29.06.2011

Плакаты времен Великой Отечественной войны


 «Сила духа! Сила слова»


         Годы Великой Отечественной войны были для нашей Родины годами тяжких испытаний и временем беспримерного героизма народа. Нет сомнений в том, что главную роль в победе сыграл советский народ. В этом подвиге, равного которому ещё не знала история, слились воедино и высокое мастерство военных начальников, и величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья, и самоотверженность тружеников тыла.
         Великая Отечественная война 1941-1945 годов ярко показала, что духовная борьба существенно влияет на весь ход военной борьбы. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военно-техническом и экономическом превосходстве. И наоборот, война не проиграна, если дух народа не сломлен, даже при больших первоначальных успехах врага.

Плакаты Иванова Виктора Семеновича

 
          Иванов Виктор Семенович (29.10.1909-26.11.1968) график, советский художник-плакатист, Заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент АХ СССР.
Виктор Иванов в 1933г. окончил отделение кино ленинградского ИНЖСА по специальности художник-постановщик, учился у М.П.Бобышова, Б.В.Дубровского-Эшке, оформлял кинофильмы. Позже работал над агитационно-политическими плакатами, в 1941—1943 над "Окнами ТАСС". Лучшие плакаты Иванова отличаются публицистической страстностью, конкретным раскрытием темы ("Пьём воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!", 1943; "Вперёд! На Запад!", 1942; "5 в 4 — выполним!", 1948). Виктор Семенович награжден Государственной премией СССР. Среди его гневных, действенных, публицистических плакатов особенно известен "Пьём воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга! Очистим советскую землю от фашисткой нечисти!". Плакат был создан в 1943 году, когда враг был уже отброшен далеко от Москвы, победоносно закончилось великое Сталинградское сражение, и победа советских войск на Курской дуге привела гитлеровскую армию на грань катастрофы.
 

Плакаты Алексея Алексеевича Кокорекина



Советский график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). Родился в г. Саракамыше, Закавказье. Отец был землемером из крестьян. Учился в гимназии в г. Краснодаре, затем в Полтаве. Учился в Краснодаре в Кубанском художественно-педагогическом техникуме (1927—29). С 1929 жил в Москве. Главным образом плакатист. В своих политических плакатах А.А.Кокорекин воплощал мужественные, волевые характеры советских людей, обращаясь к крупномасштабным изображениям и живописным (порой близким к станковым) цветовым решениям. Выполнял также тематические картины, пейзажи и иллюстрации. Удостоен государственных премий СССР.



Плакаты осажденного Ленинграда

 
               
 Зима 1941-42 года в Ленинграде... Лютая, голодная, жестокая. Череда бесконечно длинных темных дней, самых трагических и мужественных среди девятисот беспримерных дней блокады. Город казался вымершим: пустынные улицы замело снегом, холодные громады домов зияли ранами, безжизненно повисли сорванные провода, троллейбусы намертво вмерзли в сугробы. Не было хлеба, света, воды. И все-таки город жил. В обледенелых цехах заводов истощенные люди, не зная отдыха и сна, изготовляли оружие, танки, снаряды для фронта. Под жестокими бомбежками и обстрелами команды противовоздушной обороны дежурили на крышах, разбирали разрушенные дома, помогали раненым, хоронили погибших. Ни на минуту не смолкало радио: мерный стук метронома сменялся симфонией Чайковского, сигналы воздушной тревоги — пламенными речами Николая Тихонова и Всеволода Вишневского. Раненый, измученный город продолжал жить высокой творческой, интеллектуальной жизнью.
В лютую первую блокадную зиму в подвалах Эрмитажа, Русского музея, Академии художеств жили и работали многие прославленные художники, архитекторы, ученые, отказавшиеся, несмотря на преклонный возраст и гаснущее здоровье, эвакуироваться из Ленинграда. Сдавать Ленинград нельзя... Это чувство, эта страстная убежденность были сильнее голода, страданий, болезней, сильное смерти. И потому город стоял насмерть. Рядом с солдатами насмерть стояли рабочие, ученые, поэты, музыканты, художники. Каждое утро на израненных стенах Ленинграда появлялись плакаты. Яркие, пахнущие свежей типографской краской листы призывали на борьбу с врагом, клеймили фашистских варваров, взывали к мщению, помогали жить, бороться, верить. Они были очень нужны тогда людям.
              Сколько разнообразных форм агитационного искусства пришлось освоить художникам Ленинграда в первые же месяцы войны! Они работали над листовками по агитации среди войск противника, создавали десятки, сотни рисунков для газет, выполняли художественные открытки, которые печатались большими тиражами. С каждым днем художники все больше понимали необходимость своей огромной работы и выполняли ее самоотверженно, из последних сил. Но ряды их таяли, а силы убавлялись... От голода, бомбежек и обстрелов в самую суровую блокадную зиму погибло более ста человек.
           18 января 1943 года произошло долгожданное и радостное событие: была прорвана блокада Ленинграда. Жизнь в городе резко изменилась. Хотя не прекращались еще бомбежки и обстрелы, но отступал голод. Большая земля начала снабжать город всем необходимым, и силы его росли с каждым днем. Росла вера в скорое полное освобождение от блокады. Росла жажда сделать все возможное для победы над врагом. Художники работают с удвоенной, утроенной энергией. В мае 1943 года в залах Союза художников открылась «Весенняя выставка ленинградских художников», само название которой говорило о возрождении города, возрождении его мирных, не уничтоженных войной традиций.
               27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от блокады!
Город ликовал. Жизнь Ленинграда постепенно входила в мирную колею. Начался новый этап в жизни героического Ленинграда — восстановление его. Художники, как всегда, горячо и активно откликнулись на новые задачи. Они создали целую серию плакатов, призывающих как можно скорее залечить раны, нанесенные врагом любимому городу. Многие художники вместе с архитекторами работали в пригородах Ленинграда сразу после их освобождения.
 

Станковая графика времен Великой отечественной войны.


Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война резко изменила характер и темпы развития всех видов искусства. Большие изменения вызвала она и в станковой графике. Оперативность графики, сравнительная несложность ее техник стали теперь качествами особенно драгоценными. Жгучая потребность сказать свое слово в час народных испытаний, быстрее отозваться на горечь и героизм наступившего дня приводила многих художников к рисунку, акварели, иногда и гравюре. С первого же года войны наряду с плакатом и карикатурой станковая графика стала одним из наиболее активных, глубоко волнующих сердца зрителей видов искусства. Графики-станковисты создавали в этот период значительные произведения. Этому способствовала портативность их техники, что отличало их от живописцев с длительным периодом создания произведений. Многие художники-графики участвовали в военных действиях. Юрий Петров, автор «Испанского дневника», погиб на финском фронте. Во время ленинградской блокады погибли Иван Билибин, Павел Шиллинговский, Николай Тырса. Были убиты художники, ушедшие добровольцами на фронт — Никита Фаворский, А. Кравцов, Михаил Гуревич. Дементий Шмаринов создал серию рисунков «Не забудем, не простим!» (1942) углем и черной акварелью — с характерными трагическими ситуациями первого года войны. Из них наиболее известны «Мать» над телом убитого сына и «Возвращение» крестьянки на пепелище, а также «Казнь партизанки». Тут впервые появляется тема, которая потом станет для искусства военных лет традиционной — советский народ и его сопротивление агрессии, главный эмоциональный смысл серии — страдания народа, его гнев и героическая сила, «предрекающие» поражение фашистов
 

 Героический и сатирический плакат.


             Плакаты периода 1941–1945 годов подразделяется на две большие группы: плакат героический и плакат сатирический. Внутри этих групп выделяют разные типы плакатов. Для плакатов героической группы характерно то, что они в основном призывали к оружию, к борьбе за независимость, изображали сцены атаки или единоборства советского воина с фашистом, причём основное внимание художника, как правило, обращено на передачу движения, эмоциональной напряжённости, целеустремлённости. Подчёркивая единство армии и народа, напоминая зрителю славную историю нашей Родины, служащую залогом победы, художники часто прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условно аллегорических изображений, символизирующих Родину.
            Плакат 1941 года «Бей врага, как его били отцы и старшие братья–матросы Октября!» (автор С.С. Бойм), на котором изображён матрос с винтовкой в яростном порыве устремившийся вперёд, его губы плотно сжаты, взгляд полон решимости. На втором плане – силуэт матроса-большевика в куртке с перекрещенными патронными лентами, за спиной развеваются ленточки бескозырки. Лицо большевика обращено к зрителю, рот приоткрыт в призывном крике, левая рука с винтовкой вытянута вперёд, в правой руке – наган. Цветовая гамма плаката очень сдержана: серый, чёрный, красный цвета, чтобы ничего не отвлекало от главного - призыва бить врага.
              Большую группу плакатов военных лет занимают сатирические плакаты, главной задачей которых являлось развенчать врага, внушить народу оптимизм, уверенность в победе. Для сатирических плакатов основой является сюжет, остроумные сценки, забавные уподобления, едкие сравнения. Для этой группы плакатов характерно разоблачение звериной сущность фашизма. Злодеяния фашистов побудили советских художников к созданию обобщённого образа фашистской армии в виде различных чудовищ. На плакате Д.А. Шмаринова «Раздавить фашистское чудовище»1941 года советский солдат с горящими глазами втыкает штык в чудовище в виде осьминога с человеческой головой в каске с фашистской свастикой, за спиной солдата – танки и самолёты, развевается красный флаг.
 

«Боевой карандаш»


Особое место в плакатном искусстве эпохи Великой Отечественной войны занимает творческое объединение Ленинградских художников «Боевой карандаш». Родилось оно во время советско-финской войны, и снова возродилось в Великую Отечественную войну. В июньские дни 1941 года «Боевой карандаш» возобновил свою деятельность и стал одним из самых популярных и любимых видов массовой художественной агитации. Он удачно сочетал в себе черты плаката и народного лубка. Это были небольшие по размеру листы, в которых отдельные, но связанные единым сюжетом яркие картинки сопровождались текстом, как правило, стихотворным. Печатались они литографским способом. От других видов плаката «Боевой карандаш» отличало, явно выраженное в нем близкое ощущение фронта, он и предназначался, прежде всего, для фронтовой обстановки. Листки «Боевого карандаша» можно было увидеть в цехах заводов и школах, в землянках и блиндажах Ленинградского фронта, на кораблях Балтики и даже на бортах фронтовых машин. «Боевой карандаш» был рассчитан не на спешный взгляд и быстрое прочтение, а на внимательное изучение всех деталей, на постепенное вникание в сюжет, в его подробности, в текст. Работал в «Боевом карандаше» коллектив художников, среди которых были скульпторы, графики, живописцы. Тексты сочиняли поэты Н. Тихонов, В. Саянов, А. Прокофьев, С. Спасский, Б. Тимофеев. Тематика работ была многообразна. Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла. Они были злободневны, исполнены оптимизма, созвучны чувствам и мыслям защитников города. Наибольшей популярностью пользовались листы сатирического характера, высмеивавшие врага. Художникам нередко приходили письма от ленинградцев. В одном из них были такие слова: «Смотришь на ваши плакаты, и становится легче дышать. Верим, наш народ непобедим!» Популярность «Боевого карандаша» была так велика, что вскоре стали появляться родственные ему издания — например, сатирические листы «Балтийского прожектора», издаваемые Политуправлением Краснознаменного Балтийского флота. Здесь работали художники Ю.Непринцев, С.Бойм, В.Трескин.
 

Плакаты партизанской войны


Земля горела под ногами врагов. Тысячи женщин, стариков, детей на оккупированных территориях взялись за оружие. Партизанские отряды народных мстителей, или, как их называли фашисты, "черных призраков", пускали под откос вражеские эшелоны, взрывали электростанции и склады с боеприпасами, уничтожали предателей. Отважным и неуловимым народным мстителям посвящены плакаты В. Курдова «Да здравствуют наши славные партизаны и партизанки!», П. Горелого «Партизаны бейте врага без пощады!», П.Кривоногова «Партизан, мсти за Родину!».




Плакаты тыловой тематики


Тыл жил единой жизнью с фронтом. Всенародный лозунг «Все для фронта, все для победы!» определял тематическое содержание тыловой агитационной графики. Ушедших на фронт мужчин в цехах заводов и на полях заменили женщины, старики и дети. В тылу, как и на фронте, были свои герои. Плакат прославлял их будничный каждодневный подвиг. Днем и ночью шли к линии фронта эшелоны с боеприпасами и продовольствием. Об этом рассказывали плакаты "Заменим!" В. Серова, "Больше хлеба для фронта и тыла! Убрать урожай полностью!" Н. Ватолиной и Н. Денисова. Одним из наиболее распространенных был сюжет с образом женщины заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна. Лучшие плакаты этой темы "Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!" Н.Ватолиной и Н.Денисова, "На трактор девушки садятся смело" Т.Ереминой. Многие плакаты затрагивали тему трудовой дисциплины: "Прогулы ликвидировать полностью!" С. Игуманова, "Брак-Враг" Б.Клинч, "Водители машин бесперебойно: доставляйте грузы на фронт" Я.Бекетова, "Собирай ЛОМ", "Ты чем помог Фронту?" и другие. Один из самых известных плакатов тыловой тематики - "Не болтай! Будь на чеку" принадлежит московской художнице Н. Ватолиной. Позировала для плаката соседка художницы, мать солдат-фронтовиков, текст к плакату написал С.Маршак. Этот же актуальный сюжет лег в основу плаката В.Конашевич "Не болтай, враг слушает".


«КУКРЫНИКСЫ»


Кукрыниксы -  творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич Соколов Николай Александрович. Вместе, под общим псевдонимом — Кукрыниксы, который расшифровывался следующим образом Ку — Куприянов, Кры — Крылов, НикС — Николай Соколов выступали в основном как графики, карикатуристы и иллюстраторы. А буква Ы указывала на то, что это все же не один художник, а несколько.
Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Совместно работая с 1924, Кукрыниксы первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Выступая с 1925 в газетах и журналах ("Правда", "Крокодил" и др.), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов. Кукрыниксы рисовали не только сатирические карикатуры. Всю войну Кукрыниксы провели, можно сказать, на передовой — они часто бывали на фронте, вплотную соприкасались с ужасной действительностью. Их вклад в победу над врагом был огромным — карикатуристы убивали его своим оружием — смехом и сатирой, поднимавшими боевой дух солдат.
В 1942 Кукрыниксы написали картину «Таня», запечатлев героическую смерть Зои Космодемьянской, вызывавшую слезы у зрителей… Затем появилось полотно «Бегство фашистов из Новгорода» — в 1944 году Кукрыниксы приехали в только что освобожденный Новгород, варварски разрушенный гитлеровской армией — был разбит памятник «Тысячелетие России», полуразрушен Софийский собор. Свои переживания Кукрыниксы передали на картине.
Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (1947—48; Кукрыниксы удостоены за нее Сталинской премии в 1949). В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией. В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. Вводя гротесковую черточку, Кукрыниксы изображают бесноватого фюрера и его обанкротившихся вояк, которые с ужасом прислушиваются к доносящемуся сверху и неумолимо приближающемуся грохоту советских артиллерии и танков, возвещающему фашистским главарям, что настал час расплаты. В картине «Конец» Кукрыниксы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков. В этом — подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство. «Конец» является наиболее сильной реалистической картиной Кукрыниксов; создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи. 


 "ОКНА ТАСС" БИЛИ ВРАГА НЕ В БРОВЬ, А В ГЛАЗ



Навсегда останутся в памяти народной политические сатирические цветные плакаты "Окна ТАСС", вошедшие в историю Великой Отечественной войны неповторимой героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия, беспощадно разившего немецко-фашистских оккупантов и их генералитет, как говорится, не в бровь, а в глаз. Эти плакаты делались, как правило, с большим мастерством и обладали необычайным воздействием на зрителя, рождая в нем пламя патриотизма, разжигая священный гнев и испепеляющую ненависть к жестокому и смертельному врагу, вероломно напавшему на нашу Родину. Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.
 

СТРАШНЕЕ ПУЛИ

Многие из этих плакатов по силе эмоционального, морально-психологического восприятия читателем, зрителем стоят наряду с такими выдающимися всемирно известными произведениями искусства военного времени, как народный патриотический гимн "Священная война" Александрова или "Седьмая симфония"Шостаковича. Поэтому не случайно только за первые месяцы войны плакаты "Окон ТАСС" так досадили фашистской верхушке, гитлеровскому окружению, что главный нацистский идеолог - министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске "Окон ТАСС". Приезжавшие с фронтов, из партизанских отрядов и соединений нарочные красноармейцы и партизаны за плакатами рассказывали о показаниях на допросах плененных немецких офицеров, которые имели директиву высших органов фашистской власти: "Как только будет взята Москва, все, кто работал в "Окнах ТАСС", будут висеть на фонарных столбах".
Газета "Красная Звезда" в марте 1942г. опубликовала корреспонденцию партизана Саши "Плакаты - в тылу врага": "Багаж" партизана велик и разнообразен. В поход он берет с собой вооружение, инструменты, боеприпасы, продовольствие на несколько дней, литературу и... плакаты, листовки "Окон ТАСС". Последний груз - один из наиболее неудобных: плакаты трудно проносить, бумага "Окон ТАСС" чересчур плотна и громко хрустит. Но партизан не останавливают трудности: они берут и этот груз в рискованнейшие операции.
...Ночь. На подмогу разведчикам приходят местные жители. Тихо, крадучись во мгле по деревенским улицам и проулкам, осторожно обходя немецкие караулы и патрули, бесстрашные патриоты расклеивают, а в том случае, когда это не удается, раскладывают на земле цветные полотнища советских плакатов и "Окон ТАСС". Плакаты клеят на заборы, сараи, дома, где стоят немцы. Однажды, увидев утром расклеенное по деревне "Окно ТАСС", немцы так перепугались, что объявили боевую тревогу. Бывали случаи, когда фашисты из автоматов расстреливали плакаты.
Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты - это весточка великой родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся плакатов..."
 

          Советский народ был серьезно встревожен внезапным нападением фашистской Германии, но он не был духовно подавлен и растерян. Он был уверен, что коварный и сильный враг получит надлежащий отпор. На подъем народа на Отечественную войну, на вдохновение его Вооруженных Сил на самоотверженную борьбу сразу же заработали все средства и методы духовного воздействия, все отрасли и разделы духовной культуры и искусства. Все средства духовного воздействия на массы, агитация и пропаганда, политико-массовая работа, печать, кино, радио, литература, искусство - использовались для разъяснения целей, характера и особенностей войны против фашистской Германии, решения военных задач в тылу и на фронте, для достижения победы над врагом.
            Плакаты времен Великой Отечественной войны — наглядные пособия для разъяснения в доступной форме определённого вопроса, например, отношения
власти к текущим событиям на фронте. Совместно с радио и газетами являлись средствами агитации, воздействующими на сознание и настроение людей с целью побуждения их к политической, трудовой или другой активности. Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой. Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты - это весточка великой Родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из этих не известно откуда появившихся плакатов. С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие – в партизанские отряды и народное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее. В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он обрушивал народную ненависть на вторгшегося противника, требовал возмездия, призывал к защите Родины.
Военные плакаты различались как по качеству исполнения, так и по форме. Некоторые из них были грубыми карикатурами, в то время как другие были картинами на военную тематику или получившими известность фотографиями, с разъяснением о происходящем или стихотворным комментарием. Большая часть советских агитационных плакатов времён Великой Отечественной войны были созданы группой художников в рамках проекта «Окна ТАСС». Такие изображения тиражировались с помощью трафаретов и, как правило, вывешивались на специальных стендах в Москве и других городах.
Накануне Великой Отечественной войны художник постановщик киностудии «Мосфильм» В. Иванов создал плакатный лист, посвященный Красной Армии. На нем были изображены поднявшиеся в атаку бойцы, наступающие танки, проносящиеся по небу самолеты. Над всем этим могучим целеустремленным движением развевалось Красное Знамя. Судьба этого последнего предвоенного плаката получила необычное продолжение. Плакат «догнал» автора на пути к фронту. На одной из железнодорожных станций В. Иванов увидел свой рисунок, но текст на нем был уже другим «За Родину, За Честь, За Свободу!».
Уже в первые дни Великой Отечественной войны появился один из самых известных плакатов военных лет «Родина-Мать зовет!» И.Тоидзе. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте. Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката — Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество.
Бедствия первого периода войны прекрасно переданы в плакате В.Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!". Впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, плакат вызывал у бойцов ненависть к врагу. Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий. Женщина держит на руках прильнувшего к ней мальчика. Из-под белого платка выбились волосы, ненавистью и болью сведены брови, страдальчески опущены уголки губ. Ребенок в страхе крепко прижался к матери. Слева наискосок к центру, прямо в сердце матери направлен штык гитлеровского солдата. Ни одной лишней детали. Даже кулачок ребенка упрятан под платок. Обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Не случайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни взволнованных писем, в которых солдаты клялись изгнать врага из советской земли, освободить свой народ из фашистской неволи.
С плаката художника Д. Шмаринова «Отомсти» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках — тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование — отомсти!
Страстью борьбы был наполнен плакат А.Кокорекина "За Родину!", на котором смертельно раненный матрос бросал в гущу врагов противотанковую гранату.
После неудач и поражений первого года войны наша страна познала и радость побед. Изменилась тематика советского военного плаката. Больше стало в нем светлых и радостных настроений, вызванных предчувствием близкой победы, все чаще звучал призыв не только освободить советскую землю от врага, но и принести свободу народам Европы. Участникам войны хорошо памятен плакат художника В. Иванова «Пьем воду родного Днепра».
...Широко и привольно течет Днепр по родной земле. Пламенеет в зареве дымных пожарищ предрассветное небо, отраженное в темной и спокойной водной глади. Вдали виднеется только что наведенная саперами переправа. По ней нескончаемым потоком движутся на правый берег танки, автомашины. На переднем плане — крупная фигура советского воина. Он зачерпнул каской прохладную, пахнущую лозняком и речной свежестью днепровскую воду, бережно поднес ее ко рту и медленно пьет, наслаждаясь каждым глотком.
Советские войска устремились теперь на запад - на окончательный и полный разгром фашистских полчищ. В плакатах появились мотивы радостных встреч советских бойцов с освобожденными от гитлеровского ига советскими людьми. Изможденные, раньше времени постаревшие, они радостно, со слезами на глазах встречали своих освободителей. Вместе с победоносными войсками в освобожденные польские, чешские, венгерские, румынские города входил плакат Д.А.Шмаринова «Красная Армия несет освобождение от фашистского ига».

1 комментарий:

  1. Анонимный05.05.2016, 00:16

    Спасибо за замечательную подборку плакатов и разъяснения.

    ОтветитьУдалить