Британский музей – один из крупнейших музеев мира. В нем собраны коллекции произведений искусства мастеров Древнего Египта, античной Греции, античного Рима, изделия средневековых умельцев Европы и Азии, монеты и рисунки, гравюры, этнографические экспонаты. Музейные экспозиции выставлены в 94 галереях общей протяженностью более 4 км.
Музей был создан в 1753 году на основе частной коллекции врача, естествоиспытателя и коллекционера Ханса Слоуна (1660-1753). Его собрание насчитывало более 71 тысячи предметов – коллекция монет, античных гемм, старинных манускриптов, скульптуры, а также чучела животных, птиц, гербарий. Свою коллекцию Слоун завещал народу при условии, что его наследники получат за нее 20 тыс. фунтов. В случае отказа коллекция переходила к иностранным исследовательским центрам.
Король Георг II был в этом не заинтересован, однако благодаря усилиям спикера британского парламента Артура Онслоу коллекция была приобретена. Для распоряжения коллекцией была создана большая группа попечителей и 7 июня 1753 года специальным актом парламента был учрежден Британский музей.
15 января 1759 года музей официально был открыт для всех «любопытных и любящих науку».
В 1754 году Британский музей приобрел Монтегю Хаус в Блумсбери, где и находится по сегодняшний день. Первоначальный особняк был построен еще в XVII веке, в 1676 году архитектором Робертом Хуком (1635-1703) для герцога Ральфа Монтегю. Во время пожара в 1686 году дом был уничтожен. Восстановил его французский архитектор Пьер Пюже. Построенный в стиле барокко, особняк считался одним из самых великолепных и роскошных зданий Лондона.
Музей с первого дня своего существования проводит активную политику по обогащению своих фондов. Кроме собрания Слоуна в фонды музея вошла приобретенная в 1700 году коллекция манускриптов, книги, античные монеты, медали, старинные гравюры и рисунки, этнографические экспонаты.
В 1757 году король Георг II жаловал музею старинную библиотеку, на протяжении многих веков принадлежащую монархам Англии.
Одним из первых приобретенных экспонатов стала коллекция греческих ваз Вильяма Гамильтона, которая была куплена в 1772 году.
Среди последующих приобретений наиболее примечательными были Розеттский камень и другие предметы из Египта (1802), коллекция классических скульптур Таунли (1805), скульптуры Парфенона, известные как элгиновские мраморы (1816).
Для своего времени Британский музей был новым и прогрессивным учреждением.
Управление им было поручено совету доверенных попечителей, которые несли ответственность перед парламентом. Коллекции музея принадлежат народу. Все желающие получили возможность посещать читальный зал библиотеки.
В течение XIX века количество посетителей музея значительно возросло благодаря активной просветительской работе учреждения. Публикуется серия подробных каталогов музея, читаются публичные лекции, расширяются экспозиции. Первый каталог коллекций, опубликованный в 1808 году, выдержал 60 изданий.
К началу XIX века помещений Монтегю Хаус уже не хватает для значительно расширившихся коллекций. В 1802 году попечители музея создали специальный строительный Комитет для разработки плана по расширению Британского музея. Первая пристройка – галерея Таунли – была сооружена в 1804-1808 гг. по проекту архитектора Джорджа Саундерса (1762-1839). Здесь разместились коллекции Чарльза Таунли, а также были перенесены египетские древности.
В 1823 году король Георг IV даровал музею коллекцию книг своего отца. Специально для Королевской библиотеки на протяжении 30 лет строилось новое здание по проекту сэра Роберта Смайрка (1780-1867) в стиле греческого возрождения. На сегодняшний день в библиотеке Британского музея хранится свыше 7 млн. печатных книг, около 105 тысяч рукописей, около 100 тысяч хартий и грамот, свыше 3 тысяч папирусов.
Королевская библиотека
С 1827 года достраивались дополнительные помещения для классических скульптур и ассирийских древностей. В 1854-1857 гг. проводились работы по расширению читальных залов библиотеки. В 1880 году коллекции естественной истории были перенесены в новое здание в Южном Кенсингтоне, которое позже станет Музеем естественной истории.
В 1882-1885 гг. по проекту Джона Тейлора (1833-1912) к музею было достроено т.н. Белое крыло. В 1907 году был заложен первый камень в основание галерей короля Эдварда VII, которые были открыты уже королем Георгом V и королевой Мэри в 1914 году. В 1931 году началось возведение новых галерей для скульптур Парфенона (архитекторы Джозеф Дювин, Джон Рассел Поуп), которые были открыты лишь в 1962 году, так как были сильно повреждены во время Второй мировой войны. В 1975-1978 гг. для более комфортного пребывания посетителей было построено Новое крыло, в котором разместись новые выставочные залы, ресторан, административные помещения.
На сегодняшний день в музее существует 10 отделов (доисторический, египетский, греческий, средневековый, нумизматический и др.).
Наиболее богатый раздел египетской коллекции – монументальная пластика Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.): Гранитная голова Тутмоса III, две Фигуры Аменхотепа III из черного гранита, скульптура фараона Рамсеса II, каменные саркофаги, изваяния богов.
При входе в один из залов выставлен Розеттский камень (около 196 г. до. н.э.) с высеченным текстом декрета в честь царя Птолемея V. Благодаря надписи, дважды повторяющей текст различными системами египетской письменности и переводом на греческий язык Жан-Франсуа Шампольон (1790-1832) расшифровал египетские иероглифы.
Розеттский камень
В египетской коллекции хранятся папирусы, на которых записаны литературные произведения, богословские сочинения, религиозные гимны, научные трактаты, юридические документы. Одним из самым известных папирусов является Книга мертвых – свод магических заклинаний, включавший более 180 глав.
В отделе древностей Передней Азии собраны памятники древних цивилизаций Ближнего Востока, Шумера, Аккада, Вавилонии, Хеттского царства, Ассирии, Урарту, Сирии, Палестины, Финикии, Южной Аравии, Древнего Ирана.
Здесь хранится самая большая в мире коллекция глиняных табличек с клинописными текстами (более 150 тысяч), охватывающими все стороны жизни Месопотамии III-I тысячелетий до н.э. Всемирно известна Ниневийская библиотека царя Ашшурбанапала (VII в. до н.э.), которая содержит около 20 тысяч табличек различного содержания.
Отдел восточных памятников экспонирует произведения искусства ближневосточных стран: керамика, стекло, резная кость VIII–XIX вв. – бронзовый кувшин из Мосула (1232), Стеклянная бутыль паломника из Сирии (ок. 1250), керамическая лампада из мечети в Иерусалиме (1549), турецкие фаянсовые чаши (XVI в.).
Художественную культуру Индии представляют собрание скульптур, рельефные плиты, храмовые статуи: Голова Будды из Гандхары (III в.), рельеф из Ориссы (XII–XIII вв.), статуэтка богини Парвати (XV–XVI вв.), Сидящий бодхисатва (VIII в.), бронзовые фигурки (IV–XI вв.).
Искусство Китая – это бронзовые ритуальные сосуды (II–I тыс. до н.э.), изделия из кости, золота, нефрита, резного лака, знаменитая коллекция фарфора: ваза Цветущая слива (XI–XII вв.), Лаковая туалетная коробка (I в.), Бронзовый колокол (ок. 500 до н.э.) и др.
Искусство Японии представлено разнообразной и большой коллекцией гравюр, живописных ширм, нэцкэ, сосудов из красного лака, фарфора.
Искусство древней Греции и древнего Рима представлено монументальными скульптурами, рельефами, керамическими изделиями. Так, в музее хранятся элементы скульптурных украшений Парфенона, созданные Фидием (ок. 490 г. до н.э), чернофигурная амфора Эксекия (ок. 525 г. до н.э.), Панафинейская амфора (конец V в. до н.э.), бюст императора Адриана (117-138 гг.), Портлендская ваза из двухслойного непрозрачного стекла (ок. 25 г.).
Отдел доисторических древностей и памятников Римской Британии охватывает демонстрирует: Бронзовые сосуды (V–IV вв. до н.э.), Двурогий шлем (I в.), Бронзовое зеркало из Десборо (I в.), Бронзовый щит (I в.), уникальный Клад серебра из Милденхолла (IV в.), состоящий из 34 предметов, воинские доспехи и т.д.
Музей располагает большой нумизматической коллекцией – от первых монет (VII в. до н.э.) до современности: греческие монеты (ок. 650–600 до н.э.) из электра (естественный сплав золота и серебра), в 1438 г. Пизанелло (ок. 1380–1455) отлил первую портретную Медаль императора Византии Иоанна Палеолога.
Экспонируется Медаль с изображением Елизаветы I (1589), Медаль с изображением Генриха VIII (ок. 1565), а также серия медалей, посвященных важнейшим историческим событиям Англии.
Собрание гравюр, рисунков, картин Британского музея по величине и художественной ценности стоит в одном ряду с крупнейшими собраниями Лувра: большой картон Микеланджело Святое семейство (ок. 1550), огромная ксилография Дюрера Триумфальная Арка (1515), Изобилие (1444/5–1510) Сандро Боттичелли. Представлены полотна Микеланджело Буонаротти, Рафаэля Санти, Антониса ван Дейка, Питера Пауля Рубенса, Рембрандта Ван Рейна, Джона Констебла, Томаса Гейнсборо, Винсента Ван Гога и многих других.
За более чем 250-летнюю историю своего существования Британский музей увеличил количество посетителей от 5 тысяч в 1759 году до 5 миллионов в год на сегодняшний день.
Справочная информация: музей работает с 10.00 до 17.30, вход свободный.
Музей был создан в 1753 году на основе частной коллекции врача, естествоиспытателя и коллекционера Ханса Слоуна (1660-1753). Его собрание насчитывало более 71 тысячи предметов – коллекция монет, античных гемм, старинных манускриптов, скульптуры, а также чучела животных, птиц, гербарий. Свою коллекцию Слоун завещал народу при условии, что его наследники получат за нее 20 тыс. фунтов. В случае отказа коллекция переходила к иностранным исследовательским центрам.
Король Георг II был в этом не заинтересован, однако благодаря усилиям спикера британского парламента Артура Онслоу коллекция была приобретена. Для распоряжения коллекцией была создана большая группа попечителей и 7 июня 1753 года специальным актом парламента был учрежден Британский музей.
15 января 1759 года музей официально был открыт для всех «любопытных и любящих науку».
В 1754 году Британский музей приобрел Монтегю Хаус в Блумсбери, где и находится по сегодняшний день. Первоначальный особняк был построен еще в XVII веке, в 1676 году архитектором Робертом Хуком (1635-1703) для герцога Ральфа Монтегю. Во время пожара в 1686 году дом был уничтожен. Восстановил его французский архитектор Пьер Пюже. Построенный в стиле барокко, особняк считался одним из самых великолепных и роскошных зданий Лондона.
Музей с первого дня своего существования проводит активную политику по обогащению своих фондов. Кроме собрания Слоуна в фонды музея вошла приобретенная в 1700 году коллекция манускриптов, книги, античные монеты, медали, старинные гравюры и рисунки, этнографические экспонаты.
В 1757 году король Георг II жаловал музею старинную библиотеку, на протяжении многих веков принадлежащую монархам Англии.
Одним из первых приобретенных экспонатов стала коллекция греческих ваз Вильяма Гамильтона, которая была куплена в 1772 году.
Среди последующих приобретений наиболее примечательными были Розеттский камень и другие предметы из Египта (1802), коллекция классических скульптур Таунли (1805), скульптуры Парфенона, известные как элгиновские мраморы (1816).
Для своего времени Британский музей был новым и прогрессивным учреждением.
Управление им было поручено совету доверенных попечителей, которые несли ответственность перед парламентом. Коллекции музея принадлежат народу. Все желающие получили возможность посещать читальный зал библиотеки.
В течение XIX века количество посетителей музея значительно возросло благодаря активной просветительской работе учреждения. Публикуется серия подробных каталогов музея, читаются публичные лекции, расширяются экспозиции. Первый каталог коллекций, опубликованный в 1808 году, выдержал 60 изданий.
К началу XIX века помещений Монтегю Хаус уже не хватает для значительно расширившихся коллекций. В 1802 году попечители музея создали специальный строительный Комитет для разработки плана по расширению Британского музея. Первая пристройка – галерея Таунли – была сооружена в 1804-1808 гг. по проекту архитектора Джорджа Саундерса (1762-1839). Здесь разместились коллекции Чарльза Таунли, а также были перенесены египетские древности.
В 1823 году король Георг IV даровал музею коллекцию книг своего отца. Специально для Королевской библиотеки на протяжении 30 лет строилось новое здание по проекту сэра Роберта Смайрка (1780-1867) в стиле греческого возрождения. На сегодняшний день в библиотеке Британского музея хранится свыше 7 млн. печатных книг, около 105 тысяч рукописей, около 100 тысяч хартий и грамот, свыше 3 тысяч папирусов.
Королевская библиотека
С 1827 года достраивались дополнительные помещения для классических скульптур и ассирийских древностей. В 1854-1857 гг. проводились работы по расширению читальных залов библиотеки. В 1880 году коллекции естественной истории были перенесены в новое здание в Южном Кенсингтоне, которое позже станет Музеем естественной истории.
В 1882-1885 гг. по проекту Джона Тейлора (1833-1912) к музею было достроено т.н. Белое крыло. В 1907 году был заложен первый камень в основание галерей короля Эдварда VII, которые были открыты уже королем Георгом V и королевой Мэри в 1914 году. В 1931 году началось возведение новых галерей для скульптур Парфенона (архитекторы Джозеф Дювин, Джон Рассел Поуп), которые были открыты лишь в 1962 году, так как были сильно повреждены во время Второй мировой войны. В 1975-1978 гг. для более комфортного пребывания посетителей было построено Новое крыло, в котором разместись новые выставочные залы, ресторан, административные помещения.
На сегодняшний день в музее существует 10 отделов (доисторический, египетский, греческий, средневековый, нумизматический и др.).
Наиболее богатый раздел египетской коллекции – монументальная пластика Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.): Гранитная голова Тутмоса III, две Фигуры Аменхотепа III из черного гранита, скульптура фараона Рамсеса II, каменные саркофаги, изваяния богов.
При входе в один из залов выставлен Розеттский камень (около 196 г. до. н.э.) с высеченным текстом декрета в честь царя Птолемея V. Благодаря надписи, дважды повторяющей текст различными системами египетской письменности и переводом на греческий язык Жан-Франсуа Шампольон (1790-1832) расшифровал египетские иероглифы.
Розеттский камень
В египетской коллекции хранятся папирусы, на которых записаны литературные произведения, богословские сочинения, религиозные гимны, научные трактаты, юридические документы. Одним из самым известных папирусов является Книга мертвых – свод магических заклинаний, включавший более 180 глав.
В отделе древностей Передней Азии собраны памятники древних цивилизаций Ближнего Востока, Шумера, Аккада, Вавилонии, Хеттского царства, Ассирии, Урарту, Сирии, Палестины, Финикии, Южной Аравии, Древнего Ирана.
Здесь хранится самая большая в мире коллекция глиняных табличек с клинописными текстами (более 150 тысяч), охватывающими все стороны жизни Месопотамии III-I тысячелетий до н.э. Всемирно известна Ниневийская библиотека царя Ашшурбанапала (VII в. до н.э.), которая содержит около 20 тысяч табличек различного содержания.
Отдел восточных памятников экспонирует произведения искусства ближневосточных стран: керамика, стекло, резная кость VIII–XIX вв. – бронзовый кувшин из Мосула (1232), Стеклянная бутыль паломника из Сирии (ок. 1250), керамическая лампада из мечети в Иерусалиме (1549), турецкие фаянсовые чаши (XVI в.).
Художественную культуру Индии представляют собрание скульптур, рельефные плиты, храмовые статуи: Голова Будды из Гандхары (III в.), рельеф из Ориссы (XII–XIII вв.), статуэтка богини Парвати (XV–XVI вв.), Сидящий бодхисатва (VIII в.), бронзовые фигурки (IV–XI вв.).
Искусство Китая – это бронзовые ритуальные сосуды (II–I тыс. до н.э.), изделия из кости, золота, нефрита, резного лака, знаменитая коллекция фарфора: ваза Цветущая слива (XI–XII вв.), Лаковая туалетная коробка (I в.), Бронзовый колокол (ок. 500 до н.э.) и др.
Искусство Японии представлено разнообразной и большой коллекцией гравюр, живописных ширм, нэцкэ, сосудов из красного лака, фарфора.
Искусство древней Греции и древнего Рима представлено монументальными скульптурами, рельефами, керамическими изделиями. Так, в музее хранятся элементы скульптурных украшений Парфенона, созданные Фидием (ок. 490 г. до н.э), чернофигурная амфора Эксекия (ок. 525 г. до н.э.), Панафинейская амфора (конец V в. до н.э.), бюст императора Адриана (117-138 гг.), Портлендская ваза из двухслойного непрозрачного стекла (ок. 25 г.).
Отдел доисторических древностей и памятников Римской Британии охватывает демонстрирует: Бронзовые сосуды (V–IV вв. до н.э.), Двурогий шлем (I в.), Бронзовое зеркало из Десборо (I в.), Бронзовый щит (I в.), уникальный Клад серебра из Милденхолла (IV в.), состоящий из 34 предметов, воинские доспехи и т.д.
Музей располагает большой нумизматической коллекцией – от первых монет (VII в. до н.э.) до современности: греческие монеты (ок. 650–600 до н.э.) из электра (естественный сплав золота и серебра), в 1438 г. Пизанелло (ок. 1380–1455) отлил первую портретную Медаль императора Византии Иоанна Палеолога.
Экспонируется Медаль с изображением Елизаветы I (1589), Медаль с изображением Генриха VIII (ок. 1565), а также серия медалей, посвященных важнейшим историческим событиям Англии.
Собрание гравюр, рисунков, картин Британского музея по величине и художественной ценности стоит в одном ряду с крупнейшими собраниями Лувра: большой картон Микеланджело Святое семейство (ок. 1550), огромная ксилография Дюрера Триумфальная Арка (1515), Изобилие (1444/5–1510) Сандро Боттичелли. Представлены полотна Микеланджело Буонаротти, Рафаэля Санти, Антониса ван Дейка, Питера Пауля Рубенса, Рембрандта Ван Рейна, Джона Констебла, Томаса Гейнсборо, Винсента Ван Гога и многих других.
За более чем 250-летнюю историю своего существования Британский музей увеличил количество посетителей от 5 тысяч в 1759 году до 5 миллионов в год на сегодняшний день.
Справочная информация: музей работает с 10.00 до 17.30, вход свободный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий