14.06.2014

История евреев в Армении

История еврейской общины Армении насчитывает свыше 2 000 лет. Поселения евреев уже в древности имелись во всех крупных городах и столицах Армении. В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) рассказывается, что вавилонский царь Навуходоносор после разрушения Первого Храма в V веке до н. э. пригнал часть евреев в Армению. В IV веке до н. э. в Армавире имелось крупное еврейское поселение. Во время нахождения на престоле Армении царя Ерванда IV евреи из Армавира были переселены в новую столицу- город Ервандашат. С приходом к власти Арташеса столица Армении переносится в построенный им город Арташат, в который также переселяются евреи из прежней столицы.
Армянский историк Мовсес Хоренаци, описывая эти события, сообщает: «Арташес отправляется к месту слияния Ерасха и Мецамора и, облюбовав здесь холм, строит на нем город и называет его по своему имени Арташатом… Выводит из города Ерванда пленных иудеев, которые были переведены туда из Армавира, и поселяет их в Арташате».
Политику переселения евреев в Армению продолжал проводить и другой армянский царь Тигран II Великий, правивший в 95-55 годах до н. э.. Как сообщает Ованес Драсханакертци: «Тигран, многое приведя в порядок и устроив, идет на Палестину и берет в плен множество евреев». Во время своего военного похода царь Армении, взяв в плен множество евреев, уводит их в свои родные края, где селит в городе Армавир и в селении Вардкес на берегу реки Касах. В другой раз дело отца продолжил Артавазд II, царствовавший в 55-34 годах до н. э., вмешавшись в междоусобную войну евреев за трон, приняв одну из сторон, уводит в плен сторонников другой, которых селит в городе Ван.
Первая волна переселенных Тиграном евреев со временем приняла христианство (существует версия о том, что субэтническая группа армян- зоки произошла от христианизированных евреев), а вторая волна переселения (организованная Артаваздом- ванские евреи продолжала и далее исповедовать иудаизм.
Армянские цари развивали города, и поселения евреев нужны были для их развития, так как последние имели навык городской жизни. В результате численность иудеев в Армении значительно возросла, в некоторых городах- до половины от всех жителей. Евреи в Армении развивали торговлю и ремесла, так, Иосиф Флавий, находящийся на приеме у римской императрицы, на вопрос, что он знает об Армении, ответил: Евреям в Армении живется хорошо. Армянские города этого периода сохраняли эллинистический облик и жили относительно свободно, евреи составляли в Армении значительную часть городского населения и играли в торговле не последнюю роль. Правители не препятствовали свободному перемещению жителей различного вероисповедания, что способствовало благополучию еврейских общин, занимавшихся торговлей и ремеслами.
По Мовсесу Хоренаци, род Багратуни, давший впоследствии две царские династии- армянскую и грузинскую, произошёл от евреев, пленённых и переселённых после завоевания Израильского царства в пределы Армении. Багратуни владели огромной территорией, включая гору Арарат, где по преданию, находились остатки Ноева ковчега. Они сумели объединить несколько соперничавших феодальных княжеств и стали властителями всей Армении.
Стабильность и процветание закончились тогда, когда многие евреи были депортированы в Персию в результате захвата Армении- шахом династии Сасанидов Шапуром II. О численности евреев того времени наглядно показывают данные армянского историка V века Фавстоса Бузанда, который описывает значительное число еврейских семей, угнанных в плен захватчиками вторгшимися в Армению. Так согласно ему евреи были угнаны из шести городов Армении к примеру из Ервандашата было угнано 30 тысяч еврейских семей, из Вана 18 тысяч, из Нахичевана 16 тысяч семей. Всего же по Бузанду было выселено 83 тысячи иудеев из пяти городов Армении (выселение иудеев персами описывает армянский автор Раффи в историческом романе «Самвел», в котором целая глава романа посвящена угоняемым в V веке из Армении в Иран евреям). В этот же период времени в Талмуде упоминается мудрец Яков из Армении (Гиттин 48а), кроме того, упомянута и иешива (школа изучения Торы) в армянском городе Низбис.
К 1375 году после падения Киликийской Армении начали исчезать еврейские общины как единые этнические сообщества, многие начали принимать христианство. По данным еврейской энциклопедии, выходившей в 1901-1906 годах, из 5000 евреев, живших на землях между городами Ван и Мосул, к началу XX века только 360 человек еще придерживались иудаизма, остальные приняли христианскую веру. Интересен тот факт, что еще в начале ХХ века крестьяне из сел и деревень, окружавших Ван, видели в жителях города евреев, переселенных в Армению Тиграном Великим.
В ноябре 1603 года шах Аббас I со своим 120 тысячным войском захватил Армению, после чего как пишет писатель XVIII века Аракел Даврижеци приказал выселить всех жителей Армении -и христиан и евреев- в Персию чтобы османы, придя, нашли бы страну обезлюдевшей, позже армянский писатель с симпатией и сочувствием описывал историю евреев проживающих под владычеством персидских царей. Эти данные наглядно объясняют, отчего в Армении осталось так мало евреев, их почти всех переселили в Иран.
В 1840 году евреи Эриванской губернии были представлены двумя общинами- ашкеназской (европейской) и иранской. У первой общины был молельный дом, у вторых- синагога «Шейх Мордехай», действовавшая с 1860 года, где наряду с ивритом был в ходу персидский язык. По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи проведенной в 1897 году по принципу распределения населения по родному языку, евреев в Эриванской губернии насчитывалось 850 человек (664 мужчины и 206 женщин), большая часть которых проживала в городах. В первой половине ХХ века число евреев в Армении сократилась, так в 1926 году по официальным данным насчитывалось всего 335, причем мужчин было вдвое больше, чем женщин. Согласно ученному Аврааму Галанти еще в начале ХХ века в городе Эгин существовала иудео-армянская религиозная община, именовавшая себя «Пакрадунис». По нему же о следах пребывания еврейского населения говорит распространенная в Армении фамилия Исраэлян, то есть по-армянски сын Израиля. Название древнего армянского поселения Эгин переводится как «взгляд» либо «источник», Оно в транскрипции с древнееврейского сходно со словом «айин».
Современная еврейская община в основном представлена евреями, приехавшими в Армению из разных республик бывшего СССР. Первые поселенцы появились в середине 1930-х годов, сюда же эвакуировались евреи в годы Великой Отечественной. Второе переселение произошло в послевоенные годы и было связанно с тем, что Армения бурно развивалась. Согласно исследованиям, 37 % нынешних евреев поселились в Армении до 1960-х годов. Еще одна волна евреев прибыла в Армению в период с 1965 по 1972 год, таким образом число евреев в Армении во второй половине ХХ века составило более 10 тысяч человек. В 1989 году около 70 % евреев назвали родным языком русский, 26 % идиш и 5,6 % армянский.
Конец 1980-х - начало 1990-х ознаменовались событиями в Нагорном Карабахе, землетрясением, обострением социальных проблем. Но несмотря ни на что в это время была учреждена организация армяно-еврейских культурных связей «АРЕВ», а в 1991 году организована еврейская религиозная община Армении, первым председателем которой стал Улановский. Тогда же была открыта первая в республике еврейская воскресная школа «Тора Ор» («Свет Торы»). В 1992 году получив официальный статус в Комитете по делам религий при президенте была зарегистрирована религиозная община Армении. В начале 1993 года был создан объединительный Совет евреев Армении.
В 1992-1993 годах Армению покинуло около 6 тысяч евреев. На данный момент евреев в Армении насчитывается от 500 до 1000 человек, более того, в последние годы евреи начали возвращаться в Армению. На территории Армении действуют две разные еврейские организации- «Еврейская община Армении (JCA)» и «Еврейская религиозная община Армении (JRCA)», у которых есть собственные информационные сайты.
Евреи Армении в основном говорят по-русски, многие изучают иврит, большинство хорошо владеют армянским. C 1995 года в Ереванском государственном университете преподается иврит. В 1999 году возле мемориала посвященному геноциду армян в Ереване, Еврейская община Армении посадила 12 деревьев, отождествляющих 12 племен Израиля, а также был установлен памятный камень памяти жертв Холокоста.
С 1994 года в стране действует Еврейский Культурный Центр «Менора» под руководством известного музыканта, композитора Вилли Вайнера. Центр объединяет более 50 человек. За все годы его деятельности было организовано множество благотворительных акций, концертов, фестивалей, творческих вечеров и других культурных мероприятий.
27 сентября 2006 года в центре Еревана был открыт памятник посвященный геноциду и холокосту, инициатором его создания в центре армянской столицы стала еврейская община Армении. В 2007 году состоялось открытие Культурного центра национальных общин Армении, в котором представлены все не титульные нации. Расположен он на двух этажах одного из самых высоких зданий в центре Еревана. На улице Нар-Доси 23 в Ереване, расположен еврейский религиозный центр Армении «Мордехай Нави», возглавляемый раввином Гершем-Меиром Бурштейном, который периодически выезжает для проведения службы в синагоге Севана. Общинный центр «Мордехай Нави» состоит из молельного зала, а также благотворительной столовой и воскресной школы. Еженедельно в шабат после молитвы в Центре устраиваются трапезы, на которых беседуют обо всем, что связано с еврейскими традициями, на курсах для взрослых разъясняются недельные главы Торы. Здесь же проходят торжества по случаю каждого еврейского праздника. Также при еврейской общине действует благотворительный общинный центр «Орот Хесед», шествует над которым ребецн Лея Премыслер. Продолжает работать детская воскресная школа «Тора Ор», действует общинная газета «Коэлет». С марта 2004 года в Армении общиной начато производство кошерной пищи, которая экспортируется в Израиль и еврейские общины других стран.
Еврейская община Армении, является членом Евро-Азиатского Еврейского Конгресса (ЕАЕК) и Всемирного конгресса русского еврейства (ВКРЕ), общиной в конце 2002 года при поддержке ЕАЕК была начата публикация информационного бюллетеня сообщества.
с 11 по 12 мая 2009 года в Ехегисе (Ехегнадзорский р-н Республики Армения) прошел научный симпозиум на тему «Проживание евреев в Ехегисе», а 24 февраля 2010 года в Ереване в институте-хранилище древних рукописей «Матенадаран» прошла презентация книги «Евреи Армении: Средневековье» об истории пребывания евреев в Армении в Средние века. В книге нашли отражение результаты научных исследований о религиозной и светской жизни евреев в Армении, также в скором времени еврейская община намерена опубликовать книгу об истории современной еврейской общины Армении.
В Армении встречаются маргинальные политики использующие тему антисемитизма. Так, в 2004 году, кандидат в президенты Тигран Карапетян (набравший 0,68 % на выборах президента 2008 года) приписал евреям непосредственное участие в организации Геноцида армян. В январе 2005 года за неоднократные попытки разжигания межэтнической розни между армянами и евреями был арестован и приговорён к трём годам условно председатель партии «Армяно-арийский орден» Армен Аветисян.
Мемориал жертвам Холокоста в Ереване, построенный еврейской общиной Армении и армянскими диаспорами из разных стран, с момента установления в 1999 году неоднократно подвергался осквернению. В 2007 году, комментируя акт вандализма, главный раввин еврейской общины Армении Рабби Гершон Бурштейн отметил, что произошедшее ужасно, поскольку между армянами и евреями существуют прекрасные отношения. В последний раз памятник был осквернён в 2010 году.
В 1996 году на территории Армении сделаны важные археологические открытия, были найдены надгробия на которых содержались тексты на древнееврейском и арамейском языках. Найдены они были близ населенного пункта Ехегис в Вайоцдзорской области на юго-востоке Армении. Подобные открытия уже имели место так архимандрит о. Гарегин (Овсепян) в 1910 году обнаружил непохожий на другие надгробный камень, фотографию которого отослал известному ученому Николаю Мару. Плита представляла собой камень размером 1.4 на 0.6 м содержащий надпись в четыре строки, которая была расшифрована профессором П. К. Коковцовым: «Скончался честный, праведный, смиренный юноша, // господин наш, хаваджа Шараф-эд-Дин, сын Сабая, да будет ему благой конец. // Царь Славы, да упокоит его вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом // и исполнит в отношении его погребения «оживут мертвые твои, мои трупы восстанут». [Ис. 26:19] Год 1808 [селевкидской эры = 1496/1497 н. э.] 
Позже в 1912 году о кладбище в селе Ехегис появилась заметка в трудах Императорской академии наук. Предпринимались попытки изучения кладбища еще в конце 1970-х годах, однако тогда серьёзные археологические работы не велись. Датируемые, начиная от середины XIII века, а некоторые конкретно 1337 годом, находки эти являются убедительным доказательством существования еврейской общины на территории Армении с древнейших времен до Нового времени. Громкую научную славу местное захоронение после того, как профессор Майкл Стоун из Еврейского университета в Иерусалиме заявил, что: «обнаружено самое раннее в мире еврейское кладбище, уникальное тем, что на многих надгробиях сохранились надписи на иврите и арамейском». После этого открытия был подписан трехсторонний договор между Иерусалимским университетом, ереванским Институтом археологии и этнографии и Армянской апостольской церковью и в 2000-2001 годах организована совместная экспедиция. В состав экспедиции которой помимо армянских ученных вошли профессор Майкл Стоун, археолог доктор Давид Амид, фотограф Йовав Лоефф и доктор гарвардского университета Серхио Лапорта, а также другие ученные. В ходе работ были найдены 62 надгробия с двадцатью надписями, которые датируются периодом с 50-х годов XIII века до начала XIV века. По форме камни не отличаются от армянских надгробий того же времени- скорее всего их делали армянские мастера, а затем на плиты наносился текст на иврите и арамейском. Согласно опубликованным сообщениям, одна из надписей на иврите с примесью арамейских выражений гласит: «Скончался Баба, сын Давида в месяц Таммуз, год 1600 (1289 год н. э.), да упокоится его душа». Михаил Носоновский из Бостона считает, что, если датировки памятников верны, можно говорить о существовании еврейской общины в Ехегисе не только в конце XIII века, но на протяжении более 230 лет, по крайней мере вплоть до конца XV столетия. Согласно некоторым сообщениям, надпись на стене армянской церкви близ Ехегиса гласит, что земля, на которой она установлена, была приобретена у евреев.

ru.wikipedia.org

Комментариев нет:

Отправить комментарий