12.12.2011

Лошади в культуре индейцев

Лошади индейцев     В детстве многие из нас любили читать книги <про индейцев>. Они переносили нас из мира обыденного в мир романтики и свободы. Героями книг были красивые смелые люди, лихо скачущие на своих мустангах по прерии. Образ лошади в таких произведениях прекрасен - холеные мустанги с длинной гривой и развевающимся хвостом, с тонкими ногами и лебединой шеей, дикие и непокорные, неутомимые и быстрые как ветер: Действительно, индейская культура неразрывно связана с лошадью, хотя лошадь индейцам известна не так давно, как европейцам. По мере того, как испанцы начали продвигаться на север Мексики на теперешнюю территорию Техаса, индейские племена, с которыми они вступали в контакт, приобретали опыт общения с лошадьми.


Поначалу индейцы убивали и съедали всех лошадей, которых захватывали у колонистов. Со временем, однако, они оценили ценность лошадей, научились содержать их и ездить верхом. Постепенно, лошади попадали и в другие племена (либо в результате торговли, либо в результате воровства), и началось их продвижение на север. С тех пор, как индейцы узнали и приручили лошадей - их жизнь во многом изменилась - она стала более мобильной и безопасной - воевать, охотиться и кочевать стало проще. Ранее только собака была четвероногим другом индейцев. По этому в мифах и легендах индейцев лошади описываются тоже как великолепные животные, наделенные чуть ли не потусторонней силой. Небесные Псы, Священные Собаки - так называли индейцы лошадей. 
Лошади индейцевОни рассказывали о них как о великолепных неземных созданиях, стройных, рослых, прекрасных. Но на самом деле, индейские лошади выглядели несколько иначе. За несколько столетий потомки величественных испанских скакунов, превратились небольших, но сильных, подвижных и крепких <индейских пони>. В глазах белых людей, эти неказистые лошадки были всего лишь клячами <диких туземцев>. Но полковник Ричард Додж, много путешествовавший по Равнинам, и являвшийся общепризнанным специалистом по лошадям и индейским пони, в частности, писал: <в высоту они едва достигают четырнадцати ладоней... в кости скорее легки, чем тяжелы, с хорошими ногами, прямыми плечами, короткой сильной спиной и округлым туловищем. В них почти не видно проявлений породистой крови, за исключением острых, подвижных ушей, и ясных смышленых глаз...>. Додж был поражен выносливостью индейского пони: <Объем работы, который он может выполнить и расстояние, которое он способен покрыть за определенное время (поверьте мне, оно достаточно велико), ставят его на один уровень с лучшими из арабских скакунов>. Действительно на большей части Великих Равнин водились низкорослые, коренастые лошадки пятнистой расцветки, часто называемые в англоязычной литературе <пинто> или <индейскими пони>. Их часто путают с мустангами - дикими лошадьми американских прерий, но <пинто> были выведены специально, хотя, и не без участия диких лошадей, великолепно приспособившихся к суровому климату. Эти лошади имели множество выдающихся качеств. Они высоко ценились за резвость, бдительность, выносливость и способность выживать в экстремальных условиях. Рост их редко превышал 140-150 см холке. Копыта были маленькими и более твердыми, чем у домашних лошадей, многие из них никогда не нуждались в ковке. Их также любили за плавный ход, но на первом месте стоял их невероятно развитый ум и способность обучаться, поэтому одним из характерных признаков настоящего <индейского пони> были крупные, ясные глаза со сравнительно большим белком. Все эти качества делали его просто идеальной лошадью. Эта порода была распространена очень широко и положила начало современной породе American Painted Horse. Но, вместе с тем, существовали и другие породы, например, широко известная аппалуза, выведенная племенем палуза. Обычно лошади этой породы характеризовались высоким ростом, стройностью и большим количеством контрастных <яблок> по всему телу. Индейцы аппалуза     Впоследствии аппалузы умело разводились племенем нез персов, не самым богатым лошадьми народом, но самыми известными и талантливыми селекционерами на территории Северо-западных Равнин США. Неподалеку от нез персов жило другое племя - каюсы, которые вывели собственную породу лошадей. Порода <каюс> также отличалась высоким ростом и стройностью, но цвет этих лошадей был ровным, а масть могла быть серой, светло или темно-гнедой, или буланой. Но самым феноменальным была невероятная скорость этих лошадей и бешеный темперамент. Из-за этого на территории Северо-запада быстрых и темпераментных лошадей долгое врем именовали <каюсами>, хотя сама порода, к сожалению, канула в Лету. Свои породы имели также индейцы племен чокто, натчез и семинолы ,выведенные, явно от испанских лошадей и имевших арабские корни. Индейцы племени команчей, обладавшие огромными табунами, также любили высоких и стройных лошадей, умело сохраняя в них остатки благородной испанской крови и выводя собственные породы, практически, не встречавшиеся у северных племен. 

Лошади индейцев          В XIX веке у команчей существовало несколько основных пород: <красная краска>, <черная краска>, <красноухие> Магической Шапки, <черноухие> Магической Шапки, <черноухие> Военного Убора и другие. Лошади Магической Шапки имели чалые волосы у основания хвоста и немного серые на концах, светлое туловище цвета от чалого до белого, с темными ушами, большое пятно на груди, и пятна на боках и ногах. Цвет ушей мог варьироваться от желтого до почти красного у красноухих, и от фиолетового до коричневого или даже черного у черноухих. У некоторых были полосатые копыта, хотя обычно индейцы предпочитали чернокопытных лошадей, потому что черные копыта крепче белых. Лошади Военного Убора отличались наличием пятен около глаз и большого пятна на груди, называемого <щитом>. Пони этих пород умели прекрасно "чуять быка", то есть предсказать поведение бизона, поэтому они высоко ценились индейцами, как бизоньи и боевые лошади. Стоит отметить, что лошади никогда не принадлежали всему племени, а всегда были собственностью конкретного человека, который следил за породой и поддерживал специальную линию размножения. Ларпентьер в 1860 году пишет об одном индейце из племени черноногих, который имел <два или три жилища, пять или шесть жен, двадцать или тридцать детей, и от пятидесяти до ста лошадей>. Таких людей у черноногих было немало, хотя он, скорее всего, был одним из вождей племени. Каким же образом индейцам удалось вывести породы, отличавшиеся, в первую очередь, цветовыми признаками? Ясно, что цветовая палитра не была результатом стихийного скрещивания мустангов, а выводилась целенаправленно. Нигде в мире нет диких лошадей, отличающихся яркостью и разнообразием окраски, напротив, все они имеют ровный, неброский окрас, помогающий им маскироваться на фоне окружающего ландшафта. Даже домашние лошади, одичав, со временем сливаются с основной массой. Но у индейских пони дело обстоит совсем по-другому. Белый цвет не смешивается не сливается с другими, а создает четкий узор. Европейцы не любили пегих лошадей, считая их беспородными и глупыми. Они полагали, что им место в цирке и всерьез не воспринимали. А у индейцев - наоборот, пятнистые пони стали их любимцами. Индейцы Кроу. Племя Кроу     В 1856 году отряд воинов кроу захватил в бою с другим племенем пегую лошадь. Скоро это животное было признано всеми, как самое красивое и изящное среди тысяч, уже принадлежавших кроу, лошадей. Оно стало гордостью целой нации и охранялось соответственно... Кроу считали, что такую лошадь нельзя было продавать, ее можно было захватить лишь в бою. Действительно, все индейцы любили пегих лошадей, правда, объясняли это по-разному. Например, апачи и навахо считали, что определенный цвет имеет отношение к одному из кардинальных направлений и наделяет животное определенными свойствами и покровительством хранителя данного направлений. Среди индейских племен Великих Равнин придание особого значения белому цвету, вплоть до его обожествления, было явлением довольно обычным. Все племена верили в легенды о священном белом бизоне, а также обо всем, что с ним связано, белая волчья шкура была символом неприкосновенности парламентера, у апачей белый цвет употреблялся в основных церемониях, дакоты не употребляли в пищу белых вещей, наделяя их особой силой и т.д. Неудивительно, что скоро среди индейцев Равнин белый конь стал довольно значительной фигурой мифологии. В традиции Равнин есть легенда о великолепном белом жеребце, обладавшим роскошным гаремом прекрасных кобыл. Это животное стало героем легенд Запада, и было известно под множеством имен: Белый Конь Прерий, Белый Жеребец Равнин, Белый Мустанг, Король Мустангов, Белая Молния, Крылатый Конь Прерии, Белый Иноходец, Белый Призрак Прерий, Призрак Равнин, и т.д. 

Лошади индейцев          Легенды наделяли этого дикого коня-иноходца невероятной скоростью, неуловимостью, бессмертием и потрясающим умом, способным находить выход из самых хитрых ловушек устраиваемых человеком. Эти истории были известны не только индейцам, но и белым обитателям равнин. Команчи, а также другие индейцы, были уверены, что лошади с белыми пятнами являются потомками того самого мифического белого мустанга-Духа Прерий. Многие наблюдатели отмечали наличие белых лошадей в диких или индейских табунах. Индейцы племени нез перс входили в особую категорию производителей и продавцов самой известной породы лошадей в Северной Америке - аппалуза. Сначала эта порода привлекала внимание индейцев, как любителей пегих лошадей, как <суперпегая>. Впервые увидев лошадей подобной окраски у своих соседей племени палуза, нез персы дали породе имя этого племени. Вскоре они охотно <приняли> такую окраску, как свой <племенной> признак, сделав ее известной торговой маркой на всей территории Равнин, и стали считаться самыми выдающимися коневодами среди Северных племен. Сэм Фишер, старейшина племени нез перс, живший в самом сердце лошадиной страны, в устье реки Палуза, в течение почти семьдесяти лет разводил лошадей этой породы. Он обнаружил, что даже лучшие производители далеко не каждый раз <попадают в десятку>, и окрас лошади зависит от множества причин. Он говорил, что порода аппалуза целенаправленно и тщательно выводилась на протяжении столетий, и для того, чтобы закрепить особенности окраса, селекционеры нез персов использовали особенно сильную <медицину>. Эта <медицина> состояла в маркировке беременной кобылы особого вида краской, смешанной на основе секретных формул, которая применялась в особый момент, вместе с магическими заклинаниями. Шаман опускал сперва свой большой палец, а затем и все пальцы в краску, потом прикладывал большой палец к бедренной кости кобылы и делал отпечаток всеми пальцами кисти. Так делалось три раза с определенными интервалами. Таким образом, ожидалось, что жеребенок будет иметь отметины пяти пальцев на бедре, в дополнение к остальным пятнам. С этого дня жеребенок, отмеченный подобным образом, считался превосходным экземпляром. Индейцы вообще верили в силу отметин, как языка тела и сообщения духов. Многие из них верили, что лошади, обработанные таким способом, будут приносить хорошее потомство. Чтобы предотвратить внеплановое скрещивание и сделать жеребцов более спокойными, их кастрировали. Среди многих племен кастрация была связана с определенным ритуалом и ее могли исполнять только специалисты. Индейская техника проведения операции превосходила английскую. Лошади индейцевОни говорили, что научились этому от испанцев. Хидатса, как и многие племена, считали, что мерины более покладисты и выносливы. Однако у некоторых племен жеребцы ценились выше меринов и <стерилизацией> они не занимались. Например, навахо, предпочитали покладистых лошадей, а апачи любили норовистых, особенно, если дело касалось боевых действий. 

     В селекционной работе индейцы тщательно подбирали жеребцов, но их недостатком была малая разборчивость в выборе кобыл. Лишь некоторые племена понимали в этом толк. Например, сарси были хорошими коневодами, а кри не делали никаких попыток управлять размножением. Фрэнк Доби, имевший глубокие знания относительно индейских лошадей, утверждал, что <хорошие лошади были более обильны среди северных племен, чем среди южных, хотя первоисточник их был один>. Он считал, что менее жаркий климат и обильные травой пастбища Северных Равнин, особенно района Монтаны, способствовали общему хорошему состоянию табунов. Шульц, проживший тридцать лет среди индейцев пиеган из конфедерации черноногих, пишет, что в конце XIX века: <Лошади были богатством всего племени, и тот, кто имел большой табун, находился в положении, сравнимом с положением наших мультимиллионеров. Были индивидуумы, которые имели от ста до трехсот или четырехсот лошадей>. Но лошади никогда не были племенной собственностью - все они принадлежали конкретным людям. Другое дело, что имевший большое количество лошадей не мог отказать в аренде лошади более бедному соплеменнику, но просил за нее плату - часть добычи. Самым зажиточным среди всех трех племен конфедерации был Много Лошадей (первое имя Тяжелый Щит) - вождь. По оценкам индейских осведомителей, у него было <больше 500, но меньше 1000> лошадей. В среднем одна индейская семья имела 15-20 лошадей. Каждая лошадь была специально обучена для той или иной работы -были <военные> лошади, лошади для охоты на бизонов, для этого выбирали самых сильных и быстрых лошадей, лошади <попроще> возили поклажу. Численность лошадей зависела и от природно-климатических условий - апрельские бури, суровые зимы уносили много животных, да и летняя пора в некоторой мере тоже было не столь благоприятно для лошадей. По всей территории Северных Равнин временами наблюдались периоды роста численности табунов, когда на одного человека приходилось от двадцати до ста лошадей, и это было довольно обычно, но бывали и периоды спада численности. Важную роль играло и территориальное размещение в одном и том же регионе. На юге равнин, несомненно, самыми опытными лошадниками были команчи, кайова и апачи Равнин, на севере таковыми считались кроу, шайенны, хидатса и черноногие. В зимнее время, когда количество корма резко сокращалось, а глубина снегов была значительной, индейцы заботились о своих лошадях. Те, конечно, теряли в весе, но были в хорошей форме, а потом отъедались на весенних пастбищах. Ларок пишет относительно индейцев племени кроу: <Они очень любят своих лошадей и хорошо о них заботятся>. Черноногие также заботились о своих лошадях, откармливая их в зимнее время стеблями и ветками тополя трехгранного, распространенного в некоторых областях Равнин. Женщины и девочки обеспечили ограниченную поставку сена во время зимы, и в течение всего сезона приносили кору тополя и поросль особого кустарника, обычно перевозя их на собаках. Некоторые лошади съедали стебли толщиной с руку человека. 

     Индейцы делали навесы из старых покрышек, чтобы защитить своих любимых пони от сильных ветров и морозов. Кроме того, они старались не допускать болезней лошадей, особенно ног, крупа и спины. Они не использовали больных животных, давая им возможность вылечиться. Если лошадь имела рану, ей не пользовались до полного излечения, и ничто не могло заставить человека грубо обращаться с любимой лошадью. Если они замечали, что кобыла жерёбая, обычно переставали на ней ездить и помещали в жилище, дабы уберечь потомство. Южные индейские племена - выращивавшие кукурузу и кормили ею лошадей, у них строения, чем-то напоминавшие конюшни. Эти народы использовали в качестве конюшен старые и не используемые более дома или держали лошадей в действующих земляных хижинах, выпуская животных днем на пастбище. Однако многие племена не выращивали злаков, но заботились о своих лошадях. Они - искали для лошадей богатые травой и водой участки земли, если трава кончалась и другого участка было не найти - срубали тополя и кормили лошадей корой до наступления более теплых времен. Были и племена, которые не особенно умели обращаться с лошадьми.(кри, ассинибойны) и порой были даже грубы с ними. Ассинибойны ели лошадей, плохо их знали, и в 1833 году имели еще очень мало. Недостаток в лошадях восполнялся набегами на соседей-лошадников. Но, все же, так как лошадь представляла собой ценность - они научились ухаживать за ними, лечить и оберегать. Для лошади нужны и средства управления .Чем больше осваивали индейцы лошадей, тем совершенней становилась индейская амуниция. Индейская конная амуниция - своеобразна и очень красива. И она также отличалась, в зависимости от того, какому племени принадлежала, хотя конструкции совпадали. Например, племена: сиу, не-персе, кроу - богато украшали седла, нагрудники, уздечки вышивкой и бисером, а лошади команчей, апачей, каойва-выглядели <поскромнее>. До сих пор проводятся конные парады племен плато, где девушки, в кожаных традиционных платьях, расшитых бисером едут верхом на лошадях, чья амуниция также расшита бисером, украшена цветами и лентами. Это шествие настолько необычно, что приходит мысль о неземном происхождении и девушек, и их животных. Первоначально индейцы не пользовались седлами, как таковыми, а в место уздечек использовали кожаный ремень с петлей, захватывавшей нижнюю челюсть животного. Но позже появилась амуниция, превосходившая своей красотой европейскую. Изготавливали и седла из деревянного и кожаного каркаса, (брали за основу европейские), богато украшенные вышивкой из бисера. Были женские седла, не предназначенные для быстрой езды, но удобные для длительных походов, глубокие, с высокими луками. Садясь в них, индеанки поднимали платье, а открытые ноги оборачивали одеялом. Женщины вообще редко ездили верхом, только во время походов. Надевали на лошадь и нагрудники, богато расшитые бисером, которые служили и украшением, и защитой от стрел врага. Голову лошади иногда закрывали маски-щиты из кожи. Позже, европейские уздечки оплетались бисером и украшались бисерными розетками. Хозяин скакуна мог также одеть свой головной убор из орлиных перьев, в дань уважения к своей лошади на ее голову. Убранство индейской лошади походило на рыцарские доспехи, с той лишь разницей, что оно было из бисера и кожи. Но так лошадь украшали лишь в торжественных случаях. К седлу крепились походные сумки, оружие в чехле, иногда детские люльки, в которых спали младенцы во время похода. 

     Во время долгих походов лошади везли волокуши - <травуа>. Для этого две длинные палки связывались над холкой лошади, закреплялись, покрывались шкурами и одеялами, на них можно было перевозить больных людей, детей, поклажу. Ранее <травуа> возили собаки. Отправляясь на войну, индеец тщательно готовил свою лошадь- наносил священные символы, дающие быстроту молнии, защищающие от пуль и стрел врага. Воины верили, что эти знаки наделены особой силой, которая передается и лошади. Символы, наносимые на шкуру лошади, могли означать следующее: круги вокруг глаз улучшали зрение, стрекоза - защищала и давала неуязвимость, молнии на ногах - наделяли лошадь скоростью. Были и знаки, которые показывали заслуги владельца, его статус, говорили о подвигах. И на войне, и в быту лошадь внесла огромный вклад в жизнь индейцев - культура североамериканских индейцев неразрывно связана с лошадью. Во время индейских войн с белыми американцами огромное количество лошадей погибло, а лошади, которые не были уничтожены, разбежались. Только в 1920 гг. были предприняты попытки возрождения лошадей аппалуза, за основу взяли потомков тех, кому удалось выжить. В 1938г. в Орегоне был основан клуб владельцев аппалуза. Породу удалось спасти. А в 1962г. появилась американская ассоциация любителей пейнтов, с целью проведения регистрации лошадей с индивидуальными многоцветными рисунками волос и кожи в светлые и тёмные тона и определения особенностей экстерьера данного типа. Современным любителям лошадей удалось воссоздать утраченное и вернуть знания индейской конной культуры.

http://www.westernhorse.ru/

апачи
апачи
настоящие индейцы
настоящие индейцы
индеец на коне
индеец на коне
индеец картинка
индеец картинка

1 комментарий:

  1. Анонимный19.02.2016, 07:53

    четвертая снизу картинка не апачи.а сиу,смотрите на одежду и манеру носить перо!

    ОтветитьУдалить