19.01.2013

«Я СООБЩИЛ ВСЕМУ МИРУ О ТРАГЕДИИ В БАКУ ПОСРЕДСТВОМ СЕКРЕТСВЯЗИ ГИДРОМЕТЕОСЛУЖБЫ, ПОСЛЕ ЧЕГО БЫЛ УВОЛЕН»

Экс-начальник отдела Управления гидрометеорологии  АзССР: «Около 6-ти часов меня допрашивал кэгэбэшник  из Москвы»

23 года проходят со дня трагических событий, происшедших 20 января 1990-го года в  Баку. Именно в эту ночь советская военная машина совершила гнусное преступление - преднамеренное убийство мирных жителей столицы Азербайджана. Уже давно дана политическая оценка этим событиям. Но в  памяти азербайджанцев этот день никогда не станет вчерашним. Для кого-то из нас 20 января День потери родного человека, для кого-то День маленького подвига. Но для всех нас, азербайджанцев это День прозрения. День, когда мы скинули с себя оковы рабства.

У каждого из нас, свидетелей той трагической ночи есть своя история, свой маленький вклад, благодаря чему сейчас мы живем в  независимом  Азербайджане. И в этом  неоспоримая заслуга шехидов 20 января и всех тех, кто в те трудные дни стали на защиту Родины.
В связи с предстоящей очередной годовщиной «Черного Января» Vesti.Az побеседовало с одним из очевидцев страшной январской ночи 1990 года. Наш собеседник, тогдашний начальник связи Главного управления гидрометеорологии  Азербайджанской ССР Сабит Ахмед оглу Халилов.
Справка: Сабит Ахмед оглу Халилов родился 29 марта 1951 года в селе Сепнакерань Ленкоранского района. 1969 году окончил местную среднюю школу. В 1970 году поступил в Азербайджанский Политехнический Институт. Получив высшее образование получил направление в Управление Гидрометеорологии. Около 30 лет работал в этой области на различных должностях. 2006 году ушел с работы в связи сокращением должности. Около 5-ти лет проработал президентом «Лидерфарм». Является почетным президентом федерации карате по ВКЧ стилю.
С.Халиов вспоминает:

- Как и многие люди, я отдыхал дома, готовясь к рабочему дню. Вроде был обычный день, но на душе было тревожно. Все чувствовали, что что-то должно произойти. После полуночи  я услышал звук хлопков. Вначале я не обратил на это внимание. Но, прислушавшись, я понял, что это именно звуки выстрелов автоматического  оружия. Мои сомнения окончательно развеялись после того, как мне позвонил мой сослуживец, живший вблизи Сальянских казарм: «Сабит, это что, война? Танки в городе».
Я не поверил своим ушам - какая такая война. От шума дома все проснулись. Я смотрел в вопросительные глаза, но ответа у меня не было. Ответ был там, где звучали выстрелы. В тот момент неведение было намного страшнее, чем сама смерть. Быстро одевшись, я вышел на улицу и направился в сторону шума. По дороге ко мне присоединялись незнакомые мне люди. Вот  так  дружной  толпой мы приблизились к центру хаоса. Все остальное произошло в долю секунды. Мы были как в кошмарном сне: танки, наши советские танки появились словно из ниоткуда и стали двигаться на безоружных людей. Люди разбегались кто куда, чтобы не попасть под гусеницы боевой машины. Люди не понимали за что их хотят убить. Я не верил своим глазам. Это были те же самые танки, на которых мой земляк - Герой Великой Отечественной войны Ази Асланов громил фашистов, защищая и освобождая русские земли от немецких оккупантов. И самая любимая игрушка моего сына, превратившись во зло, убивала мой народ...

- Как нам известно, спустя пару дней после кровавых событий, происшедших в Баку, во всесоюзные республики, в страны Варшавского Договора телетайпом было послано сообщение из Баку  о реальных событиях, происшедших в столице Азербайджана...  
- В то время в республике только в органах КГБ, армии и в Гидрометеорологии существовала засекреченная связь. Утром 20-го января  все поняли, что произошло. Чудом оставшиеся в живых люди, в том числе и я, отправились на рабочие места, чтобы узнать, что же произошло. На работе я узнал, что военными захвачены Гостелерадио и типография - единственные источники информации. Это доказывало, что советскими войсками была проведена настоящая военная операция. Учитывая, что при этом не было никаких предупреждений, это была чистейшей воды агрессия. На работе руководство  дало указание, запечатать отдел, идти домой и ждать указаний. Я пристально следил за центральной прессой, созванивался с коллегами из союзных республик - никто не был в курсе происшедших реальных событий в Баку. И когда по АзТВ стали крутить индийские фильмы, мои нервы не выдержали. 22-го января рано утром я пошел на работу. В то время в Гидрометеорологии связь работала по тройной схеме. По первой схеме информация  распространялась по всему Союзу, по второй - по странам Варшавского договора и третья схема работала со всеми, с кем СССР имел дипломатические связи. На работе я составил обращение о происшедшем горе моего народа, подробно описав увиденное и услышанное.  Обращение было написано на двух листах и я, набрав текст, задействовал все три схемы связи. Потом с любовью осмотрел свой кабинет, где долгое время служил верой и правдой...

 - То есть не обошлось без последствий?
 -  Через пару дней меня вызвали в КГБ. Около 6-ти часов меня допрашивал кэгэбэшник  из Москвы. Написал объяснительную записку, что на содеянное меня толкнула безмерная любовь к родине. У меня взяли подписку о невыезде и отпустили. Через пару дней я узнал о своем увольнении с работы...

Это была еще одна история азербайджанца, одного из тысячи свидетелей кровавых январских событий 1990-го года,  который совершил свой маленький подвиг. А ведь именно из этих маленьких подвигов и крови шехидов складывается героизм целой нации.                  

С.Сараблы                         ru.redtram.com

1 комментарий:

  1. Анонимный24.04.2016, 14:05

    В Гидрометцентре работали в те времена, знаю Сабита - отличный работник и надёжный товарищ для всех сотрудников. Настоящий патриот. Спасибо за то, что сказали миру правду. Помню замечательный коллектив Узла Связи на 4 этаже, а мы работали в управлении на втором этаже много лет, до этих трагических событий в Баку...

    ОтветитьУдалить