Реализуемая властями Республики Казахстан (РК) политика многовекторности ставила своей целью построение равноуспешных межгосударственных отношений со всеми основными политическими центрами силы. В складывающейся ситуации Китай сделал ставку на экономические аспекты взаимодействия с Казахстаном, российская сторона на совместное историческое прошлое и трансграничное партнерство, а американская сторона воспользовалась своей любимой тактикой по формированию подконтрольных ей институтов гражданского общества - опробованной и многократной проверенной ими в Восточной Европе и ряде стран СНГ. Координирующим органом в данном направлении стала работа посольства США в Казахстане.
В настоящее время в посольстве хватает запоминающихся и знаковых фигур, чего стоит только фигура посла США в РК Д.А. Кролла. Следует отметить, что до своего назначения на должность иностранец успел поработать в ряде стран постсоветского пространства – Украине, России и Узбекистане, причем в последней он проработал 3 года главой дипломатической миссии. Считается, что именно на его период нахождения в республике приходится серьезное охлаждение в узбекско-российских отношениях, а также выход центрально-азиатской республики из ОДКБ. Назначенный на свою должность в 2015 году американский посол поначалу удостаивался исключительно положительных отзывов за свое регулярное участие в культурной и общественной жизни республики. Тревожный звонок прозвенел в апреле-мае т.г. когда в ряде казахстанских СМИ появилась информация о его поездках в Атыраускую и Мангистаускую области РК, где впоследствиии произошли акции протеста, связанные с т.н. «земельным вопросом». Пикантности этой ситуации добавили публикации в социальных сетях о возможной причастности к организации протестных акций представителей Госдепа США.
Пресс-атташе посольства США выступил с опровержением информации о причастности посла и сотрудников дипмиссии к организации беспорядков, однако та скорость с которой все это было осуществлено, наталкивает на мысль, что американская сторона была готова к подобному развитию сценария и заранее подготовилась. Одновременно с этим в соцсетях и блогосфере РК активизировалась волна «прикормленных» штатовцами гражданских активистов и просто «неравнодушных» граждан РК по «переводу стрелок». Кого только не причисляли к организаторам протестных акций – Китай, Россию, местных олигархов, крупных землевладельцев и т.д. и т.п. Таким образом американцами была предпринята неудачная попытка замести следы и вывести из под удара своих дипломатов.
Под стать своему начальнику и двое его подчиненных – заместитель главы дипломатической миссии США в Казахстане Д.М. Поммершайм и генеральный консул США в г. Алматы – М. Муди. Оба иностранца имеют богатый опыт работы в странах СНГ и активно приступили к своим обязанностям, стремительно войдя в либеральные и оппозиционные тусовки северной и южной столиц Казахстана.
Внимательно изучив биографию последнего из них мы с юмором для себя обнаружим некий подозрительный образовательный бэкграунд М. Муди, являющегося выпускником элитного военно-морского колледжка в г. Нью-Порте. Для тех кто не в курсе, данное учебное заведение является кузницей старших офицерских кадров для руководящего состава военно-морского флота, а также центрального аппарата министерства обороны США. Конечно увидев этого товарища вживую на меропритяиях трудно представить в этом импозантном господине сотрудника РУМО или ЦРУ, но ведь с другой стороны их этому наверно и учат – так чтоб никто не догадался.
Проходясь далее по списку посольства США в РК хотелось бы остановится на фигуре директора отдела по сокращению угроз безопасности – бывшем гражданине Украины, а ныне американце и сотруднике министерства обороны США С. Лужанском. Примечательна эта фигура тем, что когда в казахстанских СМИ начала активно распространяться информация о строительстве Соединенными Штатами в г. Алматы биологической лаборатории, именно указанное лицо было задействовано для снижения шквала критики казахстанской общественности по данному вопросу. С помощью привлеченных «прозападных» экспертов С. Лужанский доказывал «мирный характер» предстоящих работ, а также рассказывал о надежности и прозрачности проекта.
К числу активных проводников американского влияния в РК можно также отнести главу отдела прессы, культуры и образования А. Вудворд. Отличительной чертой иностранки является ее крайне благожелательное отношение к Церкви Иисуса Христа последних дней, а также ряду других явно не традиционных для Казахстана религий, что позволяет ей в посольстве занимать место нештатного эксперта в сфере защиты прав и свобод вероисповедания казахстанского населения. Правда вот интересы ее сосредоточены в основном на защите прав верующих в исконно американские религии (мормоны, баптисты, адвентисты седьмого дня и прочие сектанты). Одновременно с этим на А. Вудворд замыкаются все американские образовательные программы в Казахстане (одно перечисление которых займет полторы-две страницы формата А4), а также курирующую деятельность т.н. американских уголков. Созданные на базе крупных библиотек в 11 городах страны и предподносимые как культурный и просветительский инструмент на практике уголки превратились в опороные пункты американского диппредставительства в РК, куда приезжающие дипломаты могут пригласить представителей региональных неправительственных организаций, местных правозащитников и оппозиционеров для проведения с ними кулуарных переговоров. Активно данные места также используюся американской стороной для организации лекционных занятий политологического и правозащитного характера для приглашаемых из США и стран ЕС лекторов.
Отдельно стоит остановиться на сотрудниках посольства США не скрывающих своего военного (раведывательного) прошлого и настоящего - руководителях отдела военного атташата полковнике Д.Р. Ногане и отдела военного сотрудничества майоре Д. Колберте. Указанные лица не скрывая своих намерений в открытую проводят свою «активную» работу в среде руководящего состава вооруженнных сил РК, менеджмента предпритяий казахстанского оборонно-промышленного комплекса, а также предпринимают попытки вовлечения ВС РК в различного рода миротворческие авантюры под эгидой НАТО. Отдельно стоит остановиться на реализуемой через отдел военного сотрудничества программы обучения казахстанских юношей в военных учебных заведениях МО, ВМС, ВМФ и береговой охраны США. Легко представить каким «патриотом» вернется на родину молодой лейтенант, воспитанный американскими сержантами-инструкторами, какую родину он будет охранять и как, и чьи интересы отстаивать. А уж знаю склонность штатовцев к работе с перспективной молодежью в период ее обучения в вузах США- не предстоит сомневаться, что управа найдется и на самого патриотичного и упрямого.
В завершении темы посольства США хотелось бы отметить также еще одно лицо структурно входящее в состав посольства, но формально имеющее другое подчинение - это руководитель регионального представительства USAID в Центральной Азии и Казахстане. Господин Д. Аддлтон - региональный директор Центрально-Азиатского региона USAID. Ранее его помощником был руководитель представительства USAID в г. Астане Н. Бергесон, однако в настоящее время он выехал на работу в Афганистан. Деятельность представительства USAID в РК нацелена на формирование в казахстансом социуме сообщества неправительственных организаций разных сфер направленности, нацеленных на реализацию выгодных штатовцам идеологических, экономических, гражданских и политичских аксиом. Анализ озвученной новой стратегии миссии Агентства в Центральной Азии на 2015-2019 гг. позволяет сделать вывод о том, что наряду с традиционными тематиками поддержки гражданских прав и свобод, свободы доступа к информации и защиты журналистов, а также развития политического плюрализма теперь работа USAID также затронет аспекты экономического характера – изучение торговых связей и рынков сбыта высокотехнологичной продукции, региональное сотрудничество в области гидроэнергетики, внедрение «западных» моделей, методов и институтов управления в казахстанских компаниях. Агентством планируется активизирована работа с казахстанским некоммерческими организациями, ориентированными на формирование выгодных США политических и идеологических установок в казахском обществе. При этом основные интересы сосредоточены по двум направлениям – создание сети подконтрольных общественных структур при органах исполнительной и законодательной власти (т.н. «советы»), формальной целью которых является налаживание обратной связи между государством и обществом. Создание системы «советов» не служит цели установления реального контроля над деятельностью госструктур, но при этом позволяет решить две задачи - получение развернутой информации о ситуации о политической ситуации в Казахстане, а с другой, с учетом бесперспективности развития типичного оппозиционного движения в РК «советы» станут площадкой для воспитания и подготовки подконтрольных США политических кадров в РК. Вторым перспективным направлением работы USAID в Казахстане признан и реализуется вывод из под контроля властей ранее работавших по госзаказу казахских НПО исследовательской направленности, по причине снижение выделяемых со стороны государства средств. В работе с казахскими общественными организациями Агентство США по-прежнему избегает прямого финансирования действующих по их заказу местных НПО, предпочитая работать через систему т.н. «администраторов грантов» - фонда «Евразия» и Ассоциации развития гражданского общества «Арго». К числу постоянных «партнеров» представительства USAID в РК относятся разноплановые казахстанские НПО среди которых можно отмтетить «Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности», «Институт исследования правовой политики», «Правовой медиа-центр», «Центр электорально-правовой культуры» и т.п. Уверен если порыться в их отчетных документах имеющихся в Интернете всплывет название еще не одного десятка казахстанских «грантососов» и «профессиональных» нпоошников.
Следует отметить, что соотвествующая активность на данном направлении посольства подхватывается действующими в республике американскими грантовыделяющими организациями, представляющими казахстанским НПО ежегодно миллионы долларов на реализацию проектов в сфере защиты гражданского общества, независимых СМИ, гендерного равенства и защиты прав ЛБГТ, а также политического, административного и экономического лоббирования интересов американских компаний в Казахстане. Крупнейшим игроком на данном рынке является Фонд Сорос Казахстан, возглавляемый А. Артемьевым - подобранным, выпестованным и тщательно взращенным американской стороной еще с студенческих лет.
К числу основных партнеров ФСК в республике отсятся казахстанские неправительственные организации «Десента», «Институт развития местного самоуправления», «Намыс» и многие другие. Из этой разношерстной и разнонаправленной банды соровцы регулярно предпринимают попытки формирования различных коалиций, форумов НПО и тому подобных структур, стремясь консолидировать организации и придать их деятельности направленный твердой американской рукой характер. Активно осуществляется работа ФСК и на поприще республиканских аналитических структур. Так на деньги фонда создается аналитическая площадка IQStudio, позиционируемая самими участниками в качестве некоего мозгового центра, который будет аккумулировать политологическую и общественную мысль Казахстана. Также продолжается финансирование со стороны ФСК другой аналитической структуры – Казахстаного института политических решений.
Стоит отметить, что попытка уместить в одну, даже большую статью, фактов о деструктивной работе Фонда Сороса в Казахстане, это бесперспективная задача. По самым скромным оценкам потребуется еще такой же объем описанного, что скорее всего и станет темой следующей исследования.
alternathistory.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий