых магистрантов (но для вполне реальных читателей), я с общего позволения остановлюсь на периоде, охватывающим 80-ые годы прошлого века, когда литературный процесс в «борьбе за выживание» прорвался через 90-ые и даже успел «наследить» в новом тысячелетии. Можно это время назвать «переходным периодом», но еще столько времени потребовалось для соответствия литературного процесса чаяниям эпохи…
Поэтому предложу разделение на два периода литературного процесса в постсоветском Азербайджане: 90-ые и первые годы ХХI-го века.
По-моему мнению, развитие литературного процесса зарождается и развивается, благодаря двум факторам: 1 – изменению историко-культурных условий; 2 – появлению новой литературы.
Надо признать, для Азербайджана 80-ых годов существовала литература вне соцреализма со всей его идейно-эстетической концепцией. Назовем ее «национальным модернизмом» в азербайджанской литературе. Ее появление – не результат провозглашенной и вывернутой наизнанку перестройки и событий, привнесенных ею в советское общество. Наоборот, катаклизмы последних лет советской эпохи, общий историко-культурный  упадок, пробуждение и его негативные последствия в общественно-политической жизни республик и Москвы способствовали появлению в литературе «национального модернизма».
Накануне приобретения Азербайджаном независимости родились, оформились и начали активно жить новые «литературные силы», настойчиво пробивающиеся сквозь стены бастиона под названием Союз писателей. Это были новые организационные структуры (Азербайджанский Центр перевода- АЦП); художественная печать и издательства (газеты и журналы “Gənclik”-”Молодость”, “Xəzər”, “Ədəbi tənqid”, “Türk dünyası”, “Dünya”, “Turan”, “Mütərcim”, “Dədə Qorqud”, “Sınıq körpü”, “Cahan”, “Söz”, “Şəfəq”, “Molla Nəsrəddin”,”Yol”, “Söz”, “Qala”; различные художественно-литературные группы и объединения. Сплотившись, перечисленные структуры дали силу и активность модернизму в Азербайджане.
Не забываю я в своих лекциях упомянуть пульсирующее, кипящее от споров, взволнованное свежим воздухом и веяниями Объединение Писателей Азербайджана (ОПА), возрожденный СП: рвущиеся из пут авторитаризма, свободные, жаждущие инакомыслия и толерантности.
На стыке 80-90-ых годов журналы “Gənclik”-”Молодость” Мамеда Исмаила, “Xəzər” Вагифа Байатлы, ежемесячная газета “Yol”  Алисамеда Куруна, АЦП Айдына Маммедова и Афаг Масуд сыграли важную роль в «переходе» литературы на волну модерна. Эта роль сродни роли журналов“Azərbaycan” Акрама Айлисли и “Ulduz” Юсифа Самедоглу в вовлечении в общий литературный процесс новой литературы на том же стыке, но 10-ью годами раньше.
Свой вклад в развитие литературного процесса в последующие годы внесли газеты и журналы “525-ci qəzet”,“Press-Fakt”, “Palitra”, “Ekspress”, “Cahan”. В тот период уже явственно ощущались тенденции к новациям, идеи независимости. Характерной чертой появившихся литературных групп стало их обращение к манифестам, в которых пропагандировались авангардные, несоветские идеи. Литературные кружки Baca (1990-1996) Расима Гараджа-Азада Йашара, Ağ yol (1991-1994) Фахри Угурлу, 2+ (1993-1995) Ханамир-Данайат Осамнлы, Qar çiçəyi (1995-1997) Акбера Гошалы, Avanqard (1996-1998) Д. Османлы превратились в  благодатную почву для развертывания ожесточенных, страстных  литературных споров.
Подобно стремлению к новой, модерн жизни, в национальном литературном модернизме сладкие мечты о демократизации остались лишь в устах и на книжных страницах. Согласитесь, энтузиазм любого вида рано или поздно должен найти практическое применение и реализоваться в жизни….
Отсюда следующая литературная волна, гораздо слабее и более адаптированная к реалиям, более-менее возродилась в лице ОПА. Художественный  Клуб (1997-2000) Аждара Ола, Объединение Новых Писателей и Деятелей (с 1998-го года по настоящее время) Айдына Хана, Объединение Молодых Тюркоязычных  Прозаиков (с 1998-го года по настоящее время) Акбера Гошалы, EQO (1998-1999) Эльчина Гусейнбейли, Pərvanə (1999-2002) Гашама Наджафзаде ….
Знаю, что могу вызвать несогласие по некоторым названным группам, как это уже было, к примеру, когда я представлял историческую роль Очага Независимых Прозаиков как субъекта литературного процесса. На самом деле, перечисленные выше литературные группы как субъекты нового литературного процесса, вырвавшись за рамки «старой литературы» образовались на идеях свободы и независимости, и сейчас, правда, не все из них, но продолжают оставаться верными декларированным идеям.
По мере своих сил я пытался освещать на страницах газеты Bizim əsr текущие литературные процессы в Азербайджане, характерные для начала 2002-го года.
Из статей явствовало, что ОПА, к сожалению, не лучшая структура, способная поддержать и лоббировать интересы представителей модернизма в Азербайджане ни в идейно-эстетическом плане и ни в материальном. В те времена финансовая поддержка ОПА со стороны государства оставляла желать лучшего, об этом с горечью говорил председатель объединения. Бюджета ОПА хватало на решение организационных вопросов обновления и приспособления печатных органов ОПА, как-то: “Azərbaycan”, “Ulduz”, “Qobustan”, “Литературный Азербайджан”, “Ədəbiyyat qəzeti”,  к новому времени….
ОПА оставался организацией старой формации с характерными для советской литературы нового времени тенденциями, стремящийся к обновлению, плюрализму, независимости, чувствующий необходимость в этом. ОПА, принимая литературные группы в свое лоно вместе с новыми литературными тенденциями, мог бы стать весьма интересной и полезной организацией. Дело оставалось за малым – соответствием  тем самым сладостным мечтам о демократизации…
Новые литературные силы в своих центробежных стремлениях тянулись в ОПА, видя в нем установление окончательного господства общих для всех художественно-эстетических платформ  и устранение междусобойчика.
Как раз подошло время, чтобы рассказать об отходе от деятельности «в ногу со временем» на позиции исторической или литературной периферий литературных групп…
С наступлением нового тысячелетия на литературном пространстве Азербайджана появились новые силы: “Nəfəs” (2000),YeniSi (2001), AYO (2002) и другие….

Комментариев нет:

Отправить комментарий