Александр Дугин
(Предисловие к иранскому изданию)
Книга «Четвертая политическая теория», лежащая перед вами, посвящена анализу той ситуации, в которой мы оказались в 21 веке в области политических идеологий и философии политики. Ее отправной точкой является убеждение, что классические политические теории исчерпали себя и более не пригодны для ориентации в мире политики. Закончился ХХ век, завершилась эпоха того, что в социологии и политологии принято называть Модерном, то есть «современным миром». И вместе с этим иссякла энергия и притягательность большинства классических политических учений.
Для того чтобы понять насколько глубок кризис идеологий в нашем мире, мы предлагаем свести все многочисленные их разновидности к трем главным: либерализм, коммунизм и национализм (фашизм). Соответственно мы называем их (по очередности появления и оформления в законченные модели) первой, второй и третьей политическими теориями.
Судьба этих учений различна. Возникший первым либерализм сохранился до сих пор и претендует на то, что на сегодняшний день остается единственной общепринятой «универсальной» парадигмой, доминирующей в глобальном масштабе. Однако при этом, оставшись без традиционных идеологических соперников, либерализм качественно изменился и на глазах превращается в нечто иное. Это первая политическая теория и последняя, в то же время просуществовавшая дольше остальных.
Вторая политическая теория, марксизм, также уходящая корнями в Новое время, эпоху Просвещения и атеистическо-материалистическую культуру Запада, набрала силу к началу ХХ века, достигла апогея к середине этого века и резко сошла на нет к его концу. Марксизм составил серьезную альтернативу либерализму, но выиграть у него битву за современность не сумел. Тем самым марксизм оказался не тем, за что он себя выдавал и за что его принимали другие – это была не следующая за капитализмом политическая формация, социализм, а отклонение на пути движения капитализма к планетарному господству. Уже одно это требует от нас глубокого пересмотра марксизма и всей левой мысли с учетом нашего нынешнего знания о судьбе социалистических обществ в 21 веке.
Наконец, националистические режимы – фашизм в Италии, национал-социализм в Германии, франкизм в Испании и национал-синдикализм в Португалии – появились позднее остальных и просуществовали короткий срок, унеся вместе с собой в могилу свою теоретическую базу. Эпоха третьей политической теории оказалась самой короткой.
Но все эти три политические теории основывались на западно-европейских ценностях Модерна, взятых в разной комбинации и пропорциях. Все они несли в себе западно-центричный взгляд на мир, исходили из идей прогресса, эволюционизма, секуляризма, материализма и атеизма.
В конце 21 века течение Постмодернизма поставило под сомнение универсальность западных ценностей, обнаружив их противоречие с многообразием политических теорий и философских культур в других неевропейских обществах. Тем самым идейные основания классических политических теорий были подорваны. Рефлексии относительно их истоков привели к выводу о том, что их претензии на «очевидность» и «универсальность» являются фикциями и формами идейного колониализма. Область политической философии постепенно стала постепенно превращаться в вакуум. Отдельные авторы заговорили о том, что политика вообще должна постепенно отмереть, уступив место экономике. Это означало бы «конец истории» (Ф.Фукуяма).
В любом случае сегодня мы имеем дело с агонизирующей и все менее привлекательной либеральной теорией, связанной с американской гегемонией и глобализмом, у которой не осталось более никаких классических и разделяемых широкими средами альтернатив. Но в тоже время и сама эта теория на глазах распадается, становится противоречивой, утрачивает свою связность, свою энергетику, свою привлекательность. Именно это и стало главным импульсом для того, чтобы поставить вопрос о Четвертой политической теории – по ту сторону либерализма, коммунизма и национализма.
То, что моя книга выходит в Иране, стране, которую я искренне люблю и чьей древней духовной культурой давно восхищаюсь, имеет большое значение. Во-первых, я убежден, что сегодня как никогда важен русско-иранский диалог по самому широкому спектру вопросов – начиная с философии, богословия, социологии, геополитики, политологии. Наши страны оказались в сходных условиях в сложной структуре современного мира: и Иран и Россия отвергают глобализацию и однополярный американоцентричный мир; и Иран и Россия стоят за диалог культур и цивилизаций, убежденные в том, что только многополярное мировое устройство является справедливым; и Иран и Россия имеют древние самобытные культуры, сформировавшие уникальные и оригинальные ценностные системы, требующие защиты, сохранения и нового утверждения перед лицом универсализации, вестернизации и глобализации. У нас общие стратегические ориентиры и общие угрозы. Сама судьба и наше географическое положение толкают нас к тому, чтобы быть вместе. А это предполагает в первую очередь тесное общение и глубокий диалог интеллектуальных элит. Сближение должно начинаться с области духа, мысли, философии, тогда и на всех остальных более материальных уровнях выстроится гармония, взаимопонимание и сотрудничество.
Во-вторых, Иран не относится ни исторически, ни географически к западному миру, и, следовательно, всегда с сомнением относился и относится сегодня к импорту западных идеологий – секулярных, материалистических, атеистических и прагматических, противоречащих самому духу иранской духовной самобытной и глубоко религиозной культуры. Будучи центрально-азиатской страной с острым чувством собственного достоинства и своей уникальности, Иран не может не быть заинтересован в подрыве монополии на политическое мышление западно-европейских и американских политических систем и идеологий. Деколонизация предполагает не только избавление от внешнего административного управления и политического диктата, но и освобождение от чуждых и навязанных философий, политических и социальных историй, научных методологий, основывающихся на совершенно ином историческом опыте. Сегдня США ставят своей целью то, что американская военная доктрина называет Full Spectreum Domination, то есть «полно-спектровая доминация». Помимо полного господства на земле, на воде, в воздухе и в космическом пространстве вооруженных сил США, это включает в себя и управление умами людей, подчиненность определенным философским, гносеологическим и эпистемологическим парадигмам, сконструированным Западом и навязанным всем остальным. Все три классические политические теории и особенно либерализм являются продуктами именно такого конструирования и навязываются всему миру как одна из составляющих стратегии «полно-спектрового доминирования». Поэтому одна из задач освобождения от господства внешней силы это критическое осмысление и выкорчевывание политических теорий, созданных на Западе и служащих для целей духовной и культурной колонизации всех остальных обществ планеты.
В третьих, современный Иран, построенный после Июльской революции, представляет собой уникальное политическое явление, не вписывающееся по своим основным параметрам в три классические западные политические теории, которые разбираются в данной книге и отвергаются как неприемлемые и исчерпавшие свой потенциал. Это значит, что тот политический режим, который сложился в современном Иране, представляет собой на практике нечто, имеющее к Четвертой политической теории самое прямое отношение. Иранская религиозная демократия с акцентом на социальной справедливости и соучастии всего населения в управлении государством является уникальным примером того, чем могли бы быть политические режимы, относящиеся к Четвертой политической теории и в других странах.
Четвертая политическая теория отвергает Модерн в его секулярной, атеистической, индивидуалистической, материалистической версии. И предлагает снова обратиться к ценностям традиционного общества – к религии, богословию, идеалистической философии, общинности, органической коллективности и даже мистике. При этом отдельные чисто технические стороны Модерна – экономическое развитие, технологический рывок, создание мощной современной энергетики, системы массовых коммуникаций и т.д., напротив, активно приветствуется. Таким образом, это не просто возврат в прошлое, чистый консерватизм, хотя Четвертая политическая теория и относится к консервативным ценностям в целом позитивно, но еще и рывок в будущее. В основе Четвертой политической теории лежит не обращение к прошлому, но обращение к вечному: к вечным ценностям, к вечной жизни, к сохранению вечного миропорядка. А вечность равноудалена как от прошлого, так и от настоящего и будущего. Все типы времени равны перед лицом вечности.
И если что-то мы берем из прошлого, то что-то можем вполне конструировать, создавать заново. Консерватизм в религии, духовной культуре и обычаях, и модернистический рывок в сфере техники, социальной справедливости, экономического и энергетического развития. Это, скорее, Консервативная Революция.
И что же мы видим в современном Иране? Как раз нечто подобное: сочетание верности религиозным основам ислама и бурное экономическое развитие, древние иранские устои и мощную самостоятельную энергетику, вооруженные силы, средства коммуникации.
Есть, конечно, сегодня в Иране те, кто видят путь развития в странах Запада, в либерализме и вестернизации иранского общества. Мы в России прошли этот соблазн. И наш опыт показывает, что это дает очень слабые результаты, а стоит гигантской цены. СССР старался уничтожить религию, выкорчевать с корнем древний народный уклад, превратить крестьянство в городской пролетариат, превратить аграрную страну в индустриальную державу. Это удалось ценой колоссальных жертв. Но простояла эта грандиозная конструкция, созданная на гордыне и безбожии, совсем не долго. Затем наступил период либеральных реформ в 90-е годы 20 го века. Он привел к распаду страну, социальному расслоению и деградации общества. Так что Запад и модернизация ничего хорошего в Россию не приносили. Ничего не дадут они и Ирану. Напротив, сегодня Иран оказался в уникальном положении перед лицом глобального экономического кризиса именно благодаря политике его властей на самостоятельность, строгому следованию духовным и религиозным принципам, нормативам иранской культуры, проведению независимой линии в международных вопросах. Ставка на ценности Июльской революции и сплоченность вокруг религиозных и политических лидеров Ирана – залог успеха. Попытки уступить соблазнам вестернизации – путь в никуда. Это мое глубокое убеждение.
Вместе с тем, я надеюсь, что иранская интеллектуальная элита сможет увидеть в Четвертой политической теории, в Консервативной Революции и евразийстве, не только узнаваемые черты того режима, который существует в современном Иране на практике, но и некоторые новые черты, идеи, принципы и концепции. Это позволит расширить поле диалога политических кругов Ирана с другими силами – в России, странах СНГ и в иных цивилизационных контекстах. Сегодня альтернативу либерализму и американскому империализму ценностей, культурной гегемонии ищут лучшие умы во всем мире. И иранские интеллектуалы, философы, социологи и политологи, и российские - должны включаться в этот процесс активно, делиться опытом, обсуждать проекты, при необходимости критиковать друг друга, перенимать опыт, и тем самым совместно и общими усилиями строить совместно Четвертую политическую теорию. Ведь Четвертая политическая теория не есть что-то законченное, раз и навсегда созданное, завершенное. Мы стоим у истоков ее появления. И я убежден, что Иран, страна великих духовных гениев Шихабоддина Яхья Сохраварди, Фирдоуси, Молла Садра Ширази и аятоллы Хомейни внесет в становление этой теории свой важный вклад.
Эта книга сегодня активно переводится на разные языки мира, и служит началом дебатов, споров и философских и политологических дискуссий. В России она получила широкий общественный резонанс. В этом же ключе выдержана книга крупного французского философа Алена де Бенуа «Против либерализма. К Четвертой политической теории» . По проблемам Четвертой политической теории издается регулярный сборник Кафедрой Социологии международных отношений социологического факультета Московского государственного Университета им. М.В.Ломоносова; проходят симпозиумы, конференции и дискуссии. Надеюсь, что в дальнейшем в подобных мероприятиях будут принимать участие и политологи, философы и религиозные деятели из Ирана.
Автор выражает сердечную признательность Чрезвычайному и Полномочному Послу Исламской Республики Иран в России господину Реза Саджади за духовную поддержку, искреннюю дружбу и помощь в организации перевода этой книги и ее издании.
А.Г.Дугин
Доктор политических наук, заведующий кафедрой Социологии международных отношений Социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова,
Лидер Международного «Евразийского Движения»
Москва, 10.10.2011
(Предисловие к иранскому изданию)
Книга «Четвертая политическая теория», лежащая перед вами, посвящена анализу той ситуации, в которой мы оказались в 21 веке в области политических идеологий и философии политики. Ее отправной точкой является убеждение, что классические политические теории исчерпали себя и более не пригодны для ориентации в мире политики. Закончился ХХ век, завершилась эпоха того, что в социологии и политологии принято называть Модерном, то есть «современным миром». И вместе с этим иссякла энергия и притягательность большинства классических политических учений.
Для того чтобы понять насколько глубок кризис идеологий в нашем мире, мы предлагаем свести все многочисленные их разновидности к трем главным: либерализм, коммунизм и национализм (фашизм). Соответственно мы называем их (по очередности появления и оформления в законченные модели) первой, второй и третьей политическими теориями.
Судьба этих учений различна. Возникший первым либерализм сохранился до сих пор и претендует на то, что на сегодняшний день остается единственной общепринятой «универсальной» парадигмой, доминирующей в глобальном масштабе. Однако при этом, оставшись без традиционных идеологических соперников, либерализм качественно изменился и на глазах превращается в нечто иное. Это первая политическая теория и последняя, в то же время просуществовавшая дольше остальных.
Вторая политическая теория, марксизм, также уходящая корнями в Новое время, эпоху Просвещения и атеистическо-материалистическую культуру Запада, набрала силу к началу ХХ века, достигла апогея к середине этого века и резко сошла на нет к его концу. Марксизм составил серьезную альтернативу либерализму, но выиграть у него битву за современность не сумел. Тем самым марксизм оказался не тем, за что он себя выдавал и за что его принимали другие – это была не следующая за капитализмом политическая формация, социализм, а отклонение на пути движения капитализма к планетарному господству. Уже одно это требует от нас глубокого пересмотра марксизма и всей левой мысли с учетом нашего нынешнего знания о судьбе социалистических обществ в 21 веке.
Наконец, националистические режимы – фашизм в Италии, национал-социализм в Германии, франкизм в Испании и национал-синдикализм в Португалии – появились позднее остальных и просуществовали короткий срок, унеся вместе с собой в могилу свою теоретическую базу. Эпоха третьей политической теории оказалась самой короткой.
Но все эти три политические теории основывались на западно-европейских ценностях Модерна, взятых в разной комбинации и пропорциях. Все они несли в себе западно-центричный взгляд на мир, исходили из идей прогресса, эволюционизма, секуляризма, материализма и атеизма.
В конце 21 века течение Постмодернизма поставило под сомнение универсальность западных ценностей, обнаружив их противоречие с многообразием политических теорий и философских культур в других неевропейских обществах. Тем самым идейные основания классических политических теорий были подорваны. Рефлексии относительно их истоков привели к выводу о том, что их претензии на «очевидность» и «универсальность» являются фикциями и формами идейного колониализма. Область политической философии постепенно стала постепенно превращаться в вакуум. Отдельные авторы заговорили о том, что политика вообще должна постепенно отмереть, уступив место экономике. Это означало бы «конец истории» (Ф.Фукуяма).
В любом случае сегодня мы имеем дело с агонизирующей и все менее привлекательной либеральной теорией, связанной с американской гегемонией и глобализмом, у которой не осталось более никаких классических и разделяемых широкими средами альтернатив. Но в тоже время и сама эта теория на глазах распадается, становится противоречивой, утрачивает свою связность, свою энергетику, свою привлекательность. Именно это и стало главным импульсом для того, чтобы поставить вопрос о Четвертой политической теории – по ту сторону либерализма, коммунизма и национализма.
То, что моя книга выходит в Иране, стране, которую я искренне люблю и чьей древней духовной культурой давно восхищаюсь, имеет большое значение. Во-первых, я убежден, что сегодня как никогда важен русско-иранский диалог по самому широкому спектру вопросов – начиная с философии, богословия, социологии, геополитики, политологии. Наши страны оказались в сходных условиях в сложной структуре современного мира: и Иран и Россия отвергают глобализацию и однополярный американоцентричный мир; и Иран и Россия стоят за диалог культур и цивилизаций, убежденные в том, что только многополярное мировое устройство является справедливым; и Иран и Россия имеют древние самобытные культуры, сформировавшие уникальные и оригинальные ценностные системы, требующие защиты, сохранения и нового утверждения перед лицом универсализации, вестернизации и глобализации. У нас общие стратегические ориентиры и общие угрозы. Сама судьба и наше географическое положение толкают нас к тому, чтобы быть вместе. А это предполагает в первую очередь тесное общение и глубокий диалог интеллектуальных элит. Сближение должно начинаться с области духа, мысли, философии, тогда и на всех остальных более материальных уровнях выстроится гармония, взаимопонимание и сотрудничество.
Во-вторых, Иран не относится ни исторически, ни географически к западному миру, и, следовательно, всегда с сомнением относился и относится сегодня к импорту западных идеологий – секулярных, материалистических, атеистических и прагматических, противоречащих самому духу иранской духовной самобытной и глубоко религиозной культуры. Будучи центрально-азиатской страной с острым чувством собственного достоинства и своей уникальности, Иран не может не быть заинтересован в подрыве монополии на политическое мышление западно-европейских и американских политических систем и идеологий. Деколонизация предполагает не только избавление от внешнего административного управления и политического диктата, но и освобождение от чуждых и навязанных философий, политических и социальных историй, научных методологий, основывающихся на совершенно ином историческом опыте. Сегдня США ставят своей целью то, что американская военная доктрина называет Full Spectreum Domination, то есть «полно-спектровая доминация». Помимо полного господства на земле, на воде, в воздухе и в космическом пространстве вооруженных сил США, это включает в себя и управление умами людей, подчиненность определенным философским, гносеологическим и эпистемологическим парадигмам, сконструированным Западом и навязанным всем остальным. Все три классические политические теории и особенно либерализм являются продуктами именно такого конструирования и навязываются всему миру как одна из составляющих стратегии «полно-спектрового доминирования». Поэтому одна из задач освобождения от господства внешней силы это критическое осмысление и выкорчевывание политических теорий, созданных на Западе и служащих для целей духовной и культурной колонизации всех остальных обществ планеты.
В третьих, современный Иран, построенный после Июльской революции, представляет собой уникальное политическое явление, не вписывающееся по своим основным параметрам в три классические западные политические теории, которые разбираются в данной книге и отвергаются как неприемлемые и исчерпавшие свой потенциал. Это значит, что тот политический режим, который сложился в современном Иране, представляет собой на практике нечто, имеющее к Четвертой политической теории самое прямое отношение. Иранская религиозная демократия с акцентом на социальной справедливости и соучастии всего населения в управлении государством является уникальным примером того, чем могли бы быть политические режимы, относящиеся к Четвертой политической теории и в других странах.
Четвертая политическая теория отвергает Модерн в его секулярной, атеистической, индивидуалистической, материалистической версии. И предлагает снова обратиться к ценностям традиционного общества – к религии, богословию, идеалистической философии, общинности, органической коллективности и даже мистике. При этом отдельные чисто технические стороны Модерна – экономическое развитие, технологический рывок, создание мощной современной энергетики, системы массовых коммуникаций и т.д., напротив, активно приветствуется. Таким образом, это не просто возврат в прошлое, чистый консерватизм, хотя Четвертая политическая теория и относится к консервативным ценностям в целом позитивно, но еще и рывок в будущее. В основе Четвертой политической теории лежит не обращение к прошлому, но обращение к вечному: к вечным ценностям, к вечной жизни, к сохранению вечного миропорядка. А вечность равноудалена как от прошлого, так и от настоящего и будущего. Все типы времени равны перед лицом вечности.
И если что-то мы берем из прошлого, то что-то можем вполне конструировать, создавать заново. Консерватизм в религии, духовной культуре и обычаях, и модернистический рывок в сфере техники, социальной справедливости, экономического и энергетического развития. Это, скорее, Консервативная Революция.
И что же мы видим в современном Иране? Как раз нечто подобное: сочетание верности религиозным основам ислама и бурное экономическое развитие, древние иранские устои и мощную самостоятельную энергетику, вооруженные силы, средства коммуникации.
Есть, конечно, сегодня в Иране те, кто видят путь развития в странах Запада, в либерализме и вестернизации иранского общества. Мы в России прошли этот соблазн. И наш опыт показывает, что это дает очень слабые результаты, а стоит гигантской цены. СССР старался уничтожить религию, выкорчевать с корнем древний народный уклад, превратить крестьянство в городской пролетариат, превратить аграрную страну в индустриальную державу. Это удалось ценой колоссальных жертв. Но простояла эта грандиозная конструкция, созданная на гордыне и безбожии, совсем не долго. Затем наступил период либеральных реформ в 90-е годы 20 го века. Он привел к распаду страну, социальному расслоению и деградации общества. Так что Запад и модернизация ничего хорошего в Россию не приносили. Ничего не дадут они и Ирану. Напротив, сегодня Иран оказался в уникальном положении перед лицом глобального экономического кризиса именно благодаря политике его властей на самостоятельность, строгому следованию духовным и религиозным принципам, нормативам иранской культуры, проведению независимой линии в международных вопросах. Ставка на ценности Июльской революции и сплоченность вокруг религиозных и политических лидеров Ирана – залог успеха. Попытки уступить соблазнам вестернизации – путь в никуда. Это мое глубокое убеждение.
Вместе с тем, я надеюсь, что иранская интеллектуальная элита сможет увидеть в Четвертой политической теории, в Консервативной Революции и евразийстве, не только узнаваемые черты того режима, который существует в современном Иране на практике, но и некоторые новые черты, идеи, принципы и концепции. Это позволит расширить поле диалога политических кругов Ирана с другими силами – в России, странах СНГ и в иных цивилизационных контекстах. Сегодня альтернативу либерализму и американскому империализму ценностей, культурной гегемонии ищут лучшие умы во всем мире. И иранские интеллектуалы, философы, социологи и политологи, и российские - должны включаться в этот процесс активно, делиться опытом, обсуждать проекты, при необходимости критиковать друг друга, перенимать опыт, и тем самым совместно и общими усилиями строить совместно Четвертую политическую теорию. Ведь Четвертая политическая теория не есть что-то законченное, раз и навсегда созданное, завершенное. Мы стоим у истоков ее появления. И я убежден, что Иран, страна великих духовных гениев Шихабоддина Яхья Сохраварди, Фирдоуси, Молла Садра Ширази и аятоллы Хомейни внесет в становление этой теории свой важный вклад.
Эта книга сегодня активно переводится на разные языки мира, и служит началом дебатов, споров и философских и политологических дискуссий. В России она получила широкий общественный резонанс. В этом же ключе выдержана книга крупного французского философа Алена де Бенуа «Против либерализма. К Четвертой политической теории» . По проблемам Четвертой политической теории издается регулярный сборник Кафедрой Социологии международных отношений социологического факультета Московского государственного Университета им. М.В.Ломоносова; проходят симпозиумы, конференции и дискуссии. Надеюсь, что в дальнейшем в подобных мероприятиях будут принимать участие и политологи, философы и религиозные деятели из Ирана.
Автор выражает сердечную признательность Чрезвычайному и Полномочному Послу Исламской Республики Иран в России господину Реза Саджади за духовную поддержку, искреннюю дружбу и помощь в организации перевода этой книги и ее издании.
А.Г.Дугин
Доктор политических наук, заведующий кафедрой Социологии международных отношений Социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова,
Лидер Международного «Евразийского Движения»
Москва, 10.10.2011
Комментариев нет:
Отправить комментарий