16.02.2012

ТЕАТР-СТУДИЯ ОПЕРЫ РАМ им. ГНЕСИНЫХ


ОСНОВАТЕЛИ:
С.М. Колобков, Ю.А. Сперанский, Н.А. Дмитриева
Театр-студия оперы РАМ им. Гнесиных начала свою работу в 1976 г. (официальное открытие произошло в 1978 г.) как студенческий театр-студия, постоянно и регулярно дающий спектакли в Концертном зале Академии. Создателями студии являются: Народный артист России, академик РАО, профессор Сергей Михайлович Колобков; декан вокального факультета, доцент Наталья Анатольевна Дмитриева и бессменный художественный руководитель студии, заведующий кафедрой оперной подготовки РАМ им. Гнесиных, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Аркадьевич Сперанский. 

За годы работы было выпущено около 30 классических и современных оперных премьер:
«Свадьба Фигаро» В. Моцарта, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Пиковая дама»П. Чайковского, «Богема» Дж. Пуччини, «Джанни Скикки» Дж. Пуччини, «Алеко» С. Рахманинова, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Травиата» Дж. Верди,«Сельская честь» П. Масканьи, «Дон Паскуале» Г. Доницетти, «Ведьма» В. Власова и В. Фере, «Телефон или любовь втроем» Дж. Менотти, «Умница» К. Орфа,«Не только любовь» Р. Щедрина, «А зори здесь тихие» К. Молчанова, «Анна Снегина» В. Агафонникова, «Ночь царя Ивана» Н. Пейко и др.

«Богема» Дж. Пуччини
Коллен - С. Казначеев
Шонар - В. Осипов
Мими - Н. Дмитриева
Рудольф - А. Мосевнин
Марсель - М. Лангбурд (Ланской)
«Дон Паскуале» Г. Доницетти
Эрнесто - А. Мосевнин
Норина - Н. Дмитриева
Дон Паскуале - С. Казначеев
Малатеста - В. Осипов
«Дон Паскуале» Г. Доницетти
Норина - Н. Дмитриева
Дон Паскуале - С. Казначеев
«Дон Паскуале» Г. Доницетти
Мажордом - Л. Долженко
Нотариус - М. Андросов
Народный артист РСФСР Б. Львов-Анохин писал: « В спектаклях оперной студии ГМПИ им. Гнесиных нет привычной пышности, монументальных декораций, помпезных оперных балов и празднеств. Здесь словно намеренно разрушают постановочные «преграды» между слушателем и музыкой. Сам строй спектакля способствует приближению зрителя к сердцу музыки. Внешняя форма, режиссура, оформление спектаклей незатейливы, просты, но и не лишает их изобретательности и юмора. Контакт со зрительным залом достигается за счет естественности, непринужденности сценического поведения.
Все это создает ту особую атмосферу студийности, молодой чистоты, ясности художественных намерений и задач, которая вызывает сочувствие и теплый отклик у зрителей.
Постановочная простота становится принципиальной, ибо задача студии, прежде всего, - раскрытие артистических возможностей молодых исполнителей, воспитание чуткого и культурно поющего актёра.
Здесь пробуют свои силы молодые дирижеры, режиссеры, художники. Студия делает важное дело – приобщает к серьезной музыке молодую аудиторию слушателей».
«Тайный брак» Д. Чимароза
Каролина - Г. Коробова
Фидальма - Н. Быстрова
Лизетта - И. Селянина
Практика постоянного участия в полноценных сценических постановках оперных произведений для студентов-вокалистов является бесценным опытом, совершенно необходимым для их дальнейшей профессиональной работы. На сцене оперной студии первые шаги делали студенты ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных: В. Моторин Н. Басков К. Сербина Е. Заремба и др., ставшие ведущими солистами Большого театра, Лондонского театра Ковент-Гарден и т.д. Первую свою практику в качестве режиссера проходил здесь главный режиссер Театра оперы и балета им. Станиславского и Немировича-Данченко А.Б. Титель , дирижерскую деятельность начинал главный дирижер и музыкальный руководитель Большого театра А.А. Ведерников . Многие музыканты прошли здесь начальную практику работы в симфоническом оркестре.
«Не только любовь» Р. Щедрин
Дипломный спектакль А. Тителя.
Главный дирижер симфонического оркестра Хардауайской высшей школы из Колумбии, штат Джорджия, США, Вильям Фаррис, посетивший Россию с концертным туром «В Россию с любовью и музыкой», в интервью газете «Московские новости» сказал: «Мы встретились с уникальным, на наш взгляд, явлением – студенческой оперной студией. Воспитанники профессора Ю. Сперанского взялись за очень сложную сценическую постановку («Пиковая Дама» П.Чайковского) и осуществили ее на профессиональном уровне. Оперная студия для будущих актеров, режиссеров, художников – сцена, где можно приобрести профессиональный опыт».
«Майская ночь» Н. Римский-Корсаков
Писарь - В. Третьяков
Винокур - В. Уланов
Деятельность Оперной студии реально началась значительно раньше момента ее официального основания. Кафедра оперной подготовки в ГМПИ им. Гнесиных существовала с 1953 г. и постоянно готовила отдельные оперные спектакли и многочисленные оперные отрывки со студентами. Особенно значительной стала эта работа после открытия в 1958 г. Концертного зала института. Неоценимую роль в воспитании молодых артистов здесь сыграли такие мастера, работавшие над спектаклями, как режиссеры : Б.А. Покровский, Г.П. Ансимов, М.Л. Мельтцер, Б.А. Львов-Анохин, Н. Кимарская, Д.В. Камерницкий, М.И. Степанова; дирижеры : Е.А. Акулов, Ю.В. Муромцев, С.С. Сахаров, О.М. Агарков, П.Б. Ландо, С.Г. Делициев, М.М. Григорьев, Столяров, Е.Б. Сенкевич.
Сидят: Таланова Л.Ф., Розмарица В., Оболенская Е., Малышева Т., Тихонова Ю., Дмитриева Н., Бружес М.А.
Стоят: Махновский В., Красов В., Осипов В., Клейменов А., Мосевнин А., Казначеев С., Сахаров С.С., Ландо П.Б., Сперанский Ю.А., Агарков О.М. 
Многие формы, а главное – сами принципы студийной работы имели свои истоки в «Гнесинском Доме» значительно раньше. Открытие сестрами Гнесиными в 1895 году Музыкального училища (тогда еще частного) было стимулировано широко распространенными среди художественных кругов того времени идеями просветительства, общедоступности и благотворительности. Круг друзей Гнесиных, сложившийся в эпоху расцвета Серебряного века, составляли выдающиеся музыканты, артисты, художники, игравшие важную роль в деятельности многих художественных и просветительских объединений рубежа XIX - XX веков. Так, Евгения Гнесина – старшая из сестер – начала свою педагогическую работу в Обществе друзей литературы и искусства, которым руководил создатель первого народного театра А.Ф. Федотов, а душой этого студийного объединения был К.С. Станиславский, из группы молодых актеров Общества впоследствии сформировавший и первую труппу Московского Художественного Общедоступного театра.
Еще в 1890 г. группа выпускников консерватории, составлявших домашний кружок, собиравшийся у Гнесиных, устроила спектакль в пользу бедных в г. Епифани, где сочетались юмористические и музыкально-творческие устремления членов кружка. В дальнейшем, вместе с известными певцами – П.А. Хохловым, Л.В. Собиновым, А.И. Книппер, актерами И.М. Москвиным, О.Л. Книппер-Чеховой, Е.Д. Турчаниновой и многими другими, сестры Гнесины принимали самое активное участие во множестве просветительских и благотворительных начинаний – концертах в пользу детей, студентов, нуждающихся, раненых, устраиваемых для образования рабочих, женщин и многих других мероприятиях, проводимых в разных городах России. Особый размах эта деятельность приобрела после создания в Москве Народной консерватории в 1906 г., где также ведущую роль играл круг ближайших друзей Гнесиных, в том числе и некоторых педагогов Училища Гнесиных.
Евгения Савина-Гнесина создала в 1903 г. первый в Москве детский хор – уникальное начинание, производившее потрясающее впечатление на многих современников. Это положило начало существованию хоров в детских музыкальных учебных заведениях, ныне являющимися повсеместным. Постоянными были выступления детского хора в благотворительных концертах – «Утрах песен Гречанинова» - А.Т. Гречанинов, работая в Училище Гнесиных, написал много песен для детского хора; наконец, в 1911 г. силами учеников была поставлена первая детская опера – «Елочкин сон», специально написанная Гречаниновым. Работа по созданию детских оперных спектаклей продолжалась постоянно, а с 1933 г. начали ставиться и «взрослые» оперные спектакли, в полном сценическом воплощении и в сопровождении симфонического оркестра (также состоявшего из студентов училища). Первым руководителем оперного класса стал певец и режиссер Большого театра В.Л. Нардов, а первой постановкой – «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта. Знаменательно, что и Оперная студия ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных в 1976г. открывалась также этой оперой. Вскоре сложилась и совместная практика работы с молодыми артистами – студентами и выпускниками Гнесинского училища – с Оперным театром-студией им. К.С. Станиславского, высокую оценку которой дал сам К.С. Станиславский в своей статье, посвященной юбилею Гнесинских учебных заведений в 1935г.
Оперные спектакли также были предназначены для показа самой широкой аудитории, в полной мере служа просветительским целям – они показывались в различных клубах, в Студенческом доме культуры МГУ, в Доме ученых, в воинских частях, для школьников. Все это было частью огромной шефской работы Гнесинских учебных заведений (в 1944 г . сложился комплекс учебных заведений имени Гнесиных, высшим звеном которого стал Музыкально-педагогический институт). Во главе всей деятельности учебных заведений на протяжении более 70 лет стояла Елена Фабиановна Гнесина, лично осуществлявшая художественное руководство всеми творческими и шефскими мероприятиями. Работа эта охватывала самые разные точки страны, включая выезды в колхозы, на целинные земли, на стройки и заводы. Постоянно работали образовательные абонементы и лектории как в Концертном зале института, так и в других городах (Уфа, Дубна) и подмосковных селах.
Эта просветительская традиция продолжалась в разные времена и самым активным образом была поддержана и в Оперной студии ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных с конца 1970-х годов. Было подготовлено множество специальных детских программ и литературно-музыкальных композиций, показанных как в специальных циклах в самой студии, так и в выездных концертах и спектаклях для школьников, учащихся педагогических училищ. Оперные спектакли и композиции показывались в различных институтах Москвы, в школах дипломатического корпуса. Наконец, помимо участия студентов-музыкантов, важным начинанием 1980-х годов стало продолжающееся поныне привлечение в спектакли детских коллективов и групп – трудно переоценить значение для детей их выхода на сцену в настоящих оперных спектаклях!
Американская журналистка Виктория Поуп в статье для «Ю.Эс.Ньюз» пишет:« Гнесинская оперная студия привлекла наше внимание своей уникальной программой для детей. За последний год дети из Австралии, Нидерландов, Англии, Норвегии, США вместе с русскими детьми участвовали в постановках таких опер как: «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро», «Дон Паскуале». Мы особенно ценим тот факт, что дети учатся понимать и любить музыку. Немалую пользу для своего развития дети извлекают из того, что их учат играть на сцене».
Учащиеся англо-американской школы
в спектакле «Дон Паскуале» Г. Доницетти.
1993 г.
Helen and Constantin Galskoy, Benedicte Berner, Victoria Pope, Douglas Stanglin,
Francesca Ros, Cindy Wood, Virginia Whitelaw.
Одной из ярких страниц творческой жизни студии была совместная работа Останкинского музея и театра-студии по восстановлению репертуара крепостного театра Шереметьевых. В рецензии «Опера в Останкино» в журнале «Музыкальная жизнь» № 22 1989 г. Л. Липская пишет: «Идея возрождения музыкального театра в Останкинском музее родилась несколько лет назад, когда началось пристальное изучение его репертуара. В лице театра-студии оперы ГМПИ им. Гнесиных музей нашел своего единомышленника». На сцене дворца в Останкино были показаны: комическая опера А.Э. Гретри«Говорящий портрет»; - признанный шедевр этого жанра, сентиментальная, «слезливая» комедия Н. Далейрака «Нина, или Безумная от любви», блистательный образец русской комической оперы конца Х VIII века «Несчастье от кареты» В. Пашкевича.
География подобных просветительских мероприятий – спектаклей и концертов оперной студии – постоянно расширялась. Вначале это были подмосковные города – Клин, Пушкино, Электросталь, а с 1991 г. маршруты охватывали даже Швейцарию, где состоялись 4 гастрольные поездки (1991 г., 1993 г., 1999 и 2005 гг. в городах Цюрих, Берн, Люцерн), во время которых спектакли и концерты давались для многочисленных зрителей, объединяемых в просветительское общество «Цюрихский молодежный театральный клуб».
В настоящее время регулярные выступления проходят в различных городах России -Ульяновск, Норильск, Котовск, Моршанск, Мичуринск, Тамбов, Дубна - с участием в спектаклях местных артистов и детских творческих коллективов. В 2005, 2006 гг. коллектив театра-студии принимал участие в оперных фестивалях им. Л.В. Карташовой в г. Норильск.
Артисты Детского оперного театра хоровой школы «Дубна» (г. Дубна, худ.рук. А. Ионова)
в спектакле «Дон Паскуале» Г. Доницетти.
2006 г.
В г. Тамбов с 2004 года Театр-студия оперы РАМ им. Гнесиных под руководством профессора Ю.А. Сперанского провела цикл абонементных спектаклей, а в 2006 г. была создана Театр-студия оперы им. Сперанских (под руководством А. Артемьева). Деятельность студии помимо решения задач просветительства заполняет вакуум музыкально-театральной жизни области, образовавшийся после развала музыкального театра в первой половине XX века, создавая предпосылки к его возрождению, а также традиция добродетели, идущая от земского врачевания. Режиссер-постановщик спектаклей – основатель и художественный руководитель Театра-студии оперы РАМ им. Гнесиных, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Сперанский – внук известного тамбовского врача-ученого Федора Сперанского, открывшего на тамбовской земле в конце XIX века первые детские ясли в России. Забота о физическом здоровье перешла в заботу о здоровье нравственном и духовном. На протяжении трех последних концертных сезонов активную просветительскую работу проводит Театр-студия оперы РАМ им. Гнесиных. Как удивительно было то необычное явление, пропитанное духом патриотического воспитания и просветительства, что наряду с профессиональными тамбовскими и приглашенными артистами на сцене были школьники и студенты города.
Хореографические коллективы школ №13 и №18 г. Тамбов
в спектакле «Евгений Онегин» П.И. Чайковского
(руководители: Г. Павлова и О. Шайхулова).
2006 г.
Одна из целей Театра-студии оперы РАМ им. Гнесиных – развить в детях восприятие классики через их непосредственное участие в спектаклях. Идея соединения взрослых студентов, будущих профессионалов, и детей дает возможность взаимного творческого обогащения. Дети, наблюдая и непосредственно участвуя во всех сложностях серьезной творческой работы, приучаются к восприятию театрального процесса. Такая совместная работа приобщает подрастающее поколение к лучшим традициям мировой классики, к прекрасному миру музыки, формирует эстетическое восприятие, ответственность, ощущение театра, как коллективного дела. Взрослым же студентам тоже есть чему научиться у своих младших «товарищей». К. Станиславский неоднократно писал, что актеру следует учиться у детей их непосредственности, абсолютной вере в предлагаемые обстоятельства их игр, что полезно наблюдать ту обаятельную наивность и чистую убежденность, с которой дети организуют и осуществляют прекрасные вымыслы своих игр.
В деятельности Театра-студии оперы сложились творческие принципы, основанные на широкой просветительской деятельности, популяризации лучших образцов оперного наследия, постоянного контакта со слушательской аудиторией. Один из режиссерских принципов – разрушение преград между артистами и зрительным залом, вовлечение слушателей непосредственно в спектакль.
Репертуар Театра-студии рассчитан на самую широкую аудиторию, включающую в себя как школьников, только начинающих познавать мир прекрасного, так и людей уже искушенных, которые могут оценить по достоинству всю прелесть спектаклей театра. Основная часть репертуара включает произведения, предусмотренные программами как в музыкальных, так и в средних общеобразовательных школах. Особая форма общения со зрительным залом способствует установлению контакта между исполнителями и публикой. Благодаря этой форме происходящее на сцене становится более доступным для детского восприятия.
Все это – в полной мере соответствует плодотворной традиции просветительства, заложенной и последовательно воплощавшейся в Гнесинских учебных заведениях на протяжении более ста лет.

gnesin-opera.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий