08.06.2011

Человек и тюрьма

Не прошло и пятилетки с тех пор, как здесь обсудили книгу Владимира Ажиппо «Не зарекайся...», как в питерском Музее истории фотографии открывается выставка «Человек и тюрьма», которую вполне можно назвать иллюстративным рядом к вышеупомянутой познавательной книге. 



Что интересно, автор иллюстраций, то есть, извините, фоторабот — Александр Гляделов — живёт и работает там же, где и автор упомянутой книжки, на Украине. 

Автор вызывает искреннее уважение тем, что к объектам своей съёмки относится предельно корректно, и работает над выбранной темой в глобальном масштабе, не ограничиваясь национальными границами. 

Эпизод 1 
Это было ровно семь лет назад. Я вышел из проходной колонии №16, закончив съёмки на этот день, и вообще в этом месте. В конце проезда, у угла бетонного забора, стояла, опершись на две палки, старушка. Я постарался медленнее пройти мимо. Идущий следом расконвоированный обогнал меня, наклонился к ней и сказал: «Я видел, он уже получает документы. Скоро выйдет... 

Эпизод 2 
Меня вели по посёлку Мариал-Лу в Южном Судане, показывая, что там и как. Дальше предстояло ходить одному. Между делом решили представить главе местной администрации, и мы свернули к его офису — плетёной хижине, и прошли мимо здешней тюрьмы, — дерева, к которому цепью за ногу был прикован парень лет двадцати. Он лежал на красноватой земле и смотрел мне в глаза, а от щиколотки к дереву тянулась цепь толщиной в руку... 

Эпизод 3 
В конце одна тысяча девятьсот девяносто седьмого года, в аккурат на католическое Рождество, я приехал к другу в Литву. У нас были великие планы, и мы шумно обсуждали их, вызывая уважительные взгляды барменов и посетителей в многочисленных вильнюсских кафе и кабачках. И как-то в вечернем троллейбусе он рассказал мне историю о своём знакомом. То был молодой вильнюсский интеллигент, диссидент из последнего поколения боровшихся за свободу Литвы. Сел в восьмидесятых и вышел в их конце, когда от политических освобождали мордовские лагеря. Вышел уже практически в свободную Литву, за которую и боролся. Помыкался пару лет и покончил с собой, оставив записку: «Я был свободен в тюрьме, а среди вас не могу».

Морали выводить смысла нет: не думаю, что для кого-то запечатлённая в фотографиях Гляделова жизнь покажется привлекательной. Крайне сомнительно, что кто-то захочет составить компанию героям его снимков. Но — «Не зарекайся...». 



Перед походом на выставку рекомендую освежить в памяти книгу Владимира Ажиппо.
http://photo.oper.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий