16.02.2012

Великий Тюркский Эль Часть 2. Возрождение … и гибель

Стела Тоньюкука: Так как я, мудрый Тоньюкук, той земли достиг, желтого золота, светлого серебра, женщин (и) девиц, попон (ковров) (и) драгоценностей без числа было принесено: Мой каган мои, мудрого Тоньюкука, рассуждения выслушал (и) сказал: Я подчинялся (ему как) сородичу по мудрости и сородичу по славе
Тан
В первой части мы в краткости проследили историю Первого тюркского каганата, который долго держался, но не устоял перед натиском Северного Китая, явно превосходящего каганат по силам. В Китае в это время правила династия Тан, происходившая из смешанного китайского и табгачского населения северной границы империи. Династию основал пограничный генерал Ли Юань, возглавивший восстание против ослабшей династии Суй. После захвата власти, он прекратил крестьянские восстания, уменьшив налоги. Его сын-Тайцзун Ли Шиминь продолжил политику отца. Новая империя, в отличие от предыдущих, выделялась прежде всего новым образцом армии, которая стала считаться самой профессиональной и могущественной в Азии. Эта армия, состоявшая в основном из метисов (смешанных табгачей и китайцев) проводила степные методы войны, а потому стала довольно быстро побеждать самих кочевников. И в 630 г. Тайцзун Ли Шиминь победил последнего независимого тюркского кагана. Он не стал расправляться с побеждёнными, как это проделывали представители династии Суй и получил поддержку со стороны большей части кочевников.
Эта поддержка была настолько крепкой, что на похоронах того же Тайцзуна Ли Шиминя, тюркский царевич и офицер Шени*(1.Он был членом тюркской династии Ашина-«Благородные волки») хотел покончить жизнь самоубийством и отправиться в потусторонний мир за императором, но китайцы ему этого сделать не дали, ибо уважали такого преданного своему императору человека.
Организм тюрков всё ещё жив
Конечно, если бы в Китае продолжили править люди, походившие характером на Ли Шиминя, то безусловно сохранить такое громадное государство можно было, но в правительстве при сыне Тайцзуна, стали занимать места всё более нетерпимые к инородцам китайцы**(2.Уже не метисы, а чистые китайцы). Они несправедливо обходились с тюрками, верно служившими империи. Если в суде присутствовали тюрк и китаец, то без всяких оснований китайца, даже если он и был виновен, всё равно отпускали, а невинного тюрка либо лишали прав, семьи, дома и отправляли на погранзаставу, либо казнили. Если в войне с Тибетом тюрки приносили китайцам победы, то вознаграждали исключительно китайских полководцев, оставляя в неведении настоящих героев. Короче говоря, китайцы вновь уподобились государству Суй, где господствовала ксенофобия, как по отношению к кочевникам , так и к смешанному населению империи Тан.
Тюрки, в отличие от смирённых с произволом чиновников китайских крестьян, не могли терпеть такое притеснённое отношение к себе, и в 679 г. подняли восстание, которое было обречено(«non respice filem»-не учитывать последствия). Соотношение сил было явно не в пользу восставших. Сравните: регулярная, профессиональная, состоявшая из боевых ветеранов, танская армия и народное ополчение! Какое же тут может быть освобождение, когда враг располагает силами со всех сторон, тыл отсутствует, а союзников нет?! Китайцы давили с юга, востока, запада, а уйгуры, жившие к северу от китайской границы отнюдь не собирались сочувствовать и помогать тюркам, и встретили их как врагов. Восстание сначала успехов естественно не приносило. Тюрки два раза потерпели поражение. Казалось, что мятеж будет подавлен, а его зачинщиков вырежут до последнего человека …, но тюрки сделали сверхъестественное! Их вождь- Кутлуг, напал на вражеских уйгуров, разграбил их курени и захватил много лошадей, с помощью которых, он увёл тюркские семьи на север, перешёл большую пустыню Гоби и спас свой народ от тотального уничтожения. Это событие можно назвать возрождением тюрков.
«Новая» жизнь «старых» людей
Бежавшие на север тюрки, поселились на месте, окружённом врагами и поэтому они понимали, что нельзя расслабляться, ибо впереди их ждёт борьба за своё существование и неизбежная война с враждующими соседями. Создание централизованного государства было очередным испытанием. В 693 г. Кутлуг умер, а его власть взял в свои руки его брат Мочур. Позже он принял титул Капаган-хан. Он переманил оставшихся тюрков в Китае на свою сторону, так как новым правителем Китая стала императрица У, которая и была тем подобием правителей династии Суй. Капаган-хана можно назвать отличным руководителем, но как человек он не так уж и хорош. Не желая делить власть со своими родственниками, он пытался любыми способами от них избавиться, посылая в далёкие и тяжёлые походы.
Советником Капаган-хана стал мудрейший человек – Тоньюкук, получивший образование в Китае. Он смог существенно повлиять на ход развития нового государства тюрков. В это же время на сцену вступает юный тюркский багатур–Кюль-тегин. Он особо отличался своими военными тактическими способностями и сумасшедшей храбростью.
После основания второго каганата, политическая обстановка в Азии накалялась, т. к. большинство сильных государств, таких как Китай и Тибет оспаривали друг у друга так называемый «Западный край», а именно Джунгарию и Тянь-Шань. В этот спор ввязались и тюрки. В 700 г. они разгромили тибетцев, в 701 г. победили китайцев при Ыдук-баше. Как раз здесь и отличился Кюль-тегин, который лично взял в плен китайского командующего, прорвавшись в самый тыл армии китайцев.
Ликвидация северного и южного соседей
Однако угроза с юга, севера и запада сторон каганата осталась прежней. Тогда Тоньюкук даёт своё предложение Капаган-хану. Заключалось оно в том, что врагов нужно бить по одному, пока есть время и противник ничего не подозревает.
Было решено сначала атаковать кыргызов на севере, у которых по словам Л. Гумилёва, была сильная держава, где население освоило ирригацию и земледелие с отгонным скотоводством, а также имело развитую металлургию, а следовательно и хорошее оружие.
Поход состоялся зимой 710 г., когда тюркские воины во главе с Тоньюкуком проникли в Минусинскую котловину, рассчитывая на внезапность нападения. Ошеломлённый решительностью тюрков, кыргызский хан всё же успел собрать войско и встретить Тоньюкука. Тогда, уже прославленный Кюль-тегин на белом коне возглавил атаку и устремил её против кыргызов. Победа досталась тюркам.
Северный враг был ликвидирован. Следующими на очереди были тюргеши на западе. Однако тюргешский хан Согэ, узнав о поражении кыргызов, стал собирать воинов и в том же 710 г. повёл войска на ставку Капаган-хана. Столкновение произошло у реки Болчу, когда тюрки снова применили эффект внезапности, но тюргеши так просто не отступили и продолжали биться, пока Тоньюкук не бросил в ход отборную тюркскую латную кавалерию… и тюргеши потерпели сокрушительное поражение; спаслись немногие, а Согэ попал в плен и был казнён по приказу Капаган-хана в 711 г.
Тюркам оставалось совершить поход ещё на юг, но они столкнулись с новым сильным противником-Арабским халифатом. Арабские войска намного превосходили закалённые в боях войска Тоньюкука. И опять сложную военную ситуацию поворачивает храбрый Кюль-тегин! Он позволил основным силам уйти в горы, а сам с малочисленным отрядом долго отбивал атаки арабских воинов, чуть не погиб и, всё-таки спасся чудом.
Продолжение войны с соседями
Процитирую немного Л. Гумилёва из книги «Тысячелетие вокруг Каспия» о дальнейших событиях: «Несмотря на все победы, каганат был окружен врагами, которые даже в одиночку были сильнее его. Империя Тан, Тибет, Арабский халифат располагали, сравнительно с тюрками, огромными армиями, но степь защищала кочевников от пехоты противников, которую всегда связывали обозы с провиантом и снаряжением. Но когда вздумали сказать свое слово сами кочевники, не желавшие «склонять головы и стоять на коленях», тюркскому хану стало туго.
В 715 г. все покоренные племена восстали против ханского гнета и «бесчеловечности». Карлуки, западные тюрки, татабы, кидани, изгили, уйгуры, байырку стали защищать свою свободу. Тоньюкук был уже стар — 70 лет. Спасать каганат пришлось Кюль-тегину. Он нанес поражение карлукам, потом — изгилям, потом — четыре побоища с уйгурами и, наконец, будучи оставлен ревнивым к славе Капаган-ханом на охране ставки, отразил набег карлуков, «заколол девять богатырей и не отдал орды», чем спас от смерти или рабства женщин и детей.
В это время Капаган-хан, командуя главными силами, разбил племя байырку на р. Толе. И надо же… после битвы хан ехал через лес и столкнулся с толпой разбитых байырку, которые стащили его с коня и отрубили ему голову. А Могилянь в это время воевал в Маньчжурии, но несмотря на две победы, не удержал страны, вернувшейся под власть Китая.
Наследником Капаган-хан назначил, вопреки закону, своего любимого сына, носившего титул«Малый (Кучук) хан». Кюль-тегин привлек на свою сторону воеводу Альп Эльэтмиша, казнил Кучук-хана с советниками, а на престол возвел своего брата, как законного наследника престола, с титулом «Бильге-хан». Тот удивил свой народ несказанно: простил всех своих врагов, как политических, так и личных, а своему тестю — Тоньюкуку вернул титул бойла бага тархана и должность ханского советника. Кюль-тегин получил командование всеми войсками, т. е. диктаторскую власть. Так образовалась «могучая тройка»: хан — добр, полководец — храбр, советник — мудр.»
Огромной ценой досталась свобода тюркскому народу, хотя эта свобода зависит не только от того, как много врагов народ победил и поставил на колени, но и от разумной дипломатии. Так «добряк» Бильге-хан смог добиться двадцатилетнего мира с Китаем. Его политика была самой правильной, обеспечивавшей рост населения и развития собственной культуры.
Культура
Культура тюрков была своеобразной и по-своему интересной. В ней особое место занимает памятник Кюль-тегину, в котором помимо самой статуи (была найдена голова статуи) было также небольшое сооружение в виде дворца и храма. Известно, что после смерти Кюль-тегина, в каганат были приглашены лучшие китайские архитекторы, которые и соорудили данный памятник.
Помимо этого, историки упоминают об орхонских текстах, которые имеют огромное значение для современной исторической науки. К этим текстам относятся надписи на надгробии Кюль-тегина, и писаний Тоньюкука на берегу Селенги.Все эти надписи являются сообщением и обращением к тюркскому народу, в сложное для него время. По надписям историки заметили, что общество тюрков было отнюдь не простым, как думают многие европоцентристы, и притом в государстве существовала настоящая демократия, где общественное мнение играет значительную роль, т. е. ни о каких вождях-деспотах и диктаторах, эксплуатирующих население, и речи не может идти.
Что касается идеологической системы каганата, то здесь признавался свой авторитет над всеми соседями, включая друзей, и полное отрицание китайского культурного влияния. Первое и стало основной причиной гибели недавно образовавшегося государства. Внутренняя социально-политическая система составляла «орда», куда входило всё население государства, включая женщин, детей, стариков.
Гибель
За 20 лет мирного существования, новое поколение тюрков полностью адаптировалось к новой спокойной и безответственной жизни. Им казалось, что их великие и храбрые отцы сделали всё что нужно для того, чтобы обеспечить безопасность в Великой степи. Большая и кровопролитная война с соседями, длившаяся 40 лет, унёсшая тысячи и тысячи мужественных багатуров принесла покой, но даже этот покой оказался не вечным. В 724 г. умер Тоньюкук, в 731 г.-Кюль-тегин, а в 734 г.-Бильге-хан. На плечах этих героев стояла держава и когда их не стало, время господства в степи закончилось.
В каганате началась резня за власть(начиная с 740-ого г.) и эта дерзость принесла за собой неприятные последствия. Начались восстания уйгуров, карлуков, басмалов и прочих недавних врагов тюркского кагана. В стране были ещё стойкие люди, которые продолжали биться, но их большая часть была уничтожена.
На этом история тюркского этноса заканчивается. Тюрки прошли много трудностей за всю свою историю. Они зародились, как малочисленный никчёмный народ, якобы неспособный создать государство и сбросить с себя груз жужаньского владычества… Они сбросили его. Они прошли огнём и мечом по степи, образовав Великий Тюркский Эль, о коем заговорили евразийские народы и страшились его. Каганат под внешним влиянием распался и разрушился, население которого стало зависимым от агрессивного Китая … и тюрки вновь восстали, словно феникс, возродившийся из пепла. Его судьба далее трагична, но именно такая судьба порождала великих героев, отличившихся на фоне истории.

Александр Беляев            
http://www.gumilev-center.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий