19.06.2011

Атлантида - предыстория

или откуда ноги ростут?
Платон
Платон (427-347 гг. до н.э.)
Фрагмент фрески Рафаэля
"Афинская школа"
Диалоги Платона "Тимей" и "Критий"

Диалоги "Тимей" и "Критий" были написаны Платоном около 360 г. до н.э.
Платон пишет, что узнал эту историю от своего прадеда Крития, который в десятилетнем возрасте услышал эту историю от своего деда, тоже Крития, которому в то время было девяносто лет. Он же в свою очередь узнал об этом от большого друга и родственника своего отца Дропида, Солона, "первого из семи мудрецов". Сам же Солон, услышал эту историю от египетских жрецов из храма богини Нейт в Саисе, которые с незапамятных времен вели записи всех событий и знали про Атлантиду.
Критий-младший говорит, что читал записи деда, что его глубоко взволновала эта история, и поэтому он ее накрепко запомнил. Однако, поскольку он своих записей не вел, то вполне мог забыть какие-то детали или цифры. Если Солон записывал эту историю прямо с колонн египетского храма, то он вполне мог сделать какие-то ошибки, не зная в совершенстве египетского языка. И, наконец, Платон вполне мог внести в описание Атлантиды и войны с нею праафинян какие-то изменения для своих целей, например, для пропаганды своих политических взглядов.
И, наконец, возможно, что Платон скомпилировал эти диалоги из каких-то других источников, включив туда исторические и географические труды разных авторов, свои собственные знания и догадки, а также мифы и сказки греков или других народов. Тогда задача исследователей усложняется, поскольку приходится решать вопрос об этих источниках, а затем относительно истинности каждого из них.

Геродот
Примерно в 460 г. Геродот в одной из своих книг писал о каких-то атлантах, живущих в Северной Африке: "К этому соленому озеру прилегает гора, которая называется Атлас. Она узка и со всех сторон закруглена и так высока, что ее вершину не видно, так как она всегда окутана туманом, и летом и зимой. Местные жители говорят, что она упирается в небо. От нее получили название и местные жители, которых называют атлантами. Говорят, что они не едят ничего живого и не видят никаких снов. " Чешский ученый Зденек Кукал считает, что возможно Платон позаимствовал название именно у Геродота.

Феопомп
В другом своем труде, "Historia varia", Элиан ссылается на греческого философа Феопомпа, жившего в IV веке до нашей эры. Феопомп описывает разговор фригийского царя Мидаса с полубогом Силеном, в котором Силен рассказывает Мидасу, что "Европа, Азия и Африка являются островами, окруженными со всех сторон океаном. Вне этого мира есть еще остров со многими жителями и городами. Рассказывают, что десятимиллионное войско этого острова хотело вторгнуться в наши земли, переправившись через океан. Оно достигло земли гиперборейцев, которых считали самыми счастливыми людьми этой части суши. Но когда завоеватели увидели, как живут гиперборейцы, они сочли их такими несчастными, что отказались от всех агрессивных намерений и вернулись домой за океан". Многие атлантологи и, в том числе, Н. Ф. Жиров считают это косвенным подтверждением сообщения Платона. Но многие знатоки античной литературы утверждают, что Феопомп скорее известен как автор фантастических историй, а не как ученый. Однако, неясно, почему нужно было тогда Феопомпу привлекать историю Платона, а тем более, не использовать платоновские названия. Относительно же идеи, что этот сюжет выдуман Феопомпом, а не заимствован у Платона, заметим, что этом случае фантазия Феопомпа и Платона работала почти одинаково.

Элиан
Во II веке н.э. писатель Элиан пишет в своей книге "Historia naturalis" о том, как одевались правители Атлантиды, чтобы подчеркнуть свое происхождение от Посейдона.
Марцелл
Неоплатоник Прокл (412-485 гг. н.э.) в комментариях к "Тимею" ссылается на какого-то Марцелла (I век до н.э.), писавшего, что во "внешнем мире" было семь островов, посвященных Персефоне. Затем он дает их описание, сходное с описанием Платона.

Крантор
Прокл также пишет, что около 260 г. до н.э. в Египте побывал некто Крантор, видевший в храме богини Нейт в Саисе колонны с иероглифами, рассказывающими об истории Атлантиды. По мнению некоторых историков, речь может идти о Кранторе из Солы – греческом философе конца IV века до н.э., который также был комментатором работ Платона. Однако некоторые атлантологи считают, что Прокл выдумал и Марцелла и Крантора для того, чтобы поддержать Платона.

Диодор Сицилийский
Диодор Сицилийский – римский историк, живший в I веке до н.э. В III и V книгах из своего труда "Bibliotheca historica" он пишет об амазонках и их нападении на атлантов. Также он пишет об атлантах, живущих около гор Атласа в Северной Африке. Возможно, что об этом он узнал из трудов Геродота.

Плиний Старший
Он считает атлантами жителей Северной Африки и наделяет их "чудными чертами". Он пишет, что они не знают людских обычаев, не пользуются именами, проклинают восходящее и заходящее солнце, не видят ночью снов. Возможно, что и эти сведения почерпнуты у Геродота.

Аристотель Стагирит
И, наконец, главный свидетель, ученик Платона, великий философ Аристотель. Он заявил, что Платон использовал описание Атлантиды в качестве предлога для изложения своих политических взглядов на проблему идеального государства. И добавил, что "тот, кто Атлантиду выдумал, тот и отправил ее на морское дно". Это достаточно серьезное утверждение. Кто мог знать Платона лучше, чем его ученик? Это должно было положить конец всем спорам. Но не все так просто, как кажется.
Сторонники существования Атлантиды приводят несколько разумных доводов:
1. Аристотель был намного моложе Платона.
2. Он принадлежал к иному классу и имел иные политические взгляды.
Платон родился в греческих Афинах, а Аристотель в Стагире, принадлежавшей Македонии. Даже, приехав в Афины, и основав Лицей, Аристотель не имел афинского гражданства. Это позволяет предположить, что Аристотель просто "опозорил" Платона, "облачась в тогу поклонника истины" (Зденек Кукал. Великие загадки Земли). Свою позицию Аристотель обосновал так: "Amicus Plato, sed magis amica veritas" (Платон мне друг, но истина дороже).
Последователь древнегреческого философа Игнациус Донелли написал две книги: "Атлантида - допотопный мир" и "Рагнарок-эпоха огня и смерти". Обе эти книги увидели свет в 1882-1883 годах и впервые пробудили серьезный интерес к Атлантиде Платона.
Легенды о потопе
Они встречаются почти у всего человечества, за исключением Африки кроме Египта, Австралии и северной части Евразии. Почти во всех этих мифах боги (Бог) залили однажды всю землю водой (пивом) (обычно за грехи), начинается пожар (падает небо, трескается земля, появляется гора, извергающая пламя) и все люди утонули (превратились в рыб, превратились в камни), кроме одного (двух) людей, которых боги (Бог) обычно предупреждали о потопе, поскольку они вели праведную жизнь. Эти люди (или один человек), обычно муж и жена (или брат и сестра, или Ной и семья), садятся в лодку (ящик, ковчег) и плавают. Затем они (не всегда) приплывают к горе, выпускают птиц на разведку (это во многих случаях искусное внедрение библейских мотивов христианскими миссионерами в языческие мифы).

Легенды о пришельцах с Запада (Старый Свет)
Встречаются у некоторых народов Старого Света, в частности, у египтян и вавилонян. С Запада прибывает неизвестный человек, говорящий на непонятном языке. Он обучил людей изготовлять орудия (строить города, календарю, делать вино, варить пиво).

Легенды о приходе с Востока (Новый Свет)
Встречаются у некоторых народов Америки. В них говорится, что этот народ некогда пришел с Востока (с острова), возможно в то время происходили какие-то катаклизмы (боги наказывали человечество), но кто-то из человечества спасся и пришел на Запад, где и основал эту страну (город, народ) .

Легенды о космических катастрофах
С небо упал камень (Луна, Солнце, Змей, Дракон, что-нибудь еще), после чего начался пожар (потоп, земля затряслась, что-нибудь еще). Потом все это кончилось, и люди разошлись по свету. Встречаясь с такой легендой, атлантологи начинают искать (и находят) в ней доказательство существования Атлантиды. Например, узнав о том, что в "Калевале" упоминается о землетрясении и высоких приливах (обычно высота приливов на Балтике несколько сантиметров) , атлантологи сделали вывод, что давным-давно Земля захватила Луну, что и вызвало высокие приливы, что и запомнили люди. Мифы часто дают атлантологам возможность "доказывать" любые, даже самые безумные утверждения, подгоняя под них древние мифы.

Сходство культур по обе стороны Атлантики
Атлантологи обращают внимание на то, что в Египте и Мексике строят пирамиды, изготовляют каменные саркофаги, мумифицируют умерших, используют похожее иероглифическое письмо, в Египте и Мексике есть обособленная каста жрецов, культ Солнца, похожая система счисления времени и довольно развитая астрономия. Некоторые атлантологи решили, что ацтеки, инки, майя и египтяне были учениками атлантов, которые прилетели (или приплыли) к ним после катастрофы. (Осирис в Египте, Кецалькоатль в Америке)

Загадка угрей
Еще Аристотель обратил внимание на то, что в водах Средиземного моря можно встретить угрей только женского пола. О происхождении угрей, "рыб без отцов", существовало множество теорий. Еще в конце XIX века считалось, что угри рождаются живыми, а производят их на свет самки одного из видов рыб. Лишь в 1904 году датский ихтиолог И. Шмидт решил загадку угрей. Угри вылупляются из икры в Саргассовом море. На втором году жизни они отправляются в плавание к берегам Европы. Там самки поднимаются вверх по течению рек, проводят в реках около двух лет, возвращаются в море и плывут в Саргассово море. Там проходит брачный период, и самки откладывают икру. Такое поведение угрей легко можно объяснить, если предположить, что тысячи лет назад на месте Саргассова моря были берега Атлантиды, где и проходило их детство. Теплое течение Гольфстрим несло их к берегам Европы, а потом противотечение возвращало их назад.

abc-people.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий