04.03.2012

Любовь и мудрость в объятьях острова Лесбос

Остров Лесбос. Греция
«любви не должен чуждаться мудрец, ибо только он знает, кто достоин её».  Есть остров в северо-восточной части Эгейского моря, зовущий своими бухтами в объятия древней мудрости и любовной истомы. «Знай, своё время», - изрёк когда-то пророческиего уроженец Питтак (Питтакос), считавшийся одним из «семи мудрецов» Древней Греции, открывших путь к философии. Остров этот, Лесбос (Митилини), с диковинными средиземноморскими кустарниками и целебными источниками на площади 1636 квадратных километров близ побережья Малой Азии, прославился в античное время как центр древнегреческой культуры.

Питтак Митиленский был не только великим мудрецом, входившим в число четырёх лучших мыслителей Древней Эллады в разных списках наряду с Фалесом, Солоном, Биантом из Приены, но и поэтом, сочинившим около шестисот поучающих стихов на темы морали. Прославился он на острове и как мудрый правитель при своём избрании, переписав законы и успокоив тем самым воинственно настроенных сограждан. Как и все древние мудрецы, Питтак Митиленский советовал соблюдать во всём меру, не ругать друзей, не хвалить своих врагов и быть расчётливым, обаятельным, благочестивым, правдивым. Его изречение «С неизбежностью и боги не спорят» приводит философ Платон в диалоге Сократа с Протагором.

Молодёжи Питтак предлагал заниматься самовоспитанием, тренируя силу воли, развивая мастерство, ловкость, выносливость, старательность, рассудительность. Мудрец с острова Лесбос осуждал тиранию и самым удивительным в мире считал «…тирана, дожившего до старости». Очень трогательным было у Питтака Митиленского отношение к друзьям. Он советовал опираться на них и сохранять дружбу, не взирая на чинимые ими мелкие неприятности и разные житейские неудобства. Лесбийский мудрец оставил о себе память и в Дельфийском храме, сохранившем запись его изречения: «Замечай удобное время».

На острове, зовущем в объятия мудрости и любовной лирики, родился известный греческий поэт, певец и музыкант Терпандр, аккомпанировавший себе на кифаре. В VII веке до н. э. он возглавлял лесбийскую школу игры на этом инструменте. Эстафету предфилософской лирики Эллады после Терпандра подхватила поэзия уроженцев Лесбоса Алкея (конец VII – 1 половина VI века до н. э.) и Сапфо (VII – VI вв. до н. э.). Они были современниками и, встретившись в Митилене, увлеклись друг другом, но судьбы свои не соединили.

Свои стихи Алкей и Сапфо писали на разные темы: его волновали гражданские войны, её – взаимоотношения между людьми, любовная страсть и нежная женская дружба. «Алкеева строфа» оказала влияние на поэзию знаменитого римлянина Горация (65 – 8 вв. до н. э.) и других стихотворцев. «Сапфическая строка» поэтессы тоже нашла своих последователей в особом чередовании слогов и была примером для римского поэта Гая Валерия Катулла (87 – 54 годы до н. э.), любовная лирика которого выделялась таким же накалом страстей и непосредственностью.
СапфоСапфо родилась в семье аристократа, занимавшегося торговлей, но рано осиротела. После смерти отца мать отдала её в шестилетнем возрасте в школу гетер для обучения танцам и пению. Стихи она стала писать, будучи девочкой. В юности Сапфо пришлось вместе с братьями бежать с родного острова в Сицилию из-за начавшихся преследований аристократов. На остров Лесбос обаятельная миниатюрная поэтесса с тёмными локонами вернулась в тридцатилетнем возрасте и сразу запала в душу Алкея, однако вскоре их пути разошлись: Сапфо вышла замуж, родила дочку и назвала её именем своей матери.Она посвятила любимой малышке ряд стихотворений, но радоваться её улыбке судьба отпустила немного времени.

Семейное счастье покинуло поэтессу, уступив леденящему горю, когда она потеряла и мужа и дочь. Поддержка подруг, должно быть, спасала Сапфо от рокового решения забыться в вечности. Поэтесса возглавляла Школу риторики («Дом служительниц муз»), посвященную Афродите, и обучала знатных девушек танцам, музыке и стихосложению. Крик боли от страданий после семейной трагедии вырвался у неё в стихотворении «К моей любимой»: «…я многих в отчаянии призывала на своё одинокое ложе».

По преданию, уже в бальзаковском возрасте Сапфо влюбилась в молодого грека, перевозившего пассажиров с острова Лесбос на берег Малой Азии, и сильно горевала от неразделённого чувства. Её одинокое ложе уже не привлекало своей безумной страстью молодого мужчину, и в отчаянии она бросилась в море с утёса на острове Левкадия, оставив о себе память страстными потоками слов о божественной любви. Древние греки называли поэзию Сапфо чудом. Её творчеством восхищался афинский мудрец, законодатель и поэт Солон. Великий Сократ считал Сапфо учительницей любви, а Платон величал «десятой музой».

Около 345 года до н. э. в объятья острова, хранившего в памяти безумства страсти и сладкие муки любовной истомы, воспетые в поэзии великих греческих лириков, направился из Ассоса философ Аристотель. В Митилене на Лесбосе выдающийся философ читал лекции, исследовал жизнь животных и, возможно, прожил там самое безмятежное и плодотворное время своей жизни, пока его не пригласил в 343 или 342 году до н. э. царь Македонии Филипп стать наставником сына Александра, будущего знаменитого полководца.

На острове Лесбос, излучающем флюиды мудрости и любви, родился в 372 году до н. э.в городе Эресос (Эрес) выдающийся философ и учёный Теофраст (Феофраст), возглавивший перипатетический Ликей Аристотеля после его смерти. Настоящее имя его - Тиртам (Тиртамос), и был он сыном сукновала Меланта, но профессия отца, должно быть, не привлекала юношу. Он стремился к знаниям, увлекался риторикой, рассуждениями. Сначала Тиртам слушал лекции своих земляков, а затем отправился в Афины и поступил в Академию Платона. История умалчивает, где и когда судьба свела его с Аристотелем: возможно, не в Афинах, а в Ассосе Тиртам поразил философа своим красноречием, и тот назвал его Теофрастом (богоречивым).

Диоген Лаэртий пишет так о Теофрасте: «Был он человек отменной разумности и трудолюбия … Его принимал Кассандр (царь Македонии), и за ним посылал Птолемей; афиняне же настолько были к нему расположены, что когда Агнонидпосмел обвинить его в бесчестии, то сам едва не подвергся наказанию». Многочисленные сочинения уроженца острова Лесбос почти все были утрачены, за исключением нескольких трудов, но и чудом сохранившиеся трактаты позволили назвать Теофраста «отцом ботаники», родоначальником психологии и гносеологии (теории познания). Он был ближайшим учеником Аристотеля и его верным другом, опекавшим не только Ликей после смерти своего учителя, но и его осиротевших детей: дочь Пифиаду и сына Никомаха.
АристотельСам Аристотель Стагирийский (Стагирит) тоже рано лишился родителей и воспитывался опекуном Проксеном. В семнадцатилетнем возрасте (в 367 году до н. э.) он стал учеником Академии философа Платона и находился там двадцать лет – до самой смерти учителя, а затем перебрался в Ассос к своему другу Гермию, тирану Атарнея. В Афинах, по воспоминаниям современников, Аристотель довольно часто принимал участие в увеселительных пирах, но женщин ценил невысоко, как и многие платоники, соглашаясь, должно быть, с отношением к ним прославленного философа из Абдер Демокрита: «Пусть женщина не рассуждает – это ужасно».

В Ассосе Аристотель возглавил школу философии, проводя регулярные занятия, на которых присутствовал и Гермий. Встреча с его племянницей Пифиадой перевернула жизнь Стагирита, родив в сердце философа великую любовь. Чувство это, по всей вероятности, оказалось взаимным, и Гермий не стал чинить препятствий влюблённым, согласившись отдать в жёны уважаемому, остроумному философу свою приёмную дочь. Тиран Атарнея был, однако, вскоре уличён в подготовке государственного переворота и свергнут царём государства Ахеменидов Артаксерксом III.

Вполне вероятно, что Аристотель участвовал в заговоре против персидского правителя вместе с Гермием и царём Македонии Филиппом, а потому вынужден был после осады дворца в Атарнее поспешно покинуть Ассос. В пользу этой версии говорит известное публичное сообщение афинского демократа Демосфена о том, что под пытками у тирана Атарнея вырвали признание в сговоре с македонским царём Филиппом. Подтверждают её и последние слова Гермия перед казнью: «Передайте моим друзьям, что я не совершил ничего недостойного философии и не изменил ей». Их можно понять, как намёк, что он никого из философов не предал.

Чувство к Пифиаде Аристотель пронёс через всю оставшуюся жизнь и в своём завещании попросил, где бы его не похоронили, положить в могилу рядом с ним кости рано умершей горячо любимой жены. Древние историки по-разному освещают брак выдающегося философа. Одни пишут, что Аристотель влюбился в наложницу или удочерённую племянницу своего друга Гермия, и после того, как тот уступил ему Пифиаду, «стал на радостях воздавать ей почести, как богине». Другие считают, что философ, якобы, пожалел бедную родственницу тирана Атарнея после его казни и женился на ней, хотя, по преданию, известие о кончине Гермия Аристотель получил уже после того, как приступил к обязанностям воспитателя сына македонского царя Филиппа.

Идею Платона о создании маленького государства во главе с философами Гермий, должно быть, решил осуществить у себя на родине, выстроив Ассос и пригласив платоников Эраста и Кориска, уроженцев соседнего города Скепсиса. Позвал он, видимо, и Аристотеля с Ксенократом после смерти главы Академии в Афинах. Ещё при жизни Платона Эраст и Кориск по совету учителя помирились с тираном Атарнея, и тот, по преданию, в благодарность за удачные советы по управлению государством и составление новых законов подарил им город Ассос, превратившийся вскоре в центр философской мысли.

Судьба покровительствовала Аристотелю после того, как он поселился на острове Лесбос. Здесь ученик Платона, занимаясь экспериментальными исследованиями, основал науку биологию и прославился как выдающийся учёный. В книге «О частях животных» Аристотель сообщает, что изучать жизнь животных и растений не менее важно и ценно, чем наблюдать за небесными телами. В своих трактатах он описал условия зарождения и развития различных живых организмов, привёл их классификацию. Ученикам своим он не уставал повторять, что «… как зрение впитывает свет из окружающего, так и душа – из наук»).
ТеофрастВместе с Аристотелем на острове Лесбос находился и Теофраст, проводя со своим учителем научные изыскания в биологии и ботанике. В 343/2 году до н.э. Аристотель стал наставником Александра Македонского и три года интенсивно занимался его образованием и воспитанием. Он добился восстановления Стагира, разрушенного Филиппом, и жил в родном городе, занимаясь вместе с Теофрастом научными исследованиями. Когда Александр стал царём и готовился к военному походу в Азию, Стагирит привёл к нему своего племянника, Каллисфена Олинфского, а сам перебрался со своим верным другом в Афины и открыл в 335 году до н. э. философскую школу у восточных ворот Афин, рядом с храмом Аполлона Ликейского.

На территории этого учебного заведения находился сад с крытыми галереями, по которым Аристотель прогуливался со своими слушателями. Школа стала называться «перипатетической» и быстро опередила Академию по популярности, благодаря разным научным направлениям и ведению исследовательской работы. Вскоре после переезда в Афины Теофраст стал свидетелем, как в дом Аристотеля пришло большое горе – умерла его любимая жена, оставив на руках учителя маленькую Пифиаду. Два года боль не утихала, а затем Стагирит смирился и сошёлся с молодой рабыней Герпеллидой, бывшей служанкой своейжены. От неё родился сын Никомах, учить которого и воспитывать пришлось уже Теофрасту.

После неожиданной смерти Александра Македонского Аристотеля обвинили в бесчестии за гимны памяти Гермия и мавзолей Пифиаде. Он бежал в Халкиду, передав управление школой Теофрасту, и спустя год умер, оставив после себя очень много научных трудов. Его любимый ученик Теофраст получил в наследство от учителя всю его библиотеку и все рукописи. Сын Меланта с острова Лесбос прожил долгую жизнь, написал свыше 220 сочинений, в которых было, как подсчитал Диоген Лаэртий,808 строк.

Скончался Теофраст на восемьдесят пятом году жизни. Прощаясь с учениками, он сказал им, что многие жизненные блага только кажутся таковыми: «Едва начав жить, мы умираем, поэтому ничего нет бесполезнее, чем погоня за славою. Будьте же благополучны, а науку мою или оставьте – ибо требует она немалого труда, - или отстаивайте с честью, и тогда вам будет великий почёт». Провожая в последний путь выдающегося уроженца острова Лесбос, афиняне устроили всенародное пешее шествие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий