22.11.2016

Владимир Даль — папа "живого" словаря

7 томов, 200 тысяч слов, 30 тысяч пословиц, присказок и загадок. Все это — "Толковый словарь живого великорусского языка", созданный уникальным человеком.
Его составил врач, писатель, этнограф, лексикограф Владимир Даль, который 210 лет назад родился в Луганске, а кроме того более 15 лет прожил в Николаеве. В литературу Владимир Даль вошел под псевдонимом Казак Луганский. "Моя родина — малая Русь", — писал он, не имея ни капли ни украинской, ни русской кровинки.
В 16 лет во время учебного плавания кадет Даль попал в Данию: "Когда я плыл к ее берегам, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков. Ступив на берег, я убедился, что у меня с отчизною моих предков нет ничего общего". Отец Володи, Иоганн Христиан вон Дал, был датчанином. Он принял российское подданство и стал Иваном Матвеевичем Далем. Знал немецкий, английский, французский, русский, идиш, латынь, греческий и древнееврейский, был богословом и медиком, считая, что ты столько раз человек, сколько знаешь языков. Иван Матвеевич служил в Луганске лекарем горного ведомства, при котором открыл первый лазарет для рабочих. Мать Даля — Мария — полунемка, полуфранцуженка — держала домашний салон, где дети разыгрывали кукольные спектакли и играли в мини-сценках. Владимир был одним из главных авторов. Собственные сочинения — песни, стихи и сказки, он исполнял и сам перед родными и знакомыми. Еще в детстве Владимир подметил, как по-разному говорят образованные люди и простые. Свой первый полушуточный словарь, растолковывающий 30 жаргонных слов и выражений из кадетского лексикона, он составил, учась в Морском корпусе. А идею написания знаменитого "живого" словаря Далю подал Пушкин. С 1819 года, то есть всего с 18 лет, он стал заносить в записную книжку все народные словечки и выражения и искал их происхождение. Кстати, Даль не только пользовался чужими подсказками, он сам подарил сюжет поэмы "Мертвые души" Николаю Гоголю.
Еще живя в Николаеве Даль заинтересовался украинским языком. И параллельно с русскими стал собирать и украинские слова. Всю жизнь он общался с профессором Киевского университета Михаилом Максимовичем — собирателем украинского фольклора, с писателем Евгением Гребинкой, который основал в Петербурге первый украинский альманах "Ластівка", впервые напечатавший "Кобзарь", приятельствовал и с Тарасом Шевченко.
Интересно, что именно Даль был рядом со своим другом Пушкиным в момент его смерти. Узнав о ранении великого поэта, Владимир Иванович примчался к нему домой. В последние минуты в забытьи Пушкин, держа руку Даля, проговорил: "Ну, подымай же меня, пойдем, да выше, выше... ну, пойдем!" Глаза светоча русской поэзии закрыл Казак Луганский... Жена Пушкина, Наталья Николаевна, подарила Далю любимый изумрудный перстень-талисман Пушкина и сюртук, в котором тот стрелялся. /segodnya.ua/

Комментариев нет:

Отправить комментарий